ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ РЕК В РОССИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ РЕК В РОССИИ

Россия – уникальная страна по наличию рек и других водных ресурсов. Если протяжённость только судоходных участков рек и озёр (с гарантированной глубиной фарватера 4 метра и обставленных навигационными знаками) составляет 105 тысяч километров, то суммарная длина малых рек, речек и речушек (в любом случае неизменно нужных человеку) – не менее нескольких миллионов километров. Отметим для сравнения: общая протяжённость российской сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и местного значения оценивается Росавтодором в 1,1 млн. км (в том числе протяжённость местных дорог — 0,5 млн. км); протяжённость железных дорог (включая узкоколейные) – порядка 90 тыс. км.

Жизненная и хозяйственная необходимость любого водного объекта доказана тысячелетиями существования человечества (это – пресная вода, баня, стирка, мойка, полив, свежий воздух, растительность, охота, рыбалка, заготовка грибов, ягод, орехов, лекарственных трав, самый здоровый отдых, водные пути сообщения. Ведь не зря жев США абсолютно все внутренние акватории (от истоков до устьев крупных и малых рек, озёра, водоёмы, резервуары и т.д.) и их инфраструктура (от гидроэнергетики и экологии до баз отдыха) содержатся как стратегическое национальное достояние и контролируются Корпусом армейских инженеров (USACE).      

В последние 30-20 лет в России в связи с массовой автомобилизацией населения даже имевшийся до 1990-х годов примитивный маломерный флот сократился многократно, в отличие от других стран, где данная ниша расцветает и развивается. Но всё равно тысячелетняя тяга к реке/озеру, к уединению от городской суматохи, шума и загазованности, к спокойному философски-настраивающему движению по живописной панораме – у людей в крови. Собирается тёплая компания на пикник-шашлык, выезжает на машинах к реке или к озеру. Однако проедут только туда, где можно проехать: обычно это пологий берег с пляжем и/или местом для рыбалки. На надувной лодке пройдут 1 км туда, 1 км сюда, порыбачат, постреляют, закусят… и всё! Вся прелесть 10-100-… — километровой речки/реки с лесами, лугами, холмами, грибами, ягодами, рыбой, выглянувшим из-за кустов кабаном или появившейся из-за поворота церквушкой – в большинстве мест недоступна.

Однако следует отметить интерес европейцев к России. Их чрезвычайно интересует «славянский код», «глубинный вековой дух» России (в том числе даже эзотерически в духе предсказаний Нострадамуса, Кейси, Ванги и многих других прорицателей), и это косвенно подтверждается бесконечными группами инотуристов (автобусными и водными). В особенный восторг их приводят водные туры, даже при далеко неевропейском уровне комфорта на наших круизных судах. Однако эта «глубина проникновения в неведомое» ограничивается берегами только крупнейших и крупных рек и водоёмов, в то время как вся особенность русского своеобразия таится как раз в поселениях, строениях и артефактах, расположенных на малых речках и по большей части недоступных для пассажирских судов, легковых автомашин и тем более для автобусов, поездов и самолётов. А практически все водные туркомпании работают только на судоходных реках.      

В то же время с точки зрения познавательного туризма малые реки чрезвычайно перспективны. Например, можно пройти водой от Мурома (р. Ока и знаменитые леса с Соловьём-Разбойником) по р.Тёша до удивительного своими церквями и гусями (и не только) Арзамаса, по р. Керженец зайти в староверскую глухомань, по р. Пахре – от Москвы до Подольска с его великолепным храмом (фото 1, 2, 3). И подобных маршрутов по России можно организовать сотни  (но – крупные суда там не ходят). И это характерно практически для любой области/края/республики России. Везде есть исторические и природные достопримечательности и артефакты для туристов, историков, археологов и других учёных. 

    Фото 1. Вид на Арзамас с р. Тёша (приток Оки).
      Фото 2. Коломна, р. Москва
        Фото 3. Московская область, река Пахра (Подольск – Дубровицы, объект ЮНЕСКО)

        Если крупные и средние реки (типа Волги, Камы, Оки, Лены, Енисея…) являются госсобственностью, сохраняются в эксплуатационном состоянии и в определенной степени обеспечены флотом и инфраструктурой (фарватер, причалы, зимний отстой, гостиницы, торговая сеть и пр.), то малые и мелкие реки и речки как бы находятся в ведении местных властей, но фактически бесхозны – загаживаются, зарастают, мелеют и исчезают из-за вырубки лесов, запущенности, и в том числе из-за не использования для движения по ним (фото 4, 5).

          Фото 4. Милая когда-то речушка… Теперь её нет.
            Фото 5. Река Серёжа в Арзамасском районе Нижегородской области (фото В.Н. Миронова)

            И такие завалы (упавшие деревья и наносной мусор) – на каждой малой российской речке – через каждые 0,5-1 км и чаще! На мягкой лодке идти опасно, пропорешь обшивку! Сотовый телефон на этом участке не работает: вызвать на помощь не получается.

            За рубежом даже малые реки, каналы используются для перевозки грузов и людей, в качестве туристических маршрутов, средств отдыха, а также в качестве жилья на плавающих средствах. Водные ресурсы контролируется, периодически малые речки очищаются добровольцами от завалов и загрязнений (фото 6).

              Фото 6. Использование малой сельской реки (Англия).

              Единственным способом обеспечения оживления «русской глубинки» на реках/речках и её (их) возрождения и экологизации и даже для «нового обживания» является создание соответствующего флота с малой осадкой и с приемлемым уровнем комфорта, а также соответствующей инфраструктуры на малых реках/озёрах как для хозяйственных целей, так и для отдыха и туризма, в т.ч. международного (табл. 1). В нашей великой речной стране эта отрасль должна быть лучшей в мире!

              Таблица 1

              Суда, плавсредства и инфраструктура для эксплуатации на малых реках и водоёмах

              Флот хозяйственного, служебного и специального назначения Флот для охотничьих, рыболовецких, промысловых, заготовительных и т.п. хозяйств Флот для отдыха на воде, путешествий и экскурсий  Вспомогательный флот, технические средства и инфраструктура
                Мелкосидящие баржи / лихтеры для снабжения трудно-доступных районовМелкосидящие паромыКатера МЧС Катера-болотоходы Служебно-разъездные,  дозорно-вахтовые, охранные и т.п. катера, бранд-вахты, плав-офисы Катера-лаборатории (гидрографические, промерные, для геологов, гидрологов, биологов, археологов, антропологов, палеонтологов, экологи-ческого контроля и т.п.)   Дебаркадеры / брандвахты различного назначения Плавбазы снабжения, обслужи-вания и ремонта ТЭС, плавдач и др. Плав-офисы, плавбазы-склады Плавбазы спецназначенияПлавучие вер-толётные площадкиАссенизацион-ные шаланды     Катера (по типовым ТЗ) Лоцманско-егерские катера Мелкосидящие брандвахты / дебаркадеры для охотников, рыбаков, промысловиков, заготовителей и т.п. категорий (повышенный комфорт, отопление, освещение, камбузное и перерабатывающее / утилизационное оборудование и др.) Плавцеха / фабрики для переработки продукции и утилизации отходов Понтоны с навесом (палаткой / тентом / укрытием) Суда для кошения водорослей и добычи сапропеля   Туристско-экскурсионные суда для малых рек Плавучие базы отдыха, турбазы, пансионаты Плавдачи для семейного / группового отдыха (цельные или разборные, в т.ч. прицепные)Плавгости-ницы / отелиКатера-такси и катамараны-паромыПлавстоло-вые / кафе и т.п.Плавмагази-ны, ярмарки и т.п.Аттракци-онные лодкиСовремен-ные лодочные станции   Стационар-ные двигатели,  подвесные моторы и винторулевые колонки Мелкосидя-щие суда и плавсредства для очистки русел Береговые очистные сооруженияСтационар-ные и наплавные мосты, причалы и т.п.Береговые базы зимнего отстоя и ремонта малого флотаСлипы, понтоны, эллинги, мини-плавдоки и т.п. для втаскивания судов на берег Лодочные станции Прицепы для перевозки плавсредств по сушеТопливозап-равщикиПункты аренды оборудования и принадлежностейМалые гидро- и ветро-электростанции

              На берегах малых рек расположено множество, как постоянных поселений, так и рекреационных объектов – санаториев, домов отдыха, пансионатов, турбаз, баз отдыха, просто туристских привалов и т.п. (сейчас их стало намного меньше) и их обитатели-посетители крайне нуждаются в маломерных лодках, байдарках, каяках и т.п. (кто для рыбалки и охоты, кто для хозяйственных нужд, кто просто для отдыха на воде). «Культурным» отдыхающим кое-где ещё предоставляются казённые лодки (типа фофанов, Пелл или ШПШ, кое-где более современные) или байдарки (разборные из прорезиненной ткани или надувные). Местное население довольствуется самодельными лодками (иногда сделанными очень мастерски), дощаниками или даже долблёнками. Распространены лодки типа челнока с одиночным или с байдарочным веслом. Район их использования – чисто локальный (между завалами из упавших деревьев).  Таких самодельных лодок из цельного осинового бревна – много (брёвна по бортам – для устойчивости) (фото 7 ).

                Фото 7. Использование самодельной долблённой лодки на реке Серёжа
                (Арзамасский район Нижегородской области) (фото В.Н. Миронова).

                Необходимы суда и плавсредства, обладающие приемлемым уровнем комфорта и соответствующим запасом топлива и провизии на недельный, месячный, летний и даже может быть на круглогодичный (для вахтовиков) цикл эксплуатации, имеющие малую осадку и способные причаливать к необорудованному берегу (или дополнительно обеспечиваемые мобильными слипами, понтонами (надувными или стационарными) или мини-плавдоками для вытаскивания на берег, в т.ч. для зимней стоянки на берегу), дебаркадерами, плавучими причалами и т.п.

                Типы требующихся маломерных судов для малых рек по назначению (классификация предварительно-условная):

                1. моторные яхты для корпоративного / коллективного отдыха и путешествий;
                2. не- и самоходные плавдачи для семейного или группового проживания в течение отпуска/сезона;
                3. небольшие стоечные гостиницы;
                4. самоходные плавсредства специального назначения со спальными местами (для геологов, археологов, палеонтологов, антропологов, гидрологов, биологов, плавлаборатории, плавмагазины, вахтовые плавдома и брандвахты для лесников, пожарных и дозорных служб и т.д.);
                5. самоходные плавсредства со спальными местами (с большим запасом топлива и провизии и с длительным обогревом) для рыбо- и зверопромысловых, заготовительных, лесоустроительных, лесохимических и т.п. хозяйств (особенно это актуально для сотен сибирских малых рек);
                6. речные очистные мусоросборщики;
                7. паромы;    
                8. небольшие грузовые суда (танкеры и сухогрузы) для снабжения населённых пунктов Сибири и Дальнего Востока сплавом от Транссиба (для разгрузки «северного завоза» по Севморпути, которое крайне капиталоёмко и нередко даёт сбои).

                Пополнение собственно флота для малых и сверхмалых акваторий не представляет больших проблем: отечественные судостроители в состоянии проектировать и изготавливать самые разнообразные современные плавсредства (как хозяйственного, так и рекреационного назначения – например, очень популярны катера и плавдачи по проектам нижегородской фирмы Си Тех, работающей со многими зарубежными компаниями [6].

                Следует отметить, что некоторые российские граждане покупают зарубежные катера и лодки и подвесные моторы (которые на порядок дороже, но не всегда соответствуют российским природным условиям).

                На фото 8, 9 показаны образцы плавсредств, выпускаемых в Нижнем Новгороде, которые приспособлены к российским условиям эксплуатации.

                  Фото 8. Яхта-плавдача «Отрада» (фирма «Си Тех» – Нижний Новгород). Длина 23,8 м; осадка 0,8 м («колёса» – стилизованные окна).
                    Фото 9. Колёсный теплоход «Сура»

                    (конструктор Е.Фальмонов — Нижний Новгород). Длина 35,5 м; осадка 0,6 м (гребные колёса —  в корме). Причаливание «носом в берег», самостоятельное снятие с мели.

                    Эксплуатация даже самой маленькой лодки, байдарки, катера, невозможнабез соответствующей инфраструктуры (навес/эллинг/бокс для зимнего хранения лодки, катера, мотора и др.), спуско-подъёмное сооружение, причальные места по маршруту, пункты топливозаправки и приобретения продуктов, пункты ремонта и т.д. и т.п. В масштабах микро-бассейна требуются в том числе объекты общего пользования:

                    1. специальные суда и оборудование для расчистки русел рек;
                    2. причалы, стационарные и наплавные мосты;
                    3. береговые базы зимнего отстоя, техобслуживания и ремонта;
                    4. слипы, понтоны, эллинги, мини-плавдоки и т.п. для втаскивания судов на берег;
                    5. прицепы для перевозки плавсредств по суше;
                    6. пункты топливозаправки;
                    7. станции водоснабжения и водоотведения;
                    8. магазины и пункты аренды оборудования и снаряжения,
                    9. и т.д.

                    Кроме того, необходимо предусмотреть создание в городах в местах впадения малой речки в судоходную реку (типа Мурома на Оке – притоке Волги) соответствующих операторов, организующих аренду и/или сопровождение и/или экипирование-снабжение клиентских плавсредств с согласованием с Речным Регистром / ГИМС и другими инстанциями (энергетики, СЭС, пожарники, спасатели и др.).     

                    Главная проблема – в запущенном состоянии малых рек, речушек (не входящих в официальный реестр «внутренние водные пути Российской Федерации»), а также небольших озёр. Эти акватории в подавляющем большинстве перегорожены завалами (упавшими деревьями, разрушившимися старыми мостами и т.п.), замусорены топляками и самыми разными отходами (в т.ч. стальной арматурой, стеклом и пр.) и поэтому во многих местах просто опасны для жизни (из-за недоступности с берега спасатели могут прибыть только вертолётом). Местные власти в состоянии обеспечить расчистку русел рек лишь в «точечном порядке», но никак не в масштабе, скажем, целого района или даже границ поселкового совета. Поэтому для решения этой проблемы потребуются нестандартные (локально-специфические) решения, связанные с поддержкой на федеральном уровне.

                    Принципиальная организационная проблема состоит в том, что сохранение и использование малых акваторий – в интересах как бы всех (и населения, и бизнес-структур, и государственных структур), и в то же время не усматривается единого федерального органа, способного комплексно организовать решение целого ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных задач рассмотренной народнохозяйственной сферы. Поэтому представляется необходимым начать с инициации заинтересованности местных властей и бизнесов субъектов Федерации и потенциально готовых к диалогу соответствующих иностранных компаний для формирования совместных инвестиционных программ.

                    Однако следует иметь в виду, что интерес зарубежных деловых кругов к российским рекам, активно демонстрировавшийся в 1995-2005 гг. в связи с присоединением России (в 2002 г.) к Европейскому Соглашению о важнейших внутренних водных путях международного значения (СМВП, от 19 января 1996 г., с исправлениями 2000 г.), вскоре резко упал в связи с пассивностью федеральных властей в России в отношении инфраструктурной и институциональной интеграции своей сети внутренних водных путей в международную унифицированную систему грузообращения. Евросоюз переместил акцент в качестве «ключевого европейского интермодального транспортного коридора» с Волги (плюс системы Волго-Дон, Волго-Балт и Волга – Белое море) на систему Рейн- Майн- Дунай, несмотря даже на малые глубины судового хода и малую высоту мостов. Поэтому у европейской части России международное судоходство с использованием морского флота и флота «река- море» будет ограничено только Каспием и Северо- Западом. Известно, что важнейшие международные торговые коммуникации прокладываются в обход России.Это равносильно вытеснению экономики России из международной системы разделения труда, производственно- торговой кооперации и инвестиционного процесса. Такого же отношения, по-видимому, следует ожидать от зарубежных стран и по малым рекам, поскольку они. в основном, являются притоками крупных (грузонесущих) рек.  

                    Несмотря на трудности и недостатки необходимо постепенно приводить малые реки к условиям эксплуатации (хотя бы по одной-две в год), включать их в состав работающих рек по перевозке грузов, туристов, людей на место работы, отдыха . Это непременно окупится экономически и позволить сохранить природные ресурсы.

                    Шумаев В.А., Миронов В.Н.

                    Добавить комментарий

                    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

                    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.