Кто поведет нас на штурм знаний? Дискуссия по поводу заявления министра образования

Кто поведет нас на штурм знаний? Дискуссия по поводу заявления министра образования

По материалам прессы

«Министр просвещения РФ, доктор исторических наук, профессор Ольга Васильева: «Я считаю, я глубоко убеждена, что историю можно преподавать человеку, который не является профессиональным историком… Потому что учитель — в первую очередь популяризатор. Если человек любит, прекрасно знает, чудесно ее рассказывает и живет тем, о чем он говорит, он может завлечь и заворожить любого»…

Если реализовать предложение министра Васильевой, то логично будет пойти дальше и позволить преподавать предметы в школах и вузах не только не специалистам, но и лицам, не окончившим вуз. В рамках сокращения расходов государства на образование стоит нагрузить учительскими ставками уборщиц, охранников, сторожей и разнорабочих, которые успешно могли бы ознакомить детей с основами химии, физики, математики, биологии и других предметов. Русский язык и литературу можно поручить преподавать мигрантам — заодно они и сами их подучат».

Комментарий «Литературного коллайдера»:

Наше издание не слишком жалует существующую власть, но это один из немногих вопросов, когда мы поддерживаем министра. Известно, что преподавание у нас слишком сильно «привязано к корочке». Если ты по образованию историк, то только лишь тогда можешь выходить в аудиторию к школьникам или студентам. А с 2019 года еще будьте любезны получить дополнительное образование по педагогике. В итоге люди, имеющие педагогический стаж не один десяток лет, оказываются не удел.

Раньше ничего подобного не было. Например, я, как автор множества романов, член Союза писателей РФ, спокойно преподавал литературу в различных университетах. Даже на Первом образовательном канале читал курс «Технологии творческого процесса». Но наступил момент, когда вдруг чиновники «вспомнили», что по диплому я экономист, что диссертация также защищена на экономическую тему. Поэтому я обязан преподавать студентам именно экономику. На все горячие возражения: «А как же, мол, Чехов? Его бы тоже не допустили до чтения лекций?», мне откровенно ответили: «Да, не допустили бы!»

Кто на самом деле должен преподавать литературу в школе, тем более, в вузе? Человек, не написавший ни одного произведения, умеющий только анализировать других авторов или настоящий писатель? Ответ напрашивается сам собой. Так не пора ли позабыть про бумажки и посмотреть на преподавателя как на специалиста?
Помню, читал про великого тренера Анатолия Тарасова. У него была семилетка. Но… была конкретная практика – 10 блестящих побед подряд нашей хоккейной сборной. Была теория: несколько книг о тактике и проблемах мирового хоккея. И только благодаря вмешательству советского руководства ему разрешили (в виде исключения) защитить кандидатскую диссертацию. Для Тарасова сделали исключение! А что с талантами в других отраслях?.. Им не положено! Или тратте уйму времени и средств на защиту, то есть на техническое подтверждение своего реального вклада в вашу сферу знаний.

В связи с этим и при вручении степеней, званий и т.д. целесообразно было бы учитывать реальный вклад человека в науку и практику. Например, защищает соискатель диссертацию по экономике, к нему два вопроса: 1. Какой вклад вы внесли в экономическую теорию; 2. Какой эффект для народного хозяйства дадут ваши исследования? Тогда 90 процентов наших «научных опусов» просто лягут на полку. И правильно!

Но это все мечты. У нас ведь как: поговорили и забыли.
Зато выпущен пар. В обществе дискуссия.