ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕЛЬСКИХ И ГОРОДСКИХ МАЛЫХ РЕК ЗА РУБЕЖОМ

Использование водных ресурсов для транспортировки грузов и пассажиров является наиболее экономичным. Наша страна имеет множество рек, водоемов, озер, морей, однако интенсивность их использования желает лучшего. В качестве примера рассмотрим зарубежный опыт использования сельских и городских рек для хозяйственных нужд.

За рубежом работают даже малые реки, где казалось бы не пройдет и обычная весельная лодка. Однако они являются транспортными путями, используемыми людьми (юридическими и физическими лицами) для решения различных хозяйственных нужд (фото 1-3).

    Фото 1. Движение по малой реке в оба направления
      Фото 2. Использование канала.
        Фото 3. Использование канавы: путь на покос.

        За рубежом массовая автомобилизация отнюдь не вытеснила (как в это произошло в России) тысячелетнее единение человека с водой. Рынок маломерных судов и речных/озёрных плавсооружений различного назначения расширяется с каждым годом и весьма успешен (что подтверждается множеством международных выставок, ярмарок, конференций, а также динамикой спроса-предложения) (фото 4).

          Фото 4. Разнообразие мотолодок и малых катеров за рубежом

          Значительно широко  за рубежом используются малые реки для прогулок и туристических целей (фото 5-8).

            Фото 5. Прогулочное судно для узких каналов
              Фото 6. Экскурсионные катера: прохождение шлюзов

              (система Рейн-Майн-Дунай).

                Фото 7. Водная прогулка по загородному парку
                  Фото 8. Молодёжный отдых: путешествие по реке

                  Отличительной чертой использования средних и малых рек и каналов за рубежом является (в связи с высокой стоимостью аренды земли) размещение плавучих домов, гостиниц и дач (houseboat = хаусбот) (фото 9-14).

                    Фото 9. Плавгостиницы в Австралии
                      Фото 10. Типовая панорама плавучего жилья в западноевропейских городах.
                        Фото11. Городские плавдома в Амстердаме.
                          Фото11. Городские плавдома в Амстердаме.
                            Фото 12. Городской плавдом в США (на крыше – сад-лужайка).
                              Фото 13. Плавучий коттедж.
                                Фото 14. Плавжильё на малой сельской реке.

                                Эксплуатация даже самой маленькой лодки, байдарки, катера, не говоря уже о плавдаче длиной 10 метров, не возможнабез некоторой инфраструктуры: навес, эллинг, бокс для зимнего хранения лодки, мотора, катера, спуско-подъёмное сооружение, причальные места по маршруту, пункты топливозаправки и приобретения продуктов, пункты ремонта и т.д. и т.п. Для надёжной и бесперебойной работы флота на любой акватории (в т.ч. на малой) за рубежом функционирует и поддерживается необходимая инфраструктура (в частности, возможно двойного назначения) (рис. 15-18).

                                  Фото 15. Набережная. Причальные места и байдарочный (каячный) пункт за городом.
                                    Фото 16. Общественный причал (с кран-балкой).
                                      Фото 17. Причал-слип для малых катеров.
                                        Фото18. Причал с помостом для купания.

                                        Любой водоём – национальное достояние и «всенародное дело».

                                        Во всех странах, имеющих реки, каналы и озёра, эти водные объекты (так же, как воздух, земля, растительность) являются объектами всеобщего внимания и заботы. Каждое деревце, каждая речка (и большая, и малая), каждое озеро или пруд – предмет заботы; берег реки —  самое красивое и популярное место в городе-городке-посёлке. 

                                        В США, например, абсолютно все внутренние акватории (от истоков до устьев крупных и малых рек, озёра, водоёмы, резервуары и т.д.) и их инфраструктура (от гидроэнергетики и экологии до баз отдыха) содержатся как стратегическое национальное достояние и контролируются Корпусом армейских инженеров (USACE).      

                                        Забота о водоёмах в цивилизованных странах признана делом и долгом всех и каждого. Ежегодно с 1995 г. (в СНГ – с 2003 г.) под эгидой Профессиональных Ассоциации Дайвинг-Инструкторов (Professional Association of Diving Instructors =  PADI (ПАДИ) проводится Международный день — субботник очистки водоёмов (International Cleanup Day). За границей мероприятие проводится в начале осени, а в России (из-за более суровых климатических условий) — в первые субботу и воскресенье июня. В этот день клубы подводного плавания организуют выезд на местные водоёмы, где и производится чистка прибрежной полосы и дна силами аквалангистов, а также групп «береговой поддержки». Участие в Дне очистки водоёмов является добровольным. Во время проведения мероприятия обычно проводятся соревнования между командами по различным категориям. Вывоз мусора организуется местной администрацией [19]. В США эти работы организует Корпус армейских инженеров (USACE) совместно с Гринписом (Green Peace = «зелёный мир»).

                                        В качестве примеров на фото 19(а,б,в,г,д) показаны работы по очистке малых рек и водоемов.

                                          Фото 19. а)
                                            Фото 19. б)
                                              Фото 19. в)
                                                Фото 19. г)
                                                  Фото 19. д)

                                                  Фото 19(а,б,в,г,д). Очистка речек и водоемов добровольцами.

                                                  Разборка завалов осуществляется как вручную, так и с помощью специализированных судов (где имеется возможность) (фото 20, 21).

                                                    Фото 20. Разборка завалов вручную.
                                                      Фото 21. Судно для расчистки русла реки.

                                                      Таким образом, за рубежом малые реки, водоемы, каналы используются в качестве водных путей для транспортировки грузов и пассажиров, в качестве туристических маршрутов, а также для размещения жилых помещений на плавающих средствах, средств отдыха и малого бизнеса. Эксплуатация водных ресурсов контролируется, периодически очищается.

                                                      Шумаев В.А. , Миронов В.Н.