Татьяна Панич. «ДИ-АРТ. Теория и практика направления».

Ди-Арт (греч. dis – дважды, англ. art – искусство) – постмодернистское направление в искусстве, основанное в 1994 году художником Николаем Седниным.

Важнейшей составляющей направления Ди-Арт является не определенная стилистка, а позитивность восприятия художниками окружающей реальности. Цель Ди-Арт — освоение и развитие новых территорий внутреннего мира способствующих укреплению душевного здоровья. Термин Ди-Арт означает двуединство рационального и чувственного восприятия реальности.

531505
    5.0.2

    Николай Седнин. Композиция “Монады“ из цикла “Ди-Арт“. 1999 г. (80Х100)

    Идея: гармония внутреннего мира человека как часть гармонии вселенной. Сюжет: Замысел композиции возник во время работы Николая Седнина над проектом «Ди-Арт». Целью этой практики является реабилитация социально неадаптированных людей при помощи искусства. В основе замысла изображение яйцеклетки, как символа творческой энергии и начала земной жизни. Монада от греч. monas — единица, и монады — это уже личность каждого из учеников художника. В центре композиции автор проекта и учитель.

    Предыстория

    Во второй половине XX века в мировой психиатрии начали широко применяться термины «библиотерапия», «арттерапия», «музыкотерапия», «терапия увлеченностью», «терапия творчеством». В 1989 г. психотерапевтом Марком Бурно был предложен термин «терапия творческим самовыражением». Автор изучал позитивное влияние творчества пациентов с неврозами, психопатиями и малопрогредиентной шизофренией на имеющиеся у них эмоциональные и поведенческие нарушения.

    История создания

    В 1993 г. художник Николай Седнин провел творческий эксперимент, в котором была поставлена задача проверить идею, обозначенную им как «эффект отпущенной руки». Произведения создавались с завязанными глазами кистью на бумаге, и каждое изображение выполнялось в течение нескольких секунд. Позднее работы были собраны в единый цикл, получивший название «Рисунки для медитаций». В результате эксперимента Николай Седнин пришел к мысли о возможном целенаправленном изменении сознания в процессе творчества. Автора заинтересовала специфика возникновения визуальных образов у взрослых людей с неконтролируемой психикой, что привело его к идее создания творческой группы в специализированном учреждении. В 1994 году Николай Седнин на общественных началах организовал при психоневрологическом интернате № 20 г. Москвы художественную студию названную «Исцеление искусством». В процессе занятий им были созданы основные принципы и практический метод программы по реабилитации психики. Постижение законов искусства, выработка профессиональных навыков, изменение внутреннего мира во время творческого процесса – таковы были задачи Николая Седнина при обучении.

    Галерея Ди-Арт

    Результатом творческой деятельности явилось открытие в 1999 году галереи в Москве, наиболее полно представляющей произведения живописи и графики из числа созданных в студии «Исцеление искусством». В 2000 году, благодаря постоянному обновлению коллекции произведений, студия Николая Седнина получила широкую огласку в СМИ и обратила на себя внимание Российской Ассоциации Искусствоведов. Так как авторская методика и стилистика произведений была признана индивидуальной и нестандартной, возникла необходимость определения для нового художественного направления.

    Scan20

      Обложка альбома “Ди-Арт – искусство ХХI столетия“. Москва, 2001г.

      Впервые термин «Ди-Арт» употреблен в печатном издании альбома «Ди-Арт — искусство ХХI столетия», вышедшем под патронатом Российской Ассоциации Искусствоведов в 2000 г. В 2002 году в Государственной Думе России проведена выставка, на которой были представлены произведения художников направления «Ди-Арт», получившие высокую оценку и внимание видных представителей различных областей культуры, искусства, политики.

        Николай Седнин. Композиция “Феникс“ из цикла “Ди-Арт“. 2018 г. (100Х140)

        Методика

        Существует ряд символов, которые любой человек (в том числе с измененным состоянием сознания) связывает с картиной внутреннего мира. Эти символы, будучи отображенными даже не искушенным в искусстве зрителем, дают специалисту богатый материал для наблюдения за душевной жизнью рисовавшего, помогают понять особенности психики. По картинам на определенные темы можно не только создать психологический портрет и выявить возможные проблемы, но и в ходе регулярных занятий создать условия для изменения характера психики. Результаты окажутся тем убедительней, чем более осознанным для рисующего станет процесс внутреннего перевоплощения, предложенный ему на основе предварительных тестов. Если же сознание человека изменено (временно, в результате стресса или постоянно из-за болезни), то действия по реабилитации на первом этапе должны носить скрытый характер. Вырабатывается привычка отображать внутренние состояния в виде образов, имеющих аналогии в реальности. Далее предлагается внести изменения в эти образы, обосновав просьбу убедительным примером, имеющим отношение к жизни рисующего, его миропониманию. От занятия к занятию, учитывая индивидуальные особенности, специалист освобождает рисующего от негативных образов на внутреннем плане, меняя тем самым восприятие внешних реалий. Происходит неуклонное замещение одних образов другими, иногда противоположными (в зависимости от необходимой степени коррекции психики). На внешнем плане происходит тоже самое. Изменяясь сам, человек меняет свое отношение к окружающим.

          Николай Седнин. Композиция “Свечение“ из цикла “Ди-Арт“. 2019 г. (100Х140)

          Основные положения

          Десять принципов Ди-Арт:

          1. Образность.

          Соотношение формы и содержания в произведении говорит нам в первую очередь о количестве и качестве потенциала затраченного в процессе творчества. Но лишь образность, сопоставимая с объективной реальностью, дает основания для оценки отображения психологических состояний.

          2. Выразительность.

          В восприятии образного строя ведущая роль отводится пластическому языку произведения. Его выбор повествует об отношении автора к внешнему миру и является своеобразным тестом на внутреннюю конфликтность. Определяя лейтмотивом плавность формообразования, мы дарим себе возможность прибывать в состоянии душевной гармонии.

          3. Символичность.

          Специфика и характер отражаемых нами образов требуют строгой организации колорита. Мы отбираем из цветового круга только наиболее полно выражающие идею оттенки. Засорение произведения случайным цветом, независимо от того, какую площадь он занимает, грозит потерей выразительности.

          4. Сакральность.

          Состояния, не являющиеся предметом сиюминутных переживаний, достойны воплощения. Торопясь выразить очевидное и случайное, мы попадаем в круговорот, не имеющий ничего общего с процессом внутреннего самонаблюдения.

          5. Метафизичность.

          Основой для визуализации формы произведения служат явления окружающей реальности. Соотнося с ними свои умозрительные построения, мы делаем выводы, на основании которых происходит воплощение замысла.

          6. Позитивность.

          Содержание, цвет или формы, имеющие явный, а также скрытый негативный характер являются оружием для нарушения психики. Воплощая отрицательные эмоции, создавая образные системы, несущие разрушение, мы активируем внутреннюю программу на самоуничтожение.

          7. Инстинктивность.

          В основе акта создания произведения заложен процесс сходный с зачатием человека. В ходе формирования идей интуитивно мы предоставляем роль сотворца противоположному полу, либо объекту идентифицирующему таковой. На внешнем плане это может выражаться изображением обнаженных тел или форм, обозначающих различные половые признаки.

          8. Пространственность.

          Форма и ее окружение являются равноценными составляющими замысла. Обволакивая основной мотив произведения сопутствующим построением, мы воспроизводим самостоятельную среду обитания как неделимую часть сюжетной линии.

          9. Неконфессиональность.

          Образы, отражающие результат работы над собой, принадлежат в первую очередь нам самим. Они важны как часть нашего существования. Этот труд не должен быть вписан в рамки ни одной из существующих партий и конфессий во избежание изначальной конфликтности.

          10. Реабилитационность.

          Степень и качество развития внутреннего мира определяется отношением к себе. Проецируя свои комплексы и проблемы на окружающих, мы деградируем. Анализируя эмоции и чувства, находя мотивы для их воплощения, мы открываем себя заново.

          Последователи

          В 2003 году по решению Рейтингового центра Профессионального союза художников России авторы, постоянно работающие по методике Николая Седнина, включены в справочное издание «Единый Художественный рейтинг». Андрей Щекутьев, Михаил Тузов, Ольга Земская, Сергей Николаев, Александр Лукин и др.

          Scan38

            Ученики студии Николая Седнина. Страница из альбома “Ди-Арт – искусство ХХI столетия“. Москва, 2001г.

            Концепция направления

            Н.Седнин. “ДИ-АРТ. Для чего? Для кого? О чем?”

            Творчество любого художника, разумеется, является его отражением в первую очередь. Поэтому банальные вещи, явления при помощи искусства приобретают органное звучание, а подчас нечто прекрасное становится заурядным, невыразительным. Картина — сгусток эмоций, столкновение внешнего мира с нашими внутренними переживаниями. Человек искусства, так или иначе, трансформирует реальность, соотнося видимое снаружи с ощущаемым внутри. Картина как человек. Нам приятно общение с «легкими» людьми, улыбчивыми, счастливыми, многие ищут диалога с умными, полными внутреннего содержания собеседниками. Мы общаемся с окружающим миром и стремимся к самореализации. Попытка отображения внутреннего состояния определенным поступком является актом творчества, и в этом смысле мы уже художники. Изобразительное искусство — способ познания себя и, пожалуй, один из наиболее ответственных, поскольку процесс внутренних изменений становится почти всегда достоянием общественности. Что мы знаем о себе, какое место и какую роль себе готовим, как и кем чувствуем себя — об этом скажут наши слова, поступки, картины. Образы, проявленные нами, укажут путь к цели, которой мы стремимся достичь, помогут понять мотивы многих поступков. Самопознание, а не отработка технических приемов — с этого начинается Ди-Арт.

            Наступают моменты, когда от выбора того или иного решения зависят судьба, здоровье, жизнь. Часто, не зная о своих возможностях, не осознавая истинного потенциала, мы примеряем подсмотренные чужие клише, оставляя свой внутренний мир в запустении. Очень важно знать, что на самом деле движет нами, почему мы совершаем те или иные поступки. Избавление от многих болезней и несчастий в уважительном отношении к себе и своему миру. Отображая средствами искусства окружающее, мы подспудно ставим оценку нашему внутреннему состоянию. Продолжая изучать свое отношение к внешнему миру, мы оказываемся в силах изменить многое. Культивируя новые качества личности, мы открываем возможности, о которых прежде могли только мечтать. Для того чтобы помочь нам жить в согласии с собой существует Ди-Арт.

            Неприятности могут не происходить. Все задуманное проявится своим чередом. Есть одно условие — правильный выбор пути. Когда наши желания неопределенны, мы игрушки для посторонних амбиций. Выражая мысли и чувства посредством образов, мы получаем бесценный материал о самих себе, создаем свой путь и программу. Если выбор не случаен, а за каждым поступком стоит душевный труд, мы неуязвимы для невзгод. Кем бы мы ни были, в какой бы сложной ситуации не оказались — у нас всегда есть шанс изменить жизнь с помощью Ди-Арт.