Владимир Калуцкий. Посольство в Прилепы

Владимир Калуцкий. Посольство в Прилепы

Под скрип тысяч осей, под рёв верблюдов и быков, в тучах выбитой миллионами копыт пыли подходили к Тихой Сосне тумены Мамая. Упершись в водную преграду,движение теряло форму, расплескалась по северному берегу, и коршуну из под солнца казалось, что жидкая капля из людей, повозок и скота внизу растеклась неровной линией.


Мамай терял темп. Злой с плохого сна в походном гамаке, он распекал теперь итальянских инженеров, которые обещали устроить переправу до подхода войска — и не управились.
Темник добавил им три сапёрных сотни и тут поймал себя на том, что не торопится перейти реку.
Его держали вести из Великого княжества Литовского, от Ягайлы. Вернее — то, что никаких вестей не было.
Дурной знак, если учесть,что послов и подарки Ягайло принял ещё в прошлом декабре. И здесь, за Тихой Сосной, откуда открывался прямой путь на Москву, литовский князь обещался ждать Мамая малым войском. С тем, что главная его рать подтянется к общему походу на Оке.
И вот Ягайлы нету.
Мамай пил кумыс, приправленный конской кровью,и становился всё злее.В походном гареме его всё притихло. Знали, что в таком настроении выберет одну и засечёт в смерть волосяным бичом.
Ближе к вечеру вызвал темник племянника Шавката. Доверял ему, как себе. Шавкат по отцу племянник, а по матери чингизит. Темник держал Шавката рядом, как подтверждение собственных прав на ханское величие. Держа в руках измочаленный после гарема бич, утомлённый Мамай опустился на подушки. Похлопал ладонью рядом. Шавкат сел.
-Теперь слушая меня, и не говори, что не слышал.Аллах велик, но боюсь, что и и его власти не хватит покарать обманщика Ягайло. И думаю я, что окончательно склонить литовского князя к союзу можно только деньгами. Вот что я тебе скажу, сын моего брата. Бери самого верного слугу, вьючных коней коней, и скачи в Литву. Отвезешь Ягайле бочонок золотых монет угорской да греческой чеканки, да два бочонка багдадского и персидского серебра. Дело тайное. Будем знать только я, да ты, да Ягайло. Своего человека убьешь в Литве, ему ничего не сказывай.Грамоту писать не стану, на словах передашь, что на Москве его войску ни в чем стеснения не будет . Половину города на поток и разграбление отдам ему.С быкы, вельблуды и девкы. Ступай и храни тебя Всевышний.
Через пару часов от табора отделился крошечный отряд о двух человек и шести лошадях. Две сменные рабочие, четыре сменные скаковые. Сумеречный аравийский дервиш услышал стук копыт, приподнялся из высокой травы и глянул вслед. Опытным глазом отметил, что вьючный конь понёс с двух боков равновеликий груз.Так может висеть перемёт с золотом и серебром.
И Мамаю осталось ждать. Пока наладится переправа , да пока этот вавилон переберется на ту сторону, подоспеет и Ягайло. Аллах тому порукой.
А Шавкат и слуга не стали переправляться через реку. Они пошли к Осколу, чтобы вдоль его степного берега подняться к Курску , а там уже Литва…
Золотоноши не знали, что еще с минувшей осени Московский князь Дмитрий Иванович по всей Северской Земле выставил тайные сторожи. И по реке Усерду тож.
Тут шумели вековые леса,по которым ещё виднелись просеки, сделанные строителями загадочных Змиевых валов.Такую просеку и перекрыла сторожа московского ратного полусотника Фиона Растрепина. А у Шавката иного пути не было, как прямо в руки русских порубежников.
Надо сказать, что Фион Растрёпин и его люди тут откровенно скучали. Нет, они для начала все сделали верно. Вырыли большущую яму-ловушку, обустроили на деревьях дозорные полати. Но когда день за днем ничего не происходит, и только зверьё шмыгает по лесу, время от времени срывая лУковые самострелы — от тоски можно удавиться.
Играли в кости,а к весне наладились по одному бегать в селение бродников, что в трёх верстах. Бродники — люди безобидные, со Змиевых валов тут живут. Нашей веры и языка, и жёнки у них ладные…
… Шавкат распознал ловушку, когда вьючный конь провалился в яму.Конь заржал на весь лес, ему ответили лошади отряда.Опытный степняк сразу понял свою безысходность. И он знал, что у него теперь почти нет времени до появления людей.
Вместо со слугой они завалили в яму всех коней и в шесть точных выстрелов умертвили их.Короткими заступами откопали углубление и уложили туда садыки с зарядом,свои кошели с монетами.
И мигом закопали, уложив дерн на место.
А тут и Фион со товарищи подоспели.Люди тоже опытные. Сразу допрос. Шавкат в ответ: мы-де дозорный чамбул, ни о чём не ведаем, и ничего у нас нету.А что кони наши в яму упали, так мы их и поубивали из жалости. Да сами гляньте.
Русские глянули. Лежат в яме дохлые лошади. Леший их разберёт — сколько там?
Да и кому оно надо?
Так и засыпали землёй.
А Шавката со слугой убили. Жестокий век, жестокие сердца.Спасибо — схоронили по-человечески.
Впрочем, дальше моя история всем известна. Как Мамай не дождался ни Шавката, ни Ягайлу. И чем она вообще, затея с походом, для него кончилась. Да вы почитайте — на сей счет много книг написано.
Хотя…
…история моя на том не оборвалась. Недалеко от Прилеп,прошлым летом два пытливых следопыта с металлоискателями на лесной просеке, помнящей очертаниями ещё строителей Змиевых валов, натолкнулись на клад. Воинское железо, стремена, и две горстки монет. Динары багдадских халифов, персидское серебро.Личные кошели чингизида Шавката и его слуги.
С позволения следопытов я привожу здесь снимки части клада.
Конечно, мне бы очень хотелось, чтобы артефакты сии оказались в краеведческом музее. Да следопыты и обещали часть их передать нашему хранилищу древностей
Вот теперь всё.
…или не всё?

Материалы Владимира Калуцкого на «Литературный коллайдер»

  1. Что год грядущий нам готовит?..
  2. Владимир Калуцкий. По законам Астравидии
  3. Владимир Калуцкий. ЛЕГЕНДА О БОГАТЫРСКОМ СПОРЕ
  4. Владимир Калуцкий. ЛЕГЕНДА О КРЫЛЬЯХ
  5. Владимир КАЛУЦКИЙ. И КОРЗИНКА ЧЁРТОВЫХ ЯБЛОК
  6. Владимир КАЛУЦКИЙ. ПРИРУЧИТЬ ДРАКОНА
  7. Владимир Калуцкий. Посольство в Прилепы