Пантеон в Париже…
По другую сторону площади возвышается величественный фасад собора Сент-Этьен-дю-Мон — так называется он полностью. И всё это расположено в самом живописном, на мой взгляд, квартале города — Латинском. Сюда уже в XIII веке был переведён Парижский Университет, получивший широкую известность в западноевропейской культуре. И именно здесь построили эту удивительную церковь Сент-Этьен-дю-Мон. Несмотря на усталость, я не могу не восхищаться оригинальным обликом этой церкви. И действительно, фасад её — причудливое сочетание готического стиля и стиля Ренессанс в трёх фронтонах, поставленных друг на друга, которые при всём их исключительном своеобразии, производят впечатление абсолютного единства и логики. Войти вовнутрь уже нет сил и особого желания. Да и Сергей начинает понемногу ворчать, что слишком много уделяем времени соборам, интерьер которых, по его мнению, везде одинаков. Может быть, он и прав. Перебор впечатлений скрадывает общее ощущение праздника.
Величественный фасад собора Сент-Этьен-дю-Мон…
Здесь же знакомлюсь с художницей, рисующей на ткани пёстрый батик. Она неплохо говорит по-русски. Оказывается, её бабушка — русская, уехавшая в первую волну эмиграции из России ещё девочкой в Прагу. Там вышла замуж и, уже затем, оказалась в Париже. Внучка её, которая и поведала мне эту историю, уже француженка, замужем за профессором Сорбонны, что не мешает ей быть художницей и рисовать на улице батики.
Вообще, лучшее знакомство со страной идёт через общение с её жителями. Это — аксиома. Правда, мешает языковый барьер, хотя это не так уж страшно. Нужно только не бояться общения, а способы найдутся. Французы легко идут на контакт, в чём я убедился, когда спросил, как пройти к метро и добраться до станции Анверс. Тут же вокруг меня собралась кучка доброжелательных парижан, которые наперебой стали давать советы, тыча пальцем в мою карту. Причём, сколько было советов, столько и различных вариантов. Я их терпеливо выслушал, поблагодарил за то, что ничего не понял и решил идти пешком. Жена с друзьями из-под Чехова стояли чуть в стороне и, наверное, сдержанно восхищались моим полиглотством. Хотя французских слов я знал не более шести. Прошли по улице Сент-Мишель, мимо освещённого прожекторами дворца Бурбонов и, сверяя маршрут с картой, вышли на Севастопольский бульвар, с таким, родным сердцу названием. В шесть вечера сумерки сгущаются, включаются подсветка зданий, реклама, лампочки на ветвях деревьев. Сверкают в пожаре огней витрины магазинов, динамично мигающие неоновые буквы салонов красоты, которые только сейчас начинают свою работу. Жена хотела, было зайти в один из них и сделать себе стрижку, чтобы потом в Москве говорить, как бы невзначай: «Это я подстриглась в Париже», но, почему-то испугалась, когда увидела, что парикмахеры в салоне — негры. Вообще-то, мы успели заметить, что здесь чётко просматриваются целые кварталы, различных по цвету кожи этнических групп: латинский квартал, чайна-таун с преобладанием выходцев из Юго-Восточной Азии, арабский, негритянский…
Как я понял из объяснений приветливых французов, пешком до своего отеля мы доберёмся минут за сорок-сорок пять. После двух часов ходьбы, ноги стали деревянными. Если смотреть по карте, вроде бы, это не так уж и далеко… Вышли на бульвар Мажента и, минуя стоящие почти рядом Восточный и Северный железнодорожные вокзалы, прошли к станции метро «Сталинград» — есть в Париже и такая станция. А это уже в семи минутах ходьбы до нашего отеля. В номере друзей по путешествию поужинали салатами, супом из пакетов и сыром с ветчиной, привычно сдобрив всё это розовым французским вином. День выдался насыщенным впечатлениями и отёком ног. Зато спалось, как спится только мёртвым…
***
Третий день начался с традиционного завтрака, на котором сопровождающий Лёша сообщил, что автобус наш сломался и хорошо, если мы его увидим отремонтированным к ночи отъезда. «Эх, вы ноги, мои ноги. Мышцы крепкие спины», — впрочем, на автобус мы особенно и не рассчитывали. Будем знакомиться с Парижем и дальше, надеясь на собственные ноги и здоровый организм.
С улицы Дельта, где расположен отель «Жирандо», с уже изрядно потёртой картой, жёлтым фломастером для раскрашивания пройденного маршрута, с видеокамерой и фотоаппаратами наперевес, отправились в третий день плавания по Парижскому морю.
Авеню Трудоин, лицей Декюр, собор Де Лоретт и дальше по направлению к бульвару Монмартр (не путать с холмом Монмартр). По пути опять же купили бутылку сухого вина — столовое вино здесь чуть-чуть дороже воды и прекрасно утоляет жажду. В сквере собора Де Лоретт промочили горло, и вышли на улицу Ришелье, где полно магазинов филателии и нумизматики. День был не рабочим и почти все магазины, кроме продуктовых, были закрыты.
На небольшой, узкой улочке Сен-Марк, меня вдруг подозвал, сидящий в «Фиате», небритый, потрёпанного вида, итальянец и сказал, что хочет сделать мне подарок в качестве рекламы — замшевые куртку и полушубок. Он признал во мне русского туриста, рассказал, как он поиздержался в ночных салонах «Lido», остался без денег, и у него нет бензина, чтобы добраться до Милана. За 300 долларов он отдаст мне куртку и полушубок от «Valentino» в качестве рекламы. Такой подарок меня несколько смутил. Я сказал, что это дорого. Он тут же скосил до 200, а затем и до ста долларов. Подошла жена и увела меня от «итальянца», сказав, что фирмой здесь и не пахнет, а меня просто хотят облапошить. Сергей добавил, что уже видел подобного типа у нашего отеля, который предлагал русским такие же куртки за сто долларов, тоже рассказывая легенды о рекламной продаже и денежных затруднениях. В общем, по своей доверчивости, чуть было не влип в историю. Ну, да ладно… Идём дальше.
Улица Ришелье
Пройдя по улице Ришелье до национальной библиотеки, свернули к бульвару Монмартр и направились в сторону Монтенбло. Неожиданно вышли на потрясающую церковь Сент-Эсташ, расположенную рядом с Центральным рынком, где удалось послушать концерт органной музыки с великолепной акустикой и церковное пение. Церковь представляет собой оригинальное и гармоничное в своём единстве смешение стилей. В основе планировки — собор Нотр-Дам, своды — в стиле «пламенеющей готики». В часовне на хорах обнаруживаем усыпальницу Кольбера, знаменитого министра финансов при Людовике XIV. В одном из нефов устроена выставка детского рисунка. Одно не мешает другому…
Церковь Сент Эсташ
Много снимаю на камеру. Типажи здесь самые разные: от панка с гребешком лакированных волос на бритой голове до респектабельных господ в дорогих костюмах и золотых украшениях. Под сводами звучит органная музыка. Располагаемся на деревянных скамейках, наслаждаясь чарующими звуками. Акустика — великолепна.
(центр Помпиду
Перекусив в сквере Форума Des Halles, направились к Национальному Центру современного искусства имени Жоржа Помпиду. В коротких путевых заметках невозможно описать своё ощущение. Даже поверхностное знакомство с его экспонатами и аурой богемства вокруг него, вырастает в многослойный пирог впечатлений. Бродячие музыканты, барды и шарманщики, цирковые акробаты, пантомима, танцы и фокусы, художники и поэты, читающие нараспев свои стихи. Живописные группы панков и хиппи, сидящие прямо на земле. И это лишь на поверхности — на площади у Центра Помпиду. А внутри? Живопись, графика, скульптура, плакаты современных художников. Немыслимая гамма цветов печати, компьютерная и лазерная техника пространственных форм и композиций. Нужен не один день, чтобы ознакомиться со всем этим. Сама архитектура Центра напоминает гигантскую машину со стеклянными и пластиковыми трубопроводами с горизонтальными и наклонными эскалаторами в них. При всём этом, окрашенные в самые неожиданные цвета, порой не совместимые друг с другом, кричащие…
Ещё в 1969 году, будучи президентом Республики, Жорж Помпиду решил создать большой культурный Центр под названием «Плато Бобург». Был объявлен международный конкурс и лучшим был признан проект Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса. Строительство Центра началось в 1972 году, а через пять лет, состоялось торжественное открытие его Жискаром де Эстеном. Я хорошо помню то время. В 1977 году я учился на четвёртом курсе архитектурного, и мы изучали по журналам этот комплекс, как образец современного зодчества. Возможно, спорным считается мнение об органичности вписания этого Центра в городскую среду — здание часто называют «городской машиной», но мне пришёлся по душе «Плато Бобург». Ведь Эйфелеву башню тоже считали когда-то вызывающей и портящей вид города, а сейчас Париж просто не мыслим без неё. Она стала его символом… Находящийся через квартал Форум Центрального рынка, в своё время названный Эмилем Золёй «Чревом Парижа», из стекла, алюминия и пластика с мраморными лестницами и эскалаторами, объединяющими четыре этажа под землёй, открытой площадкой с магазинами, ресторанами, художественными салонами и картинными галереями, банком и информационным центром. Здесь также сходятся четыре линии метро и две линии скоростного метрополитена. Форум вместе с Центром Помпиду (Бобург) составляют органичное целое современного дизайна и модерна.
Квартал Часов
К Центру Помпиду примыкает пешеходный Квартал Часов, обязанный своему названию часовых дел мастеру Жаку Монестье, часы которого были здесь установлены в 1979 году. Они сделаны из латуни и стали; их механизм имеет электронное программное устройство. Каждый час раздается бой часов, при этом фигурка человечка, в руках которого щит и меч, вступает в сражение с драконом, птицей и крабом, символизирующими три стихии — Землю, Воздух и Море… А чуть подальше — здание Товарной биржи — бывший рынок зерна, построенный в 1765 году по инициативе главы гильдии купцов. Внушительное здание биржи круглой формы украшено монументальными сдвоенными колоннами. Вокруг большого внутреннего зала с купольной крышей из стекла и стали, расположены венцом офисы.
Во введении к материалу: Ю. А. Домбровский. «Зарисовки Парижа»
(окончание следует)