Наверное, нет в России человека, который не знал бы Антона Павловича Чехова, одного из крупнейших драматургов и прозаиков в мировой истории. Но, наверное, не всем известно, как он обожал Крым и его природу.
Впервые он приехал сюда в 1888 году. Наполненный ароматами воздух пробуждал к жизни, кружил голову, как чудные искристые вина Таврии. Изумрудная зелень влекла писателя в неведомые дебри великого творения природы. Чехов гулял по ровным дорожкам городских парков, поднимался по извилистым тропинка гор и всюду ему слышалась волшебная музыка моря. Эта музыка дерзкой, веселой, пенящейся волны «околдовывала» каждое дерево, каждый куст, травинку. И в голове творца рождались новые идеи…
Через некоторое время эти идеи воплотятся в жизнь. Появятся повести «Черный монах», «Длинный язык», «Скучная история» и другие, от которых вздрогнет мир, пораженный тем, как под личиной бесхитростных сюжетов и «серых», на первый взгляд, персонажей может таиться гениальность.
Феодосия, Ялта – эти города, как жемчужины, рассыпались перед Чеховым, требуя от него взамен все новых творений. Местная публика невольно превращалась в прототипы его героев. В «Ариадне», в рассказе «Три года» действуют реальные люди Крыма, пусть в литературных масках, которые умело надел на них писатель.
Настало время и Крым вроде бы прощается со своим обожателем, но… не прощается. В 1898 Чехов вновь возвращается в Ялту. Но, увы, уже с другой целью…
Он тяжело заболел. И в своем любимом месте он уже ищет не только вдохновения, не только бегства от тягостных столичных проблем. Он надеется, что найдет тут исцеление от недугов.
Но проклятый недуг прогрессирует. Туберкулез…
К осени 1899 года в районе Ялты Акутке был построен небольшой дом, именно сюда Чехов переехал с матерью и сестрой. И опять работа: девять крупных рассказов, две пьесы. И среди них такие шедевры как «Дама с собачкой», «Случай из практики» и венец его творчества — пьеса «Вишневый сад». Пять последних лет жизни, пять лет кропотливого писательского труда…
По завещанию писателя этот дом достался его сестре Марии Павловне. Она постаралась ничего тут не менять, оставила все так, как было при жизни брата. После революции появилась опасность конфискации особняка в «пользу победившего пролетариата». Сестре писателя пришлось отказаться от прав на наследство. И тогда дом Чехова оставили в покое, назначив Марию Павловну здесь «вечным смотрителем» (т. е. заведующей). И уже в 1921 году этот дом был превращен в мемориальный музей.
(На фото к материалу: Дом А. П. Чехова в Ялте)