Ольга Веретина. Номинация «Графика» конкурса «Искусство. Совершенство. Признание»

Графическое искусство не имеет четких художественных границ и точных искусствоведческих определений. Однако существует несколько весьма существенных отличий для выделения его в отдельный вид среди родственных искусств, в частности от живописи.

В графике главной и ведущей изобразительной основой является линия. Графическое искусство линейно и экспрессивно в своей сути. Совершенно иным является построение пространства в графическом изображении в отличие от живописи: фон становится частью изображения, и все элементы рисунка выступают в контрасте с несущей поверхностью. Даже если фон проступает под слоем водяной краски, при этом сохраняя свою функцию контрастности,  изображение несет в себе графические качества. Также среди изобразительных средств графики ведущую роль играют штрих, пятно и точка. Цветовые решения остаются на усмотрение мастера: в своих творческих изысканиях график ограничен не более, чем живописец, но, как правило, цвет в графике не играет первостепенной роли. Часто композиции являются черно-белыми, иногда для выразительности автор добавляет несколько цветов, тщательно выбирая при этом тон бумаги.

Графическая работа, лаконична, склонна к минимализму. Все ее детали важны и выразительны. На создание графики, как правило, уходит меньше времени, чем на живописную композицию, она удобна для тиражирования и часто используется в печати. Живописные произведения в большинстве случаев предстают в виде единичного экземпляра – оригинала.

Стоит отметить, что понятием «графика» стали объединять ряд видов изобразительного искусства только в конце XIX в. До этого рисунок, гравюра, эстамп и другие виды графики рассматривались по отдельности. Слово «графика» же обозначало изображение и форму письменных языковых знаков. На сегодняшний день графика включает в себя и это значение.

Природа письма очень тесно связана с рисованием, именно от рисунка происходят знаки письменности. Искусство изящного письма и начертания литер – каллиграфия – также относится к графическим видам искусства. Изображение и письменность объединяет единое графическое начертательное начало. Это же начало является истоком фундаментальной формы изобразительного искусства – линеарного рисунка, появившегося еще в древнейшие времена: известны рисунки на кости, относимые к палеолиту. Но как отдельный вид творчества графика сформировалась достаточно поздно.

Развитие графики на Востоке и в Европе в корне различно. Проследить становление графического искусства в европейской традиции можно с эпохи Возрождения. До этого периода графика органично сливалась с живописью, будучи начальной частью живописного произведения. Однако в некоторых случаях графическое начало играло ведущую роль. Например, в древнеегипетской живописи, где контурная основа заполнена плотной краской. Во многом по такому же графическому и цветовому принципу построена и древнегреческая живопись, которая впоследствии сыграет важную роль не только в формировании именно графической традиции, но и обогатит своими образами мировую культуру.

В европейском средневековом искусстве рисунок служил подготовительной частью и отдельным целым не был. Большая часть графических набросков мастеров того времени не дошла дот наших дней. И только в эпоху Возрождения, когда внимание стало уделяться навыкам и образованию художника, роль рисунка существенно выросла. В тот же период появились печатные гравюры, положившие начало широкому распространению графики, уже во многом связанному с современным представлением о ней.

Философским смыслом наделил сущность графики П. Флоренский. В его трактовке контурность, линейность и плоскостность, несомненно, свойственные графике, не являются ведущими основополагающими определениями термина. Основной же характеристикой, по мнению П. Флоренского, отличающей графику в частности от живописи, выступает движение, которое заложено художником в процессе нанесения линии на поверхность. Именно неразрывность линии как единого жеста автора становится основной отличительной чертой графики и переводит ее из пассивности в разряд экспрессии.

Каким бы ни было определение  графики, по мнению искусствоведов и философов, среди художников существует множество живописцев, использующих в своих произведениях графические приемы, и мастеров графиков, которым свойственны живописный объем и насыщенность.

    Руководствуясь идеей создания  масштабного международного проекта в области культуры и искусства, организаторы конкурса ART. EXCELLENCE. AWARDS (Искусство. Совершенство. Признание) учли все возможные жанры, направления и течения в изобразительном искусстве. Именно поэтому графика была выделена в отдельную номинацию с самого начала конкурсной истории: особенно важно подчеркнуть уникальность каждого автора и неповторимость его произведений. Отчасти это и возможность выбора и более полного представления членам жюри своего творчества: автор может предложить как живописные, так и графические работы в разной конкурентной среде и завоевать сразу несколько высоких наград. Это очень важный аспект участия в проекте, ведь каждый лауреат на основании результатов конкурса имеет возможность получить такие высокие профессиональные награды и звания как «Почетный деятель искусств России», «Почетный деятель искусств Европы», а так же высшую награду Международной академии современных искусств (МАСИ) — орден «Звезда виртуоза».

    В номинации «Графика» принимаются к участию иллюстрация, рисунок, эстамп и другие виды графического искусства, эскизы и рисунки, выполненные вручную или с использованием компьютерных программ. В иллюстрациях максимально точно должен быть передан образ героев, объектов, окружающей среды в выбранной сцене. Это могут быть также объемные решения: 3D-модели, коллажи. Рисунок должен быть выполнен в технике, наиболее подходящей для реализации сюжета, представлять собой законченное целостное произведение и иметь самостоятельную значимость. В категорию «Эстамп» принимаются все графические произведения, изготовленные путем выбирания материала для создания изображений или как отдельное произведение. Так же к участию могут быть представлены  готовые оттиски на предпочитаемом материале – гравюра, шелкография, литография, ксилография и другие. Принты принимаются в виде эскизов или фотографий готовых изображений, напечатанных на бумаге или ткани. 

    Каждый новый сезон Председатель конкурса искусств ART. EXCELLENCE. AWARDS (АЕА) Николай Николаевич Седнин — художник, фотохудожник, искусствовед, писатель, академик МАСИ, Председатель редакционного совета премии «ЭЛИТАРХ» — лично приветствует лауреатов и дипломантов.

      После подведения итогов сезона работы лауреатов и дипломантов размещаются в онлайн-галерее конкурса Artex Awards Gallery — арт-площадке с дальнейшей возможностью их продажи — где положение всех номинаций равноценно: графика экспонируется наравне с живописью и другими видами современных искусств. 

      Конкурс АЕА открывает возможности для реализации творческих идей и амбиций участников. Это возможность получить высокую оценку профессионального сообщества, участвовать во всех мероприятиях проекта, а также в проектах партнеров конкурса, разместить информацию о себе на ресурсах конкурса, вступить в Профессиональный союз художников России, стать членом Международной академии современных искусств с возможностью получения удостоверяющих документов международного образца.

      Членство в Международной академии современных искусств обладает рядом привилегий. Это помощь и поддержка в реализации идей и проектов для людей творчества: получение рекомендательных и иных писем и документов, написание для авторов и  размещение искусствоведческих статей, проведение выставок, концертов, презентаций и других мероприятий, юридическая защита авторских прав интеллектуальной собственности, помощь и поддержка со стороны партнерских организаций, разрешение на ведение творческой деятельности без оформления юридического лица.

        В Международной академии современных искусств Председателем отделения «Графика» является Ольга Геннадьевна Меер, художник, чей творческий путь тесно связан с конкурсом АЕА.

        Ольга Геннадьена участвовала в конкурсе АЕА с первых сезонов. Каждый раз подавая работы, она повышала свой уровень владения художественной техникой. Конкурентная борьба формировала в ней сильного, уверенного мастера, осознанно идущего к своим целям. Любовь к своей деятельности, саморазвитие и самосовершенствование позволили Ольге Геннадьевне достичь творческих высот и получить международное признание коллег-профессионалов.

          Став кавалером ордена «Звезда виртуоза», Ольга Геннадьевна Меер вошла в Президиум Международной академии современных искусств как Председатель отделения графики, а также стала официальным представителем МАСИ в Краснодаре и Краснодарском крае. Ольга Геннадьевна является основателем и руководителем авторской студии рисунка и живописи, и сейчас в конкурсе АЕА принимают участие ее ученики.

          С каждым сезоном в номинации «Графика» растет профессиональный уровень поданных произведений, и увеличивается число авторов. На сегодняшний день эта номинация лишь в немногом уступает «Живописи» по количеству и качеству поданных работ. Об этом говорят произведения лауреатов, получивших высшие награды конкурса, а некоторые авторы удостоены высших профессиональных наград как выдающиеся деятели искусств.

            Многоцветные графические композиции Евгении Криковой находят одобрение и высокую оценку у членов жюри во многих сезонах конкурса. Ее города, здания, улицы будто живут своей обычной жизнью, приглашая зрителя стать участником их событий. Линейные построения придают ту самую динамику, свойственную графическому произведению: складывается впечатление, что если чуть дольше смотреть на «Лозанну», то солнце склонится к закату, осветив новые грани домов и наступят сумерки.

              Акварель — причина  споров многих искусствоведов и художников. Границы определения графики, как и живописи, условны. И здесь великолепным примером служит живописная, объемная, полноцветная акварель Ирины Ломановой. Многослойная техника позволяет акварели быть такой же колоритной и насыщенной, как и живопись, сохраняя при этом графические принципы.

                Графические произведения Александра Москвитина – российского живописца, скульптора и графика — изысканны в исполнении и полны философского смысла. Мастер виртуозно владеет техникой, цветом, подчиняет пространство своему замыслу. Решением жюри конкурса и Президиума Международной академии современных искусств, после многократных побед в различных конкурсных номинациях Александру Москвитину присвоено звание «Почетный деятель искусств России». С 2021 года Александр Москвитин возглавил скульптурное отделение Международной академии современных искусств и стал официальным представителем академии в Сибири и Дальнем Востоке.

                  Реалистичная акварель украинского художника Андрея Герасимюка наполнена красочно чувственными цветовыми решениями. И вновь это графика живописной природы, не утратившая движения. Работа мастера «Ночью выпал снег» удостоена высокой оценки членов жюри конкурса АЕА.

                    Аида Ханемайер — талантливый живописец и график, многократный лауреат конкурса искусств АЕА, признанный мастер и сложившийся художник. Ей близка сущность графической структуры построения произведения, ее графические работы яркие, но остаются тонкими и изящными. Любовь к графике и авторское мастерство помогли стать Аиде Ханемайер в 2020 году «Почетным деятелем искусств России».

                      Миры Андрея Церса — лауреата из США — уникальны, самобытны и нематериальны. Его графика узнаваема и особенна. Разумеется, сложные авторские сюжеты Андрея Церса рождаются на стыке техник, направлений, навыков. Не удивительно, что его произведения вызвали восторг не только у жюри конкурса, но и у публики.

                        Графика Сергея Бакина — выдающегося художника-виртуоза — особое удовольствие для зрителя. Художественный дар позволяет автору больше давать миру, нежели заимствовать у него. Каждый его женский образ — будь то «бабочки» или «балерины» — это мысль, облаченная в линии, мерцающие штрихи и созвездия оттенков. Умение отобразить волшебство стало залогом успеха: помимо высокой оценки профессиональными сообществами, Сергей Бакин — автор, высоко оцененный публикой.

                          С заслуженной высокой наградой в 11 сезоне конкурса АЕА можно поздравить Елену Плотникову — автора из Украины. Ее работа «Вратарь» выполнена в узнаваемой авторской технике и не лишена динамики: напряженность опасного момента невольно передается зрителю. Это не первая победа Елены Плотниковой, но знаковая: решением жюри автор награжден Медалью Ордена «Звезда Виртуоза».

                          Графика является особой формой искусства. Разница в подходе и понимании пространства отделяет ее от живописи, но установить четкую границу очень сложно. Остается радоваться победам лауреатов крупнейшего в Европе, по количеству стран-участников, конкурса искусств и пожелать им дальнейших творческих успехов.

                          Cайт международного конкурса «Искусство. Совершенство. Признание» — https://artexawards.com/

                          Ольга Веретина

                          Генеральный директор онлайн-галереи международного конкурса“Art Excellence Awards“.Член-корреспондент Международной академии современных искусств.