«Крепкие стены древних крепостей прошлого рушатся под гнётом эпох и ударами столетий. История не пощадит даже самые великие города. И лишь пока живёт память народа, время не будет над ними властно».
Е.С. Ефремов (2381-2443 гг.)
«День взлетел над планетой, утопив в своих лучах бескрайнее васильковое небо. Тысячи огней, светлячками блуждавших в просторах ночи, наконец-то загасили свой безумный, нескончаемый танец. Околоземные спутники десятков и сотен народов планеты растаяли следом за звёздами – возвещая жителей Тулы о приближении долгожданного праздника.
Впрочем, моё сегодняшнее утро мало чем отличалось от предыдущих. Зелёный едкий луч светового будильника в который раз наградил своего хозяина плохим настроением, и мне пришлось приложить максимум усилий, чтобы прогнать обиду на бездушный аксессуар, распечатанный мною прошлым августом на 3D-принтере. Будильник выполнил свою функцию – и этот важный день я встретил вовремя.
Наш город испокон веков славился на всю державу искусными ружьями и аппетитными, долгоиграющими пряниками. Как тут не вспомнить известную десяткам поколений поговорку: «Для друзей у Тулы пряник, для врагов у Тулы меч»! Мой дедушка – начальник стройки нашего первого областного завода обслуживающей робототехники – любил собирать всевозможные поговорки, которые потом старательно прививал трём своим внукам. Самый младший из них редко слушал этого «чудаковатого ворчуна, проектировавшего ремонтных дроидов для космических лифтов»… Но спустя много лет именно он чаще других вспоминал его наставления.
Время летит слишком быстро…
А зарница тем временем подожгла небесную синеву невероятным количеством янтарных кристаллов! Их оттенки – от тёплого медового до кисло-лимонного – залили красками солнца привычную улицу Пролетарскую, и я понял: пора отправляться в путь. Сегодня, посреди винтовых небоскрёбов и старинных архитектурных шедевров, скрывавшихся под многоярусными улицами областного центра, я вновь собирался стать частью чего-то большего. День города снова должен будет пробудить во мне пласты воспоминаний – и заставить сделать невозможное.
Ведь я собираюсь найти там тебя…
Тысяча лет – невероятное число, даже для нашего двадцать шестого века! Планы и достижения, открытия – и мгновения простых человеческих судеб… Иной раз даже становится страшно: от того, сколь много ответственности теперь лежит на нас – поколении, за спиной которого было совершено столько побед и достигнуто столько целей…
Мой путь провёл меня по одному из самых красивых мостов, стальной полосой протянувшемуся над водами нашей реки Упы. Помнится, в пятом или шестом классе академии мы изучали процессы техногенной переделки водоразделов на уроках географии. Скучная штука, надо сказать! Но были и те, кого вдохновляли всяческие нововведения: спустя десять лет немало моих однокурсников посвятило целую жизнь инновациям и их внедрению в общество. Не сказать, что я не мечтал войти в их число, но нынешнее положение дел меня вполне устраивает. Всё-таки, не будь я архивариусом, я бы так и не нашёл там, среди кубометров системных блоков и квантовых плат, любовь всей своей жизни…
И всё же за изобретателями наше будущее! Это понимали пятьсот лет назад, понимают и сегодня. Тула славилась выдающимися личностями на протяжении всей своей истории. Начиная с легендарного Левши и не менее знаменитых Демидовых, продолжая Толстым и Мосиным и заканчивая Долгополовым, чьи поля пятимерного балка позволили нашим космонавтам первым опробовать в деле гравитационные двигатели.
Кстати о них – только что перед глазами заблестел бронзовыми красками памятник первооткрывателям золотых месторождений планеты Марс. Между прочим, выходцы из нашего оружейного!
И всё же мои мысли не были в порядке сегодня…
Казанская набережная, которой в прошлом году исполнилось ровно пять веков с момента её триумфального восстановления, ударила по ушам волной музыки и ликования. Громкие музыканты, ловкие канатоходцы и торговцы всевозможными сувенирами встречали гостей, широкой рекой пробивавших себе дорогу к главному месту действия. Я проник на праздник вместе с ними, слившись с толпой и ничуть не удивившись отсутствию внимания к моей персоне. Всех привлекла историческая реконструкция, которую, по традиции, организовали на жёсткой платформе, парившей над водой оросительного канала. Конечно, голографические проекции, просвечивавшие на фоне неба, не добавляли реалистичности сражению тульских стрельцов с войсками крымского хана Девлета I Гирея, напавшего на нас в 1552 году. Но смотрелись они эффектно! Увы, в отличие от молодёжи, давно привыкшей ко всему искусственному, я всегда стремился к совсем другим горизонтам.
Высокий чернеющий силуэт, уже давно не казавшийся на фоне высоких домов исполинским великаном, задал моему «путешествию» нужный ориентир. Ивановская башня Тульского кремля с самого детства больше других будоражила моё воображение. Маленький мальчик, родители которого старались всячески оградить своё чадо от виртуальных забав, долго мечтал отыскать таинственный проход, ведущий из-под древней башни до самой реки Упы. Мечтал – и жалел, что за последние века никому так и не пришло в голову его восстановить. Хотя бы для туристов.
И всё же, любовь моя, я не хочу сетовать на судьбу. Да, пусть в десятках и сотнях городов России были построены тысячи небоскрёбов. Пусть, в отличие от Тулы, эти города славятся своими космодромами, реакторами холодного синтеза и плавучими электростанциями. Всё это и так у нас построят! А вот такого кремля ни у кого из них уже не появится…
Я помню, ты всегда любила осень. Больше других времён года она захватывала твои мысли, когда, в прекрасном вечернем платье, ты кружилась среди пёстрых лапок кленовых листьев. Увлекая в свой бесконечный танец и меня. Тула, закат и сентябрь – разве могло быть что-то прекраснее?
Тёмная арка Башни Водяных ворот нехотя пропускала гостей на территорию древней земли, помнившей богатую историю Тульского края. Сколько людей побывало здесь прежде, чем мы сделали свои первые шаги, в новом и незнакомом для нас мире? И не сосчитать! Смутное время и эпоха дворянства. Героическая оборона Тулы, о которой за много веков уже сложили легенды. А злосчастная пандемия, выпавшая как раз на 500-летний юбилей нашего кремля? Судьба нередко бывает жестока к людям – что уж говорить о целых городах!
Много воды утекло с тех пор…
Но сегодняшний день был особенным. И не потому, что этим величественным стенам, подсвеченным сиянием куполов Успенского собора, исполнилась уже тысяча лет. Этот праздник, как много-много лет назад, дарил мне ещё одну возможность вспомнить, каким было оно – наше первое свидание…
Десятки музыкантов всех национальностей и планет рождения готовы были подарить слушателям максимально широкий спектр эмоций. Но настоящая музыка сегодня звучала не здесь. Симфония души, рождённая из багряных красок кремля и золотых следов осени, несла меня к тем местам, где ты впервые ждала своего странника. В точно такой же день много времён назад. Изумруды травинок и сапфир небосвода, свинцовые отблески передвижных гравикаров и мерцание автономных уличных чистильщиков – бесчисленные крупицы жизни сливались в одно прекрасное, бесконечное дыхание мира.
Мира, в который невозможно было не влюбиться.
Время в буквальном смысле остановилось, когда я, прошмыгнув меж торговых рядов, оказался в нашем особенном месте – у Спасской башни. Радостный колокольный звон, заглушаемый голосами толпы, только придал этому моменту торжественности. Никаких глобальных интернет-систем, никаких коммуникаторов и круглосуточных сводок визуальных новостей.
Сегодня ни один человек в мире не помешает мне вернуться к тебе.
Отвесная каменная преграда отделила нас от той бушующей, не терпящей остановок реальности, к которой мы поспешили привыкнуть. Ты сама не любила гнаться за цивилизацией, предпочитая искать ответы в запутанных лабиринтах наших корней. Когда-то ты понимала меня с полуслова – стоя под тенью старинной башни и едва касаясь моих щёк теплом своих ладоней.
Я здесь, родная моя. Я снова к тебе пришёл. Как год, как два, как пять лет назад… Веря, что время не имеет значения, а движения эпох никогда не сотрут твоей улыбки из памяти.
Уверен, ты простишь меня за сентиментальность. И за то, что я – глупый старый дурак – никак не могу избавиться от привычек нашей с тобой юности. Но… таков уж я. Ведь я до сих пор верю, что однажды снова тебя встречу.
Праздничный салют вот-вот подожжёт небеса всеми цветами радуги. Совмещённые с пиротехникой, флуоресцентные вспышки подытожат ещё одну многовековую веху в истории Тульского края. Тысяча лет – почти бесконечность для таких, как мы. Но… даже на двухсоттысячный юбилей я всё равно не прекратил бы попыток тебя найти.
Я знаю, что ты не придешь. Ни сегодня, ни на следующий год, ни даже через пять долгих веков. Но праздник, однажды нас объединивший, вскоре снова заиграет для туляков яркими красками. И кто-то другой встретит под его всполохами своё счастье – и никогда не отпустит шанса стать частью чего-то большего, чем он сам.
Сегодня я снова вернусь домой без тебя, родная.
Сегодня я снова с тобою был.
Тула, 7 сентября 2520 года…»
Сидя в тени Спасской башни, он дописал последнюю строчку, снова сложил бумажный листочек – дань моде пятисотлетней давности – и спрятал его в тонкой, почти незаметной трещине, терявшейся на фоне красной кирпичной кладки. Как делал уже не один год подряд…
Он постарел. Но с каждым новым оборотом планеты Земля вокруг солнца, в сентябре, его снова одолевали воспоминания о Ней – любимой девушке, которая когда-то подарила ему умение видеть красоту нашего мира. Он встретил её уже на пятом десятке, но с тех пор не представлял без неё своей жизни. И даже если бы он знал о планах судьбы, если бы кто-то мудрый рассказал ему о несчастном случае, поджидавшем его любимую по дороге в Новый Иркутск, он сделал бы всё, чтобы это исправить – но ни за что не оставил бы её одну. Двадцать пять долгих лет назад…
Сегодня пришлось задержаться. Усталость брала своё, но он всё же дождался салюта. И только когда над неспящим городом новой эпохи расцвели пёстрые хризантемы космических фейерверков, он оставил финальное мгновение торжества позади – и ушёл в темноту на его последних аккордах.
А день, памятный и вдохновляющий, покинул город вместе с ним, наполняя мир огнями вечных надежд.
Улетающими в бесконечное небо, где история – и целая жизнь – уже много веков не заканчивались никогда…
Тула 15 — 20 мая 2020