Гревцев Игорь Дмитриевич. Какой должна быть православная литература?

в начало журнала

Поэт, драматург, журналист, литературовед.Родился 14 февраля 1959 г. на Донбассе. В 1996 г. закончил Литературный институт им. М.Горького. В 2006 г. закончил Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Руководит  Музыкально-поэтической студией «Покров». Работает  журналистом газеты «Русский вестник». Преподаёт Закон Божий в одном из православных храмов г. Москвы.  

    В статье «Такое нефантастическое фентези», опубликованной в предыдущем номере журнала «Психология искусства», на примере произведений Александра Владимирова, насколько это было возможно, я попытался отстоять творческую репутацию талантливых православных писателей, работающих в жанре «фэнтэзи». Теперь остаётся выяснить причину негативного отношения к ним некоторой части верующих читателей. Для этого следует провести хотя бы поверхностный анализ такого культурного явления, как «православная литература». Существует ли она? Каковы её свойства? Чем она отличается от прочей литературы? И главное – какова её цель?

            В том, что православная литература, как культурное явление, уже существует, сомневаться не приходится. Книги, рождённые в православной среде и широко представляющую православную тематику, выпускаются тысячами наименований десятками, если не сотнями издательств. Но какие произведения подпадают под определение «православных»? Да любые! Стоит лишь автору заявить себя православным, использовать православную терминологию и хотя бы наметить проблемы, волнующие православный народ. А это очень зыбкий критерий. Когда отсутствует цензура профессиональная, единственным цензором для писателя становится его совесть. Этого, к сожалению, мало при выполнении работы, подразумевающей специальные способности и навыки. Большинство авторов – люди глубоко верующие, воцерковлённые, искренне ратующие за Веру Православную. Но многим не хватает профессионализма. У многих отсутствует даже намёк на талантливость, зато явно пробивается жгучее желание высказаться, выплеснуть из себя восторженную энергию неофитов. Но жажда религиозного самовыражения, разбуженная от соприкосновения с Божественным Откровением, оправдана в «кухонной» проповеди среди близких и знакомых. А идти с проповедью в народ – для этого нужно иметь Небесную санкцию, т. е., иметь дар, талант, призвание. В противном случае начинается процесс профанации любой великой идеи, в том числе, и религиозной. Что мы сейчас и наблюдаем.

             В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века, когда государство в результате так называемой «перестройки» ввергло народ в материальную нищету, но невольно открыла доступ к богатствам духовным, русские люди массами потянулись в Храм, к Богу. Церковь, в силу ранее сложившихся политических обстоятельств, оказалась не готовой к наплыву такого количества неофитов, которых нужно было просвещать не только священнической проповедью с амвонов, но и за пределами церковной ограды – в миру. Православной литературы катастрофически не хватало. Репринтные переиздания дореволюционных авторов не удовлетворяли духовных потребностей современных христиан – тогда и литературный язык был другой и другой взгляд на исторические и политические события. Правда, мощным потоком в православную среду пошла святоотеческая литература (в большинстве своём, тоже репринтная). Но народ, за несколько поколений отвыкший мыслить сложными догматическими понятиями, не понимал Святых Отцов. Нужны были популяризаторы, в позитивном смысле этого слова, способные разъяснить, растолковать, направить жажду религиозного просвещения в нужное русло. И они появились! Они стали учить. Они начали пересматривать историю, отталкиваясь от христианского мировоззрения. Они сформировали новый взгляд на Мировую политику. Не берёмся судить, насколько современные православные историки, политологи, богословы-популяризаторы справились со своей задачей, и в какой мере на их творчестве отразилась материалистическая идеология советской школы, через которую они прошли так же, как и те, к кому обращена их проповедь?  Сейчас нас интересует только православная художественная литература. И, прежде всего – современная.

            В начале 90-х годов прошлого столетия, как было отмечено выше, в основном начала развиваться православная литература публицистического характера. Художественные произведения если и появлялись, то это были преимущественно произведения дореволюционных авторов. Современные верующие поэты и прозаики тогда ещё не могли выйти на своё законное поприще. Не с чем было! Да это и понятно. После воцерковления творческий человек всегда оказывается перед трудной дилеммой: по-старому он творить уже не может, по-новому – ещё не может. Для талантливого человека такой период является тяжёлым и мучительным испытанием, но, если он действительно талантлив, то никогда не возьмётся за перо, пока душа его не созреет и не начнёт рождать настоящие произведения искусства. А процесс созревания души – процесс длительный.

            Вот и образовался на рынке православной художественной литературы вакуум. Но свято место пусто не бывает. Тогда-то и стали проникать в незанятую культурную нишу  дилетанты и графоманы. Сначала – осторожненько, с опаской, но т.к., их никто оттуда не гнал (нет у нас пока и православной критики), они всё смелее и смелее стали занимать не для них приготовленное духовное пространство. Они принесли читателям дурно написанные романы, повести, рассказы, стихи, и, увидев, что их продукция всё же находит потребителя, гордо назвались «православными писателями». И если от писателей-публицистов требовалось, как минимум, знание материала, что предполагало иной раз весьма тяжёлую и кропотливую исследовательскую работу, то от псевдопоэтов и псевдопрозаиков не требовалось ничего, кроме умения кое-как излагать свои мысли на бумаге.

            Верующего человека легко соблазнить печатной продукцией. Он очень трепетно и благоговейно относится даже к священным словам. Бог, Господь, Сын Божий, Иисус Христос, ангелы, святые, угодники Божии… Это не просто звуки и буквы. Это – святыни! Стоит какому-либо графоману вставить эти святыни в безалаберно слепленное стихотворение или в наспех сколоченный рассказ, и он может быть уверен, что найдутся верующие, которые с удовольствием будут их читать. Тем более, что большинство православных читателей пришли в Церковь, будучи не искушёнными серьёзной классической литературой, да и просто не имеющие навыка  чтения и не приученные к нему с детства. Они впервые более-менее регулярно начали читать лишь после воцерковления, т.к. религиозная информация традиционно получается в основном из книг.

            И представьте себе ситуацию: с одной стороны – читатель, для которого каждая книга пока ещё является открытием, откровением, началом читательского пути; с другой стороны – недобросовестный, а проще сказать, бесталанный писатель, который пользуется литературной необразованностью читателя и предлагает ему под вывеской духовных произведений графоманские опусы.

            Истинное художественное произведение всегда психологически и философски глубинно, и всегда совершенно по форме. Гармония формы и содержания, что по сути своей являет Красоту – вот главный критерий таланта, ведь талант даётся Богом, а Бог и есть Совершенная Красота. Так должны рождаться (и рождаются!) собственно православные произведения искусства. В сердце богопризванного писателя золотыми буквари записано: Богу – всё самое лучшее!

            Графоману же бывает достаточно использовать священные понятия Православной веры, а уж как и о чём он пишет, его, зачастую, волнует мало: мол, и так сойдёт! Вот и появляются на свет Божий полурифмованные стихи с изломанными размерами и с неправильной орфографией. Вот и начинают жить уродливые калеки – повести и рассказы, написанные суконным языком бульварных детективов, и, что самое страшное, с психологией тех же детективов, но с претензией называться православными. И из этих, якобы, православных стихов и рассказов прут в лоно Воинствующей Земной Церкви сахарные ангелочки, сусальные подвижнички, чистенькие паломнички, прилизанные мальчики и девочки, с детства как заводные игрушки привыкшие делать поклончики, и такие послушные-послушные…

            Так создаётся виртуальный православный мир, ничего общего не имеющий с суровой и неприглядной действительностью, из которой и приходят в Церковь современные христиане, и в борьбе с которой и выковываются истинные христианские подвижники. А главное – в том виртуальном мире бесы или вообще не существуют, или они столь незаметны и слабы, что с ними может справиться и ребёнок.

            Но мы-то знаем, что главная забота сатаны – доказать, что его нет, что он не существует. И тут возникает резонный вопрос: не помогают ли ему в том наши писатели-виртуалы? Пусть невольно. Пусть неосознанно. Но какое это имеет значение? Они уже воспитали своими елейно-паточными произведениями целое поколение православных читателей, для которых православная жизнь заключается не в постоянной борьбе с силами зла, атакующими человека изнутри и снаружи, а в беспрерывной чреде умильных воздыханий и причмокиваний, в восторгании чудесами и явлениями, в фарисейском слежении за скрупулёзно-чётким исполнением церковных обрядов и действий. И только!

             Не из этой ли школы графоманской литературы вышли православные читатели, которые так панически боятся книг, подобных книгам Александра Владимирова? Чего они боятся? Реальности! Ведь, если её принять, то придётся противостоять её тёмной половине. А она страшная, жестокая, коварная. И с ней придётся вести борьбу, чтобы стать христианином. Борьбу долгую и изнурительную. Не проще ли закрыть глаза и спрятаться в виртуальном мире православных графоманов! Вот, только, спрячешься ли?

            Сегодня существуют два вида псевдокультуры, т.е., ложной, и, стало быть, дьявольской культуры: это – современная «рекламная культура», напрямую проповедующая насилие и разврат, и, так называемый, «православный гламур» – тот самый, что и создаётся графоманами от Православия. Почему мы избрали это новомодное словечко «гламур»? Да потому, что это определение как никакое другое подходит к рафинированным персонажам виртуально-«православной» литературы. Они такие же гламурно-чистенькие, нарядненькие, сверкающие, несущие на себе личину социальной значимости. Но что скрывается под этой яркой мишурой? А ничего там не скрывается. Пустота! И это страшнее, чем самый откровенный разврат, – он-то хоть может иную душу уязвить так, что она обольётся кровавыми слезами и – покается.

            «Православный гламур», пожалуй, опаснее «рекламной культуры». Вторая атакует души в лобовую, слишком не камуфлируя свои тлетворные цели. Но души христиан, подготовленные молитвой, чтением Евангелия и Святых Отцов, могут противостоять такой атаке. Хотя бы попытаться её отбить. А сусально-елейный «православный гламур» нападает даже не с тыла – он наносит удар изнутри. И это хуже, чем удар – это постепенное и неуловимое разъедание духовного организма церковной среды. Да и может ли ложь, даже творимая с добрыми намерениями, даже очень верующими людьми, иметь иное воздействие? Конечно, нет. Ведь отец любой, пусть и самой «человеколюбивой», лжи – сатана. Человеконенавистник.

            И беда в том, что ему невольно, сами того не осознавая, могут служить не только обманутые и соблазнённые им одарённые люди, но и те, кто возомнил себя талантливым и одарённым. Эти-то служат ещё более рьяно, т.к. абсолютно уверены, что вершат Богоугодное дело. По-другому они и не могут себя ощущать, ибо способность чувствовать и разуметь сакральную сущность слова, фразы, образа человек получает вместе с даром словотворчества. И если Господь не дал таланта, не призвал этим даянием к служению, то и нечего браться не за своё дело. Графоману (т.е. любителю словесности, но не способному её создавать) место за дружеской беседой, у походного костра, на братском капустнике, в общем, в очень узком кругу близких и знакомых. В большой литературе графоман уподобляется бульдозеру в оранжерее – вспахать не вспашет, а все цветы помнёт и поломает, да ещё и стёкла побьёт.

            Недаром мы в предыдущих абзацах так назойливо повторяли словосочетание «талантливые православные писатели». Да, только носитель Божьего таланта имеет духовное право делать православную литературу.

            Мы взываем к верующим стихотворцам, не имеющим понятия о стихотворных размерах, не умеющим рифмовать и не знающим, что такое образ; мы взываем к верующим прозаикам, не способным совладать с русским предложением, чтобы вложить в него глубокую и живую мысль: «Дорогие! Отойдите в сторонку! Не мешайте создавать православную художественную литературу тем, кто призван к этому деланию Богом. Не прививайте дикарские вкусы воцерковлённым читателям. Да не услышим мы больше ни от одной матери-христианки, что она не позволит своим детям читать книги Александра Владимирова! Ведь А. Владимиров талантлив от Бога (ни один профессионал в этом не усомнится). А сколько ещё талантливых писателей стоят с ним в одном строю? А сколько ещё  грядет за ними?  Дорогие православные графоманы, будьте христианами до конца – проявите своё человеколюбие и смирение. Не мешайте словесным воинам Бога-Слова выходить на своё поле брани. Они, конечно, выйдут на него всё равно, но тогда им придётся бороться словесным оружием не только с врагами Христовыми, но и с вами – смертельно опасными «доброжелателями». А вам это нужно?»

         Православная художественная литература, не смотря ни на что, уже рождается. Она уже входит в жизнь – жестокую, лицемерную, лживую. Входит – суровая, нелицеприятная, правдивая. И помешать ей невозможно!

                                                                                              Игорь Гревцев


    Гревцев Игорь Дмитриевич. Такое нефантастическое «фэнтэзи»

    5 выпуск

    Поэт, драматург, журналист, литературовед. Родился 14 февраля 1959 г. на Донбассе. В 1996 г. закончил Литературный институт им. М. Горького. В 2006 г. закончил Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Руководит  Музыкально-поэтической студией «Покров». Работает  журналистом газеты «Русский вестник». Преподаёт Закон Божий в одном из православных храмов г. Москвы.  

      (Краткий обзор современной православной литературы. Для анализа использованы следующие произведения известного православного писателя Александра Владимирова: «Нефилимы. Сказки запретного леса» и «Чаровница. Исповедь ведьмы»).

                  Однажды я стал невольным свидетелем оживлённого разговора между двумя женщинами – прихожанками православного храма. Обе они были приблизительно одного возраста (годков за 35) и  довольно интеллигентного вида, во всяком случае, налёт образованности явно просматривался на лице каждой. Да и тема их беседы была не из разряда бытовых. Они говорили о литературе. О современной православной литературе.

                  Казалось бы – это же замечательно, что верующие люди интересуются культурой, рождённой из Православной веры. Но сам подход к теме, сам взгляд на неё, сама оценка этой культуры меня поразили своей некомпетентностью и, не побоюсь этого слова, дремучестью. Меня потому и привлёк разговор двух православных женщин, что они обсуждали, вернее, осуждали одни из лучших художественные произведения самого востребованного на сегодняшний день православного писателя, а именно: романы «Нефилимы» и «Чаровница. Исповедь ведьмы.    

      — Не понимаю, – с горячностью в голосе возмущалась одна из собеседниц, – как можно читать подобные книги? Там же сплошная чертовщина. Роман «Чаровница» вообще чуть ли не пособие для преступников, а бесы изображены так ярко и живо, что по ночам от страха спать не будешь. Я бы ни за что не дала своим детям читать такие книги. Это же какая-то псевдохристианская фантастика, да ещё с элементами из голливудского фильма ужасов.

                  — Вот-вот! И я того же мнения. – в унисон ей вторила вторая собеседница, – это же форменное «фэнтези», которое так критикуют многие наши батюшки. Они, бедненькие, борются со всякими Гарри Потерами и с Властелинами колец, а тут, в лоне самой Православной церкви, начинают рождаться свои «фэнтези», с такой же чертовщиной, как и в тех. А то ещё и похлеще – с кровью и насилием. Это даже хуже, чем фантастика. Это какая-то ложь и клевета на христианство. И я своим детям не позволю читать такие книги.

                   Я слушал двух православных женщин, по виду не глупых и образованных, и внутренне негодовал: «Как можно было не заметить всей глубины и серьёзности, всей красоты и душеполезности творений Александра Владимирова» Ну да – «фэнтези!»  Если нет другого слова. Но ведь одним и тем же словом «роман» называются и произведения Достоевского, и богоборческий опус революционера Чернышевского. Не форма, а содержание должно быть главным критерием оценки работы того или иного автора. Хотя и форма сейчас имеет немаловажное значение. Рождается новая литература – мистическая. Ей уже тесно в железных  рамках классического реализма и в золотой клетке современного авангардизма. И что с того, что одно и то же литературное средство, каковым является стиль «фэнтези», используют как писатели-богохульники, так и писатели-христиане? С одним и тем же автоматом можно и Родину защищать, а можно и людей грабить.    

                  Каждый человек, бесспорно, имеет право на своё личное мнение: о вкусах не спорят. Но, не осуждая тех женщин, давайте немного порассуждаем, благо они обозначили серьёзную проблему, возникшую в православной культуре.

                  Да, от самого термина «фэнтэзи» отказаться нужно, но отрицать современную качественную православную литературу, к которой этот термин приклеен по недоразумению, по меньшей мере – глупо, а по крупному счёту – преступно. Почему? Да потому, что отрицать (пусть даже и наполовину) реальность Богосотворённого мира – это богоборчество, а преступления хуже, чем богоборчество, в мире нет. И неважно, осознанно или неосознанно совершается сей акт отрицания – ответственность за него не снимается ни с кого. Тем более, с православных людей, возомнивших себя борцами «за чистоту рядов». Горе тому, кто вместе с грязной водой выплёскивает из ванны и младенца!

                  Ещё раз подчеркнём: реальный, т.е. Богосотворённый мир, состоит из двух равноценных частей – из материального и духовного миров. И в том, и в другом живут разумные, личностные существа. И в том, и в другом эти разумные существа совершают некие деяния, и в той или иной степени участвуют в событиях Вселенского масштаба. Это известно всем религиям всех народов, независимо от того, исповедуют они многобожие, единобожие или христианство. Священные книги всех конфессий показывают именно сосуществование духовного и материального миров, их взаимодействие друг с другом, их взаимопроникновение друг в друга. Правда, выводы, представленные в виде вероучительных истин, каждая священная книга даёт свои, в зависимости от того, каким силам она служит. Для нас, христиан, истинной (т.е., понуждающей нас делать правильные выводы и правильно понимать промысл Божий) может быть только Библия и рождённое в её недрах Предание, частью которого является святоотеческое литературное наследие.

                   Обратите внимание на это словосочетание: «литературное наследие». Да, наши Святые Отцы создали специфическую, уникальную литературу. Они были писателями в высшем и в полном смысле этого слова. Кто-то возразит: «Но ведь они были духовными писателями, не то, что нынешние светские писаки…» Как тут можно ответить? Только вопросом на вопрос. А разве могут быть писатели бездуховные? Другое дело, какую духовность они проповедуют, на чью мельницу воду льют? Ведь писательство (читай: литературное творчество) прежде всего, предполагает наличие таланта, одарённости, а творческий дар даётся лишь низшему духовному существу от Высшего Духовного Существа. Иными словами: дар словотворчества может быть получен только человеком и только от Бога. Почему только от Бога? Да потому, что Он – Единственный Творец. А раз так, то, естественно, сатана не обладает способностью творить и не может дать того, чего у него у самого нет. Но сатана может совратить талантливого человека и ложью заставить его отдать Божий дар на служение силам зла. Такое случается часто, но ведь писатель, как и любой человек, наделён свободной волей, дарованной ему Богом, и, разумеется, имеет полное право Божественный талант не только зарыть, но и использовать его против Бога. Такие писатели подобны солдатам, которые или дезертировали с поля боя (зарыли талант в куче личных житейских попечений), или напрямую предали свою армию, перейдя в стан врага (талант отдали на службу сатане). О дезертирах сказать нечего – в бою они не участвуют. О предателях говорить не будем, ибо они воюют против Бога оружием, от Бога же полученным, и уже тем самым приняли на себя наказание и осуждение.

                  В контексте рассматриваемой темы нас интересуют только православные писатели, и только такие, которые работают в жанре так называемого «фэнтэзи». Их – немного. Действительно талантливых – единицы. Один из них – Александр Владимиров. Сама ограниченность численности писателей подобного плана свидетельствует об их особом служении. Они – своего рода спецназ, а спецназ по отношению ко всему войску всегда малочислен, но всегда самый боеспособный и всегда призванный решать самые сложные задачи.

                  Итак, что инкриминируют чересчур «ревностные» православные читатели православным писателям, работающим в жанре «фэнтэзи»? За что осуждают и почему с опаской относятся к их произведениям? И какова истинная причина подобного отрицания своей же, православной, литературы?

                  Безосновательно утверждение, что верующим полезно читать только Евангелие, святоотеческие писания и жития святых, не выдерживает никакой критики. Конечно, в идеале так должно быть, и к этому должен стремиться всякий христианин. И, действительно, есть верующие люди, которые, достигнув определённых духовных высот, уже не нуждаются в художественной литературе религиозной направленности, как не нуждается профессор математики в учебниках арифметики. Ну, а как быть с теми, кому предлагают постигать интегралы и биномы, предварительно не научив сложению и вычитанию, и не ознакомив с таблицей умножения? Вот в том-то и дело! Без знания арифметики высшую математику невозможно постичь. То же и со святоотеческими писаниями. Если человек не научился мыслить простыми духовными понятиями, как он сможет понять сложнейшие духовные рассуждения Святых Отцов? Раньше начальные знания о духовном мире давала школа в углублённом преподавании «Закона Божия». До этого приходские священники, отцы и деды в устной форме научали своих детей и внуков совмещать в сознании видимый и невидимый миры. Сейчас же, после десятилетий материалистического, одностороннего воспитания нескольких поколений, функцию «начальной духовной школы» приняла на себя православная литература.  Она – что-то вроде букваря, учебника, введения в литературу святоотеческую, догматическую, глубинно-философскую, требующую от читателя напряжения всех душевных и физических сил.

                  Ведь принцип движения на духовном поприще такой же, как на любом ином: сначала – первый класс, через десять лет – одиннадцатый, и лишь потом – институт; сначала – первая ступенька, через девять ступеней – десятая, и, лишь пройдя всю лестницу, доберёшься до верхней площадки.

                  Дай Бог каждому христианину читать только духоносные книги, и не читать светских. Но зачастую всё происходит по следующей схеме: того читать не можем, этого читать не хотим. И в результате – полное духовное невежество, питаемое своими и чужими домыслами, слухами, догадками, суевериями.

                  Но, кроме того, как было сказано выше, дар словотворчества даётся Богом, и, разумеется,  даётся с определённым умыслом.  И если человек Божий дар использует на служение Богу, то тем самым он выполняет Его волю. Земным словом писатель служит Богу-Слово! Иначе и быть не может! Иначе Господь ни одному из земнородных не дал бы ни одного таланта. Православные Христиане, отвергающие талантливых православных писателей, уподобляются тем, кто когда-то давно забивал камнями ветхозаветных пророков. И камни те летели не в человеческую плоть, а – в Бога!

                  Так в чём же обвиняют свои своих – православные читатели православных писателей, работающих в жанре «фэнтэзи» (будем пока пользоваться этим чуждым для нашей литературы термином)? Прежде всего, в том, что они, якобы, соблазняют верующих людей ложными вымыслами, пустыми фантазиями.

                  Но действительно ли это фантазии? И действительно ли за ними стоит ложь? Давайте, рассмотрим, какие «фантастические» персонажи  живут и действуют на страницах произведений таких писателей, как Александр Владимиров. Бесы? Да. А ещё – ангелы, угодники Божии и живые души умерших людей. Но в их реальности может сомневаться только тот, кто упорно, назло всем свидетельствам, хочет сомневаться в этом. Любой верующий человек твёрдо знает, что духовный мир существует и населён ангелами, бесами, душами святых и грешников. Эти знания нами получены из Библии, из житийной литературы, из личного опыта. Причём, насельники духовного мира, показанные на страницах книг талантливых православных писателей, и по внешнему облику, и по характеру своего поведения практически ничем не отличаются от своих библейских и житийных прототипов. А если есть у них какие-то внешние различия, то это столь же естественно, как и различия между людьми – ни мы, люди, ни существа духовного мира не являемся типовыми игрушками, сходящими с одного конвейера. Это-то различие как раз и свидетельствует о том, что происходит не механическое срисовывание, а – идёт творческий процесс. А творчество – это акт Божественный, т.е. истинный, повествующий о событиях, реально происходивших или отображающих реальные события. По-другому не может быть, ведь Бог – Творец и Бог – Истина. И Он же даёт человеку право на творчество. А там, где ложь, там творчества нет. Но кто скажет, что произведения Александра Владимирова не есть творчество?

                  И ещё одну немаловажную деталь следует отметить. Сюжеты вышеперечисленных книг очень созвучны событиям, описанным в житиях святых. А житие иного святого ещё более «фантастично», чем то, что случается с литературными героями Александра Владимирова. Но ни одному верующему не придёт в голову сомневаться в подлинности прочитанного об угоднике Божием.

                  Как видим, «православное «фэнтэзи» – это совсем не фантастика. Но это и не реализм в общепринятом его значении, который, кстати, так же вырос из житийной литературы Христианства. Если реализм отображает реалии видимого, материального мира, соприкасаясь с миром духовным только через переживания и чувства персонажей, и состояния природы, то «православное «фэнтэзи» рисует полномасштабную картину Мироздания, где нет границ между видимым и невидимым, где то и другое сосуществует в своём сокровенном единстве, как это и есть на самом деле. Просто, православные писатели-мистики, пользуясь особыми средствами творчества, приподнимают завесу над тайным. Включая воображение читателя, они дают ему возможность прикоснуться к тому, что Господь скрыл от человеческого глаза, дабы разум человека не помутился, и лишь в искусстве через Своих писателей Он позволяет видеть невидимое настолько, насколько это полезно человеку в деле его спасения.

                   Итак, литературный жанр, который мы называем «православным «фэнтэзи» – не имеет никакого отношения к фэнтэзи как таковому. И к классическому реализму он не может быть причислен. Любое название для него сейчас будет условным и временным до тех пор, пока не появится слово, передающее всю суть данного литературного явления. Так, что верующего читателя пусть не смущает заморское словечко «фэнтэзи». Это – случайная обёртка. Ну, если хотите, назовите новый жанр «литературой реальности». Это определение пока ближе всего к истинному.

                  Но есть ещё один пункт обвинения, направленный в адрес «православного «фэнтэзи». Это обвинение исходит чаще всего от родителей, стремящихся воспитывать своих детей в духе Православия и подбирающих для них с этой целью соответствующую литературу. Формулировка, приблизительно, такая: «Подобные книги нельзя читать, потому что они похожи на фильмы ужасов. Там показаны страшные бесы. Они гадкие, мерзкие и противные. Детям не полезны эти страшилки – они портят детские души». Ну, что ответить на подобное заявление? Да, действительно, бесы страшные и отвратительные. Но это – правда. Это – истинный облик бесов. А истина может ли нанести вред душе, даже детской, тем более, если её (истину) правильно преподнести? Нет, конечно! Души уродует ложь! А православный человек с детства должен знать, кто его настоящий враг и какой он силой обладает.

                  Ребёнка при воцерковлении необходимо приучать, в меру его восприимчивости, к реалиям духовного мира. Особенно – тёмного потустороннего мира, потому что светлая его половина открывается  детскому восприятию уже в храмовых иконах и в церковном богослужении.  И кто, как не талантливые православные писатели, лучше других смогут это сделать? Тонко, умно, не переступая за грань недозволенного, но, подойдя к ней настолько близко, настолько это допустимо, они показывают своим литературным героям, а значит, и читателям, различные области преисподней и их обитателей. И обратите внимание: всегда рядом с героями их произведений находятся или Ангелы Хранители, или святые Небесные Покровители, или кто-либо иной из представителей Светлых Сил, – и охраняют их, предостерегают, поясняют, объясняют происходящее, научают, как нужно правильно вести себя в опасной ситуации. Это всё равно что, если подвести ребёнка к самому краю пропасти, держа его за руку. Ребёнок, заглянув в пропасть, испугается и познает всю опасность бездны. Но при этом он будет в безопасности, ибо держится за руку наставника. Согласитесь, что такой испуг – благотворен, т.к., в последствии из простого любопытства ребёнок не сунется на опасный край обрыва, а будет обходить его стороной. Или найдёт руку Того, Кто удержит его на краю и не допустит падения. 

                  Да, православные писатели уровня Александра Владимирова «пугают» ребёнка, но учат его не столько бояться бесов, сколько уповать на защиту Божию и бояться потерять именно её.  Так, стоит ли наших детей ограждать от такого «страха»? Ведь, если они не познают темную сторону духовного мира из книг талантливых православных писателей, они познают его из других книг, какие им предоставят служители сатаны. И что почерпнут из этих источников наши сыновья и дочери? В лучшем случае, исполнятся чувства безысходности от невозможности бороться с силами тьмы. В худшем случае – поверят, что их можно победить самостоятельно или прибегнув к помощи колдовства, т.е., к помощи тех же самых тёмных сил. И самое худшее, что с ними может произойти – это досужее любопытство, граничащее с безразличием: мол, интересно, конечно, посмотреть на бесов и монстров, страшные они, конечно, но это всё вымысел, это всё неправда, это всё не несёт никакой угрозы. И цель сатаны достигнута!

                  Верующие родители! Задайтесь вопросом: кого вы хотите воспитать – духовных воинов, способных отдать жизнь за Христа, или духовных дезертиров, готовых ради спасения собственной спокойной жизни и личного душевного благополучия сбежать с духовного поля боя? Если – второе, тогда кормите своих опрысков сладеньким литературным сиропчиком, в котором плавают сахарные ангелочки и слепленные из патоки «подвижнички и угоднички», ничего общего не имеющие с реальными подвижниками и угодниками Божиими.

                  Насколько это было возможно, мы попытались отстоять творческую репутацию талантливых православных писателей, работающих в жанре «фэнтэзи», оттолкнувшись от произведений Александра Владимирова, как самого яркого представителя зарождающейся на наших глазах новой русской литературы – литературы XXI века.

                                                                                                Игорь Гревцев


      4 выпуск

      В чем причина расставаний и можно ли стать счастливой в отношениях

      Шагиморданова Фатима Хабибовна   Родилась в Москве, 25 мая 1968 года  В1992 г. окончила МГПУ им. В. И. Ленина Психолог, педагог, философ, популяризирую здоровый образ жизни, специалист в области женской психологии, психологии отношений между мужчиной и женщиной.    

        Полюбив друг друга, люди вступают в отношения. Создавая пару,  мы рассчитываем на поддержку, понимание, мы учимся жить в различных форматах:  в любви и согласии, находить компромиссы в конфликте,  мы развиваемся.

        В отношениях мы ожидаем счастья , потому что мы еще не исследовали эту жизнь во всей  ее глубине и масштабности.

        Вступая в отношения, мы имеем целый набор ожиданий от данных отношений. Очень много ожиданий, которые должны сделать нас счастливыми. Столько ожиданий, что один человек не может их удовлетворить. В начале отношений, ожидания могут совпадать , тогда пара чувствует себя счастливой и одним целым. Но, как и все в этой жизни, ожидания  одного из партнеров  могут поменяться, причем у второго партнера  они остались прежними.

        Из-за того, что у нас постоянно меняются ожидания, мы становимся непоследовательными в своих словах, действиях, поступках. Нарастает напряжение. Но в этом нет ничего плохого. Мы живем, развиваемся, наше сознание меняется, мы «растем». И что происходит. В начале отношений с конкретным партнером мы имели определенные  ожидания и, он их удовлетворял. В течение жизни  наши ожидания изменились, а партнер все тот же, с прежними ожидания от нас, у него то  они не изменились. И, если наш партнер не развивается вместе с нами, не растет, и его сознание не расширяется, он не может удовлетворить наши изменившиеся в текущий момент ожидания. Возникает чувство неудовлетворенности, разочарования, приходят мысли об ошибочном выборе партнера. Возникает конфликт. «В каждом дому по кому», — гласит пословица. А так оно и есть. Ожидания меняются быстрее людей.

                    Почему мы всегда ищем отношения? Потому что обнаружили, что если нет никаких отношений, то мы чувствуем себя неполноценными, впадаем в депрессию. Мы ищем отношения, потому что хотим быть счастливыми и радостными.  Мы пытаемся использовать другого человека в качестве источника своего счастья. Если мы счастливы сами по себе, то отношения станут средством выражения счастья. Если мы создаем отношения в поисках счастья и пытаемся выжать это счастье из своего партнера, а он , в свою очередь, пытается выжать счастье из нас, то происходит обыкновенное потребление друг друга. А представьте, что наш партнер вырос в трудных условиях и у него нет практического понимания счастья. Как, скажите вы мне, он даст то, о чем не имеет представления. Через какое-то время отношения начинают приносить боль.

        Вначале, это может и не приносить проблему, потому что некоторые потребности удовлетворяются. Но постепенно ситуация накаливается. И где оно это ожидаемое счастье?

        Поэтому очень важно быть наполненной Радостью. Радость – это и есть выражение счастья. Никто не будет против этого выражения. Мы не ищем выражения счастья в другом, мы сами  должны его излучать.

                    Если наша жизнь становится выражением радости, а не погоней за счастьем, то отношения будут прекрасными. В таком случаи мы избегаем попыток удовлетворять ожидания человека.

                    Собственно, когда ожидания слишком велики, партнер   удовлетворить их  не может.  И появляется чувство, что мы ошиблись в этом партнере, а, на самом деле, просто наши  ожидания в отношении этого человека, не были им реализованы, возможно, он изначально их и не смог бы  реализовать. Это мы решили, что он сделает нас счастливой.

                    Поэтому  надо  двигаться вперед, верить в себя, изменить свою энергетику, свой внутренний мир – тогда жизнь будет формировать вокруг нас то, что соответствует нам.

                    Чтобы быть счастливой в отношениях надо быть радостной, чтобы самой излучать счастье, тогда от нас никто не уйдет, мы будем излучать счастье. Всегда следует придерживаться  установки на хорошее, отказаться от привычки расстраиваться и досадовать по любому поводу. Так давайте радоваться  любому проявлению нашего мира. Принимая и транслируя позитивную энергию, мы создаем свой рай.

        А  если мы что-то ожидаем, тогда надо вкладываться  в отношения, в  развитие личностей каждого партера. Поэтому, изначально надо выбирать себе партнера близкого по духу, ибо ожидания будут одинаковыми. А, в лучшем случае, выбирать радостных людей, которые будут делится своим счастьем с нами.

                    Будем радостными, а значит, будем счастливыми!!!

        С уважением, просто Женщина!

        Задать вопросы  и договориться о консультации можно написав мне на WhatsApp,  +7917 5307673


        3 выпуск

        Шагиморданова Фатима Хабибовна. Вы самая счастливая Женщина на Свете!

          Родилась в Москве, 25 мая 1968 года

          В 1992 г. окончила МГПУ им. В. И. Ленина 

          Психолог, педагог, философ, популяризирую здоровый образ жизни, специалист в области женской психологии, психологии отношений между мужчиной и женщиной.

          «Я счастлива, Я наполнена любовью и гармонией!»- с этих слов должно начинаться каждое утро женщины.

                    Изменить можно все в один момент, если Вы измените собственные взгляды и мысли о себе.  Вот с чего должна начинаться Ваша женственность. Будьте женщиной.  Женственность – высшее воплощение женщины. Развивайте качества, данные Вам природой. Не нужно примерять на себя образ мужчины, если не хотите потом все на себе тащить.

          Женственность, нежность и уважение к себе – эти качества всегда интересны мужчине даже, если он об этом молчит.

          Женщина сильна своей энергией. И самое главное верьте, что Вы Женщина-Удача в его жизни, а не какая-то там тень.

            Если мужчина не уважает Вас с точки зрения Вашей ценности к самой себе, в таком случае построить отношения очень сложно, и если Вы хотите, чтобы мужчина Вас ценил и уважал важно осознать:

          -Мужчины по своей природе уважают тех, кто имеет свое собственное мнение несмотря на то, что оно противоречит их собственному.  Если Вы соглашаетесь со всем тем, что говорит и предлагает мужчина вряд ли, Вы вызовите у него серьезные чувства. Имейте свое мнение.

          -Мужчина не особо ценит женщину, которая заглядывает ему в рот. Для него гораздо интереснее та женщина, у которой есть свои интересы, творческое хобби и так далее.  Имейте свои собственные дела, развивайтесь, мужчина не конечная станция в Вашей жизни.

          -Ваша доступность к интиму на первом свидании — это возможность начать отношения с неуважения к Вам.

          -Все что мужчине достается легко не имеет для него ценности. Чем больше Вы разжигаете в нем интерес, тем больше он Вас будет ценить, он будет Вас уважать за собственное мнение и Вашу разборчивость.  Женщины, практикующие разборчивость, осознают силу своей энергии

          -Своим состоянием они вдохновляют мужчин на поступки.  Вы не интересны мужчине, если забываете о себе и живете в образе «должна»

          -Когда Вы будете в ресурсе, Вы перестанете бегать за мужчинами, они сами будут залипать на Вас, и все будет получаться само собой.  Тогда Вы поймете какая Вы женщина. 

          Мужчина будет тянутся всегда к энергичной женщине, потому что такая женщина разборчива, она знает чего хочет: она уверена в себе и создает вокруг себя притягательную атмосферу.  Именно поэтому мужчина хочет быть в ее лучах и каждый чувствует, что она та самая.  Поэтому наше отношение к себе – это внутренняя сила, которая помогает не западать на недостойного мужчину и притягивать к себе недостойных. 

                    Женщина, которая ценит себя создает в отношениях, атмосферу для мужчины, который сердцем тянется к ней, к ее энергии, к ее чувствам.  Она как магнит пробуждает в мужчине те качества, которые он никогда мог не проявлять. А значит чувствует, что рядом с ней он готов на все, просто потому что она дает ему ощущение, что он может.  Женщина, которая выражает любовь, спокойствие всегда ценна для мужчины. 

                    В таких отношениях каждый чувствует себя комфортно, а значит счастливым.  Там, где женщина забывает себя – она теряет себя в отношениях.

                    Становится раздражительной, перестает верить в себя, становится эмоционально зависимой.   Теряя себя в душе, она незаметно становится удобной женщиной, а не любимой.  Будет внутренне страдать и делать все для того, кто этого не ценит, как бы прекрасно не выглядела женщина.  Внешность изначально притягивает мужчину, но именно женское состояние, состояние гармонии внутри притягивает к женщине, возбуждая ум и воображение.   Вот почему важно ценить себя. раскрывать свой внутренний потенциал, заниматься собой.  Помните, Вы должны быть хозяйкой свое жизни и не важно, есть мужчина рядом с Вами или нет.  Не нужно обесценивать себя в глазах мужчины и соглашаться на то, что недостойно Вас.   Мужчина тянется к женщине, которая умеет себя выражать, а выразиться можно в чем угодно, в манере говорить, в поведении, в интересах, даже в желаниях, которые надо всегда озвучивать.  Говорите и делайте, что Вам хочется.  Нельзя отказываться от своих интересов и желаний в угоду мужчине.  

                    Жизнь женщины — это состояния, которые делают ее привлекательной, желанной, родной в глазах мужчины.  Забывать о себе и отдавать себя в угоду желаний и прихотей мужчины — это обрекать себя на неудовлетворенность, неуверенность в себе, не самодостаточность, что значительно испортит жизнь женщине, лишая ее любви, заботы, преданности и уважения.  Тогда женщина теряет себя и перестает быть значимой в глазах тех людей, в которых она потеряла себя.   Всегда чувствуйте свое женское достоинство, тогда Вы сможете выражать себя и не бояться быть отвергнутой.  Вы просто будете в центре внимания, создавая внутреннее состояние, вы обретете уверенность, а значит не позволите переступать ваши границы.  Перестаньте доказывать свои чувства.   Всегда помните о своем достоинстве, знайте, куда уходит ваша женская энергия, и в вашей жизни всегда будет тот, кто соответствует Вам.  Женщина, у которой не хватает энергии -всегда не уверена в себе, а значит позволит управлять собой.  Это эмоционально истощает, и такой женщине всегда будет не хватать любви и поступков мужчины.  Все это ведет к недовольству личной жизнью, мужчиной и собой.  Женщина должна понять, что она сама своей неуверенностью в себе в свои возможности, в свой потенциал позволила войти в ее жизнь проблемному мужчине.   Женская энергия — это топливо для мужчины, а когда женщина перестает заниматься собой, она истощает свой ресурс и живет в образе мужчины.  Нелюбовь к себе создает неуважение в глазах других.  Мир — это зеркало и то, что внутри Вас отражается в реальности.

                     Не тратьте энергию на недовольство своей жизнью, принимайте с благодарностью, что она вам дает, развивайтесь, любите, наполняйте себя радостью жизни, и к вам придёт тот, кто увеличит эти щедрые дары сторицей. 

                    Будьте наполнены собой!  Удивляйтесь и стремитесь к новым целям, так Вы никогда не остановитесь в своем развитии. Вы достойны всего того, что желаете и о чём мечтаете.

          С уважением, просто Женщина!

          Задать вопросы  и договориться о консультации можно написав мне на WhasApp,  +7917 5307673

          Статьи второго номера журнала можно посмотреть здесь

          Добавить комментарий

          Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

          Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.