Татьяна Шевчук. AD MEMORIAM: САМОБЫТНОСТЬ ТВОРЧЕСТВА ПЕТРА ЧАКИРА

       Чакир Петр Петрович (1931-2012) –одаренный график, живописец, эмальер, акварелист, монументалист, – оставил глубокий след в истории изобразительного искусства Южной Бессарабии. П. Чакир является основателем школы акварели на юге Одесской области, он был первым и единственным эмальером в регионе, его произведения высоко ценились и были закуплены ведущими музеями Европы. Как человек, он запомнился своим высоким уровнем культуры и духовности, трудолюбием, благотворительностью, преданностью идее развития изобразительного искусства в Измаиле и регионе.

Петр Чакир родился в с. Котловина Ренийского района Одесской области, в котором с 1812 г. компактно проживают переселившиеся из Болгарии гагаузы – тюркоязычные колонисты православного вероисповедования. Окончил отделение рисунка и живописи Московского заочного университета искусств (1963) и Одесский педагогический институт им. К. Д. Ушинского (1969). В истории регионального искусства Петр Петрович был первым во всех отношениях: первым стал членом Союза художников СССР (1980), а в 2009 г. – первым художником Буджака, получивший почетное звание Заслуженного художника Украины.

Трудовую деятельность П. Чакир начал в 1949 г. секретарем сельского совета, потом была служба в армии в летных войсках Ленинграда (1950-1953), после которой он трудоустроился учителем рисования в котловинскую школу. В 1967 году семья Чакир переехала в Измаил. Параллельно с работой в измаильской школе № 15 им. Христо Ботева, Петр Чакир работает художником-оформителем в Одесском отделении художественного фонда, где получает высшую категорию как специалист. С начала 1960-х годов он становится участником городских, областных, республиканских и всесоюзных выставок, на которых получает престижные награды: диплом Министерства культуры СССР (1980), диплом Министерства культуры Украины (1981), диплом ордена Ленина Союза художников СССР (1982), диплом Союза художников СССР (1983), диплом Союза художников СССР за популяризацию искусства за рубежом (1985), диплом и премию за участие в международной выставке, посвященной 2000-летию Рождества Христова.

Высокое художественное мастерство П. Чакира раннего периода демонстрирует серия акварелей «Котловина», «Земля Придунайская», в которых имеется импрессионистическая легкость и метафоричность. На фоне романтического пейзажа пограничного Ренийского района Буджака, примыкающей к Дунайскому биосферному заповеднику, – работающие в поле люди напоминают аистов, которые грациозно работают на переднем плане полотна.

    С 1979 г. П. Чакир постоянно проводит персональные выставки в Измаиле и за рубежом: Кишиневе-Бельцах-Бендерах (1980), Констанце и Тульче (1980), Братиславе (1987), Будапеште и Кечкемете (1990), в Центре болгарской культуры в Одессе (2009), галерее «Неф» Киево-Печерской Лавры в Киеве (2007) и др.

    Произведения художника покоряют разнообразием жанров и техники исполнения. Отдавая дань плакатной эстетике и соцреализму как монопольно господствовавшему в советское время направлению («Атрибуты стройотрядовца» (1973), «Измаил строится» (1976), «Ночная смена. Консервный завод» (1975), «Измаил. Новый район. Ул. Клушина строится» (1976)), П. Чакир одновременно создавал изысканные импрессионистические пейзажи и натюрморты (« Карпаты» (1976), «Березы» (1976), «Заря» (1981) и др.). В некоторых композициях, построенных на соцреалистической эстетике (для которой важен масштаб, эпичность, статичность, поэтика гигантских строек, футуристический вектор), художник смог совместить несовместимые стилистические средства: предоставить воздушные характеристики монументальным вещам. Художник смягчает визуальное давление и статику строек-гигантов условными волнами, которые имеют эффект отблеска воды, «размывает» и гармонизирует индустриальный пафос сюжета:

      П. Чакир мастерски проявил себя в жанре портрета. К 45-летию празднования победы во Второй мировой войне он создал серию портретов ветеранов, которых приглашал в свою мастерскую. Среди них: Иван Лисицкий, Василий Мазикин, Егор Слесарев, Александр Крещенко, председатель совета ветеранов Галина Бочкарева. Среди многих других – первый комендант Измаила Антон Бахмач, участница обороны Измаила, лейтенант медицинской службы Валентина Захарова. Портреты П. Чакира искусно выражают индивидуальность личности, передают их внутренний мир, характер, уникальные черты. Портреты ветеранов экспонировались на Республиканской и Всесоюзной выставках «Вещи рассказывают» (1985), посвященных Великой Отечественной войне. Значительная часть портретов была закуплена Союзом художников Украины и Министерством культуры Украины.

      П. Чакир изображал как передовиков производства (доярку А. И. Новак, птичницу В.И. Могилу) в классической реалистической манере, так и воспевал красоту женского тела в изысканных портретах, виртуозно выполненных в технике рисунка с натуры с помощью сангины (серия «Обнаженная»), которые имеют художественную привлекательность благодаря мягкости материала, живой и естественной фактуре терракотовой гаммы.

      Как художник по призванию, П. Чакир постоянно находился в творческом поиске. Он с детства не выпускал карандаш из рук, постоянно стремился зафиксировать каждый момент повседневной жизни, создавая художественные зарисовки во время перерывов в работе и домашних делах и оставил несколько тысяч графических эскизов. Сюжетами его акварелей стали учителя, возвращаются домой из школы; дети на санках в морозный зимний день; натюрморты, городские пейзажи Измаила. «Акварели П. П. Чакира, – пишет искусствовед Тина Арсеньева, –  это дымка, мгла, естественная влажность лепестков хризантемы, чашечки ландыша… Никакого «открытого», резкого цвета, никаких энергичных цветных выплесков: цветовые смеси усматриваются монохромными, а на самом деле довольно сложные и богатые в своей изящной сдержанности».

        Цветные иллюстрации работ П. Чакира были опубликованы в журналах «Изобразительное искусство» (1977, № 1), «Советская женщина» (1979), «Украина» (1982), Одесском журнале «Пассаж» (2001). Работы П. Чакира хранятся в музеях Венгрии, Словакии, Румынии, Болгарии, Австрии, Канады, Молдовы, России и Украины и частных коллекциях разных стран мира.

          Примером высокого мастерства П. Чакира как акварелиста и портретиста, является портрет юной Оксаны Сороки, будущего член-корреспондента Международной академии современных искусств и официального представителя МАСИ в Аргентине. Выполненный в нежной бело-голубой гамме на сложном сером фоне, портрет девушки имеет особую пластическую выразительность благодаря сочетанию твердости рисунка с тонким чувством линий и цветовых акцентов, искусно прописанных черт лица героини, общему изысканному романтическому образу.

          В 1987 П. Чакир получил приглашение на участие в международном симпозиуме по горячей эмали в г. Кечкемет (Венгрия), после чего начался новый этап его творчества. Выезжая на него впервые, Петр Петрович задумался над сюжетами, которые могут лечь в основу творческих композиций в технике покрытия горячей эмалью на стали. И решил обратиться к своим национальным истокам – богатой традициями, самобытной гагаузской культуре. Этот выбор предопределил успех творческих композиций художника на симпозиуме, а художественные сюжеты о традиционной культуре бессарабских гагаузов (бытовые сцены, свадьбы, праздничные и поминальные дни, персонажи народных легенд и т.д.) придавали художнику сил справиться со сложностями овладения новой для него техникой.

            П. Чакир, «Бессарабский свадебный танец», 1995

            Композиции на эмали П. Чакира пользовались большим спросом, поскольку в них была вложена душа мастера и отображался духовный мир его народа, который, по определению организаторов мероприятия, во многом перекликался с традициями венгров. Приглашение на симпозиум П. Чакир получал ежегодно в течение двадцати лет и создал за этот период более трехсот творческих композиций в технике горячей эмали на стали, предусматривающей нанесение окрашенной оксидами металлов пастозной массы на специально обработанную поверхность и обжиг, в результате чего появляется стекловидный цветной слой. Перечень работ П. Чакира с иллюстрациями содержится в ежегодных каталогах «Zománc», оформленных по результатам симпозиумов. В Венгрии имя П. Чакира стало визитной карточкой Измаила.

            Одним из постоянных героев его произведений на эмали стал герой гагаузских народных песен пастух Оглан. Посвященные этому герою песни является символом этнического сознания молдавских гагаузов, а в гимне АТО Гагаузии есть строка, в котором упоминается этот персонаж. Наибольшее количество вариантов песни об Оглане зафиксировано в гагаузов Молдовы Чадыр-Лунгского, Комратского и Вулканештского районов.

              В одной из поездок на симпозиум эмальеров в Кечкемет, речное судно проходило по Дунаю через Югославию, где в то время шли военные действия. Ужасным свидетельством войны, которое увидел Петр Чакир из окна, было изуродованное взрывом распятие Христа как крик и боль братского славянского народа. Так родился сюжет картины «Распятие», которая получила второе место на Одесском международном конкурсе «2000 лет под звездой Вифлеема» (2000). Глубоким гуманизмом проникнута композиция П. Чакира «Спасение ягненка», на которой хозяин ночью спасает от морозов малыша и забирает его из хлева в дом. Отдельное место в наследии художника занимают композиции, в которых отражены его детские воспоминания. Это бытовые сцены, связанные с изготовлением обуви, ткачеством, скромным домашним приемом пищи. На одной из них изображена его семья («Моя семья»), в которой было трое сыновей.
              В основу сюжета композиции «Встреча» легла реальная семейная история женитьбы родителей П. Чакира – Петра и Параскевы. Петр Константинович буквально похитил юную Параскеву на улице во время ее похода за водой к колодцу, закинул на плечо и запер у себя дома. Пропавшую девушку быстро нашла мать и после переговоров с будущими родственниками посоветовала дочери согласиться на свадьбу. Брак был счастливый и богатый: родители жили в любви и согласии. Параскева стала большой мастерицей и производила изысканные изделия из пряжи: одежду, скатерти, салфетки и тому подобное.

                Петр Чакир много сделал для развития изобразительного искусства в городе и регионе: много лет руководил бесплатной художественной студией для одаренных детей. Он был мудрым и чутким учителем, наставником по призванию и воспитал не одно поколение учеников, ныне известных не только в Украине, но и за рубежом. По его ходатайству 21 сентября 1991 г. горисполком выделил Дом художника для мастеров кисти, которые объединились в Союз художников Измаила. Заслугой Петра Чакира является создание Измаильской городской организации Национального союза художников Украины, которая была зарегистрирована в 2008 г. В 2012 году Петр Чакир посмертно получил звание «Почетного гражданина г. Измаил». С 2014 года под руководством Ивана Шишмана проводится ежегодный пленэр имени Петра Чакира в селах Бессарабии (Котловина, Александровка, Старая Некрасовка, Нагорное) для студентов Одесской национальной академии архитектуры и строительства, который заканчивается летней экспресс-выставкой этюдов в Измаильской картинной галерее. В 2016 году именем Петра Чакира названа улица г. Измаил, а в 2021, в год 90-летия со дня рождения художника, в Измаиле планируется открытие Городского центра культуры им. Петра Чакира, целью которого будет проведение культурно-просветительской работы, направленной на удовлетворение культурных и духовных потребностей горожан.

                (Об авторе: Татьяна Шевчук, Почетный член Международной академии современных искусств, Доктор филологических наук, Профессор, Официальный представитель МАСИ в Украине).