Что год грядущий нам готовит?..

Что год грядущий нам готовит?..

Наступление нового учебного года затрагивает практически всех, все мы либо учимся, либо преподаем, но даже если ни первое, ни второе, все равно то, что происходит в сфере образования, прямо или косвенно отразится на всем обществе.

Редакция обратилась к представителям разных профессий с тремя одинаковыми вопросами, чтобы узнать мнение о нынешней российской системе образования:

  1. Ваше отношение к отставке накануне учебного года министра образования Д.Ливанова?
  2. Что может произойти с образованием в России в ближайший период?
  3. Какие по-настоящему действенные реорганизационные меры необходимо принять в отношении системы образования?

Наталья Мостицкая, кандидат культурологии, доцент, докторант МГИК, автор более 50 научных работ (г.Москва):

Что год грядущий нам готовит?..
    Наталья Мостицкая
    1. Отставку Ливанова считаю своевременным кадровым решением.
    2. Прогнозировать не берусь, но, как всякий оптимист, надеюсь на разумные действия нового министра, в частности в подборе работающей и профессиональной  команды.
    3. Реформирование бюрократической структуры, акцент на воспитательных и образовательных задачах, а не на экономике и маркетинговых стратегиях.

    Владимир Калуцкий, писатель, историк (г.Бирюч):

    Что год грядущий нам готовит?..
      Владимир Калуцкий
      1. Увольнение министра дремучего образования − это хорошо. Назначение министра пещерного образования − это плохо.
      2. В ближайшие годы система образования будет стремительно деградировать.
      3. Для настоящих изменений в сфере образования нужно, чтобы они происходили не в депрессивном, а в активном сообществе.

      Сергей Цветков, политолог, историк, социолог (Г.Москва):

      1. Отставка Ливанова − дело хорошее. Но разве Ливанов определял развитие науки и образования в стране? Он − простой исполнитель, а заказчики данного направления сидят в других кабинетах.
      2. Если не произойдут кардинальные изменения во властных структурах, то проблемы в системе образования только усугубятся. Кроме того, необходимо отменить ЕГЭ, т.к. посредством его в лучшие вузы страны хлынул поток с Кавказа, где экзамены полностью фальсифицированы. Такая политика закрывает для талантливых детей  из других регионов путь к хорошему образованию.
      3. Вернуться к системе образования, какой она была в царской империи. На мой взгляд, это лучшая система образования в мире. Естественно, необходимо сделать поправку на время, в том числе усилить гуманитарную составляющую  программы, которая более других способствует развитию мышления.

      Сергей Галиченко, главный редактор издательства РОСА и литературно-публицистической газеты «Правда жизни» (г. Старый Оскол):

      Что год грядущий нам готовит?..
        Сергей Галиченко
        1. Несмотря на то, что смена министра произошла накануне нового учебного года, я считаю, что она целесообразна, так как исправляет изначально неверное решение по назначению Ливанова на эту должность. Вполне возможно, что он хороший узкопрофильный специалист. Однако система образования огромного государства − это не кафедра и даже не  институт и, уж тем более не коммерческое предприятие, которое нужно сделать конкурентоспособным на международном рынке. Образование − это фундамент для сохранения и развития национальной культуры, творческого потенциала личности, формирования мировоззрения.
        2. Фигура министра, конечно, значимая, но не решающая, так как «короля делает его свита». Возможно, если бы у Ливанова были другие советники, помощники, заместители, специалисты и прочее, то и вектор развития образования был бы иным. Но он не захотел услышать тех, кто уже давно работал в этой сфере, кто имел иную точку зрения, а просто принялся формировать свою команду. Кстати, это уже стало повсеместным явлением при перемещении чиновников в структуре государственного управления. Современные чиновники и политики в совершенстве освоили искусство демагогии и могут «объяснять необходимость глобальной модернизации» системы образования, ничего при этом не меняя. Но, тем не менее, уже стало невозможным не реагировать на общественное мнение. Поэтому перемены, в том числе и в системе образования, будут происходить в направлении развития среднего технического и среднего специального обучения и возвращения к единым учебным программам в общеобразовательной школе.
        3. Прежде всего, нужно вернуть школе развивающие функции, помогающие ребенку раскрыть свой творческий потенциал;  сориентировать его на будущую профессию с учетом индивидуальных способностей. Ликвидировать формализм в системе образования, сократив бумажную отчетность. Профориентацию необходимо сделать обязательной составляющей образовательного процесса на государственном уровне. Фактически, чтобы мы там не говорили, но советская система образования и на сегодняшний день является наиболее эффективной. Выпускник учебного заведения не должен выходить с дипломом в свободное плавание. Необходимо вернуть распределение выпускников для обязательной отработки на конкретных предприятиях.