Ольга Веретина. Поэзия Русского Севера в картинах художника Игоря Осипова.

…Желание вновь отправиться на свидание с природой

 влекло меня, как завороженного, в лес…

И. Осипов

Красота Русского Севера – истинно важная тема национального изобразительного искусства. Его монументальная строгость и романтическая свобода стали вдохновением для великих художников И.И. Левитана, И.К. Айвазовского, А.И. Куинджи. Темой Севера жили авторы дореволюционной России – его восторженный певец В.В. Переплетчиков, В.В. Крайнев, затем мастера советского периода В.Ф. Стожаров, Е.И. Зверьков, и многие другие.

Пейзажная лирика Севера покоряет сердца публики. Северные картины композиционно лаконичны и невероятно выразительны по колористическому содержанию. Чистота и первозданность пейзажа, которой наполнен Север, несет графичный характер в сочетании с особыми свето-тоновыми отношениями. К пленэру Русского Севера художники обращались и за оттачиванием мастерства, и за поиском собственного неповторимого стиля. Выдающийся художник-живописец А.А. Пластов призывал «обращаться к скромной красоте пейзажей средней России и Русского Севера». По его мнению, свет пленэра средней полосы России особенно глубоко раскрывает многогранность цвета, а поиск себя, как художника, нужно начинать в работе с натурой.

Большинство живописцев, посвятивших свое творчество Северу, влюблялись в него не сразу. Скорее, для них эта суровая, во многом дикая красота становилась открытием, и лишь затем – любовью всей жизни. Оказавшись по собственному желанию или волей судьбы в краю чистой нетронутой природы – девственных лесов, величественных разливов рек, стихийных ледоходов – человек в поиске ответов на вопросы о мире, гармонии, жизни, находил ответ и на вопрос о своем собственном предназначении. Оставшись жить на Севере, такие авторы создают произведения с особым, личным ощущением края, который стал им родным. Богатая природа становится для них не только источником вдохновения, но и эталоном красоты.    

К  самобытным живописцам, ставшим частью Русского Севера и связавшим с ним свою жизнь, несомненно, можно отнести Игоря Викторовича Осипова. Его творческий путь начался с детства, когда он с родителями переехал на Крайний Север в зарождающийся городок. Уже тогда, будучи ребенком, он был покорен первозданностью северного мира: «Возможно, что закоренелого горожанина и отпугнули бы повсеместные ямы, грязь и лужи, но, если посмотреть на это с другой стороны, то можно увидеть всё великолепие строптивой природы. Игнорируя шумных соседей, она по-прежнему продолжала вести свою тихую и размеренную жизнь. Именно так и подумал я, прогуливаясь вдоль ручья, в котором безмятежно плавали утки и ондатры с полным безразличием к происходящему вокруг. Это был совершенно иной мир, иная планета, иное измерение, повлиявшее на дальнейший выбор моей профессии». Так художник описывает свою первую встречу с Севером. 

Восхищенный красотой северной природы, И.В.Осипов связывает с ней свою профессию и в составе рабочей экспедиции отправляется в Сибирь. В своей автобиографии он пишет об этом событии: «Тогда моему счастью не было предела, ведь я впервые увидел настолько густой северный лес, впервые вдохнул такой чистый, наполненный кислородом, воздух. Впечатления копились, а эмоции росли с каждым новым днем. И вот уже спустя полгода обитания вдали от цивилизации, в надежде поделиться увиденными красотами, я в своих письмах домой стал делать первые карандашные зарисовки в качестве иллюстраций к написанному».

После экспедиции последовала служба в армии, где И.В.Осипову предложили заняться творческой и оформительской работой. Тогда он впервые проявил себя как живописец: «Всё моё внимание было полностью уделено краскам: их оттенкам, запаху, и тому, как они ложились на поверхность».

«По окончанию службы я наконец-то вернулся на крайний север. Глубокая тоска по экспедиции всё никак не хотела меня отпускать» — вспоминает И.В.Осипов. Он стал уходить на прогулки и в походы, наслаждаясь любимой сибирской природой и перенося ее великолепие на холст. «Мои вылазки участились, впечатлений становилось все больше, а некогда карандашные зарисовки обрели собственный цвет, превратившись в масляные картины..». Северный пленэр стал его музой.

Первый успех принесла И.В. Осипову ежегодная выставка товаров народного потребления, где его работы получили высшую оценку и признание организаторов и местных мастеров. После этого он стал получать приглашения на выставки в городской музей изобразительных искусств. Одобрение публики придавало уверенности автору в собственных силах.

И.В.Осипов тонко улавливает красоту сурового края. Творческая одаренность позволяет ему работать в разных жанрах. Свободная пленэрная манера роднит его с импрессионистами, а чувственное восприятие скромной, ничем, не примечательной природы делает его картины близкими сердцу каждого жителя нашей страны. В своих лирических пейзажах И.В.Осипов, словно поэт, описывает созерцательное любование родной природой. Его картины напоминают путевые заметки, воспоминания, перенесенные на холст. Каждую деталь художник подмечает с особым вниманием, для него ценно каждое мгновение северной жизни.

Натюрморт Осипова – торжество красок и форм. Он организует пространство, традиционно выстраивая его параллельно плоскости холста и заполняя полюбившимися предметами. В его композициях царит некая монументальность, а при более детальном рассмотрении можно легко найти сюжетную линию. Точность прорисовки, реалистичность, предметность изображаемого в сочетании с красочностью палитры делают натюрморты И.В. Осипова особенно атмосферными и живыми.

«Дары кедрового леса» – ода плодородию северных земель. Автор не скупится на сочные краски, изображая гурманское великолепие сибирских грибов и ягод, бережно собранных в лукошки местными жителями, а возможно им самим. «Рыбный день» воспевает богатый улов северных рек и предвкушение ухи, приготовленной на лоне природы.

    И.В. Осипов «Дары кедрового леса», 90х60 см, холст, масло, 2008г.

      И.В. Осипов «Рыбный день», 40х50 см, холст, масло, 2019г.

      Северные пейзажи со своей контрастностью и изменчивостью – сложная задача даже для профессионала. При изображении снега и северного неба недостаточно тонов и полутонов, необходимы десятые доли оттенков. Флора Севера создает живописное ковровое покрытие с выразительной фактурой и цветовыми нюансами.  Игра света на поверхности льда и снега под боковым солнечным освещением поражает воображение, дальние планы бывают такими же четкими и ясными, как и ближние.

        И.В. Осипов «Ледоход», 45х70 см, холст, масло, 2002г.

          И.В. Осипов «На краю света», 40х70 см, холст, масло, 1994г.

          Строгое безмолвие, ощущение воздуха, света, пространства передано в картине «Ледоход». Автор выбирает приглушенную палитру без интенсивных цветовых сочетаний, подчеркивая красочность цветовых рефлексов на льду. Работе «На краю света» мягкость и уютность придают такие изобразительные приемы, как растушевка, бархатистые тональные переходы, более теплый колорит.

            И.В. Осипов «После вьюги», 50х70 см, холст, масло, 2019г.

            Северная серебристая палитра во всем великолепии продемонстрирована в картине «После вьюги». Обилие валеров, композиционная тоновая цельность передают тихую морозную красоту лесной просеки.

            Несомненно,  такое грамотное использование художественных приемов принесло автору успех. В 2020-ом и 2021-ом году на Международном конкурсе «Искусство. Совершенство. Признание.»  (АЕА) работы «На краю света» и «После вьюги» были удостоены бронзовой и серебряной медалей.

            Ф.М. Достоевский сказал, что нет ничего фантастичнее реальности. Восхищенное восприятие И.В. Осипова северной природы рождает полотна, в которых соединеняются реальный и фантастический миры. Уникальные земли с необычным ландшафтом приобретают в его пейзажах романтическую окрашенность. В работах «Белые ночи», «Душа вселенной», «Под северным сиянием» заключены традиционные символы Сибири — олени, полярное сияние, огонек чума, белая ночь — как волшебные явления природы. Среди обыденной жизни северян И.В. Осипов оставляет место для сказки. В простоте и наивности форм он рисует вечную абсолютную красоту, мир в гармонии с природой.

            Как результат, лиричный сюжет и выразительные живописно-пластические решения принесли работам «Душа вселенной» и «Под северным сиянием» серебряные медали на конкурсе искусств АЕА.

              И.В. Осипов «Белые ночи», 40х50 см, холст, масло, 2005г.  И.В. Осипов «Душа Вселенной. Полярное сияние», 70х50 см, холст, масло, 2021г.

                И.В. Осипов «Под северным сиянием», 54х35 см, двп, масло, 1999г.

                Графика И.В. Осипова достоверна и поэтична. Основной сюжетной линией здесь можно обозначить взаимоотношения природы и человека. Сюжет не утрачивает значения, но и не доминирует, а лишь акцентирует внимание зрителя на художественных образах.

                  И.В. Осипов «На привале», 35х30 см, бумага, карандаш, 1994г.

                  Картина «На привале» изображает уставшего путника, выбравшего местом для отдыха берег северной реки. Автор намеренно сохраняет необходимую точность рисунка, чтобы намекнуть зрителю, что главный герой картины – неповторимый северный пейзаж, а человек – лишь гость среди великолепия природы.

                  Сосуществование человека и природы также становится сюжетом для работы «На Буровой». Здесь творение рук человека в некотором смысле дополняет природный ландшафт, выступая центром композиции.

                  Философскими размышлениями автор делится со зрителем в графическом этюде «Старая сосна». Силу духа, борьбу со старостью и смертью, смирение с судьбой, одиночество можно прочесть в образе дерева, чья жизнь подходит к концу. Именно эта работа получила высшую оценку конкурса искусств АЕА – золотую медаль – осенью 2021 года.

                    И.В. Осипов «На Буровой», 40х30 см, бумага, тушь, 1997г.

                      И.В. Осипов «Старая сосна», 40х30 см, бумага, тушь, 1997г.

                      На сегодняшний день И.В. Осипов – автор, признанный профессиональным сообществом и публикой. Он является членом Профессионального союза художников России (ПСХР) и почетным членом  Международной Академии современных искусств (МАСИ). Ему присвоена категория 5-В  (сложившийся профессиональный художник) в «Едином художественном рейтинге». Также И.В. Осипов является официальным представителем Международной Академии современных искусств в Ямало-Ненецком автономном округе. Летом 2021 года состоялось  знаковое событие в жизни  художника – открытие персональной выставки в Московском Государственном музее «Садовое кольцо». 

                      Все больше современных художников посвящают свое творчество концептуальному искусству.  Все реже на полотнах можно встретить красоту природы и верность живописным традициям. Молодое поколение стремится к коммерческому успеху, утрачивая духовность и умение видеть прекрасное вокруг себя.

                      В такое время особенно ценны последователи традиций русской пейзажной живописи. Самостоятельное изучение природы без оглядки на тенденции в мире искусства позволяет самобытному живописцу-романтику И.В. Осипову пробуждать интерес к теме Русского Севера и пейзажу как независимому самодостаточному жанру. Он находится на пути к творческой индивидуальности и формированию личного живописного почерка. Это автор, чья цель в жизни — стремление к мастерству, постижению искусства, что возродит и продолжит формирование новой художественной традиции воспевания Севера в современных формах живописи и графики.

                      Автор статьи: Веретина Ольга Николаевна — Генеральный директор онлайн-галереи международного конкурса“Art Excellence Awards“.Член-корреспондент Международной академии современных искусств.

                      Во введении к материалу работа И. В. Осипова «Предзимовье» 53х74 см, холст, масло, 1994 г.