Награждение Никиты Федорова званием «Почетный деятель искусств России». Награду вручает Почетный президент Международной академии современных искусств, Председатель Профессионального союза художников России Николай Николаевич Седнин.
Страдание – неотъемлемая часть человеческого существования. Созерцая трагический сюжет, человек способен не только перенести трагическую ситуацию, но и пережить преобразование сознания. Деструктивный опыт европейской культуры всегда находил отражение в искусстве. Война – наиболее яркий пример деструктивного опыта, который может позволить себе культура. Авторы разных эпох обращались к этой теме с помощью различных художественных приемов.
Первым антивоенным заявлением в европейском искусстве признана серия офортов Жака Калло (XVI-начало XVII вв.) «Большие бедствия войны». Его манера изображения военных событий максимально приближена к реальности. Каждая иллюстрация сопровождается описательным текстом, что также убеждает зрителя в достоверности переданных трагических моментов. Чуть позже придворный художник Диего Веласкес, выполнявший заказы королевских особ XVII века, в картине «Сдача Бреды» представляет войну поединком, где победители и побежденные равны. Гуманизм с идеями высокого разума и милости здесь распространяется и на философию войны. В начале XIX века Франсиско Гойя в серии гравюр «Ужасы войны» изображает войну, как уничтожение нелюдями – вражеской армией – мирных жителей. Его работы являют собой манифест ненависти террора, демонстрируют отвращение к войне и призыв отказаться от насилия.
Искусству XX века визуализация деструктивного опыта всегда была присуща лишь с той разницей, что искусство первой половины этого века отражало деструктивный (внешний) опыт, а современное искусство на данном этапе своего развития чаще обращается именно к травматическому (внутреннему) опыту. Так, Пабло Пикассо видит новую идеологию войны, пронизанную болью, ужасом и насилием. Основным отличием становится мир, безжизненный, померкший и обесцвеченный. Разрушается основа мироздания – пространство, останавливается время. Его взгляд на войну в картине «Герника» – это утрата разума и света, распад, уничтожение материи, возвращение мира к хаосу.
Тематика деструктивного и трагического свойственна актуальному искусству. Познание зрителем трагедии напрямую происходит через знакомство с разрушительным аспектом мироздания: гибелью, смертью, бедой, горем, бедствиями и несчастьями. Трагическое искусство формировалось из необходимости передавать людям опыт об опасностях мира, подготовить человека к встрече с жизненной драмой. Это есть созидание и выработка стратегии противостояния несчастьям и страданию в жизни индивида и общества. Основной задачей, которую ставит перед собой автор, обращаясь к тяжелой теме войны, является духовное преодоление и пробуждение возвышенных чувств. Именно к этому стремится молодой современный художник Никита Геннадьевич Федоров при создании серии работ, посвященных ужасам Второй Мировой войны.
В 2022 году Никита Федоров, член-корреспондент Международной академии современных искусств, был удостоен звания «Почетный деятель искусств России». Высокая оценка его графики профессионалами и публикой обусловлена художественным чутьем автора, кропотливой работой с историческими фактами и грамотной реализацией задуманных идей.
Манера, используемая для реализации замыслов, к которой обращается Федоров, это реалистичность художественной формы, усугубляющей драматичность произведений, в соединении с трагизмом сюжетов. Классическая форма рисунка создает целостность реалистической формы, подражание реальности, а семантика трагического реализуется через построение композиций и эмоции главных персонажей.
Близость авторского стиля Федорова к репортажной графике с ее ярко выраженным натурализмом, оказывает мощное воздействие на зрителя. Репортажная графика решает эстетическими средствами внеэстетические задачи посредством свойственной природе графического искусства органичности авторского суждения и эмоциональной выразительности. Смысловое пространство, построенное движением линии как движением чувства, формирует картину мира, в которой активно действует личное, авторское начало.
Проводя художественно-стилистический анализ картин Никиты Федорова, важно отметить умение автора воссоздавать атмосферу, усиливать зрелищность, использовать психоэмоциональные нюансы восприятия.
Никита Федоров. “Катюша”. 40X30 см. Бумага, карандаш. 2021 г.
Никита Федоров. “Спасение”. 40X30 см. Бумага, карандаш. 2020 г.
Никита Федоров. “Горе”. 40X30 см. Бумага, карандаш. 2021 г.
Тема насилия волнует всех граждан, которым пришлось пережить вооруженный политический или военный конфликт. В работах «Катюша», «Спасение» и «Горе» отражены страдание и боль простого народа, столкнувшегося с войной. Фоном каждой из работ служат выступающие символами руины военных действий, а центральными фигурами – те, чья жизнь разрушена: ребенок рядом с разбомбленным домом, подросток, укрывшийся в обломках здания, пожилая женщина возле уничтоженной церкви.
Каждая работа представляет собой завершенное целое, случайности отсутствуют. Каждый элемент являет собой фрагмент времени, сведенный в одной плоскости. Движения закончены, жесты многозначны, образы и композиции тщательно подобраны. Впечатление случайности достигается за счет обобщения и отсутствия иерархии в деталях, невозможности отделить главное от второстепенного.
Никита Федоров. “Холокост”. 30X42 см. Бумага, карандаш. 2021г.
Никита Федоров. “Прибыли”. 42X30 см. Бумага, карандаш. 2021г.
Никита Федоров. “Коллекционеры”. 42X30 см. Бумага, карандаш. 2021 г.
Никита Федоров отражает тему насилия с разных точек зрения, изображая массовые убийства, пытки, смерть и принудительное перемещение. Серия работ «Холокост» призвана рассказать современному поколению о чудовищных событиях в Европе, связанных с уничтожением еврейского населения. Картина «Холокост» изображает то, что называлось «окончательным решением еврейского вопроса»: Гитлер отдает распоряжение Гиммлеру о массовом уничтожении евреев Европы. На переднем плане еврейская семья, женщины, дети, которых ведут на бойню, за ними – военачальники, готовые выполнить приказ и выстрелить в спины невинным людям. Душераздирающая сцена разворачивается на дальнем плане композиции: груды трупов, с которых исполнители приговора (среди них женщины!) снимают понравившиеся вещи. Центром композиции выступает девочка с венком на голове. Складывается впечатление, что она оказалась здесь случайно, словно сама Жизнь на празднике Смерти. Но ее участь предрешена «знаком позора» на груди.
Другая работа «Холокост. Прибыли» образно повествует о предшествующем массовым уничтожениям принудительном переселении евреев в резервации: дети прибывают на верную гибель в гетто, не зная, что их там ждет. Особым стимулом для жестокой расправы с еврейским населением была возможность присваивать имущество жертв. В своей картине, обличающей эту сторону военного времени, Федоров с сарказмом называет мародеров «коллекционерами», которые грузят реликвии и святыни чужой истребленной жизни в вагоны поезда.
Никита Федоров. “Детский Ад. Концлагерь Саласпилс”. 40X30 см. Бумага, карандаш. 2022 г.
Никита Федоров. “Концлагерь Бухенвальд”. 40X30 см. Бумага, карандаш. 2022 г.
Никита Федоров. “Концлагерь Тшебиня”. 40X30 см. Бумага, карандаш. 2022 г.
Отдельной страницей кровавой истории Европы бесспорно можно назвать концентрационные лагеря Нацистской Германии, созданные в период Второй Мировой войны. Считается, что искусство уже не может быть прежним, после того как человечество столкнулось с подобным явлением. Эстетика цикла графических работ, который Никита Федоров посвящает теме концентрационных лагерей и лагерей смерти, обращается к образам врага, вызывающим отвращение. На максимальном градусе ненависти автор изображает возмущение фактами мародерства, издевательства над военнопленными и заключенными. Для него враг, преступивший законы человечности, утрачивает право называться человеком. Радостные женщины-надзиратели, на фоне тысяч детских костей и трупов («Детский ад. Саласпилс»), начальник концлагеря, прогуливающийся по своим «владениям» и по-хозяйски наблюдающий за процессом убийства истощенных заключенных в газовой камере («Концлагерь Бухенвальд»), эсэсовец, высокомерно и безразлично выслушивающий безнадежные мольбы будущей узницы — вот главные герои работ Никиты Федорова. Художник как будто задает вопрос публике: достойны ли они называться людьми?
Никита Федоров. “Сын полка”. 22X30 см. Бумага, карандаш. 2020 г.
Никита Федоров. “Наша летчица для фашистов Ночная ведьма”. 30X22 см. Бумага, карандаш. 2020 г.
Никита Федоров. “Мы победили! Назад, домой!”. 30X22 см. Бумага, карандаш. 2020 г.
В ряде своих работ Никита Федоров предлагает зрителю посмотреть на войну глазами победителей. Сын полка — так называли детей, в большинстве случаев уже сирот, взятых на попечение воинской частью. Ребенку на картине «Сын полка» выпали недетские испытания: на его груди ордена за боевые заслуги, его характер и несгибаемость перед трудностями читается во взгляде, которым наделены немногие взрослые. «Ночными ведьмами» эсэсовцы прозвали молодых советских летчиц, выполнявших задания по ночам. Многие из них не вернулись с боевых вылетов. «Мы победили! Назад домой!» — солдат, прошедший все ужасы войны, вытирает слезы боли и усталости. Эти воины знают цену победы: зачастую она равна их жизни.
Изучая творчество Никиты Федорова можно предположить, что автор рассматривает деструктивные процессы в рамках традиционной эстетической парадигмы. Однако, такое заключение весьма поверхностно. Бесспорно, репортажный стиль и строгое соблюдение достоверности исторических фактов роднят его с основоположником данного художественного направления Жаком Калло. В своих «Больших бедствиях войны» Жак Калло выступает в роли свидетеля, изображая внешнюю сторону событий без какой либо яркой эмоциональной окраски. Никита Федоров же преподносит исторические реалии Второй мировой войны посредством вневременных семантических кодов, пробуждающих эмпатические переживания боли и страдания, ощущение эстетического шока. Его картины пропитаны эмоциями гнева и ненависти, жажды отмщения за страдания невинных людей. Подобно Франсиско Гойе, одному из первых и наиболее ярких мастеров эпохи романтизма, Никита Федоров погружает зрителя в атмосферу ужаса, леденящего душу страха, рисуя инфернальные картины ада, существовавшего на Земле. Умение тонко играть психологической основой художественного замысла в контрастных коллажных построениях составляет одну их характерных особенностей творчества Никиты Федорова, и определяет его как современного символиста. Его актуальное образное мышление также дает возможность сопоставлять его графику с искусством XX века, в частности с циклом «Рисунки в убежище» Генри Мура, где на языке форм в деталях передается психологическое состояние людей, оказавшихся в военное время в подземелье.
Графические циклы «Холокост» и «Концлагеря» принесли Никите Федорову международный успех и высшие награды крупнейшего в Европе международного конкурса “ИСКУССТВО. СОВЕРШЕНСТВО. ПРИЗНАНИЕ“ (Art.Excellence.Awards), на котором он представлял Германию.
Изобразительное искусство выступает своеобразной хроникой деструктивных событий в европейской культуре. Война — тема актуальная для мировой культуры и истории. Драма войны становится обязательным предметом для тех, кто готов посвятить свое творчество служению обществу. Смысл серии графических очерков Никиты Федорова о Второй Мировой Войне заключается в констатации мирового преступления, которое носит перманентный характер. Отсылки Федорова к Калло, Гойе и Муру еще раз доказывают актуальность темы насилия, вызванного войной, а эстетические схожести с великими предшественниками и современная подача идеи придают его языку универсальный тон. Целенаправленное освещение насилия в изображениях, составляющих серии «Холокост» и «Концлагеря» автор осуществляет не только с целью осуждения, а с целью оставить свидетельство кровавой мировой трагедии.
Насилие является частью истории, поэтому необходимо отражать его в искусстве. Связано это с тем, что подобного рода культурный опыт имеет прямое отношение к экзистенциальному этическому пространству человеческого существования и искусство, делая его своим объектом, еще раз обозначает ценностные ориентиры. Но и само искусство не статично – оно постоянно преодолевает собственные границы. Видоизменяется понимание трагического в истории эстетики. Семиотика трагического в изобразительном искусстве прочитывается по-разному в силу субъективности восприятия и его зависимости от идеологических и мировоззренческих установок, от уровня образования и владения языком искусства. Авторский взгляд Никиты Федорова, с точки зрения которого описывается прошлое и воспринимается настоящее, доступными и понятными всем художественными средствами излагает будущим поколениям фундаментальные общечеловеческие ценности и последствия, к которым может привести пренебрежение ими.
Что касается вопроса политизации искусства, то здесь существуют различные мнения, однако, в главном эксперты сходятся: искусство как сопротивление, не придерживается политической идеологии. Искусство выносит ценностное суждение событиям и выполняет критическую функцию в отношении социальных и политических явлений в истории. Оно выступает символическим отражением правды о времени. Это форма фиксации истории, в которой сконцентрированы чувства эпохи. Никита Федоров превращает свое искусство в инструмент разоблачения бесчеловечности и жестокости, не занимая определенную политическую позицию, отказываясь от выражения политических мнений, но отражая чувства и переживания народа.
Трагическое в искусстве – это специфическая реакция на действия социально-культурных противоречий. Высокая культурная ценность произведений Никиты Федорова неоспорима, начиная с повествования о мировой истории и заканчивая тем фактом, что молодой современный художник с таким вниманием и тщательностью подходит к столь сложной тематике. Они несут в себе философское переосмысление драмы и пищу для размышлений будущим поколениям.
Автор: Ольга Веретина
Искусствовед, Генеральный директор онлайн-галереи международного конкурса“Art Excellence Awards“.Член-корреспондент Международной академии современных искусств.