Ольга Веретина. Арт-реальность Николая Седнина. Экскурсия по дому-музею.

Арт-пространство современного музея давно вышло за рамки обыденности и скуки. Сегодня это значительно больше, нежели выставочная площадка или хранилище. Многомерность и мультифункциональность этого культурного объекта поражает воображение самого требовательного и искушенного посетителя. Выйдя за границы живописи, скульптуры и рисунка, музей включил в круг своих интересов архитектуру, фотографию, кинофильмы — всю зримую часть современной художественной культуры.

Разнообразие функциональных возможностей уравновешивается единой стилистической концепцией, где произведения искусства, архитектура музея, его интерьеры, дизайн помещений, характер и направление культурных программ являются единым универсальным творческим пространством. Здесь посетитель из наблюдателя становится активным участником.

Экспозиция  музея – это некий язык, с помощью которого доносится идея, заложенная автором. Экспозиционные пространства дома-музея Н.Н.Седнина очень емко и выразительно отражают все периоды творчества мастера с 1984 года по настоящее время.

    Погружение в художественный мир Н.Н.Седнина начинается буквально с порога, как только посетитель оказывается в просторной прихожей на первом этаже музея. Интерьер, выполненный в теплых охристых оттенках стен и бронзе металлических элементов декора, гостеприимно приглашает познакомиться с ранними академическими работами автора и живописными портретами, выполненными в особой авторской манере конца 90-х и начала 2000-х годов. Далее экспозиционное пространство сужается, и в перспективе коридора, будто двери в потусторонние миры, открываются  крупноформатные фотокомпозиции цикла “Клетка“ начала 2000-х, завоевавшие победы на крупнейших мировых конкурсах искусств.  Их фигуративные образы, символизм и метафоричность делают возможным прочувствовать смыслы, скрытые от рационального сознания. Полотна пропитаны свободой творческого выражения, а лаконичная современная подача этих экспонатов усиливает эмоциональное воздействие на зрителя.

      Имидж репутация музея давно сложился как место для встреч и неформального общения современной богемы и творческой публики. В гостиной, где наряду с пищей духовной можно насладиться авторскими кулинарными произведениями искусства, открывается экспозиция графических работ 80-х “Мистические образы“, выполненных в особой технике с эффектом свечения, названной художником “транслюцентный стиль“. Сюрреалистичные сюжеты позволяют выйти за грани реального, грамотный визуальный ряд, как последовательное повествование, вовлекает посетителя в диалог с музейной экспозицией и делает авторский посыл частью  духовного опыта зрителя.

        Пространство музея современного искусства не ограничивается стандартными рамками презентации экспонатов. Это постоянный поиск актуальных форм подачи музейных предметов. И как раз ванная комната первого этажа дома-музея Н.Н. Седнина — яркое подтверждение тому, что креативной площадной музея может стать любое помещение.  Именно здесь расположился цикл печатной графики 90-х «Шелкография», созданный  автором для воплощения в разных техниках и материалах.

        Музей охватывает всю множественность способов освоения современной художественной реальности: это и концертная площадка, и клуб, и лекторий, и кинозал, и мастерская. Благодаря качественной коллекции и идейному наполнению экспозиции, все разноплановые части единого арт-пространства связаны общим интеллектуальным и художественным вектором. Центральным местом проведения всех знаковых мероприятий музея стал зал первого этажа, собравший большую часть экспозиции и самые масштабные работы. В этом зале проходят церемонии награждения лареатов международного конкурса искусств «Artexawards» («Искусство. Совершенство. Признание.), президиумы Международной академии современных искусств (МАСИ), презентации, выставки и концерты. Стены зала украшает коллекция живописных и графических портретов и портретная графика периода 90-х-00-х гг. Неповторимый авторский стиль рождает индивидуальный образ каждой изображенной персоны. На одной из стен размещен цикл авторской цветовой и пластической композиционной игры масляной пастелью на ткани  “Импровизации на выкройках“ (1995) для модного журнала «Burda».

        Основную и самую масштабную часть экспозиции зала составляют программные произведения из цикла “Ди-Арт“. “Ди-Арт“ — постмодернистское направление в искусстве, основанное Николаем Седниным в 1994 году.

          Пропитанные символичными образами, скрытыми знаками и зашифрованными художественными артефактами, эти работы основаны на позитивности восприятия художником окружающей действительности. В цикл также вошли крупноформатные панно последних лет “Ди-Арт 3D“, к просмотру которых посетителям музея предлагается дополнительно надеть двухцветные анаглифные 3d-очки для появления стереоэффекта.

            Глубина и объемность представленных произведений преподносится с особой подачей: рама каждого из них отдельный вид искусства. Выполненные в невероятной технике, они, будто комментарии художника, усиливают впечатление своим необычным цветом, стилем, фактурой, с одной стороны отгораживая мир художника от реальности, с другой – демонстрируя целостность существования его идеи в пространстве как части этого мира.

            Путь на второй этаж музея пролегает через цикл “Эмоциональные конструкции“ 91-95-х гг, обращенный к традициям русского конструктивизма. В пространстве лестничных проемов царит гармония форм и линий монументальных образов. В переходе, будто хранители музея, посетителя встречают два графичных автопортрета художника 1991 года в технике классической пастели по тонированному картону, и две графичные музы из исследовательского цикла изменения эстетики форм в искусстве “Таблица трансформаций“.

            Передача смысла через картину – это творческий акт, диалог художника с окружающим миром. Каждый творец выбирает свои фразы, слова, буквы – те самые элементы, с помощью которых он напишет свое повествование.

              Буква в этом повествовании, как своего рода минимальная частица, выступает неделимым графическим символом будущего художественного послания. В начале 90-х, изучая историю и символику древних славян, Николай Седнин создал уникальный авторский алфавит, в графической основе которого находится один из древнейших вариантов трезубца князей Рюриковичей. Позже каждая буквица алфавита была превращена автором в самостоятельную композицию с символами мужского и женского начал. Этот уникальный цикл “Жизнь людей остается в буквах“  расположился на втором этаже дома-музея и через каждый знак письменности повествует о слиянии двух энергий и вечной жизни.       

              Выйдя на лестничный проем, посетитель вновь погружается в величие конструктивистских форм композиций «Романтики» и «Любовники» середины 90-х и монументальность скульптографических коллажей “Белая королева“ и “Железный человек“ из цикла  “Эмоциональные конструкции“.

              Верхний этаж дома занимает рабочий кабинет художника с потрясающей коллекцией книг, каталогов, живописных и графических подарков от известных и выдающихся гостей музея. В «святая святых» можно познакомиться с несколькими ранними академическими работами автора и особенными художественными циклами визуальных изображений. Скрытый от глаз широкой публики графический модуль “Архикона“ 2014г строит свою вселенную на представлениях о божественной геометрии, олицетворяющей космос. В него вошли архитектурные проекты, скульптографические коллажи, графические и шрифтовые композиции, собранные в течение 20 лет. Недавно написанный как визуализация музыкальных произведений цикл “Джаз-жикле” 2020 исполняет свои художественные импровизации по авторскому принципу непараллельности форм, за счет которого достигается неповторимое звучание каждой композиции.

              Экспозиция музея насчитывает более 1000 авторских произведений и регулярно пополняется. Каждый день музей знакомит своих гостей с высшей формой самовыражения личности. Проект столь высокого уровня не смог бы реализоваться без участия и поддержки профессионалов. Понимая ценности духовной культуры и важность трансляции ее для широкой публики, идейные вдохновители  — Александр  Гремитских, известнейший коллекционер живописи в современной России, и Татьяна Панич, Президент международного конкурса “ Искусство. Совершенство. Признание” при поддержке Минкульта РФ – курируют работу музея и совершенствуют его возможности.

                Самый верный путь передачи истинное духовного знания – это живое душевное вовлечение посетителя в связь с экспозицией, приобщение к процессу творчества и получение нового опыта. Каждому посетителю предстоит соприкоснуться с предметами искусства, ощутить сопричастность к процессу создания шедевров и унести с собой целую палитру эмоций. Высшие творческие  достижения привносят смысл в жизнь каждого человека, и музей – это культурный храм, открытый для широкой публики, где на пике эстетического удовольствия каждый пришедший может почувствовать свою причастность к божественному, великому, стать частью истинного, красивого, светлого.