Шумаев В.А.: Свободные экономические зоны за рубежом

Шумаев Виталий Андреевич, имеет высшее техническое (МЭИ) и экономическое образование, доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, советник РФ 1 класса.Свыше 10 лет трудился на производстве, более 10 лет – в научно-исследовательских институтах, более 20 лет работал в Госплане СССР,министерствах РФ, более 10 лет – в университетах. Автор около 400 научных работ в области логистики, менеджмента, маркетинга, экономики промышленности, сферы услуг, информатизации, инфраструктуры рынков, в том числе 22 монографии и 7 учебных пособий, например, «Логистика в теории и практике современной экономики», «Теория и практика ресурсосбережения»,«Информационно-логистическаяинфраструктурарынков товаров и услуг. Государственное регулирование, методы,технологии и инструменты», и др., учебных пособий «Государственное регулирование национальной экономики», «Основы логистики», «Маркетинг в сервисе» и др.

В материале преложены следующие заголовки:

  1. Свободные экономические зоны и их разновидности
  2. Функционирование особых экономических зон в Китае
  3. СЭЗ в Азиатских странах
  4. Опыт Германии по организации логистических объектов и сетей на базе портовых свободных экономических зон
  5. СЭЗ в Турции
  6. Создание СЭЗ в США
  7. Создание и функционирование СЭЗ в странах СНГ

Свободные экономические зоны и их разновидности

С момента подписания в 1973 году Киотской Конвенции, определившей свободную зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где любые товары считаются находящимися за пределами национальной территории. Мировая зональная практика прошла заметную эволюцию. “Семейство” свободных зон пополнилось солидной группой представителей, не имеющих ни статуса таможенной экстерриториальности, ни внешнеэкономической специализации. Понятие “свободная зона” объединяет сегодня широкий спектр институциональных явлений, общая черта которых — преференции. Используются они государством, как правило, в контексте селективной либерализации инвестиционного климата — поощряются определенные направления хозяйственной деятельности. В центре мирового “семейства” СЭЗ — зоны промышленной обработки. Кроме того, в зависимости от способа организации зоны могут рассматриватьсялибо как обособленная территория, где все фирмы — резиденты пользуются льготным хозяйственным режимом, либо как льготный режим, применяемый для стимулирования определенного вида деятельности независимо от местоположения фирм. Наибольшее же распространение в мировой практике получили производственные зоны, организованные в видепарковых структур, где различия обоих подходов во многом нивелируются (например, промпарки Тайваня, Сингапура, Южной Кореи, Мексики).

Мировая практика предлагает два варианта создания ЭЗ: “сверху”, по инициативе центральных властей и в рамках госпрограммы (как, например, в Южной Корее), или “снизу”, в порядке рыночной самоорганизации. Более динамично развивается второй вариант, в том числе при смешанном частно — государственном финансировании.

Не менее важно учитывать, что статус таможенной экстерриториальности предоставляется обычно определенным видам точечных (на уровне отдельного предприятия) или локальных зон (свободные площадки до нескольких квадратных километров) — чаще всего торгово- транспортным узлам на пересечениях действующих или перспективных наземных и водных грузовых магистралей, реже — более крупным районам пустынного или островного характера с изначальным отсутствием промышленных производств. Создание же крупномасштабного таможенного анклава в густонаселенном и индустриально освоенном регионе всегда порождает трудноразрешимые проблемы и для самого региона, и для правительства страны.

В странах со зрелой рыночной экономикой свободные зоны служат инструментом преимущественнорегиональной политики (подъем депрессионных территорий, выравнивание межрегиональных различий). В новых индустриальных странах Азии зональная политика является элементом промышленной политики и направлена на создание отраслевых анклавов экономического роста (преимущественно экспортных и научно — технических). В развивающихся странах Латинской Америки практика зонирования охватывает и внешнеэкономические, и региональные приоритеты. В Израиле, Турции, Казахстане, Китае и др. курс на организацию свободных зон стал составной частью национальной стратегии развития — и такойглобальный подход признается сегодня наиболее обещающим.

Экспортно — производственные зоны (ЭПЗ) можно отнести к специальным экономическим зонам 2-го поколения. В отличие от зон свободной торговли (ЗСТ), которые, прежде всего, стимулируют развитие импорта товаров и внутренней торговли, ЭПЗ предназначены для расширения экспортного потенциала, развития внешней торговли и, соответственно, увеличения валютных доходов от вывоза товаров. ЭПЗ создавались путем перепрофилирования, эволюции и трансформации ЗСТ, когда на отведенную под них территорию стали ввозить не только товар, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью. Это относится в большей степени к промышленно развитым странам. ЭПЗ также создавались путем целенаправленного образования специальных ЭЗ, ориентированных на расширение производства товаров для экспорта. Такая форма организации больше характерна для новых индустриальных стран и развивающихся государств. К разновидности ЭПЗ можно отнести зоны свободного предпринимательства и промышленные зоны (ЗСП/ПЗ). Однако если ЭПЗ носят анклавный характер и ориентированы преимущественно на внешний рынок, то ЗСП/ПЗ призваны стимулировать развитие внутренних районов или отдельных отраслей экономики. Наибольшее распространение такие зоны получили в промышленно развитых и новых индустриальных странах. В США первая предпринимательская зона была образована в ноябре 1983 г. Уже в 1985 г. их число составило 1,2 тыс., а к 1995 г. возросло до 1,4 тыс., они действуют в 700 городах. Чаще всего такие зоны организуются в городах, где доходы значительной части населения ниже официального порога бедности и где наиболее высок уровень безработицы. В частности, в штате Коннектикут статус предпринимательской зоны дается городам, где минимум 25% населения получают пособия по социальной помощи, а уровень безработицы в 2 раза выше среднего для этого штата уровня. В связи с конверсией оборонных отраслей в США широкую практику получила реконструкция военных баз в особые экономические зоны с технопарками.

Получение статуса ПЗ (как и СЭЗ) сопровождается получением ряда льгот, среди которых можно выделить: упрощенную процедуру создания предприятий, снижение налогов на продажи и прибыль, компенсацию предпринимателям расходов на обучение персонала, уменьшение выплат в фонд социального страхования, льготные кредиты. Особые льготы предусмотрены для компаний, относящихся к разряду малого и среднего бизнеса. Кроме того, за счет местных властей в предпринимательских зонах создается промышленная инфраструктура, обеспечивается охрана.

Продолжение материала можно прочитать по ссылке.