Андрей Церс. ЖАНРОВАЯ ЖИВОПИСЬ В ВАЛЬПУРГИЕВУ НОЧЬ ИСКУССТВА. Размышления, возникшие, после просмотра картин Андрея Дареева

С незапамятных времён художники пытались увековечить то, что их окружало – повседневность. Такой способ исследования в современном мире можно было бы сравнить, пожалуй, с фотожурналистикой, призванной беспристрастно изображать ход событий. Взлеты и падения цивилизаций, витки развития и упадка культур. Фотожурналистика ценится именно своим правдивым отношением к повседневности. Предназначение и отличает её от художественной фотографии. В фотожурналистике художественное видение фотографа отходит на второй план и уступает место первенства профессиональной объективности журналиста. Имена фотожурналистов чаще всего остаются в тени для общественного большинства, в то время как вовремя снятый кадр мгновенно облетает весь мир. 

Что делает этот полёт столь завораживающим? Чем вызвано столь неодолимое желание стать очевидцем происходящего где-то на краю света? Что влечёт к непостижимым тайнам бытия? Не часть ли это той самой «силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»? На какие жертвы шёл хронист прошлого и продолжает идти исследователь настоящего, чтобы оказаться в нужном месте в нужный час? Фотожурналист готов пожертвовать не только безупречностью композиции кадра, художественностью освещения или ракурса модели, но зачастую и собственной жизнью, ради того, чтобы зафиксировать на пленке суть происходящего. Исторический момент! Торжественно воскликнуть: «Мгновение, повремени!» Именно эта бескомпромиссность и делает мгновение величественным и прекрасным, что бы оно ни отображало.

    Пигмалион. 1999.

    Однако, нельзя не учитывать, что и повседневность древних народов была иной. Для среднестатистического человека прошлого она была теснее связана со знанием природы, с трудом на матушке-земле, с вращением планет и движением звёзд, с многочисленными божествами и духами, способными в любой момент одарить своей всеблагой милостью или обрушить свой справедливый гнев. Неразрывная связь с этими знаниями, верованиями и традициями были повседневностью человека прошлого. 

    Художники, изображая жанровые сценки на египетских настенных росписях, или создавая фрески в Помпеи, не подписывали своих произведений. Так как верили, согласно своему мироощущению, что дар и мастерство ниспосланы им свыше. Их имена, за редкими исключениями из общего количества зодчих когда-либо живших, скрыты от нас временем навечно. Зато многим из числа неизвестных художников удалось донести до нас подробности того времени, в котором они творили. Это были выдающиеся мастера своего дела. Они приносили жертвы своего индивидуального видения, на алтарь свято чтимых законов композиции и прочих канонов, создаваемых их предками испокон веков. 

      В дорогу. 2018.

      Жанровая живопись не только одно из древнейших направлений в изобразительном искусстве. Её спектр можно по праву отнести к наиболее всеобъемлющему. Жанровые сюжеты заполняют холсты от нидерландского возрождения до импрессионизма. Интерес в сторону быта дал начало таким жанрам как натюрморт, групповой портрет, пейзаж со стаффажем, интерьерная композиция. Сегодня успешно разрабатываются синтезы жанров и направлений особенно в реалистической живописи. 

        Дверь. Осень. 2011.

        Такие многократно отмеченные наградами произведения, как «Дверь. Весна», «Дверь. Осень», служат прекрасным примером. Каков их жанр? Натюрморт с элементами интерьера? Можно ли отнести эти картины только к направлению реализма? Логично предположить, что эта серия имеет продолжение: «Дверь. Зима» и «Дверь. Лето». И вот уже символизм их названия напоминает о четырех первых скрипичных концертах Антонио Вивальди «Времена Года» из двенадцати концертов его восьмого опуса, цикла «Спор Гармонии с Изобретением». К слову сказать, что и композитор экспериментировал с синтезом разных видов искусства, ибо каждый из концертов сопровождался  сонетом собственного сочинения. Концепция изучения одного и того же объекта в разных состояниях роднит вышеупомянутые картины со знаменитой серией Клода Моне, где на каждом из холстов Руанский Собор изображён в разное время дня. Подобные эксперименты наводят на мысль, что не только состояние объекта меняется в зависимости от контекста, но и само сознание проходит через целую череду различных состояний. (Особое место этому метафизическому вопросу отведено в конце сего повествования).

        С развитием жанровой живописи по другому стали восприниматься как мифологические, так и религиозные сюжеты. Изучение житейских аспектов общества в целом привлекло внимание и к внутреннему миру человека. Через предметы, окружающие человека в повседневности, передавалось в картине его внутреннее настроение, атрибуты его человеческой сути. Европейская жанровая живопись, особенно во времена ренессанса, приобрела сатирическое значение. В ней зачастую высмеивались пороки общества, такие как пьянство, сводничество, обжорство, бескультурье. Для того, чтобы отобразить всё многообразие и противоречивость внутреннего мира человека, возникали такие направления, как символизм, экспрессионизм, сюрреализм и даже абстракционизм.

        Что же представляет собой жанровая живопись сегодня? Это, скорее, уход от реальности. Художник, подобно Мефистофелю, но без всякого злого умысла и какой-либо тайной корысти, увлекает зрительское воображение за собой в сказочные путешествия по странам, канувшим в Лету, развёртывает перед доверчивым зрителем убедительные панорамы небывалых сражений, покоряет вместе со своим неизменным спутником вздымающиеся всё выше и выше горизонты безбрежных морей и океанов, предлагает перевести дух на лоне природы средь буколической идиллии идеализированной деревни. И всё это исключительно ради того, чтобы отвлечь от повседневности.

          Беломорский  рыбак. 2016.

          Парадоксальная задача! Нечто подобное происходит и с отношением разных народов к празднествам в Вальпургиеву ночь. Оно полно чудных противоречий. С одной стороны считается, что это время разгула на небезызвестном баллу, довершающем пресловутый шабаш ведьм, а с другой –это празднование весны и изгнание всевозможной нечисти. В эту ночь было принято водить хороводы, обходить дома с факелами очищения и жечь костры в знак поклонения солнцу, провозглашая тем самым вездесущую власть любви.

          Но вернёмся назад, в мастерскую творца. Зачем же художник оттачивает годами своё мастерство? Для чего ему знания анатомии, законов композиции, истории искусств? Зачем многолетнее освоение всевозможных техник? Он пробует себя в разных жанрах: натюрморт, портрет, пейзаж. Какой правды он ищет уже которое тысячилетие? (Особенно, удерживая себя в рамках реалистичной живописи сегодня).

          Вновь и вновь на ум приходит образ Фауста, как прототип величайшего исследователя своего времени, готового отдать всё, чтобы заглянуть по ту сторону жизни. Доктор Фауст давным-давно стал именем нарицательным. Его судьбу разделили многие учёные и художники всех времён и народов, разумеется, в аллегорическом смысле. Он представляет собой собирательный образ человека, обладающего богатым опытом, редкими знаниями и разнообразными талантами, неистово жаждущего высшего им применения. Получит ли он ответ на вопрос: ради чего можно было бы пожертвовать самым дорогим для любого художника – индивидуальностью?

            Работа окончена. 2018.

            В заключении хотелось бы указать на некоторое сходство между Набоковской метафизикой и историческим развитием жанровой живописи. В одном из своих многочисленных эссе Брайан Бойд, самый преданный биограф и истинный знаток творчества величайшего писателя ХХ столетия, В.В. Набокова, говорит о его оригинальной философии. Что касается отношения к пространству Набоков в нем занимался изучением «неповторимости объекта». Его «особенно пленяли» частности, заставляющие углубляется в мельчайшие подробности каждого предмета (будь то крылья бабочки или шахматная задача), в уникальные комбинации деталей. Как и в жанровой живописи, особую атмосферу создают тщательно выписанные предметы: горшки, трубки, бутылки, карты, подсвечники и тп. 

            В концепции времени Набоков отмечал свободу выбора в настоящем, неизвестность будущего и ретроспективный взгляд в прошлое. Человеческое сознание по Набокову обладает «безграничной свободой внутри данного момента», а также наделено «способностью выходить за пределы этого момента» и соединять посредством памяти и воображения различные предметы и события. Эта мысль применительно к жанровой живописи помогает оценить её вездесущее влияние на другие направления изобразительного искусства.

            Набоков признавал отсутствие какой бы то ни было информации о состоянии сознания после смерти, но предполагал преодоление ограничений сознания настоящим моментом и получение «свободного доступа» к прошлому и будущему. Обладание полной картиной причинно-следственной связи событий и устранение границ индивидуальности в беспрепятственном синтезе всевозможных состояний сознания подразумевает «восхождение к Разуму, который создаёт мир». 

            Жанровая живопись – это попытка проникновения в истинный смысл бытия. Комбинирование частей своего мира в очередной раз помогает вообразить общий узор существования, придуманный некой высшей «сознательно-планируемой силой». 

            Живопись Андрея Дареева даёт чуткому зрителю возможность строить смелые предположения, что же находится за сими «Дверями» и кто стоит в их преддверии.

              Дверь. Весна. 2015.

              Об авторе. Андрей Церс. Сотрудник американского отделения аукциона “Сотбис“, Официальный представитель Международной академии современных искусств в США. Декабрь, 2020,Нью-Йорк

              (На заставке к материалу —  работа  А. Дареева « Осень в Архангельском». 2001.)

              3 Comments on “Андрей Церс. ЖАНРОВАЯ ЖИВОПИСЬ В ВАЛЬПУРГИЕВУ НОЧЬ ИСКУССТВА. Размышления, возникшие, после просмотра картин Андрея Дареева”

              1. ……. Фигня серая.((..пишет каких то мужиков страшных с грязными сапогами.((…Девушек надо писать , красивых женщин, а не мужиков косорылых !!…Мне не понравилась вся его писанинка ..((……………уйня…………………………

                1. Уважаемый .V.V.!

                  Признаюсь, меня удивила Ваша столь бурная негативная реакция на творчество Андрея Дареева. Сомневаюсь, что в таком тоне и в подобных выражениях способны формулировать своё мнение о живописи даже те самые «косорылые мужики», изображение которых вызвало в Вас столько негодования.

                  Причина моего обращения к Вам не в том, что я считаю должным сказать несколько слов в защиту Художника вообще и Дареева в частности. Это само собой разумеется в первую очередь. (Справедливости ради сказать, на холстах Дареева изображены не только мужчины, но и молодые женщины весьма приятной наружности. Да и мужчины полны достоинства и стати, несмотря на запачканные пылью проселочных дорог и грязью свежевспаханного поля сапоги).

                  Ваша реакция наводит на мысль, что Вам не знакомы образы простолюдинов кисти Брейгеля, Халса или Веласкеса, ибо тогда Вы были бы более снисходительны к внешности моделей, выбранных Дареевым.

                  В Вашей рецензии меня до глубины души поразило Ваше желание высказаться именно в подобной форме. Это нельзя назвать критическим, аргументированным разбором произведения. Ваше право: Вам может нравится или не нравится сюжет картины, манера исполнения того или иного художественного замысла, цветовое или композиционное решение и прочее, и прочее. Но откуда столько ненависти и презрения к художнику? Почему форма, в которую Вы решили облечь свои мысли и пожелания творческих успехов должна быть хамской? Что сделал Вам человек, написавший эти картины?

                  Я лично не знаком с Дареевым. И дай бог, чтобы он оказался не слишком чувствительным к подобным рецензиям, но иного художника могут глубоко ранить подобная зрительская бесцеремонность. Иного художника они могут ввергнуть в многолетнюю депрессию, а то и стоить ему жизни. Вы не задумывались над этим? Чего Вы хотели добиться, прибегнув к такой форме обращения? Какого результата?

                  Вы написали свою рецензию на портале, где обсуждаются вопросы культуры и науки. Это не единственная Ваша рецензия на этом портале. Стало быть Вы интересуетесь изобразительным искусством. Наверняка считаете себя образованным и культурным человеком – человеком, разбирающимся в искусстве и способным составить критический анализ произведения. Надеюсь в следующий раз у Вас всё получится.

                  С наилучшими пожеланиями,
                  Андрей Церс.

              2. Прекрасный анализ творчества замечательного художника Андрея Дареева. Наследник школы классического художественного образования, не идущий лёгкими путями сиюминутного успеха, а глубоко и серьёзно прорабатывающий каждое свое произведение, художник погружает нас в мир жизни простых людей почти забытый сегодня в станковой живиписи. Продолжая традиции реализма, А. Дареев вносит в них свой тонкое видение народных сюжетов, соединяя реализм с символизмом, а филигранную технику с философским осмыслением, казалось бы простых бытовых предметов и пейзажей. Светлое ощущение чистоты и любви к изображаемым, чисто русским сюжетам остаётся после знакомства с творчеством этого прекрасного художника. Новых успехов на этой не простой, но необходимой сегодня творческой стезе!.

              Добавить комментарий

              Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

              Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.