Вольфганг Акунов. О провиантской службе Тевтонского Ордена


Русский с юности привык поститься и обходиться скудной пищей; если у него есть вода, мука, соль и водка, то он долго может прожить ими, а немец не может.

Бальтазар Рюссов. Ливонская хроника.

 
Что русскому здорово, для немца — смерть.

Русская народная пословица.
 

Режим питания нарушать нельзя.

Николай Носов. Незнайка на Луне.


Не зря немецким воинам испокон веку приписывают поговорку: «Война войной, обед — обедом». В том, насколько большое внимание они во все времена придавали соблюдению правильного режима питания, можно убедиться на примере армии Тевтонского Ордена Пресвятой Девы Марии.

В мирное время «гебитигер» (начальник) «орденского дома» (в этом случае «гебитигером» был комтур) или крепости-«орденсбурга» (в этом случае «гебитигером» был кастеллан, или каштелян) и орденские «братья» вкушали пищу за одним столом в трапезной (по-латыни: «рефекториум»), храня во время еды полное молчание. Иногда назначался чтец (обычно из числа орденских «братьев-священников» — как правило, они были единственными грамотными среди членов Тевтонского ордена), читавший «братьям», вкушавшим пищу в молчании, вслух священные или нравоучительные тексты. После того, как «братья-священники» и «братья-рыцари», завершив трапезу, вставали из-за стола и, прочитав благодарственную молитву («Благодарим Тебя, Христе Боже наш, еже насытил нас земных Твоих благ, не лиши нас и Небесного Твоего Царствия!»), удалялись, за стол садились «услужающие братья» («братья-сарианты»,»сариантсбрюдер», «диненде брюдер» или просто «динеры»), а вслед за «услужающими братьями» — слуги («кнехты»).

Пища «братьев» и слуг не отличалась большим разнообразием. В ежедневный рацион членов Тевтонского Ордена непременно входили хлеб и каша (овсяная, пшенная или гречневая), а также серый и белый горох. В закромах орденских замков постоянно хранились немалые запасы овса, проса, пшеницы и ржи. Поскольку орденские «братья» были не только монахами, но и воинами, им необходимо было высоко калорийное питание, в том числе масло, сыр, творог и, разумеется, мясо. Чаще всего «братья» употребляли в пищу говядину и телятину, но не брезговали также и свининой, а то и бараниной. Подобно обычным католическим монахам описываемой (и не только описываемой) эпохи, тевтонские воины-монахи пили не только чистую воду, но и пиво, мед, плодово-ягодные вина, молоко, а со временем (по мере развития виноградарства) перешли и на местное прусское вино. В постные дни вместо мяса ели рыбу, сыр и яйца.

В походе («рейсе», «рейзе» или «райзе») основными продуктами питания были хлеб и пиво. При этом проводилось четкое различие между «господским хлебом» (по-немецки.: «герренброт»), который пекли для командного состава, «братьев-рыцарей» и «гостей» Ордена (знатных крестоносцев), с одной, и «хлебом для слуг» (по-немецки.: «кнехтброт»), которым должны были довольствоваться воины «низкого звания». В походе «господа» пили, главным образом, вино, а слуги довольствовались пивом.

Провиант, который брали с собой в поход крестоносцы-«интернационалисты» и воины Тевтонского Ордена, должен был не портиться на протяжении нескольких недель (столько обычно длились орденские «рейсы» в земли язычников), и потому состоял, главным образом, из сухарей, соленой, копченой, сушеной и вяленой рыбы, сала, копченого мяса, колбас, ветчины и солонины. По возможности брали с собой муку, чтобы печь из нее хлеб в походе.

Естественно, при захвате языческих селений все найденные там припасы и вся живность съедались подчистую.

В рацион участников военных «рейсов» Тевтонского Ордена в Пруссии непременно входила и так называемая «круда» — смесь различных сладких сухофруктов, сдобренная пряностями, кориандром и анисом. Существовала даже специальная профессия «круденера» («крюденера», «криденера») — кулинара, специализировавшегося на изготовлении «круды» и одновременно торговавшего этим высококалорийным лакомством. Особенно славился своими «круденерами» подчиненный Тевтонскому Ордену портовый город Данциг (по-польски: Гданьск). В 1405 г. для снабжения участников «рейса» в Литву свежим хлебом был зафрахтован целый корабль, превращенный в плавучую пекарню (по-немецки: «бакшифф»). Кроме того, участники орденских «рейсов», если представлялась такая возможность, брали с собой в поход живой скот (обычно быков) и домашнюю птицу с клетках, чтобы иметь возможность питаться свежим мясом хотя бы на начальном этапе военной экспедиции.

Провиант, предназначенный для транспортировки на вьючных лошадях, телегах или санях (в зимнее время), упаковывался преимущественно в бочки или в мешки. Шедшая в голове походной колонны тевтонов провиантская команда доставляла на место очередного ночлега необходимую провизию («виктуалии») для воинов, а также овес и сено для лошадей еще до подхода основных сил орденского войска. Воины ополчений, направленных в состав орденского войска подчиненными Тевтонскому Ордену городами и сельскими общинами, а также светскими рыцарями — вассалами Ордена -, обычно сами заботились о пропитании, транспортировке провианта и снаряжения. Участвовавшие в тевтонских «рейсах» знатные крестоносцы (в отличие от приученных к воздержанию в пище и питье воинов-монахов Тевтонского Ордена) старались ни в чем себе не отказывать даже в суровых условиях прусского театра военных действий. Для них даже готовили особые конфеты с изюмом, кориандром и корицей, миндалем, анисом и медом. В 1363 г. для принимавшего участие в «рейзе» знатного французского сеньора Жана де Блуа был нанят специальный повар, «искусный в печении пирогов с разнообразной начинкой и в приготовлении изысканных паштетов», а также зафрахтован отдельный корабль, на борту которого в садках со свежей водой везли живую рыбу.

Судя по этому описанию, французы, в отличие от неприхотливых в пище и питье «братьев» Тевтонского Ордена (не говоря уже о русских воинах, довольствовавшихся, если верить западноевропейским путешественникам, горстью толокна в день), уже в XIV веке были не только героями, но и сибаритами.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Цены на некоторые продовольственные и непродовольственные товары в прусских владениях Тевтонского Ордена в период наивысшего расцвета тамошнего орденского государства (1340-1411 гг.):

Хорошая молочная корова: 18 скотов.
Поросенок: 1 скот.
Откормленная свинья: 24 скота.
Баран: 3 скота.
Бочка топленого масла: 60 скотов.
Фунт (500 г) свиного сала: 0,16 скотов.
Бочка с 300 головками сыра: 72 скота.
Очень хороший боевой конь: 360-432 скота.
Хороший боевой конь: 288-360 скотов.
«Швейка» (лошадь местной прусской породы): 72-192 скота.
Боевое знамя («баннер»): 144 скота.
Хороший арбалет: 24 скота.
Железная шляпа (шлем-шапель, или, по-немецки, «эйзенгут», а в современном произношении — «айзенхут»): 14 скотов.
Железная каска: 10 скотов.
1000 кирпичей: 14 скотов.
Плуг с железным лемехом: 14 скотов.
1 локоть серого платьевого сукна для слуг: 1,5 скота.
1 локоть цветного платьевого сукна для слуг: 4 скота.
1 локоть сукна для «господской» одежды: 9-12 скотов.
Железный топор: 4,1 скота.
Фунт (500 г) воска: 1,2 скота.
       
Основной денежной единицей в прусских владениях Тевтонского Ордена в описываемое время была марка (именовавшаяся также «кульмской маркой»). В одной марке содержалось 24 скота.

Период военно-политического и, соответственно, экономического процветания прусского орденского государства тевтонов (II половина XIV-I половина XV в.) характеризовался достаточно высоким уровнем оплаты труда. Наемный работник в орденских землях в среднем получал поденную плату, эквивалентную стоимости 26-34 килограммов ржи. Цены на дрова, мясо и молоко оставались достаточно низкими, а цены на импортные товары — наоборот, очень высокими (что объяснялось сознательно проводившейся протекционистской экономической политикой Ордена). Священнослужители и воины, нанимавшиеся на службу к Тевтонскому Ордену, получали очень высокое жалование (в отличие от членов Ордена Пресвятой Девы Марии, получавших бесплатно еду, питье, крышу над головой и одежду — в обмен на свой вступительный взнос в форме переданного Ордену движимого и недвижимого имущества).

Здесь конец и Господу нашему слава!