Юрий Николаев. Путешествие за грань и обратно

    Каждый художник, если он не лишен таланта, оставляет после себя яркое впечатление… Юрий Николаев создает такое впечатление, которое хочется запомнить и выразить словами… Художник — это создатель своего мира, преображенного его видением, восприятием, красками и оттенками окружающей действительности… Не соперничая с Богом в масштабах создания, он тоже творит, и его успех достигается тогда, когда его творчество достигает гармонии, этого божественного золотого сечения — момента совершенства, угаданного с интуицией и вкусом…

    Юрий Николаевич Николаев родился в Окуловке на земле Новгородской, где зародилась древняя Русь. Это произошло в 1956 году, в солнечный весенний день, совпавший с главным праздником женщин. Его крестили как православного, недалеко от древнего города Боровичи, расположенном на реке Мста, который стоит здесь с давних времён. После окончания средней школы № 1 в Окуловке, в 1973–1976 годах учился в Ленинградском мореходном училище ММФ на штурмана-судоводителя. Ещё курсантом, во время прохождения практики, начал путешествовать по миру. В 1974 году бороздил воды Балтийского моря на баркентине «Вега» и парусной шхуне «Кодор», известной многим по знаменитому празднику выпускников «Алые паруса» и многим советским фильмам, таких как «В поисках капитана Гранта», «Капитан Пилигримо» и другие.

    Уже в восемнадцать лет обогнул всю Европу, впервые вдохнув аромат апельсинов Италии. Затем работал матросом и помощником капитана на судах дальнего плавания, обходя «сапог» — Италию, по Тирренскому, Ионическому, Адриатическому и Средиземному морям. Он нырял в эти чистейшие воды как дайвер и отдыхал, наслаждаясь морским простором. В зрелые годы занимался бизнесом с итальянцами более трёх лет, постоянно путешествуя, изучая новые места и наслаждаясь жизнью с женой и детьми. Он посещал Ватикан, ужинал в Сан-Марино, прикасался к древним памятникам. Будучи дедушкой, вместе с младшим внуком отдыхал на Сицилии, наслаждаясь солнцем и вином, наполнял бокалы счастьем и радостью. В двадцать лет на транспортном рефрижераторе «Иней» пройдёт вдоль Африки до экватора. Познает ужас тропической лихорадки, вероятно Эболы.

    В его характере проявляются жизненность и спортивный дух, что придает ему силы для творчества, волю и остроту взгляда на мир…

    В период с 1979 по 1985 год Юрий обучался заочно на факультете журналистики Ленинградского государственного университета. С 1980 по 1988 год он работал на Ленинградском производственном объединении «Баррикада», занимая должности формовщика, мастера и инженера. В это же время он выступал в роли корреспондента в малотиражной газете «Ударная вахта». Его сотрудничество распространялось на такие издания, как «Центральная правда», «Ленинградская правда», «Вечерний Ленинград», «Смена», «Спортивная неделя Ленинграда» и другие. За восемь лет он опубликовал около трёх тысяч авторских статей и фотографий. Также он сотрудничал с «Большой Российской энциклопедией» и был одним из авторов энциклопедического справочника «Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград».

    С 1988 года он стал предпринимателем, а в 2000 году создал центр спортивной экипировки «Юана-спорт».

    В роли мореплавателя, путешественника, предпринимателя и туриста он посетил свыше 60 стран Европы, Азии, Африки и Северной Америки, а также пересек три океана — Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый — и более 20 морей. Много лет он ходил на различных судах: парусных, рыболовных, торговых и круизных лайнерах. Около 40 лет занимался фридайвингом, снорклингом и подводной охотой, попробовал дайвинг и прыжки с парашютом. С 47 лет увлекался катанием на сноуборде, неоднократно побывал в Альпах и покорял вершины Кавказа.

    Еще одно увлечение Юрия — кино. Он принимал участие в эпизодических ролях в семи российских и двух зарубежных фильмах (Англия, Италия), среди которых: «Гарпастум» — российский исторический драматический фильм Алексея Германа-младшего; «Великая» (Екатерина Великая) — режиссеры Игорь Зайцев и Сергей Гинзбург; «Мастер и Маргарита» — российский сериал режиссёра Владимира Бортко, основанный на романе Михаила Булгакова; «Жизнь и смерть Леньки Пантелеева» — криминальный боевик и приключенческий фильм, последняя работа режиссёра Эрнеста Ясана. В 2000-х годах в Петербурге сам режиссёр Джулиано Монтальдо выбрал его на роль ветерана войн, прославленных под короной Российской Империи, в фильме «Демоны Санкт-Петербурга», где император Александр II лично отдавал ему честь на площади Растрелли у собора Смольного. Сейчас же, создавая картины с любовью к Богу и душе, он отдаёт дань уважения солнечной Италии и её народу, поёт славу их богатой культуре. Он наливает бокал итальянского вина — лучезарного, и маленькими глотками пьёт воспоминания о солнечной стране, которая занимает особое место в его сердце после Родины. В душе Юрия Николаевича живёт безмерная тоска, порой — безумная и непомерная, но всё же — счастливая, трогательная и сердечная.

      ТОСКА ПО ЛУЧЕЗАРНОЙ ИТАЛИИ

      масло, холст 80х60, 2019.

      «И распростясь с тревогою житейской,

      И кипарисной рощей заслонясь,

      -Блаженной тенью, тенью элисейской,

      Она заснула в добрый час.»

      Фёдор Тютчев — «Итальянская villa»

      Юрий не стал художником благодаря природному дару или профессиональному обучению. Его путь к искусству был вызван внутренней потребностью, которая зажглась внутри после клинической смерти в 1980 году. Спустя 43 года Юрий Николаев создал свою первую картину — «Пришелец из вечности».

      В 2022 году при поддержке Петровской академии наук и искусств «ArtGallery Брюллоff» состоялась его первая персональная выставка «Возрождение. Разговор в прихожей у Бога…» с экспозицией из 80 работ. Выставка прошла в залах особняка А.П. Брюллова в Санкт-Петербурге и длилась 45 дней. С тех пор он провёл ещё две персональные выставки, участвовал в международных, российских и региональных выставках, а также в различных арт-проектах в Москве (в том числе в Москва-Сити), Санкт-Петербурге, Вологде, Ростове-на-Дону и Окуловке Новгородской области. Создал около 150 картин, более 20 из которых находятся в частных коллекциях, в том числе две — в Голландии. Юрий Николаев — участник ХХХII Международного фестиваля искусств «Мастер Класс», масштабного пленэра на Дворцовой площади и международных выставок в рамках проекта «Мастер Класс» 2024 года, который возглавляет президент — М.Б. Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа.

      За свой инновационный подход и яркое дарование он стал лауреатом Арт-премии профессиональных и начинающих дизайнеров, ремесленников, специалистов fashion-индустрии, мастеров прикладного искусства и художников, организованной медиахолдингом Арт-ТВ и продюсерским центром AM Production & MediaGroup (Москва, сентябрь 2024). В октябре 2024 года он получил Арт-премию журнала «Академия моды» в номинации «Особый стиль» (Санкт-Петербург). По итогам международного конкурса «Искусство. Совершенство. Признание» (Art.Excellence.Awards, АЕА) за картину «Странные краски ещё непознанных вершин» был удостоен серебряной медали AEA-2024. Также он был избран почётным членом Международной академии современных искусств.

      Концепция живописи Юрия Николаева: «Все мы пытаемся распахнуть двери в вечность. Мы толкаем их руками, ударяем ногами, бьемся лбом…все тщетно…они прочно закрыты для нас?!! Нет! Они легко открываются в другую сторону… внутрь нас. Теперь распахнем их и перед нами откроется вселенная нашего внутреннего мира, познание которой поможет приоткрыть завесу над бесконечностью космоса.

      «Познай самого себя, и ты познаешь весь мир…»

      Я не знаю вас, не могу видеть ваш мир, но многое познал в космосе своего сознания, которое имеет огромный опыт. Даже познание смерти и мизерный опыт загробной жизни. Часть этих знаний я постарался переложить на холсты, посредством живописи. Это зарисовки, наброски, эскизы, этюды, пейзажи моих чувств, эмоций, сомнений, взглядов… Посредством их, вы можете найти эрогенные зоны своего сознания. Попытаться заглянуть или даже посмотреть за любовь и ненависть, за обиду, за ложь, за жизнь и смерть. Это частички моего «я», малая часть моей внутренней вселенной. Я обнажаю свои мысли, устраиваю «эротический стриптиз», который должен поднять «аппетит» и выделить «пищеварительный сок» вашей мозговой деятельности.

      Я не профессиональный художник и не приверженец каких-либо направлений в живописи. Мое сознание также относительно свободно от общепринятых научных и религиозных догм, от атеизма и различных идеологий. Не надо искать в моем творчестве и ответов на извечные вопросы – их там нет или почти нет. Я не ставил перед собой такой цели, а если бы задался – все равно бы не смог. Никто из людей не обладает монополией на истину. В своих работах стараюсь отображать собственные мысли, но иногда кажется, что ни я являюсь их творцом. есть ощущение, что некоторые приходят извне. Мои полотна изначально не предназначались для широкой публики. Я начал писать их для своего дома, для своей семьи, для своих внуков. Это люди разной возрастной категории. Поэтому часть моего творчества слегка измельчена, часть – представлена крупными кусками.

      Но я не «пережёвываю» свои, отображенные в красках, мысли до состояния «детского питания». Это должны сделать вы, чтобы ощутить тонкий вкус и аромат пищи для мозга. Только ваши «рецепторы умственной деятельности» в состоянии оценить — сладкая, кислая или горькая эта еда. Для большего понимания этой «художественной кухни» прилагаю «рецепты» или сопроводительные записки. Что из этого вышло – судить вам…

      Теперь каждый из вас – художник. Я извлек сюжеты из своего подсознания и перенес их на холсты. Ваше сознание, ваш мозг на их основе будут создавать свои индивидуальные картины вашего собственного их восприятия. Успехов вам в творчестве, успехов вам в познании самого себя…».

        Первая написанная Юрием картина – «ПРИШЕЛЕЦ ИЗ ВЕЧНОСТИ», 2013 г. холст, масло, 90Х80. Описывая это полотно, автор излагает свои мысли и историю создания: «Страницы жизни я листаю… Всё меньше остаётся мной неведомых и сердцем не прожитых… И вот уж старческой рукой их эпилог я открываю…

        Лист шелестит, отмеренный судьбой. А в этом шелесте я слышу из бездны памяти моей: трель соловьёв… и крик ворон, рождённых вдох детей… последний близких стон… любимых шёпот, стук колёс вагонных и рокот волн морских, и смерти тишину…

        Я вспоминаю запах пирогов домашних, скупой слезы солёный вкус и лихорадку в тропиках, и ласку, любимых взгляды, тошноту обид… И вот, глотая терпкое вино, воспоминанья жизни пью и всё, что Богом мне дано на холст я сердцем наношу:

        Здесь шелест жизненных страниц, вкус материнских пирогов. Здесь трепет крыльев райских птиц, тоска, экстаз, сны городов… Война в мозгах, души покой, восход непознанных миров; частицы Бога, бег цветов… приют заблудших душ и зной, растерянность от вещих снов и танец девушки хмельной… Всё разумом в них не понять. Я был за жизненной чертой, где внеземная благодать сплелась в клубок с моей душой…

        Ещё был там, откуда нам к земным делам возврата нет: уж плоть моя была мертва… не билось сердце, кровь не шла… И лишь сознание внутри… и гробовая тишина…

        Я вспомнил маму и отца, родных сестёр и отчий дом… К ним не вернёшься никогда – звучал в душе посмертный стон…

        Я падал в бездну, страх сковал сознанья слабый уголёк…

        Эх, если б я вернуться смог… Ничто я в жизни не успел: о чём мечтал, чего хотел… И нет жены и нет детей; и древний род я свой прервал…

        Нет слов людских, сравнений нет, что испытать мне довелось… Возможно кто-то скажет: бред! Когда-то так считал и я! Но лишь пройдя сквозь яркий свет, всё поняла моя душа…

        Смотрел я сверху на себя и видел суету врачей, портал, открытый в небеса и даже часть души своей: то было – облако, друзья… А дальше – в памяти провал… Возможно Богом суждено чтоб до конца я всё не знал, что впредь увидеть суждено, влетев в открывшийся портал…

        И через ад телесных мук, не человеческую боль, вернулся я продолжить путь мне предначертанный судьбой…

        Вновь кто-то скажет – сущий бред!

        Лишь, завершив свой жизни бег, услышав смерти тишину, вдали увидев яркий свет, картину вспомнишь ты мою – здесь написал я свой портрет… но сущность в нём – узрел свою? Тебе из вечности – привет! Желаю быть тебе в Раю! Твоя душа, пройдя сквозь свет, продолжит миссию свою – в ином миру, где смерти нет…».

        Я – ЕСТЬ СОЗНАНИЕ. СОЗНАНИЕ НАХОДИТСЯ В ДУШЕ – В ЖЕЛТКЕ ЯЙЦА. БЕЛКОМ ЭТОГО ЯЙЦА — ЯВЛЯЕТСЯ МИР, В КОТОРЫЙ ПОПАДАЕТ МОЯ ДУША. ЗА СЧЕТ ЭНЕРГИИ ЭТОГО БЕЛКА РАЗВИВАЕТСЯ ЭМБРИОН «Я ЕСТЬ ТО, ЧТО Я ЕМ». ЗА СЧЕТ ОКРУЖАЮЩЕЙ ЭНЕРГИИ ПРОИСХОДИТ ВОПЛОЩЕНИЕ В ОСЯЗАЕМЫЙ ОБРАЗ «ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ».
СЕРДЦЕ СОЗНАНИЯ — ЕСТЬ ИСКРА БОЖЬЯ… СОЗДАТЕЛЬ – ВЕЧЕН. ВЕЧНО И МОЕ СОЗНАНИЕ С ВЕЧНОЙ ЭНЕРГИЕЙ БЪЮЩЕГОСЯ В НЕМ СЕРДЦА. ВЕЧНА И ДУША, ЯВЛЯЮЩАЯСЯ ЭНЕРГИЕЙ МОЕГО СОЗНАНИЯ. ДУША ПУТЕШЕСТВУЕТ В ВЕЧНОСТИ ПО ВОЛНАМ ЧЕРНОЙ ЭНЕРГИИ, НЕ ОСЯЗАЕМОЙ, И КРАСНОЙ – КРАСИВОЙ, ВИДИМОЙ НАМИ. В ДАННЫЙ МОМЕНТ, ВОКРУГ «ЖЕЛТКА» МОЕЙ ДУШИ, НАХОДЯТСЯ ОСТАТКИ «БЕЛКА» ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ…
… ЭТО И ЕСТЬ – МОЙ ПОРТРЕТ: ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА, ВОСПРОИЗВОДЯЩЕГО НА ХОЛСТАХ СВОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР – МИР СВОЕГО СОЗНАНИЯ…

          «СТРАННЫЕ КРАСКИ ЕЩЁ НЕ ПОЗНАННЫХ ВЕРШИН» — в цветовом плане холст кажется сказочным: всё в нём условно — яркие разноцветные «отроги», едва уловимые скалы, серо-льдистые вершины гор и условные «промежутки» между горными грядами. Между ними простирается серо-синяя «завеса», напоминающая снеговые просторы, которые видно из высоты при пролёте на самолёте над скалистыми массивами. Мглистый туман над горами и между ними — белый с голубыми отсветами, условно окрашенный по краям. Верхняя часть композиции украшена сине-белыми вершинами, что придаёт картине ещё больше цветовой насыщенности и условной убедительности.

          Далее ряд картин из иной реальности автора, снабжённые авторскими же ремарками:

            «ПРАХ СВЕТА ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ» масло, холст 110х110, 2015.

            Я очнулся в темноте. Передо мной возникло слабое свечение мерцающего белым светом уголька. Словно под дуновением ветра, он стал медленно разгораться. Возник во мраке чёткий белый круг. Затем свет «замер» на мгновение, лишь мелкие частицы от него продолжили движение угасая. Свечения круг вдруг превратился в прах, и вмиг стремительно исчез.

              «ПРОВАЛ В БЕЗДНУ СМЕРТИ» масло, холст 110х110, 2015-2022.

              И наступила мгла, вернее тьма, тьма кромешная, какой при жизни не увидеть, не познать. Затем стремительное падение вниз, в пропасть этой зловещей тьмы, в бездну ещё неведомого мною ужасающего мрака. Так вторглась смерть в сознание моё.

                «ТОЧКА СВЕТА ИНОЙ РЕАЛЬНОСТИ» масло, холст 110х110, 2015-2022.

                И неожиданно я вновь вдали увидел точку света, иного света, чем тот, что превратился в прах. Он весь сиял, имея глубину, и ограничен был отверстием во тьме.

                  «ПРОХОЖДЕНИЕ СКВОЗЬ СВЕТ» масло, холст 110х110, 2015-2025.

                  И я влетаю в этот яркий свет и погружаюсь словно в воду. Но это не вода. Субстанция состоит из светящихся шариков, которые как бы плавают в собственном свете. Вначале свет холодный — белый, затем он становится более тёплым: светло-желтым.

                    ВОЗНЕСЕНИЕ. масло, холст 110х110, 2015-2025.

                    «Выплываю» из яркого света в иное пространство. Там свет и цвет уже другие, но чего-то чёткого, определённого не могу увидеть. С огромной скоростью взмываю ввысь. Цвета меняются, накладываются друг на друга, размываются, размазываются от быстрого движения. Возможно, это были все цвета радуги. Внезапно стремительный взлёт прекратился, стало легко, спокойно и свободно. Я воспарил в воздушном пространстве. Краски приобрели конкретные очертания. Внизу увидел я себя, лежащего на операционном столе. Вокруг суетились врачи…

                      «ДОГОРАЕТ МОЁ БЫТИЕ» масло, холст 80х60, 2016 год.

                      Авторская концепция картины: «В Божием вместилище догорает моё бытие… Божие вместилище, в данном контексте, не всё мироздание, а всего лишь мизерная часть его – мир земной. Именно в нём, в данный момент жизни, догорает моё бытие. Моё сознание никто не видит. Отображением сознания является бытие. Бытие – это единение материального (плоть) и духовного (душа). Это то, что реально воспринимается окружающими. Энергия моего сознания через моё бытие выделяется в окружающий мир и воздействует на него. Это добро и зло, любовь и ненависть, созидание и разрушение… Чем ярче и дольше горит моё бытие, тем больше добра или зла я оставляю в этом мире… Моё бытие – частица окружающего мира и моя энергия соединяется с энергией окружающего мира. Окружающая нас энергия действует на всех и на меня в том числе. Я получаю то, что даю: любовь или ненависть, добро или зло, то, чем горит моё бытие.»

                      Первое и самое яркое ощущение от творчества Юрия Николаева — это удивительная, поразительная свобода, которая порой буквально захлёстывает как художника, так и зрителя. К этому добавляется его искренняя открытость и непосредственность в восприятии мира, которые он затем передаёт на холсты. В процессе создания своих картин он находит для себя иной способ переживания жизни, выходящий за рамки привычных рутинных схем и стандартных профессиональных подходов. Это ощущение остаётся и длится всё время знакомства с его творчеством, и в ощущениях «послевкусия» работы мыслей. Перед нами непостижимым образом раскрывается история жизни художника. Это та самая жизнь, начинающаяся в неуловимом для простого взгляда прошлом, скрытом в его недосягаемых глубинах, и продолжающаяся в столь же неизвестном нам, но приоткрытом художнику будущем.