Наступление нового учебного года затрагивает практически всех, все мы либо учимся, либо преподаем, но даже если ни первое, ни второе, все равно то, что происходит в сфере образования, прямо или косвенно отразится на всем обществе.
Редакция обратилась к представителям разных профессий с тремя одинаковыми вопросами, чтобы узнать мнение о нынешней российской системе образования:
- Ваше отношение к отставке накануне учебного года министра образования Д.Ливанова?
- Что может произойти с образованием в России в ближайший период?
- Какие по-настоящему действенные реорганизационные меры необходимо принять в отношении системы образования?
Наталья Мостицкая, кандидат культурологии, доцент, докторант МГИК, автор более 50 научных работ (г.Москва):
- Отставку Ливанова считаю своевременным кадровым решением.
- Прогнозировать не берусь, но, как всякий оптимист, надеюсь на разумные действия нового министра, в частности в подборе работающей и профессиональной команды.
- Реформирование бюрократической структуры, акцент на воспитательных и образовательных задачах, а не на экономике и маркетинговых стратегиях.
Владимир Калуцкий, писатель, историк (г.Бирюч):
- Увольнение министра дремучего образования − это хорошо. Назначение министра пещерного образования − это плохо.
- В ближайшие годы система образования будет стремительно деградировать.
- Для настоящих изменений в сфере образования нужно, чтобы они происходили не в депрессивном, а в активном сообществе.
Сергей Цветков, политолог, историк, социолог (Г.Москва):
- Отставка Ливанова − дело хорошее. Но разве Ливанов определял развитие науки и образования в стране? Он − простой исполнитель, а заказчики данного направления сидят в других кабинетах.
- Если не произойдут кардинальные изменения во властных структурах, то проблемы в системе образования только усугубятся. Кроме того, необходимо отменить ЕГЭ, т.к. посредством его в лучшие вузы страны хлынул поток с Кавказа, где экзамены полностью фальсифицированы. Такая политика закрывает для талантливых детей из других регионов путь к хорошему образованию.
- Вернуться к системе образования, какой она была в царской империи. На мой взгляд, это лучшая система образования в мире. Естественно, необходимо сделать поправку на время, в том числе усилить гуманитарную составляющую программы, которая более других способствует развитию мышления.
Сергей Галиченко, главный редактор издательства РОСА и литературно-публицистической газеты «Правда жизни» (г. Старый Оскол):
- Несмотря на то, что смена министра произошла накануне нового учебного года, я считаю, что она целесообразна, так как исправляет изначально неверное решение по назначению Ливанова на эту должность. Вполне возможно, что он хороший узкопрофильный специалист. Однако система образования огромного государства − это не кафедра и даже не институт и, уж тем более не коммерческое предприятие, которое нужно сделать конкурентоспособным на международном рынке. Образование − это фундамент для сохранения и развития национальной культуры, творческого потенциала личности, формирования мировоззрения.
- Фигура министра, конечно, значимая, но не решающая, так как «короля делает его свита». Возможно, если бы у Ливанова были другие советники, помощники, заместители, специалисты и прочее, то и вектор развития образования был бы иным. Но он не захотел услышать тех, кто уже давно работал в этой сфере, кто имел иную точку зрения, а просто принялся формировать свою команду. Кстати, это уже стало повсеместным явлением при перемещении чиновников в структуре государственного управления. Современные чиновники и политики в совершенстве освоили искусство демагогии и могут «объяснять необходимость глобальной модернизации» системы образования, ничего при этом не меняя. Но, тем не менее, уже стало невозможным не реагировать на общественное мнение. Поэтому перемены, в том числе и в системе образования, будут происходить в направлении развития среднего технического и среднего специального обучения и возвращения к единым учебным программам в общеобразовательной школе.
- Прежде всего, нужно вернуть школе развивающие функции, помогающие ребенку раскрыть свой творческий потенциал; сориентировать его на будущую профессию с учетом индивидуальных способностей. Ликвидировать формализм в системе образования, сократив бумажную отчетность. Профориентацию необходимо сделать обязательной составляющей образовательного процесса на государственном уровне. Фактически, чтобы мы там не говорили, но советская система образования и на сегодняшний день является наиболее эффективной. Выпускник учебного заведения не должен выходить с дипломом в свободное плавание. Необходимо вернуть распределение выпускников для обязательной отработки на конкретных предприятиях.