Седнин Антон Николаевич. Как Россия в 2022-м разделилась на два лагеря, и почему стоит пересмотреть сериал «Спящие»

    Седнин Антон Николаевич, 1991 года рождения (30 лет), высшее образование — МГУ, русская филология. Лауреат конкурса AEA-2019 за повесть «Food-boy», победитель конкурса Библиотеки Стругацких за повесть «Тараканы» (2020 год).

    Биография: Антон Седнин — сын художников Николая Седнина и Ольги Акаси — родился на Украине, в селе Ореховка. До шести лет жил в средней полосе Сибири. После 6-ти переехал поступать в 1-й класс в Киев, а через несколько лет — окончательно остался учиться в граничащем с Румынией городе Измаил.

    Антон, как и родители, закончил художественную школу, но после получения среднего образования поехал поступать в Севастопольский филиал МГУ. В годы обучения на филологическом факультете Антон увлекался французским постструктурализмом, и три года (вплоть до диплома) писал научные работы на тему постмодернистской литературы.

    Закончив вуз, Антон остался жить в Севастополе и после Референдума в Крыму получил российский паспорт, а в последствии три года работал выпускающим редактором в одном из новообразовавшихся севастопольских изданий «Примечания».

    На данный момент Антон живёт в Москве, работает маркетологом, занимается литературным творчеством.

    Весной 2022-го года значительная часть населения постсоветского пространства начала безудержно просматривать новостные ленты, а общество разделилось на две половины, вновь обсуждая значимые события последнего десятилетия вроде смены власти на Украине, присоединения Крыма и отравления Навального.

    В такой напряжённой атмосфере людям часто бывает тяжело переключиться с политической повестки на искусство, чтобы просто насладиться книгой или фильмом. Но что если ещё в 2017-м в России появился сериал, в котором поднимались темы кремлеботов, ЦРУ в государственных революциях, газового потока, отравления Навального и разделения общества на два лагеря?

    Речь о сериале «Спящие». Если пять лет назад вы пропустили этот проект, то, возможно, данный сериал станет для вас той самой терапией, которая поможет снова вернуться в искусство из омута новостной повестки. Но главное — поможет утвердиться с фактом, что разделение России на два лагеря началось не в весной 2022-го, а как минимум десять лет назад.

    В какой момент разделилась Россия?

    Весной 2022-го одна часть россиян посчитала украинскую спецоперацию апогеем некомпетентности текущего правящего класса и призвала выходить на митинги, тогда как другая, напротив, назвала спецоперацию вынужденной мерой в конфликте с Западом и призвала к сплочению. Но было бы ошибкой полагать, что данное разделение сформировалось в момент пересечения российскими войсками украинской границы, став результатом того, что у какой-то прослойки населения просто «накипело».

    Нет, данное разделение является результатом того, что наше население живет в разных культурных парадигмах. И точкой формирования этих культурных парадигм лично я бы ставил поздние нулевые (по крайней мере это будет заметно по примерам ниже).

    С тех пор как Петр I прорубил окно в Европу, русский народ переживает подобные разделения снова и снова. И каждый раз со своими вариациями. Если весной 2022-го вы удивились тому, как общество разделилось на две половины, то пора признать очевидный факт, что данные два лагеря являются результатом двух пропаганд, которые ведутся всю нашу жизнь. А спецоперация стала лишь спусковым крючком для выхода тезисов этих пропаганд в широкие массы.

    Что представляют собой два общественных лагеря России?

    Пожалуй, наиболее чётко демаркационную линию в этом вопросе прочертил технолобгер Стас Васильев словами «я не за власть, я против Запада». Разделение на про-западную и анти-западную позиции стало базовым отличием двух лагерей. По обе стороны найдутся те, кто недоволен внутренней ситуацией в стране и представителями власти, но оба лагеря монолитны в вопросе про- и анти-западного вектора ценностей.

    На первый взгляд мы наблюдаем всё тот же спор славянофилов и западников двухсотлетней давности, но когда Васильев заявляет себя противником «Запада», то выступает в большей степени не как сторонник некоего особого пути России, а как критик системы западной демократии и неоколониализма, из-за чего получается не столько система альтернативных взглядов, сколько просто некая анти-позиция. Получается не столько борьба двух систем ценностей, сколько сформировавшая оппозиция к западной ценностной доминанте.

    Мы наблюдаем парадокс: оказалось, что в России всё-таки существует оппозиция, но оппозиционер в политически активном медийном пространстве России по своим взглядам находится ближе к политике текущего правящего класса, чем медийно активное политическое большинство. Этой оппозиции-наизнанку оказывает поддержку значительная часть населения, поддерживающая власть, но не являющаяся медийно активной. Именно из-за такой специфики оппозиции россияне и удивились разделению общественности весной 2022-го.

    Современные особенности этих двух общественных структур сформировались ещё в нулевых, но только в 2022-м вступили в активную конфронтацию.

    Многие, кто сегодня критикует ситуацию в стране, описывают поддерживающее спецоперацию общество как бабушек, которым просто промыл мозги «ящик», и эта категория людей до сих пор не верит в существование некой другой позиции среди активных потребителей контента в России. Якобы есть лишь промытая политической пропагандой часть общества, и остальное культурное, думающее население. Но очевидно, что культурный каркас за последние десять лет сформировался по обе стороны.

    Если окинуть широким взглядом русский контент последних десяти лет, то стоит обратить внимание на детали вроде монолога Евгения Миронова в роли Достоевского (2010-й год) о революции и тем, как этот монолог перекликается с темой фильма «Союз спасения» (2019-й год) о революции декабристов. Годы идут, а тезисы не меняются, и тут даже тугодуму станет очевидно, что кто-то со стороны задаёт определенный вектор мысли в российской культуре, и на эти мысли есть спрос.

    Также для многих может стать открытием, что сериалы русских телеканалов вроде «Оттепели» и «Казановы» — это проекты, которые мало чем уступают контенту «Нетфликса», а в России уже давно снимают не только сериалы про ментов. И те, кто этого не замечали, даже в 2021-м продолжали спрашивать «неужели у нас сняли что-то хорошее за последние 20 лет?»

    Ещё с нулевых в России сформировался определённый культурный фон, который одна из сторон просто не замечала или игнорировала до весны 2022-го. В России есть свой рынок контента и свой особый потребитель со определённой системой ценностей. Именно этот потребитель сегодня встал по одну из двух сторон лагерей.

    Мы — продукты нашего потребления

    Если сегодня вы поддерживаете Путина по вопросу ввода войск на Украину, то должны понимать, что как минимум отчасти это является заслугой телеканала «Россия 1», профинансировавшего тот самый монолог Миронова (и, к слову, монолог качественный, как и весь сериал). Если же вы являетесь противником ввода войск на Украину, то точно также это является заслугой ориентированного на западные ценности контента, культура потребления которого существует в России примерно столько же, сколько Америка является экономическим центром мира (т.е. где-то после Великой Отечественной Войны).

    Российский минкульт финансирует много контента, который лоббирует интересы страны. Точно так же поступает Голливуд и даже создатели аниме. Каждая культура подспудно навязывает потребителю свою систему координат. В этом смысле речь даже не столько о «пропаганде», сколько о способе смотреть на окружающее нас инфополе и осознавать: все мы продукт того, что мы потребляем.

    Большое количество людей всю свою жизнь получает информацию только из одного источника (в конце концов нас так воспитали), а алгоритмы социальных сетей лишь усиливают подобное моно-потребление.

    Если вы сторонник коммунизма, то алгоритмы VK и Facebook (запрещенная в РФ платформа) будут показывать вам только коммунистическую повестку, а если вы слушаете корейские треки в «Яндекс музыке», то плеер с рекомендациями будет бесконечно подсовывать вам k-pop, пока вы не поставите дизлайк. Многие думают, что получают информацию из разных источников, не осознавая, что тот десяток пабликов или сайтов, в которых они получают якобы разный контент, на самом деле им подсунул алгоритм, настроенный на то, чтобы подкидывать только тот контент, который вам гарантированно понравится и дольше удержит в нужной медийном поле.

    Именно для моно-потребителя сегодняшнее разделение общества стало настоящим шоком, поскольку военные действия вынудили нас проверять факты и сталкиваться с тем, что по обе стороны инфополе не соответствует друг другу. Оказывается каждая сторона плетет собственную информационную завесу. Все мы об этом знали. Но одно дело знать, и другое — увидеть на практике.

    Данный культурный шок на локальном уровне охватил крымчан в 2014, читавших новости про полуостров параллельно в российских и украинских медиа. Суть информационной ширмы также понимают жители Донбасса с их восьмилетней войной, которая проходила в том числе и на уровне СМИ. А в 2022-м этот культурный шок добрался и до всей России.

    Кто-то весной 2022-го предпочёл оставаться в пределах государственных новостей, но огромная масса потребителей ринулась читать через VPN параллельно украинские и российские новости. Все эти люди испытали культурный шок. Оказалось, что на информационном фронте ведётся своя параллельная война. А кто-то уже успел догадаться, что война за информацию ведётся с самого их рождения. Все эти люди уже не смогут с такой лёгкостью вернуться назад к моно-потреблению, что означает новый виток русской культуры в переваривании контента.

    Пока медийные деятели вроде Дугина выражают надежду, что Россию ждёт новый тип моно-потребления с исключительно про-российским уклоном, правда в том, что спецоперация на Украине знаменует кризис моно-потребления в тех формах, в которых мы его видели до сих пор. К потреблению информации правильней относиться как к войне, в которой идёт постоянная гонка вооружений и постоянное переобучение воюющих.

    Общество не было монолитным даже во время железного занавеса, глупо думать, что сегодня какая-либо культурно-политическая изоляция способна свести на нет двулагерность русского общества. Безусловно, разделение останется. Но обе стороны теперь будут взаимодействовать по другим правилам и, возможно, в ближайшие годы сформируют новые точки конфронтации, отличные от тех, что мы наблюдали в нулевые.

    Казалось бы, при чём здесь сериал «Спящие»?

    Проект режиссёра Юрия Быкова и сценариста Сергея Минаева «Спящие» стал первым контентом в русской массовой культуре, который обозначил основные тезисы двух социальных прослоек России 2010-х годов. Сюжет сериала простой: сотрудник ФСБ спустя пятнадцать лет возвращается в Россию 2013-го года и сталкивается с культурным оппортунизмом сливок Московского общества, которое считает, что жить в России плохо, а силовики лишь защищают интересы связанного с властью бизнеса. Знакомо?

    Тут следует сразу сделать оговорку, что сериал спонсировался Министерством культуры, поэтому конфликт двух пластов России представлен в соотношении 70% на 30% в пользу сыгранного Игорем Петренко ФСБэшника. Настоящего прения двух сторон тут нет. Но потрясает сам факт, что подобную тему выбрали в качестве главного конфликта остросюжетного сериала. В «Спящих» есть многие тезисы, которые вы поднимали весной 2022-го: покрывающие бизнес силовики, космополитизм, американские цветные революции, отсутствие в России демократии, преследование митингующих и оппозиционеров. Короче, полный набор.

    Страшно сказать, но остросюжетный сериал про шпионов рисует портрет русского общества лучше любого артхауса или сатиры в духе «Домашнего ареста». Добавьте к этому качество съёмки на уровне того же «Домашнего ареста» с «Чиками», и вы получите один из самых значимых сериалов минувшего десятилетия, который незаслуженно канул в Лету.

    Но почему «Спящих» стоит посмотреть именно сегодня? Потому что весна 2022-го обозначила в России новую социальную прослойку. Спецоперация на Украине консолидировала анти-западную часть населения, которая вступила в конфронтацию с ориентированным на западные ценности обществом. А данный сериал показал это разделение в те годы, когда противники западных ценностей как отдельный пласт общества в массовом сознании ещё не существовали.

    Что произошло со «Спящими»?

    В истории со «Спящими» поражает то, что именитый режиссёр Быков в компании со сценаристом «Духлесса» Минаевым и при продюсерстве Фёдора Бондарчука умудрился нахватать негативных отзывов от российского зрителя. Как вообще могло произойти, что крутая команда с деньгами получила менее адекватную реакцию, чем какой-нибудь фильм «Майор Гром», много лет варившийся в производственном аду? Ответ напрямую касается темы разделения российского общества на два лагеря.

    В кино контент принято судить по режиссеру, и очевидно, что сериал стал жертвой инфополя Юрия Быкова, у которого сформировалась либеральная репутация человека, который в своё время ходил на Болотную и снимал фильмы про тяжкую русскую долю. Чтобы понять репутацию этого режиссёра, достаточно почитать отзывы на его картину 2014-го года «Дурак».

    Поэтому когда Быков взялся за содержащий провластную риторику сериал «Спящие», негатив был настолько жёстким, что в итоге режиссёр пообещал взять паузу (если не от кино, то от спорного политического дискурса). А всё потому что представители остро социальной повестки середины десятых годов просто не могли представить, что социальная повестка России может выходить за рамки инфополя «плохое государство vs хороший общественник».

    В 2015-м российскую общественность потрясла первая (на тот момент) информационная бомба Навального, которая описывала деятельность силовика-Чайки, а тут в 2017-м выходит сериал, в котором силовики подаются с положительной стороны. В те годы людям казалось очевидным, что Быков попросту продался.

    Самым показательным в этом отношении является комментарий сериала Юрием Дудём, который заявил, что Быков снял «стыдную пропагандистскую дешёвку, с серьёзным опозданием понял, во что вляпался, и вот вчера заявил, что уходит из кино». Иными словами, попытка Быковым не вступать в конфронтацию была воспринята как якобы признание своей ошибки.

    В контексте вышесказанного такое мнение Дудя является персонификацией того слоя общественности, который просто не мог поверить в 2017-м году в существование анти-западной гражданской позиции, принимая её за продажность. Именно поэтому Дудь не сомневаясь, заявляет о «продажности» Быкова, ведь он просто не может поверить, что медийной повестке есть альтернативная система взглядов.

    Но продался ли Быков на самом деле? Сегодня очевидно, что нет. Просто надо понимать, что при рыночной экономике музыку заказывает тот, кто платит деньги, а минкульт и госканалы являются главными медиа-заказчиками. Как сказал по поводу «Спящих» сам Быков, «мне просто предложили материал, я увидел, что он в меня попадает — я его снял». А пул заказчиков на российском рынке ограничен.

    От части минкульт и «Россия 1» являются главными заказчиками контента потому, что в России нет нужной законодательной базы. Чего только стоит новость декабря 2021 года о том, что Яндекс будет удалять пиратский контент. В то время как в Google явно борются с русским пиратским контентом, ориентированный на российский сегмент Интернета поисковик Яндекс до сих пор свободно распространяет пиратку и только-только начинает двигаться в этом направлении. А пока пользователь может найти контент бесплатно, продать контент за деньги и получить на него финансирование тяжело.

    Отчасти же это связано тем, что иностранный контент давит русский, и попытки делать собственные блокбастеры закончились где-то на «Дозорах», а тот же «Майор Гром» при сравнении бюджетов выглядит, как шаг назад.

    При этом по примерам выше видно, что обвинять государство в законодательной безалаберности было бы не до конца объективно, ведь деятельность того же минкульта способствовала формированию уникального инфополя путём создания множества качественного контента.

    Короче, с пробуксовками, но последние десятилетия русский контент как-то шевелился, и это принесло свои плоды. Шутка ли, Россия заняла четвёртое место в мире по объёму кинопрокатного рынка по итогам первого квартала 2021 года. Впрочем, движение это настолько медленное, что за последние 10-15 лет собственный культурный рынок в стране выглядит оппозицией по отношению к рынку зарубежному.

    Что ждёт российский контент завтра? Отказ от западной продукции и поворот на внутренний рынок подтолкнёт нас к более активному формированию системы производства и распространения собственного контента. Россия умудрялась снимать крутые фильмы вроде «Брата» и «Страны глухих» даже в поздние 90-е. В этом плане киноиндустрия входит в нынешний кризис, распахивая дверь вперёд ногами. При этом сериалы вроде «Домашнего ареста» и «Спящих» показывают, что в России есть хороший запас дискуссионной свободы, и закручивания гаек на фронте массового контента можно не опасаться.

    Лично мне бы хотелось, чтобы русский и западный продукт существовали в России в ситуации жесткой конкуренции, где более развитая западная индустрия стимулировала бы отечественный контент к развитию.

    Так или иначе весной 2022-го произошла консолидация потребителя российского рынка, который ещё буквально пять лет назад не сумел отстоять сериал «Спящие». А это значит, что такие как Быков смогут вернуться в остро социальную повестку.

    Наталья. Английский и моё душевное состояние

      С детства у меня жила в голове мысль, что знание английского обязательно пригодится в жизни. И вот, когда старший брат-школьник забирал меня из детского сада, по дороге домой мы с ним учили отдельные английские слова.

       До сих пор помню свой первый урок английского в школе, в пятом классе.  Было интересно и не совсем понятно. Мне очень пригодилось знание английского языка когда в 20 лет я попала Венгрию по программе по обмену студентов. И с тех пор я поняла, что даже если основной вид  твоей деятельности  не связан с английским языком, то его знание может тебе пригодиться в любой момент. Я продолжала учить язык на курсах. И , конечно же, это оказалась благодарным занятием для меня, ведь я люблю путешествовать.

      И вот в преддверии окончания пандемии я решила возобновить изучение английского. Я стала брать уроки у Ирины и смотреть видео в интернете. Но последние события в мире, начиная с конца февраля омрачили изучение языка.  В интернете даже появилось мнение, что он нам больше не понадобится. Конечно же, из-за тревожных новостей память и концентрация существенно ухудшается. Но продолжаю заниматься. Так тревогу можно отодвинуть на второй план,  и активизировать свои мозги. Вот почему я решила продолжать свои занятия  с мыслями о будущих путешествиях и о просмотре любимых фильмов.

      Материалы рубрики за предыдущие месяцы можно посмотреть

      здесь