«Никто не запомнит всего, что он в жизни видел. Это невозможно, не
нужно, и даже вредно, так как в поле зрения наблюдателя попадаются объекты
важные и мелкие, приятные и досадные, воспринятые правильно или искаженно,
сохранившиеся полно или отрывочно. Все это неизбежно мешает построить
адекватную картину происходившего и оставляет, после процесса воспоминания,
только впечатление, а отнюдь не знание».
Лев Гумилев. «Память и истина».
В возрасте лет примерно пяти мне купили более «взрослый» матросский
костюм, темно-синего (почти черного, как настоящая морская форма) цвета —
длинные брюки и матроска с моряцким воротником (вот только цвет у него был
«неестественный» — черный, с бело-красной каймой по краю, а спереди
была треугольная заставка, имитировавшая вырез настоящей тельняшки). Ткань была
довольно колючая и, как говорил Карлсон (не мой друг «Инжир», а
настоящий, шведский, Карлсон, который живет на крыше), «кусала».
Помню, что на мне был этот костюм (с черными шнурованными ботинками, я тогда
уже умел сам зашнуровывать их и завязывать шнурки, чему научился в детском
саду), когда мы с папой весенним вечером сидели в открытом кафе в Парке
культуры и отдыха имени Горького и ели курицу с рисом…
Чего только не выплывает из глубин нашей памяти…
Однако вернемся к поездке в Веледниково. На ногах у мамы были черные
сапожки-боты (казавшиеся мне бархатными), у меня — черные валенки с черными же
блестящими резиновыми галошами (темно-розовыми, или, если угодно,
светло-малиновыми изнутри; говорят, последним из членов Политбюро ЦК КПСС — эту
аббревиатуру я Вам расшифрую ниже! — такие — до самой смерти — носил товарищ
Суслов, и ради него одного, якобы, не закрывали соответствующий «галошный
цех»; «калоши», помнится, стали писать и говорить несколько
позднее). А на голове у меня была черная цигейковая шапка с ушами,
завязывавшимися под подбородком (но не треух). Ехать надо было, видимо,
довольно долго, и в электричке мы перекусили. Мы с мамой ели вареные вкрутую
яйца (завернутые в серебряную бумагу), которые обмакивали в соль, белый хлеб и
копченую колбасу (а может быть, еще и нарезанное тонкими ломтиками и потому
казавшееся особенно мягким и нежным — по сравнению с твердыми кружочками
копченой колбасы — сало шпик, но в последнем я не уверен). Возможно, впрочем,
что это происходило уже на обратном пути (переговоров с хозяевами дачи я не
запомнил), потому что солнце за окном вагоне окрасило заснеженные поля в
розовый цвет (от этого мне почему-то стало грустно, и я прижался к маминому
боку). А крутые яйца с солью (лучше всего, если соль крупная), хлебом и
копченой колбасой (а еще лучше — с салом шпик) на всю жизнь сохранили для меня
совершенно особую, ни с чем не сравнимую прелесть.
От лета, проведенного на даче в Веледниково, в памяти моей тоже осталась пара
«отблесков». Там мы занимали половину хозяйского дома с верандой, и
жили в основном с бабушкой. Мама и дедушка бывали наездами из Москвы
(мама — чаще, да и оставалась на несколько дней, дедушка — реже). Дедушка
всегда привозил из Москвы очень вкусную кулебяку с мясом (он ее специально
покупал у Елисеева, причем не только на дачу, но и в праздники, хотя бабушка
отлично пекла пироги — кулебяку с мясом, пирог с капустой и крутым яичком,
пирожки с мясом, рисом и яичком, вареньем, сладкой морковкой и проч.;
говорят, я, будучи принесен к столу в грудном возрасте на руках, молниеносно
схватил с блюда, стоявшего на краю стола, пирожок с мясом и проглотил — никак
не возможно оказалось у меня его отнять — все боялись заворота кишок, но, слава
Богу. все обошлось — как видно, я с самого раннего детства отличался отменным
аппетитом; справедливости ради признаюсь, что сам этого эпизода не запомнил, а
знаю о нем только по рассказам). Как звали хозяев дачи в Веледниково, я не помню.
На выходные к ним приезжали дочь с зятем и детьми — девочкой и мальчиком
постарше меня, и мы (а также, если не ошибаюсь, соседи по поселку, по крайне
мере, с прилегающих участков) ходили к ним вечерами смотреть телевизор
(черно-белый, довольно большой и громоздкий, но с маленьким экраном).
Именно там мне впервые довелось увидеть по телевизору художественный фильм по
повести Михаила Шолохова «Судьба человека», фильм
«Коммунист» (особенно запомнилась сцена, как «кулацкий
подголосок» методично разряжает в главного героя, набившего ему перед этим
морду из-за местной девицы, барабан своего нагана, а главный герой картинно
корчится и, наконец, падает навзничь), а также два фильма про советских военных
летчиков — двухсерийный «Балтийское небо» и «Чистое небо» —
последний позднее, при Брежневе, сняли с экрана за антисталинскую
направленность, как и фильм по роману Юрия Бондарева «Тишина» (книгу,
по которой был поставлен фильм, я прочитал гораздо позже, когда она, на
некоторое время, попала в список запрещенных за «антисоветчину», т.е.
за антисталинизм) со знаменитой песней «Дымилась роща под горою / А вместе
с ней горел закат /Нас оставалось только трое / Из восемнадцати ребят / Как
много их, друзей хороших / Лежать осталось в темноте /У незнакомого поселка /
На безымянной высоте…» (мой папа очень любил эту песню и часто просил
меня ее спеть — разумеется, не в Веледниково, а несколькими годами позднее. Я
не уверен, мы смотрели фильм «Тишина» (тоже снятый при Брежневе
с экрана как антисталинский) именно в Веледникове, но точно помню, что это было
именно на даче (возможно, следующим летом, когда мы снимали дачу на платформе
«42-й километр».
Вот один из веледниковских «отблесков». Мы вечером гуляем с бабушкой
и мамой (я запомнил на маме светло-серый плащ-пыльник), а мимо пастух гонит
стадо коров. Вдруг одна серовато-белая корова, видимо, чего-то испугалась,
вырвалась из стада и понеслась прямо на нас. Мама схватила меня на руки и
укрылась в кустах (по-моему, в зарослях орешника). Куда делась в этот момент
бабушка, я не помню. Корова пробежала мимо. Пастух в брезентовом плаще, кепке и
высоких сапогах (как мне показалось, с раструбами), сорвав с плеча длинный,
свернутый кнут, загнал корову обратно в стадо.
Кроме того, в Веледниково я запомнил желто-красно-оранжевые цветочки
«львиный зев» (нажмешь на основание цветка — он и разинет
«львиную пасть»).
Помню, как мы с мамой сидим на застекленной веранде веледниковской дачи, а за
окнами бушует гроза с ливнем, громом и молнией. Мама открывает консервные банки
со сгущенным кофе и сгущенным же какао, разбавляет в чашке кипятком из чайника
— получается кофе и какао с молоком. В другой жестяной банке — консервированные
помидоры в собственном соку, а еще в одной банке (стеклянной) — кружочки
жареных кабачков в растительном масле. Что поделаешь, многие
«отблески» явно окрашены в гастрономические тона…
На даче, которую мы снимали на платформе «42-й километр», тоже жили
хозяйские дети, мальчик и девочка. Хозяева держали коз и кур Я помню, сидим мы
как-то на завалинке с хозяйскими детьми, в руках у каждого из нас детская
эмалированная кружечка с красной смородиной. Мы едим смородину, а оставшиеся
после съеденных ягод зеленые стебельки (хозяйские дети почему-то называли их
«окурками» — может быть, потому что их любили клевать куры) кидаем
бегающим тут же белым, с красными гребешками, курам и петуху. Те эти
«окурки» моментально склевывают. Потом кому-то из нас (но не мне, это
точно) приходит в голову озорная мысль кидать «окурки» не курам, а в
кружку соседу. Происходит потасовка, в результате содержимое всех трех детских
кружек оказывается на земле. Довольные петух и куры мгновенно склевывают как
зеленые «окурки», так и красные ягодки. На шум и плач прибегают
родители (в частности, моя мама) и никак не могут понять, о каких «окурках»
идет речь («Неужели дети в этом возрасте уже курят?»)…
Запомнился мне и день 12 апреля 1961 года, в который Юрий Гагарин совершил
первый в мире пилотируемый космический полет на ракете «Восток»
(подлинность которого ныне кое-кем ставится под сомнение, как, впрочем, и
подлинность высадки американских астронавтов на Луну несколькими годами позже).
Рано утром об этом сообщили по радио. помню, как довольно долго с экрана
телевизора (разумеется, черно-белого) не исчезал фотографический портрет
Гагарина в расстегнутом кожаном летном шлеме. У нас даже долго хранилась
маленькая красная листовка с этим же контурным (черным — на красном)
графическим портретом Гагарина (их раздавали бесплатно на улицах). В честь
полетов следующих космонавтов — Титова, Николаева, Поповича, Быковского,
Терешковой — выпускали уже настоящие красные бумажные флажки (на плоских
картонных древках) с черно-белыми фотографическими портретами героев, снятыми в
парадной военной форме, с погонами и орденами. Этими флажками полагалось махать
горожанам, стоявшим на улицах в ожидании кортежа с космонавтами (в то время как
бумажные листовочки с графическим портретом Юрия Гагарина в летном шлеме многие
прикалывали к лацканам пальто — мне запомнился вид таких людей). При товарище
Хрущеве космонавтов, начиная с Юрия Гагарина, чествовали на все лады — они даже
стояли на парадах (на 7 ноября и на 1 мая, потому что 9 мая, как уже
упоминалось выше — но это не грех и повторить для вас, нынешних! — впервые
отметили только после ухода товарища Хрущева, при товарище Брежневе, в 1965
году, а ежегодно стали отмечать как День Победы только в 1969) на Мавзолее,
рядом с членами Президиума (так тогда называлось Политбюро) ЦК (Центрального
Комитета) КПСС (Коммунистической партии Советского Союза). При товарище Брежневе
космонавтов стало так много, что их «спустили» с Мавзолея этажом
ниже, на открытые трибуны для почетных гостей справа и слева от ленинского
зиккурата.
Кстати, я еще помню посещение Мавзолея с бабушкой, когда рядом с товарищем
Лениным, в темном костюме и белой рубашке с темным галстуком, еще лежал товарищ
Сталин с золотой звездой Героя Советского Союза на кителе защитного цвета с
золотыми погонами (скольким русским офицерам пришлось принять смерть от рук
большевиков за золотые погоны, пока «гений всех времен и народов»,
«лучший друг советских физкультурников», милостиво не соблаговолил их
снова узаконить!). А на фасаде Мавзолея — там, где сегодня написано
«ЛЕНИН», тогда были две фамилии — «ЛЕНИН» и
«СТАЛИН» (без кавычек, разумеется). Вскоре после этого посещения
Сталина убрали и перезахоронили за Мавзолеем. Одно время над ним просто лежала
черная гранитная плита с надписью «СТАЛИН». Потом, при Брежневе,
поставили серый гранитный бюст (стоящий там, за Мавзолеем, до сих пор). Я помню
все это так хорошо потому, что в школе нас несколько раз водили в Мавзолей.
Помню еще анекдот (видимо, того периода, когда Хрущев еще не распорядился
вынести Сталина из Мавзолея):
«Лежат Ленин и Сталин ночью в Мавзолее. Вдруг среди ночи слышится какой-то
шум. Ленин спрашивает Сталина:»Что это за шум?», а Сталин ему
отвечает: «Да это Хрущев сюда со своей раскладушкой тащится…»).
Неподалеку от нашего дома находилось здание Генерального Штаба Вооруженных Сил
СССР, а за ним, если идти в направлении Гоголевского бульвара — военная
академия. Вход (и — автомобильный въезд) в нее обрамляли две статуи из
серебристого металла, одна — Ленина, другая — Сталина, одетых в почти
одинаковые пальто, брюки, ботинки и кепки.
Я спрашивал бабушку (когда мы шли мимо них гулять на Гоголевский бульвар, кто
это. Помню бабушкин ответ:
«Это — дедушка Ленин, а это — дедушка Сталин».
В один прекрасный день дедушка Сталин куда-то исчез. Я, разумеется, живо
заинтересовался его судьбой. Не помню, как именно бабушка объяснила мне его
исчезновение. Мне тогда было не более трех лет, потому что в три года наши
прогулки на Гоголевский бульвар прекратились — меня взяли в детский сад,
находившийся на Беговой; мама или бабушка каждое утро отвозили меня туда на
автобусе №39 — с остановки, расположенной там, где сейчас почтамт (в самом
начале Нового Арбата) -, и забирали только поздно вечером, после ужина. Но
дедушка Ленин довольно долго стоял, украшая собою фасад академии, в гордом
одиночестве, пока его куда-то не убрали (возможно, уже после распада СССР и
воцарения в России свободы и демократии).
Кстати, я еще помню громадное мозаичное (из различных сортов цветного мрамора)
панно на входе в станцию «Арбатская» (поглощенную впоследствии,
вместе с украшавшим Арбатскую площадь старинным фонтаном, украшенным чугунными
фигурами писающих мальчиков, коленопреклоненных быков и извергающих струи воды
дельфинов, новым корпусом здания Генерального Штаба Российских — бывших
Советских — Вооруженных Сил), изображавшее в полный рост дедушку Сталина в
светло-сером кителе с отложным воротом и таких же светло-серых длинных брюках,
с золотой звездой Героя на груди, буквально нависавшее над эскалатором (или,
как тогда было принято говорить — «лестницой-чудесницей»). Потом
дедушку Сталина (не позднее 1963 года) убрали и оттуда, теперь там просто белое
пространство в громадной лепной рамке, обрамляющей пустое место. А станция
метро «Семеновская» (я это точно помню) раньше называлась
«Сталинская». Теперь же она носит
уже третье на моей памяти название — «Партизанская».
Вольфганг Акунов. ОТБЛЕСКИ. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
