Николай Седнин. Искусство — наивысшая форма личностной самореализации

Интервью с художником, вошедшим в Энциклопедию “Величайшие художники мира XVIII-XXI столетий“, Доктором искусствоведения, профессором, Почетным Президентом Международной академии современных искусств, Председателем Жюри международного конкурса ART. EXCELLENCE. AWARDS. «Искусство. Совершенство. Признание».

Расскажите, как вы вышли на тропу искусства? Было ли это семейным делом? Кого вы считаете своим наставником?

По традициям семьи, для меня с детства готовилась карьера военачальника, поскольку мой дед, герой Великой Отечественной войны, занимал в свое время довольно высокие должности в военно-морских ведомствах. Дед получил военное образование в Ленинграде, а далее прошел всю войну по городам и странам Европы, участвовал в освобождении Одессы и после войны получил назначение в Дунайской флотилии. В нашем доме постоянно собирались многочисленные гости – офицеры высоких рангов, приезжающие из многих городов и стран и этот блеск золотых звезд на погонах черных морских кителей стал незабываемым событием моего детства. То были образованнейшие люди своего времени. Они музицировали, читали наизусть стихи и прозу мировых классиков, рассказывали о музеях и достопримечательностях европейских столиц. Также разносторонне проходило и мое воспитание в семье: в обязательную программу входили регулярные занятия чтением и риторикой, музыкой, иностранными языками, спортивными тренировками и изобразительным искусством. Моя семья искренне считала, что будущий военачальник обязан с детства стать разносторонне развитой личностью, но никто в семье в то время не предполагал, что именно искусство более всего меня увлечет и станет главным делом всей  жизни.

Насколько академическая школа отпечаталась в вашем творчестве? Сложно ли было отойти от шаблонов для формирования собственного стиля?

Академическое образование – основа и фундамент творчества. Чем лучше художник владеет навыками реалистического отображения формы, тем больше у него возможностей для творческого переосмысления классических традиций и создания уникального авторского стиля. Это правило и те авторы, кто с ним не согласен, страдают кратковременностью жизни в искусстве. Если нет фундамента с основой в виде знаний реалистической формы, начинается заимствование не у природы, а у других художников и процесс такого “творчества” превращается в собрание чужих открытий, подсмотренных из разных эпох и стилей. Подобным шарлатанством можно обмануть неискушенного зрителя, но профессионалам видно у кого и что такие авторы заимствуют.  

Когда художник созревает для создания нового стиля или направления в искусстве? Через какие стадии проходит этот процесс?

Важнейшими предпосылками для создания новых направлений в искусстве всегда были два основных обстоятельства: серьезные знания основ всех классических стилей и направлений, при чем, не только теоретические, но часто и практические, и умение создателя направления почувствовать веяния своей эпохи. Но это лишь необходимые предпосылки, а далее следует самое важное – умение художника облечь мысли в формы и воплотить задуманное, создав новую систему образов понятную подготовленному зрителю и профессионалам от искусства. А далее, если новая система окажется жизнеспособной и пройдет проверку узкого круга специалистов, они и станут первыми проводниками авторских идей для широкой публики.  

Создавая новую картину или новый стиль в искусстве, заглядываете ли вы в будущее? Важно ли вам, насколько хорошо это будет продаваться, сколько будет стоить, как встретит это публика и т.д.?

С большой осторожностью отношусь ко всему только что созданному, а жизненный и профессиональный опыт говорит о том, что должно пройти не менее пяти-десяти лет для обстоятельной и всесторонней оценки произведения. Человек искусства должен постоянно жить в будущем иногда возвращаясь в настоящее, чтобы не терять связь с эпохой. Любое серьезное открытие это не последствие сиюминутного эмоционального всплеска, а результат многолетнего труда. Если смолоду твои картины вдруг начали с успехом продаваться то это повод не для радости, а чтобы задуматься, что ты делаешь не так и почему твое искусство настолько легковесно, что, не успев сойти с мольберта, вызывает бурю восторга у публики. Художник может и должен достичь коммерческого успеха и понимания у зрителя, но это должно быть признание подготовленное и основанное на уникальности творческого пути автора. Успех у публики пришедший слишком быстро говорит о том что не было периода адаптации зрителя к новизне творческого стиля, а значит не было и новизны. 

В начале 2020 года вы получили степень доктора искусствоведения. Насколько признание заслуг в профессиональной среде влияет на признание таланта в широких массах?

С давних пор и до сего времени мной проводятся лекции по истории искусств и некоторые из них существуют в виде авторских телепрограмм для канала Культура и других  телеканалов. Но основными темами, интересными мне как искусствоведу, были и остаются иконописные традиции ХII-XVI веков и искусство авангарда начала ХХ века. Моя основная работа написана по мотивам лекции в Государственной Третьяковской галерее в 2012 году – “Тенденции развития русского искусства ХII -начала XX столетий“ и посвящена взаимосвязи этих двух традиций.

Разумеется, признание в профессиональной среде – приоритетно, но это академическая составляющая, важная, в первую очередь, для общения в этой среде, а на успех у зрителя сей факт влияет опосредованно. Широкой публике для внимания к искусству часто важен дополнительный информационный повод в виде эпатажной составляющей автора: шокирующие бытовые подробности жизни, регулярные скандальные происшествия – всё то, что из заоблачных высей искусства низводит художника в бездну медиа-пространства социума. Прекрасно это понимая еще смолоду, я осознанно избегаю излишней медийности, и, возможно, проигрываю в популярности у широкой публики, но точно остаюсь в выигрыше, когда речь идет о воплощении творческих идей и общению в кругу профессионалов. Для меня творческая самореализация связана, в первую очередь, с работой в мастерской и общению в профессиональной среде, а не с пиар-акциями и медийностью, в погоне за несколькими минутами сомнительного успеха.

Историю часто переписывают. С историей искусств дело обстоит также? Насколько важно человеку творчества знать историю искусств и какими источниками руководствоваться?

Правильней будет говорить не о переписывании истории искусств, а о постоянной смене акцентов на выдающиеся имена. Часто за этим процессом стоят вполне обычные коммерческие интересы галеристов и коллекционеров, но бывает и так, что художник по каким-либо причинам вдруг остался незамеченным и “выпал из обоймы истории”, а после неожиданно был найден и поднят как одно из знамен своей эпохи.

Всегда считал и постоянно говорю о том, что для художника глубокие знания истории искусств важны наравне с навыками рисунка и живописи. Из 100 процентов времени затраченного на профессиональное образование 60 процентов должно быть посвящено изучению истории искусств и 40 на изучение формы и цвета. Те авторы, кто поступает иначе, впоследствии, как правило, теряют долгие годы, занимаясь изобретением изобразительных систем, которые были придуманы задолго до их рождения и уже вошли в ту историю, изучение которой они проигнорировали.

Также как в рисунке и живописи, изучение истории необходимо начинать по принципу – от простого к сложному: от обзорных энциклопедий, дающих представление об основных представителях и направлениях своих эпох до детального рассмотрения каждой эпохи и технических особенностей стилей ее представителей. Этот количественный объем знаний спустя годы должен стать качественным и приоритетным в понимании художником своей роли в истории и созданию собственного творческого подхода к форме и содержанию произведений.     

Что для вас значит Международная академия современных искусств? Как в вашей жизни появился этот проект и какую роль вы в нем играете?

Без преувеличения было бы сказать, что Международная академия современных искусств является одним из главных событий в моей биографии, но жизнь продолжается и масштабы профессиональной и общественной деятельности год от года возрастают, поэтому скажу лишь, что на сегодняшний момент времени это главная составляющая моей общественной деятельности. В этом году Академия отмечает десятилетний юбилей и представляет крупную профессиональную организацию с представителями из 30-ти стран мира. Моя роль в должности Почетного Президента объединяющая, но не главная, учитывая сколько выдающихся представителей современного искусства сочло возможным объединить свои силы для работы и развития Академии. Все важнейшие вопросы решаются коллегиально Президиумом и Попечительским Советом.

Академии во все времена стояли над всеми творческими союзами и выбирали из них в свои ряды лучших представителей. Международная академия современных искусств объединяет творческие союзы и работает в сотрудничестве с союзом композиторов, союзом писателей, союзом архитекторов и союзом художников, при этом являясь уникальной профессиональной организацией управляющей своими активами, которые год от года развиваются. 

Как связан Международный конкурс «Искусство. Совершенство. Признание» с Академией? Зачем мастерам, профессионалам своего дела, принимать участие в конкурсе?

Высокая оценка профессионального сообщества является одним из важнейших критериев успеха. Конкурс ART. EXCELLENCE. AWARDS. «Искусство. Совершенство. Признание» в свое время был поддержан Министерством культуры РФ и рядом крупных международных сообществ, а на сегодняшний день вышел уровень крупнейшей организации в Европе, предоставляющей широкие возможности для профессионалов, любителей и даже юниоров, работающих практически во всех видах искусства.  Профессиональные награды, имеющие международный статус предоставляют лауреатам и дипломантам конкурса возможность обоснованно для специалистов галерей и частных заказчиков назначать цены на свои произведения, и как многократно подтвержденный факт, гораздо успешней продавать свои работы на международном арт-рынке. По этой же причине в конкурсе принимают участие и маститые авторы из России и бывших республик Советского Союза, обладающие высшими государственными званиями и наградами в области искусства. Для западных галеристов и покупателей статус лауреата крупного международного конкурса, а тем более с представителями близких ему или даже своих стран говорит о признании художника не только у себя на Родине и не вызывает сомнений при выборе его работ в собственную коллекцию.

Кроме того, результаты конкурса  ART. EXCELLENCE. AWARDS  являются основополагающими для  решений о включении лауреатов и дипломантов в состав Международной академии современных искусств и вручении наград и званий Академии.  

Ваш музей — это и персональная выставка, и мастерская, и концертная площадка. Наверное, большинство художников могут только мечтать о таком проекте. Как вы работаете в этом арт-пространстве?

Идея Дома-Музея возникла благодаря коллекционерам, друзьям и поклонникам моего творчества  и они же сделали очень много для развития этого проекта и создания из него культурного центра, который на сегодняшний день входит в Ассоциацию Музеев России. Но для меня важен не сам факт его создания, а то, что постепенно Музей стал местом творческих встреч достойнейших людей нашего времени, которые прибывают не только из Москвы и других городов России, но часто из далеких городов и стран. Отрадно то, что посетители с нетерпением ждут плановых мероприятий и новых концертных программ, а известные артисты включают выступления в Музее в свои плотные концертные графики и с большим удовольствием выступают перед публикой. Но за это необходимо благодарить администрацию и единомышленников, а я чаще тружусь в кабинете или у мольберта, иногда подрабатывая живым экспонатом для посетителей.


Музей — это коммерчески успешный проект? Как действовать художнику, чтобы его работы покупались?

Музейное дело, область более затратная, чем коммерческая, близкая общественной деятельности и оценивать ее эффективность необходимо не прямым коммерческим эффектом, а опосредованным. Разумеется, нет секрета в том, что с момента основания Дома-Музея возросли цены и уровень продаж моих произведений, размещенных в галереях по всему миру. Во многом благодаря этому обстоятельству появилась возможность не заниматься постоянными поисками инвесторов, а вместе с другими единомышленниками в максимальном объеме помогать развитию конкурса искусств, Председателем Жюри которого я являюсь и творческих проектов Академии. То есть, фактически, помогать талантливым художникам  всего мира в продвижении их творчества.

Уровень конкуренции на международном арт-рынке очень высок и нет единого рецепта успеха для всех авторов, но мой принцип таков – если смог достичь успеха, значит поделись опытом и помоги другому. Когда люди искусства обращаются ко мне за помощью, всегда попрошу показать образцы работ и на основании выводов предложу возможные варианты поддержки в дальнейшем творческом развитии.

Как влиться в современные течения в искусстве? Что важно для успешного автора?

Важно не вливаться своим творчеством в общее рыночное вариво от искусства, а вылиться из него и тонким ручейком настойчиво и упорно пробивать сквозь камни и преграды свое русло. Этот совет потребует огромного количества сил и нервов от автора, но тех, кто выстоит и не сломается впереди будет ждать большой успех.

Куда катится искусство? Что ждать зрителю в будущем?

Мне часто приходится слышать от  представителей творческих профессий фразу о том, что искусство умерло или, в лучшем случае, докатилось до низкопробной продукции, далекой от великих традиций прошлого. Обычно, это очень выгодная позиция, оправдывающая собственную лень и творческую немощь, иногда людей даже весьма талантливых, которым приятно считать себя последними  из достойных и уходя хлопнувших дверью. Но немощные уйдут, а  их место займут новые великие продолжатели традиций с горящими глазами и полные свежих идей, а зрители этой эпохи, как и во все века, будут с замиранием сердец вбирать в себя энергию новых творений своих современников.  Искусство это наивысшая форма личностной самореализации, которая от века к веку развивается творцами-подвижниками, а чуткому зрителю отведена роль сотворца, без которого творить и жить художнику не имело бы смысла. 

Москва, 29 мая, 2020

Автор интервью: Ольга Веретина

Член-корреспондент Международной академии современных искусств

Сайт Международной академии современных искусств: www.academarts.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.