Заключительная, шестая беседа на тему «Судьба в наследство», писателя Александра Павловича Владимирова с Валентином Юрьевичем Катасоновым, руководителем Русского экономического общества им. Шарапова, профессором МГИМО, о выдающемся русском экономисте, социологе Сергее Федоровиче Шарапове.
А.Владимиров: Мы уже говорили, что С.Ф.Шарапов постоянно обращался к еврейскому вопросу, который, по мнению Сергея Федоровича, был одним из самых сложных во всем клубке проблем русской жизни. Мы также отмечали, что эту его позицию мы приводим, как определенное направление общественной мысли. Но раз оно существовало, то нельзя о нем умалчивать.
В.Катасонов: Здесь С.Ф.Шарапов особенно акцентировал внимание на экономическом аспекте еврейского вопроса. В «Русском деле» и «Русском труде» Сергей Федорович постоянно приводит факты еврейского жульничества и паразитизма, ущемлявшего права русского народа. «Говоря о необходимости решения еврейского вопроса, он считал нужным обратиться к опыту допетровской Руси. «Вот это наша, русская земля, наша родина, наш дом. Евреи — недруги христианства и им здесь места нет». Евреев, считал С.Ф.Шарапов, надо вытеснять из русской жизни. Но вытеснять не физически, а создавая им условия, при которых и будет невозможно паразитировать и наживаться на русском народе. Для решения этого вопроса С.Ф.Шарапов видел два главных выхода.
Во-первых, Церковь и приход, не позволяющие евреям совершать антихристианские деяния, не оставляющие им места для махинаций и злоупотреблений.
Во-вторых, создание национальной экономической системы, без участия еврейского капитала и еврейских посреднических структур».
Мы уже упоминали программу Союза русского народа, которая получила большой резонанс в обществе в годы революции 1905-1907 гг. В программе имелся экономический раздел. В нем предусматривались следующие неотложные меры:
1. увеличение количества денежных знаков путем уничтожения золотой валюты и введения национального кредитного рубля;
2. освобождение русских финансов из подчинения иностранным рынкам;
3. организация русских капиталистов на борьбу с еврейским и иностранным капиталом, чтобы вызвать приток государственных капиталов на арену борьбы русских предпринимателей с еврейскими и иностранными;
4. уничтожение частных земельных банков, служащих эксплуатации населения, и образование общегосударственного земельного банка;
5. создание такой хозяйственной системы, при которой все без исключения государственные заказы исполнялись бы в России, а не за границей и чтобы на промышленные и мореходные предприятия, получающие государственную поддержку, не допускались бы иностранцы;
6. упорядочение внешней торговли посредством учреждения русских арбитражных комитетов и посреднических контор.
Как видим, на первом месте в экономической программе СРН стоит уничтожение золотой валюты и ее замена национальным кредитным рублем, обеспечение народного хозяйства достаточным количеством денежных знаков. Нет сомнения, что существенный вклад в понимание руководителями и членами Союза русского народа необходимости и содержания преобразований денежной системы России внес С.Ф. Шарапов своей работой «Бумажный рубль».
А.Владимиров: Какую роль играет программа С.Ф.Шарапова для современной России?
В.Катасонов: В 1902 году С.Ф.Шарапов написал роман «Через полвека». В нем он пишет, как русский человек заснул на 50 лет, а проснувшись, увидел обновленную процветающую Родину. «За это время к власти пришли славянофилы, сумевшие воплотить в жизнь то, о чем они писали в своих трудах. Преодолев грядущую катастрофу, без революций и потрясений славянофилы создали новое великое государство, объединившее вокруг себя все славянские народы.
Россия стала центром мощной славянской федерации с четырьмя столицами — в Киеве, Москве, Петербурге, Царьграде, объединившей кроме исконно русских земель Польшу, Чехию, Сербию, Хорватию, Грецию, Палестину. Внутренняя смута подавлена навсегда. Еврейский вопрос решен. Паразитизм в экономике и финансах, который несли международные еврейские банкиры и дельцы, ликвидирован твердой рукой. Церковь и государство слились в одно целое. Православным государством управляет царь, назначающий наместников в области. В его руках армия, внутренняя и внешняя политика, центральные финансы. Все же остальные вопросы на уровне прихода, уезда, области решают органы местного самоуправления. Бюрократия уничтожена.
Все должностные лица избираются: на уровне прихода — церковным народом, а на уровне уезда и области — представителями приходов. Выборное начало установлено и в Церкви. Духовенство и епископы избираются церковным народом, патриарх — собором епископов. Старообрядческий раскол преодолен. Русская церковь опрокинула рационалистическую идеологию католицизма с диктатурой «непогрешимого» папы и показала миру, что единственным живым христианским течением является Православие. Большая часть западно-христианского человечества покинула Рим и примкнула к вселенскому единству Православия».
А.Владимиров: Если отсчитывать 50 лет от 1902 года, то получается 1952 год. Реальная картина оказалась, мягко говоря, иной.
В.Катасонов: Да, если сравнивать нарисованную Шараповым картину с реальным положением дел в СССР, то следует признать: реальность оказалась не очень похожей на картину Шарапова. Конечно, государственность в России укрепилась, смута была подавлена, паразитизм в экономике и финансах был ликвидирован, страна надежно защищена от международных еврейских банкиров и дельцов. Но царя не было; церковь после гонений ожила, но находилась все еще в подавленном состоянии, при этом она было полностью отделена от государства; в обществе доминировал не только рационализм, но и материализм и атеизм, и т.д. Вместе с тем, в стране наблюдались позитивные процессы: пробуждение русского самосознания, динамичное развитие экономики, науки и техники, после XIX съезда ВКП (б) наметился демонтаж партийной власти и возрождение народного самоуправления на основе советов и т.п. К сожалению, эти позитивные процессы вскоре прервались…
После 1952 года прошло еще 60 лет и сегодня мы находимся в новом государстве, получившем невразумительное название «Российская Федерация». Это государство разительно отличается от государства того далекого 1952 года. Но вместе с тем оно приобрело много таких свойств и качеств, которое делают его схожим с российским государством начала ХХ века. Сходство не случайное: тогда Россия вопреки воле русского народа двигалась по пути капитализма; и сегодня ее опять загоняют в эту же самую колею, ведущую к обрыву. Мне, как экономисту, особенно бросаются в глаза такие общие моменты, как:
— засилье иностранного капитала в российской экономике,
— быстро растущий внешний долг страны,
— сильная зависимость государственного бюджета и всей экономики от внешнего рынка и игр спекулянтов на мировом рынке,
— испытываемый отечественными предприятиями постоянный денежный голод,
— высокие процентные ставки по кредитам,
— растущая социально-имущественная дифференциация общества,
— паразитизм и космополитизм нашей государственной бюрократии,
— процветающая коррупция и казнокрадство,
— усиливающееся отставание российской экономики от западной экономики,
— неразвитость экономической инфраструктуры,
— бедственное положение сельского хозяйства, грозящее стране голодом;
— отсутствие развитой промышленности,
— неготовность экономики к ведению серьезной войны и т.д.
А.Владимиров: Кстати, достаточно сходна и геополитическая ситуация той и нынешней России.
В.Катасонов: Безусловно! С.Ф.Шарапов писал в начале 1908 года: «Огромная, свежая и живая страна с талантливым и трудолюбивым народом дошла до положения жалкого паралитика, прикованного к своему одру, и то бессильно на нем мечущегося, то не подающего признаков жизни. А между тем со всех сторон собираются тучи, готовятся величайшие, быть может, за всю нашу историю испытания. Poccии придется отстаивать и от пробуждающегося Желтого Востока, и от фанатизуемого все более и более ислама, и от своих мнимых западных друзей не только свою целость и независимость, но, быть может, и самое свое существование». Данная характеристика внешнего окружения России, данная С.Ф.Шараповым, полностью соответствует реалиям XXI века.
А.Владимиров: Но только сегодня положение еще более ухудшилось.
В.Катасонов: Согласен. В каком-то смысле сегодня экономическая и политическая ситуация в России и вокруг России даже более катастрофическая, чем во времена С.Ф.Шарапова.
Во-первых, сегодня мы имеем не Россию в границах 1914 года, а лишь ее кусок, называемый «Российской Федерацией». Значительная часть некогда громадного континента под названием «Российская империя» уже двадцать лет числится «ближним зарубежьем». Потери с экономической точки зрения громадные. Уже не приходится говорить о потерях нравственных, гуманитарных, геополитических.
Во-вторых, в своей массе население России в начале прошлого века было сельским, связанным с землей и сохранявшим православное мировоззрение и православный образ жизни. Это был духовный фундамент, на котором легче было возрождать и укреплять российскую государственность. Сегодня такого фундамента нет (хотя большая часть населения себя позиционирует как «православное», однако это православие чисто номинальное).
В-третьих, разрушение духовно-религиозного фундамента русского общества сопровождалось также разрушением монархического устройства государства. Сегодняшнее государство с его парламентарно-демократическим устройством несравненно слабее, чем даже самодержавие, ограниченное Манифестом 17 октября 1905 года.
В-четвертых, тогдашняя Россия не имела такого богатого экономического наследия, которое получила нынешняя Российская Федерация от своего предшественника – Советского Союза. Худо ли бедно, но тогдашняя Россия что-то производила. Сегодняшняя Россия занимается проеданием и доеданием того, что ей досталось от СССР. Осталась лишь нефтяная и газовая «труба». Иначе говоря, колониальный характер отечественной экономики значительно усилился по сравнению с началом ХХ века.
В-пятых, сегодняшнее геополитическое положение России еще менее устойчивое, чем во времена С.Ф.Шарапова. И тогда Запад был настроен агрессивно в отношении России, но в те времена основной движущей силой западного империализма была борьба за рынки, стремление обогащения капиталистической олигархии. Сегодня основной движущей силой западного империализма является борьба за выживание (и одновременно за установление глобального господства). Иначе говоря, агрессивность Запада в целом (и в отношении России в том числе) за последнее столетие существенно возросла.
Безусловно, идеями С.Ф. Шарапова для возрождения современной России пользоваться следует. Но при этом чувствовать и понимать, в чем отличие и в чем сходство России начала ХХ века и России начала XXI века. Вполне вероятно, что какие-то положения и тем более детали программы
С.Ф. Шарапова к сегодняшней России не применимы. Например, положения, касающиеся совершенствования государственного устройства страны. С.Ф.Шарапов предлагал модель, которую мы условно назвали «народной монархией». Эта модель опиралась на существовавшее тогда самодержавие, общинное устройство сельской жизни, земское самоуправление и т.п. Сегодня ничего этого нет. А вот в сфере экономики многие идеи С.Ф.Шарапова сохраняют свою актуальность.