Гревцев Игорь Дмитриевич. ПУШКИ и МУЗЫ

в начало журнала

Поэт, драматург, журналист, литературовед.Родился 14 февраля 1959 г. на Донбассе. В 1996 г. закончил Литературный институт им. М.Горького. В 2006 г. закончил Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Руководит  Музыкально-поэтической студией «Покров». Работает  журналистом газеты «Русский вестник». Преподаёт Закон Божий в одном из православных храмов г. Москвы.  

    Недавно в одной из телепередач Центрального телевидения прозвучала давно затертая и дискредитировавшая себя, но до сих пор актуальная фраза: «Когда говорят пушки, Музы молчат». Прозвучала она в контексте разговора о нынешней ситуации на Украине и об ухудшении отношений между Россией и Америкой. Для многих уже стало ясным, что пушки вот-вот готовы заговорить. Но готовы ли замолчать Музы? И что произойдет, если они действительно замолчат под грохот орудий?

              Война России объявлена. Война уже идет. Сейчас разворачивается самая первая и самая важная фаза любого вооруженного противостояния между народами – информационная война. От ее результатов напрямую будет зависеть исход «горячей» войны, если вдруг она вспыхнет.

              Каковы же успехи России на этом бескровном, но столь важном фронте? И есть ли они вообще – эти успехи?

              Прежде, чем перейти к рассмотрению данного вопроса, следует разобраться, в чем заключается цель любой информационной войны, каковы ее методы и, главное, какое место в этой войне занимают Музы, т.е. различные виды искусств, составляющие основу любой культуры.

              Информационная война ориентирована прежде всего не столько на подавление информации, которую распространяет противная сторона, сколько на формирование общественного мнения внутри своей страны. Поэтому простая констатация фактов, выстраивание контр-фактов и опровержений сами по себе малоэффективны. Львиную долю в информационной войне должна составлять идеологическая пропаганда. Она – главный калибр в межнациональном противоборстве.

              Фактологический материал направляет народный гнев против определенного врага. Идеологическая же пропаганда настраивает народ на защиту своего Отечества,  разогревает патриотические настроения и поднимает их на высоту жертвенности. Солдату мало знать, против кого он идет воевать. Он должен четко и глубоко осознавать, за что он идет на смерть. Без этого осознания солдат не воин, а наемник. Готов ли наемник жертвовать собой только ради того, чтобы уничтожить противника? Естественно, такой готовности у него не может быть по определению. И, естественно, он не настроен на победу любой ценой.

              Вот именно: любой ценой. Даже ценой своей жизни!

              Вот почему идеологическая война должна вестись одновременно и параллельно в двух направлениях: идеологическом и фактологическом. Причем, первое направление – главное.

              Есть такое крылатое выражение: «Идею может победить только другая идея». Но носителями идеи являются люди. А носителем национальной идеи выступает народ. Стало быть, тот народ, у которого идея сильнее, не может быть побежден народом с более слабой идеей. Это надо помнить всегда.

              Идею, которая став жизнеспособной, переплавляется в идеологию, создают мыслители, богословы, духовные и государственные вожди народа. Но популяризируют идею, делают ее доступной для массового сознания, доносят ее до народа и распространяют ее в народе в виде действенной идеологии делатели и деятели культуры: поэты, писатели, музыканты, певцы, художники, актеры и т.д. И в последнюю очередь – журналисты. Ведь не статьи вдохновляют воина на подвиг (хотя и они играют немаловажную роль). На смерть идут с песней, разгорячив сердца талантливыми патриотическими стихами, романами, фильмами, картинами. Даже плакатами. Да, и плакаты становятся орудием культуры и идеологическим оружием, если они возбуждают в душах высокие патриотические чувства.

              (Вспомните, какие плакаты украшали улицы наших городов накануне и во время Великой Отечественной войны! И что мы видим на нынешних рекламных щитах сейчас? Это те же плакаты. Но кого они могут вдохновить на подвиг и самопожертвование? Впрочем, это разговор отдельный. Мы к нему когда-нибудь еще вернемся).

              Итак, информационная война без участия в ней идеологической пропаганды малоэффективна и обречена на поражение.

              Основной же движущей силой идеологической пропаганды являются различные виды искусств, и, в первую голову, словесные их виды: поэзия, художественная литература, драматургия. Из этой триады рождаются искусства массового воздействия на народное сознание: песня, театр, кино, теле- и радиопрограммы, и подобные им.

    Вспомогательными видами искусств в информационной войне по отношению к словесным (т.е. несущим основную идеологическую нагрузку) выступают музыка, живопись, скульптура, хореография. К ним примыкают все прикладные виды искусств, вплоть до дизайна одежда и оформления городских улиц. А все вместе – это та культурная среда, в которой развивается или разрушается коллективная душа любой нации.

    Естественно, культура может, как укреплять дух народа, так и разлагать его. И тогда она становится культурой со знаком минус, т. е. антикультурой.

    Народ, который воспитывается в лоне национальной культуры, произрастающей из недр исконных национальных ценностей и традиций, и, прежде всего, из национального религиозного мировоззрения, такой народ нравственно здоров, духовно и физически крепок, и всегда готов до последней капли крови защищать свою Родину.

    Как правило, противостояние с таким народом не доходит до «горячей» войны. Все заканчивается информационной или, в крайнем случае, «холодной» войной, особенно, если техническое оснащение враждующих сторон идентично. Кто же пойдет с оружием в руках на сильного противника, заведомо зная, что получит сокрушительный ответный удар? А если и дерзнет пойти, уповая на превосходство и мощь своего вооружения, то все равно будет разгромлен и посрамлен. Ведь воюет не техника, а люди!

    Вспомните: в начале Великой Отечественной войны техника у немцев была лучше, организация лучше, опыта больше. Но мы победили, потому что у нас были Александры Матросовы, Зои Космодемьянские, Николаи Гастелло и десятки тысяч подобных им героев, готовых не задумываясь отдать свои жизни за Родину. Это были воспитанники той предвоенной культуры, которая, поднявшись на высочайший патриотический уровень, еще сохраняла в себе дореволюционный Русский дух. Тогда мы выиграли информационную войну, и как итог – победа в войне «горячей». И все это – колоссальный успех работы наших Муз: поэтов, композиторов, писателей, кинематографов, и всех, всех, кто отдал свой талант на служение своему народу в столь трагический час военных испытаний.

    А молчали ли Музы в далекие, и в не столь далекие, времена, когда на нашу землю приходили захватчики?

    В глубокой древности в годину кровавых лихолетий национальная культура играла не меньшую, а может быть, и большую роль, чем сейчас. Вся культурная система той эпохи работала на поднятие воинского духа. Русские полки уходили на поля сражений после грандиозных молебнов, напутствуемые пастырским словом, под пение молитв и псалмов, под звон колоколов, в сопровождение хоругвей и икон. А потом все значимые походы и сражения воспевались в народных песнопениях, былинах, сказаниях. «Слово о полку Игореве», «Задонщина» и многие другие известные и уже неизвестные произведения словесного искусства вдохновляли на самопожертвование во имя Отчизны русских воинов последующих поколений.

    И так было всегда. На берегах Невы и Чудского озера; над плесами Угры и в полях под Полтавой; в Крымских походах и на Бородинском поле. А в Смутное время послания патриарха Ермогена были столь эмоциональны и поэтичны, что народ в голос рыдал, когда их зачитывали по градам и весям разорванной на куски тогдашней Руси. И Русь воскресла! Русь всегда воскресала, потому что Русская культура, Русская идея была духовно сильнее Западной.

    А в Первую Мировую войну, которую тогда называли Второй Отечественной, в Брусиловский прорыв первым пошел Сводный Армейский оркестр. И прорыв завершился сокрушительным поражением немецких армий!

    Музы на Руси всегда говорили раньше пушек, вместе с пушками, и когда пушки замолкали. Музы были самым мощным оружием во всех войнах, что пришлось вести России. Музы били не по врагу, Музы били набатом в душу своего народа. Они из обывателя делали воина, способного сокрушить любого агрессора.

    А во время Второй Мировой войны значение Муз, т.е. различных видов искусства, проявилось в полной мере. И здесь все-таки стоит вспомнить об опыте нашего тогдашнего врага – нацистской Германии. Геббельсовская пропаганда оказалась на высоте. Вся немецкая культура, все виды искусств тогда совершали одно служение, были ориентированы на одну цель – поднятие и укрепление национального духа немецкого народа. И немцы действительно за рекордно короткий срок (если посмотреть на произошедшее отвлеченно, вне политической канвы) из нации побежденных превратились в нацию победителей. Пусть на короткий срок, пусть в извращенной форме, но ведь воскресли они, но ведь ощутили они себя великим народом. И все благодаря мощному воздействию нацистской культуры.

    Почему так быстро были сломлены народы Европы? Потому, что их культуры уже тогда стали развратными и космополитчными, и явно уступали неокультуре Третьего Рейха, которая сделала главный упор на историческую память немецкого народа, хотя и с отрицательным уклоном. Западные Музы превратились в проституток, для которых главным стало развлечение, и, естественно, были изнасилованы нравственно здоровыми на бытовом уровне Музами Германии.

    Но Русская культура даже в эпоху Советской России накануне и во время войны оказалась сильнее немецкой не на бытовом, а на духовном уровне. Она вложила в сердца русских солдат еще более воинственный и победоносный дух, чем тот, что обитал в сердцах немецких солдат. Фильмы, снятые в то время, смотрятся и сейчас. Песни, написанные в то время, звучат и сейчас, и до сих пор берут за живое. Чего стоит, например, одна только песня «Вставай, страна огромная»!

    Нет, русские Музы не молчали, когда грохотали пушки. Они говорили вместе с ними. И голос их был громче и грознее, чем голос пушек. Недаром за приезжающими на фронт русскими артистами со стороны фашистов велась снайперская охота. Маршал Конев даже собрал однажды всех артистов, выступавших в расположении частей его армии, и сказал им: «Я прошу вас, переоденьтесь в форму рядовых бойцов Красной Армии, иначе немецкие снайперы стреляют прежде всего в артистов». Это свидетельство непосредственного участника тех событий Народного артиста СССР Михаила Федоровича Рожкова, творчеством которого восторгались еще Козловский и Лемешев.

    А лет 10 назад на Российском телевидении в программе, посвященной танковому сражению под Прохоровкой, выступал бывший солдат немецкой армии. В своем интервью он говорил приблизительно следующее: «Нам нравились русские песни. Мы с удовольствием слушали трофейные пластинки. И хотя слов мы не понимали, но энергетика, исходящая от ваших песен, нас захватывала. Я вполне искренне считаю, что вы победили в той войне потому, что у вас были песни, каких не было  у Вермахта».

    Да, песня – грозное оружие. Она разит без промаха. От неё не укрыться ни в окопах, ни в блиндажах. Но – если эта песня настоящая, духовная, живая. А если это «развлекуха», какой сегодня кормят русский народ, то…

    Пора вернуться к рассмотрению главного вопроса: каково положение России в нынешней информационной войне?

              Сразу оговоримся: положение провальное. Информационную войну мы пока проигрываем. Сейчас те материалы, касающиеся международной обстановки, которые появляются в наших СМИ, больше похожи на оправдания нашкодившего ребенка перед отчитывающим его взрослым дядькой. Мы пытаемся доказать всему миру, какие мы хорошие. А этому миру, особенно западному, наплевать на то, хорошие мы или нет. Ему не нужны хорошие русские. Ему нужно, чтобы русских не было вообще.

              Наши СМИ, естественно выполняющие свою работу по заданию «сверху», должны бы придерживаться не оправдательной, а наступательной политики. В условиях антирусской истерии, что так активно разогревается в странах НАТО, российское правительство обязано позаботиться о том, чтобы духовно подготовить свой народ к возможной «горячей» войне. Но этого не происходит. Более того: складывается впечатление, что наша пропагандистская машина движется в противоположную сторону, т.е. вкладывает в народное сознание пораженческие настроения.

              Конечно, возможны возражения. Но давайте беспристрастно зададим себе вопрос: что несет в массы наша современная официальная культура, оккупировавшая все Центральное телевидение и радио, и все высокие концертные площадки, вплоть до Кремлевской? Да ничего она не несет, кроме «развлекухи». И это еще мягко сказано.

              Впрочем, наша официальная культура – это не наша культура. Это их, Западная, культура, насильно привитая на нашу национальную почву. Может быть, для Запада и Америки она и благотворна, но в русском климате она становится ядовитым растением.

              В этом контексте вспоминается один сельскохозяйственный казус, произошедший еще в Советскую эпоху. В Америке выращивалась ценная кормовая культура – борщевик, очень выгодная при откорме скота. Так вот, этот борщевик решили культивировать в России. Закупили семена, посеяли. И… в результате получили очень ядовитый сорняк, от которого до сих пор не можем избавиться. Не получилось у импортной травки на русской почве стать полезным растением.

              Подобное сейчас происходит и на нашем национальном культурном поле. Его засеяли не просто сорняком, но сорняком ядовитым. И яд этот катастрофически быстро разъедает нашу народную душу. Еще немного, и мы примем гей-парады и однополые браки. Еще немного, и мы начнем бороться за права младенцев, лишая родителей права воспитывать своих чад. А там и права шимпанзе для нас статут превыше естественных прав человека. Еще немного, и ИХ нравственные ценности станут нашими нравственными ценностями.

              В преддверии возможной «горячей» войны наши будущие солдаты воспитываются в той же культурно-информационной среде, что и будущие солдаты противника. Они слушают одни и те же песни, смотрят одни и те же фильмы, играют в одни и те же игры, читают одни и те же или подобные книги-однодневки. Они впитывают в глаза и души одни и те же рекламные ролики и рекламные плакаты на улицах. Они носят одну и ту же одежду и едят одну и ту же пищу.

              И так воспитывается не только наша молодежь, но все мы. Запад через свою культуру пытается растворить нас в себе, при этом не имея цели принять нас к себе. Мы постепенно становимся ИМИ. Захотим ли мы с НИМИ воевать, когда ОНИ придут нас убивать? А ОНИ придут нас, именно, убивать, потому что ОНИ нас за своих не признают, и никогда не признают.

              Отравляемые современной официальной культурой, мы теряем свою национальную идентичность. Задумайтесь только! Это происходит в тот момент, когда Америка, а вслед за ней, и страны НАТО объявляют нас своими военными противниками.

              Задумайтесь! Возможно ли солдату сражаться и умирать за национальные интересы, не имея в себе национальной основы, которую с детства человеку прививает национальная культура? Естественно, нет! И что дальше? Исход войны будет зависеть от того, у кого больше военной техники и ядерных зарядов? Но этого добра у них значительно больше.

              Мы проигрываем эту информационную войну, потому что наши Музы молчат, а мерзкий голосок ИХ темных Муз звучат повсюду. Они приучают нас стремиться только к материальному достатку и развлечениям. Они вдувают в наши души мелкие, пошлые, обывательские мыслишки типа: «Зачем нам кормить Крым и Новороссию? Самим жратвы мало. Зачем нам нужны эти беженцы с Донбасса, которые создадут проблемы с жильем и рабочими местами? Пусть сами там разбираются».

              Так нельзя! Это – гибель для нас!

              Мы должны противопоставить голосу вражеских Муз мощный голос наших русских Муз. Мы должны  освободить из духовной темницы и выпустить в мир нашу национальную культуру. Это будет новая культура, способная вымести Западную с духовных просторов России.

              Да, мы не в состоянии выиграть информационную войну со всем миром. Но мы можем выиграть ее внутри своей страны, новой культурой разбудив Русский дух в каждом русском человеке. И тогда не страшны нам будут никакие враги. Более того, восстановив и укрепив свое былое национальное достоинство, и вернув на свое законное место свои национальные духовные ценности, мы обретем друзей и союзников из числа отпавших из-за нашей слабости народов. И даже иные народы Западной Европы поддержат нас. Нужно только дать право нашим национальным Музам обратиться ко всему народу.

              Кто-то скажет: «Но ведь на нашей эстраде уже появляются патриотические песни в исполнении известных певцов и певиц.  И наши военные фильмы тоже патриотические». Так ли это? В современных якобы патриотических песнях Россия в основном представлена как-то в общем. Дальше синего неба, белых березок и золотых куполов понятие о Родине у подавляющего большинства авторов и исполнителей песен не распространяется. А патриотические военные фильмы снимаются только о Великой Отечественной войне, как будто не было в нашей истории ни Невской битвы, ни Куликова поля, ни Угры, ни Полтавы, ни Бородина. Да и патриотизм в наших современных военных фильмах какой-то корпоративный, замкнутый на узких личных интересах. В этих фильмах есть Россия, но нет Святой Руси!

              А ведь Святая Русь – это не территория и ее природные и архитектурные красоты. Святая Русь – это историческая душа Русского народа, его чаяния и духовные устремления. А внешняя красота? Это всего лишь рама картины, но без самой картины. Это всего лишь оклад для иконы, но без самой иконы. А пустая рама или пустой оклад – тот же «черный квадрат» Малевича.

              Наша нынешняя официальная культура не в состоянии перестроится на патриотический лад. Ведь культуру делают люди: те, которые создают произведения искусства, и те, которые доносят их до народа. Те и другие в своей деятельности руководствуются определенными мировоззренческими принципами. А человек не может изменить свое мировоззрение в одночасье. На это требуются годы, или глубинные душевные потрясения. У нас нет времени ни на то, ни на другое. Промедление смерти подобно! Уже сейчас необходимо срочно менять весь состав «инженеров человеческих душ». В России достаточно по-настоящему талантливых и работающих в чисто национальном ключе поэтов и писателей, музыкантов и художников, композиторов и певцов, драматургов и режиссеров. Но есть ли у них возможность выйти на широкую аудиторию?

              Сейчас – навряд ли…

              Деятелей современной нашей культуры, тех, кто убаюкивает ее накануне возможной войны своим развлекательным творчеством, на всероссийском информационном поле потеснить можно только с помощью государства в лице его чиновников.

              Но все наши высокопоставленные (и не очень) чиновники, отвечающие за культуру в нашей стране, или явные враги наши и агенты спецслужб, или совершенно не компетентные в том деле, которым занимаются. Иначе, как они могут игнорировать очевидное? Они на словах поддерживают нашу Православную церковь, т.е. наш национальный культ. И одновременно ничего не предпринимают для действенного развития нашей национальной культуры, которая просто обязана опираться на православное мировоззрение, ибо оно искони на Руси являлось государствообразующим.

              Вот аксиома, известная всем правителям всех эпох и народов: культ и культура – два крыла, на которых держится в историческом полете все бытие нации. Эти два крыла должны быть зеркально одинаковыми. Иначе полет не состоится. Не может существо, с одним крылом ястреба, а с другим – вороны, куда-либо лететь, как только вниз. Да, это понимали все правители мира во все времена. И только почему-то в современной России об этом забыли..

              Итак, подведем черту по всем вышесказанным.

              Мы сейчас проигрываем информационную войну, потому что ведем ее неправильно, односторонне.        Мы забыли, забыли главный постулат войны: побеждают не силой оружия, побеждают силой духа!

              Когда говорят пушки, Музы никогда не молчат. Но страшно, когда говорят только вражеские Музы, и при этом в стане своего противника по попустительству его командования. Впервые за всю историю человечества такое происходит в нынешней России. Чужие Музы говорят под грохот чужих пушек, и говорят нам, как себя вести. Что это? Тупость? Корысть? Или предательство? Как назвать тот беспредел, что царит на нашем культурном поле?

                                                                             Игорь Гревцев

    С другими материалами рубрики за 2021 год вы можете ознакомиться в нашем архиве