По материалам прессы
«Министр просвещения РФ, доктор исторических наук, профессор Ольга Васильева: «Я считаю, я глубоко убеждена, что историю можно преподавать человеку, который не является профессиональным историком… Потому что учитель — в первую очередь популяризатор. Если человек любит, прекрасно знает, чудесно ее рассказывает и живет тем, о чем он говорит, он может завлечь и заворожить любого»…
Если реализовать предложение министра Васильевой, то логично будет пойти дальше и позволить преподавать предметы в школах и вузах не только не специалистам, но и лицам, не окончившим вуз. В рамках сокращения расходов государства на образование стоит нагрузить учительскими ставками уборщиц, охранников, сторожей и разнорабочих, которые успешно могли бы ознакомить детей с основами химии, физики, математики, биологии и других предметов. Русский язык и литературу можно поручить преподавать мигрантам — заодно они и сами их подучат».
Комментарий «Литературного коллайдера»:
Наше издание не слишком жалует существующую власть, но это один из немногих вопросов, когда мы поддерживаем министра. Известно, что преподавание у нас слишком сильно «привязано к корочке». Если ты по образованию историк, то только лишь тогда можешь выходить в аудиторию к школьникам или студентам. А с 2019 года еще будьте любезны получить дополнительное образование по педагогике. В итоге люди, имеющие педагогический стаж не один десяток лет, оказываются не удел.
Раньше ничего подобного не было. Например, я, как автор множества романов, член Союза писателей РФ, спокойно преподавал литературу в различных университетах. Даже на Первом образовательном канале читал курс «Технологии творческого процесса». Но наступил момент, когда вдруг чиновники «вспомнили», что по диплому я экономист, что диссертация также защищена на экономическую тему. Поэтому я обязан преподавать студентам именно экономику. На все горячие возражения: «А как же, мол, Чехов? Его бы тоже не допустили до чтения лекций?», мне откровенно ответили: «Да, не допустили бы!»
Кто на самом деле должен преподавать литературу в школе, тем более, в вузе? Человек, не написавший ни одного произведения, умеющий только анализировать других авторов или настоящий писатель? Ответ напрашивается сам собой. Так не пора ли позабыть про бумажки и посмотреть на преподавателя как на специалиста?
Помню, читал про великого тренера Анатолия Тарасова. У него была семилетка. Но… была конкретная практика – 10 блестящих побед подряд нашей хоккейной сборной. Была теория: несколько книг о тактике и проблемах мирового хоккея. И только благодаря вмешательству советского руководства ему разрешили (в виде исключения) защитить кандидатскую диссертацию. Для Тарасова сделали исключение! А что с талантами в других отраслях?.. Им не положено! Или тратте уйму времени и средств на защиту, то есть на техническое подтверждение своего реального вклада в вашу сферу знаний.
В связи с этим и при вручении степеней, званий и т.д. целесообразно было бы учитывать реальный вклад человека в науку и практику. Например, защищает соискатель диссертацию по экономике, к нему два вопроса: 1. Какой вклад вы внесли в экономическую теорию; 2. Какой эффект для народного хозяйства дадут ваши исследования? Тогда 90 процентов наших «научных опусов» просто лягут на полку. И правильно!
Но это все мечты. У нас ведь как: поговорили и забыли.
Зато выпущен пар. В обществе дискуссия.