Валентин Катасонов: Жизнь против течения

Валентин Катасонов: Жизнь против течения

Чтобы побеседовать о выдающемся русском экономисте, социологе Сергее Федоровиче Шарапове, до сих пор несправедливо обойденном вниманием нашей официальной науки, писатель Александр Павлович Владимиров встретился с Валентином Юрьевичем Катасоновым, руководителем Русского экономического общества им. С.Ф.Шарапова, профессором МГИМО.

А.Владимиров: Валентин Юрьевич, еще в конце прошлого, ХХ века имя Сергея Федоровича Шарапова было почти неизвестно многим даже вполне образованным людям. В чем главная причина подобной несправедливости?

В.Катасонов: Не только на произведения С.Ф. Шарапова, но даже на упоминание его имени в советское время был наложен негласный запрет. Лишь в очень специальных изданиях о нем давалась короткая информация нелестного свойства. Например, в «Экономической энциклопедии. Политическая экономия» С.Ф.Шарапову было посвящено всего несколько строк: «…русский реакционный публицист… предлагал передать функции городского и земского самоуправления церковным приходам. Непримиримый противник демократии, он отрицательно отнесся к Революции 1905 – 1907. Вел в печати энергичную агитацию против финансовой политики С.Ю. Витте, боролся с введением в России золотой валюты».

Пожалуй, наибольшего внимания в советский период С. Шарапов удостоился в книге В.Е. Власенко «Денежная реформа в России 1895-1898 гг.», которая вышла в 1949 году, причем очень небольшим тиражом. Автор книги назвал С.Ф.Шарапова главой русских «инфляционистов», т.е. тех, кто в конце XIX века в нашей стране выступал против введения золотого рубля и отстаивал вариант бумажных денег. Кратко излагая позицию С.Ф.Шарапова по вопросу организации денежного обращения в России, Власенко сопровождает свое изложение идеологическими штампами, призванными вызвать у читателя негативное отношение к самому С.Ф.Шарапову. Например: «Во главе откровенных инфляционистов стояли крайне реакционные круги помещиков. Их чаяния ярче всего выразил активный реакционер Шарапов. По его выражению, представляет собой особый «мир, вполне самодовлеющий и экономически независимый». Политическим строем, соответствующим этому особому миру, он считал абсолютную монархию, а ее экономическим идеалом мелкое кустарное и крестьянское хозяйство, конечно, наряду с крупным помещичьим хозяйством». Немного ниже Власенко говорит о крайне негативном отношении С.Ф.Шарапова к иностранному капиталу в российской экономике: «С.Ф.Шарапов не стеснялся в выражениях по поводу роста власти иностранного капитала в России». И далее автор без всякого перехода продолжает: «Дворяне-помещики и ее идеологи действительно опасались ее, но лишь постольку, поскольку она угрожала их господствующему положению. Экономическая и политическая независимость страны нисколько их не интересовала. Они торговали ею и оптом и в розницу». Из данной лукавой формулировки следует, что С.Ф.Шарапов как представитель класса дворян-помещиков торговал Россией «и оптом и в розницу».

А.Владимиров: Но ведь это же откровенная ложь!

В.Катасонов: Безусловно. Понятно, что противник революции, неприкрытый церковник, защитник интересов дворянства, монархист не мог рассчитывать на пропаганду своих взглядов в стране победившего социализма. Он мог рассчитывать лишь на ругательные эпитеты типа «реакционер», «крепостник», «противник демократии», «защитник дворянства». Особо ревностное отношение советских цензоров и идеологов к личности С.Ф.Шарапова объяснялось тем, что Сергей Федорович удостоился критики со стороны самого вождя мирового пролетариата.

А.Владимиров: Расскажите, пожалуйста, о личности самого Сергея Федоровича Шарапова.

С.Ф.Шарапов
    С.Ф.Шарапов

    В.Катасонов: Годы жизни С.Ф.Шарапова: 1856 – 1911. В последние два десятилетия жизни имя С.Ф.Шарапова было уже достаточно на слуху у многих его современников. С.Ф.Шарапов активно занимался журналистикой и публицистикой, изданием газет (наиболее известная из них – «Русское дело»), пробовал себя на литературном поприще (писал романы, повести, пьесы), был вовлечен в общественно-политическую деятельность (пытался даже пройти в Государственную Думу, создавал новую партию), некоторое время пребывал на государственной службе (в том числе в министерстве финансов), проявил себя в предпринимательстве (организовал выпуск плуга новой конструкции), организовал образцовое хозяйство в своем имении («помещичий колхоз») и занимался распространением этого опыта.

    Примечательно, что известность Сергея Федоровича при его жизни и до революции 1917 года не означала славу и почитание. Его позиция по многим вопросам общественно-политической и экономической жизни тогдашней России, мягко говоря, не совпадала с общепринятыми мнениями, а часто находилась в непримиримом противоречии с ними. Эти несовпадения и противоречия касались государственного устройства России, церковно-религиозной жизни, событий так называемой «русской» революции 1905-1907 гг., денежного обращения и организации хозяйственной жизни страны в целом, официальной экономической науки, марксизма и социализма, так называемого «еврейского вопроса», внешней политики России в Европе и на Дальнем Востоке и т.п.

    А.Владимиров: Известно, что С.Ф.Шарапов был противником тогдашнего министра финансов С.Ю.Витте.

    В.Катасонов: Да, он вел с ним непримиримую борьбу. С.Ю.Витте, готовил введение в России «золотого рубля», а после его введения поощрял развитие «дикого» капитализма, коррупции и приход в страну иностранного капитала, а также ловко помогал Западу заманивать страну в сети геополитических интриг мировой закулисы. Позднее, Сергей Федорович критиковал премьер-министра П.А. Столыпина за его аграрную реформу, которая разрушала крестьянскую общину (хотя при этом считал Петра Аркадьевича большим государственником). Он также не мог примириться с официальной экономической и финансовой наукой, которая оправдывала и обосновывала разрушительную экономическую политику правительства.

    Особую позицию С.Ф.Шарапов занимал и по многим вопросам внутренней и внешней политики: польскому вопросу, автономии Финляндии, русско-японской войне. Официальный Петербург очень раздражали предупреждения С.Ф.Шарапова о том, что в мире назревает большая война и что Россия к этой войне не готова. С.Ф.Шарапов взывал к уму и чувству образованного слоя России, который находился под гипнозом марксизма и социализма, буржуазного либерализма и «просвещенного» материализма, разоблачал эти чуждые русскому народу учения. С.Ф.Шарапов даже не побоялся возвысить свой голос христианина против косности, формализма и бюрократизма, которые проникли в церковную организацию, требовал созыва Поместного Собора Русской Православной Церкви и восстановления Патриаршества. Это порождало раздражение со стороны некоторых тогдашних церковных иерархов.

    А.Владимиров: Но ведь С.Ф.Шарапов не был абсолютным одиночкой. Были и те, кто активно поддерживали его.

    В.Катасонов: Безусловно. Он был очень близок к немногочисленной группе общественных и государственных деятелей, публицистов и писателей, которых в той или иной мере можно назвать славянофилами, государственниками, монархистами, консерваторами, «почвенниками». Среди таких людей – И.С. Аксаков, Н.П. Гиляров-Платонов, К.Н. Леонтьев, Г.В. Бутми, П.Н. Оль, А.А. Стахович, А.В. Васильев, Д.И. Менделеев, Ю.Г. Жуковский, В.А. Кокорев, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, и некоторые другие. Причем первых троих из этого списка Сергей Федорович считал своими учителями.

    В целом жизнь и творчество С.Ф.Шарапова можно назвать «движением против течения». Но эта позиция не была позой, не диктовалась желанием быть оригинальным, тем более – не свидетельствовала о революционных и бунтарских настроениях Шарапова. Наоборот, он был консерватором и противником революционных потрясений. Иногда консерватизм порождается леностью ума, нежеланием учитывать изменения, неспособностью понять глубинные механизмы общественного развития. Консерватизм Шарапова – иного рода. С.Ф.Шарапов глубже большинства своих современников понимал движущие силы истории, культурно-исторические особенности России, текущую ситуацию в стране, тектонические изменения, которые происходили в мире и угрожали России.

    Сегодняшняя Россия переживает такие же крутые повороты в своем развитии, как и дореволюционная Россия времен Шарапова. Совпадения в общественно-политической, духовно-религиозной, экономической жизни сегодняшней и тогдашней России поразительные.

    Тогда правящие круги страны и образованный слой России не прислушались к словам и предупреждениям С.Ф.Шарапова. А если бы прислушались, может, не было бы тех трагедий, которые пришлось пережить русскому народу. Поразительно, что советская власть не признавала и замалчивала Шарапова, но при этом целый ряд экономических идей Сергея Федоровича был практически воплощен в жизнь именно в советское время. Некоторые мысли С.Ф.Шарапова были почти слово в слово повторены через два – три десятилетия известным английским экономистом Джоном М. Кейнсом.

    За последние сто лет Россия пережила несколько революций, две мировые войны, гражданскую войну и бесчисленное количество локальных гражданских конфликтов. Хотелось бы верить, что с учетом этого богатого и одновременно печального опыта русского народа слова и мысли русского православного патриота, государственника, экономиста С.Ф. Шарапова наконец-то найдут отзвук в умах и сердцах нашего современника.

    А.Владимиров: Что в обширном творческом наследии С.Ф.Шарапова является основным?

    В. Катасонов: Пожалуй, его работа «Бумажный рубль: его теория и практика», которая вышла в Санкт-Петербурге 1895 году. Это наиболее крупное произведение Сергея Федоровича по проблемам денежного обращения и организации народного хозяйства в православном государстве. Многие мысли, лишь схематично обозначенные в «Бумажном рубле», более подробно раскрыты в последующих работах С.Ф.Шарапова. На фоне всех других экономических работ «Бумажный рубль» — наиболее целостное произведение. Оно дает общее представление о том, что такое деньги, какие функции они выполняют, какие бывают виды денег, почему общество выбирает тот или иной вид денег, какими деньгами на разных этапах своего развития пользовалась Россия, почему золотые деньги – самый худший для России вид денег, что такое «абсолютные» деньги, почему они являются самым совершенным средством обращения, каким образом обеспечить переход России к «абсолютным» деньгам и т.д. При этом представления С.Ф.Шарапова о мире денег весьма отличались от устоявшихся взглядов в конце XIX века. С.Ф.Шарапов, воспитанный на идеях славянофильства, обладал очень ясным, незамутненным идеями либерализма и марксизма взглядом на мир экономики.

    Мой опыт показывает, что для того, кто набрался сил и терпения ознакомиться с работой С.Ф.Шарапова «Бумажный рубль», такое знакомство не проходит бесследно. Даже если читатель «Бумажного рубля» по каким-то причинам не принимает точку зрения Сергея Федоровича, он все равно начинает по-новому смотреть на мир денег, кредита, банков, финансов. Не побоюсь сказать: «Бумажный рубль» можно вполне рекомендовать для знакомства не только «узким» специалистам в области денежного обращения, но и другим категориям читателей. В частности, студентам экономических ВУЗов и экономических факультетов. Эта работа могла бы стать своеобразным «противоядием», защищающим молодежь от экономического либерализма, проникшего в нашу высшую школу под видом «экономической теории», «экономикс», «эконометрики», «макроэкономики», «микроэкономики» и под всякими другими наукообразными вывесками.

    Знакомство с трудами С.Ф.Шарапова позволит нам быстрее понять причины проблем и трагедий современной России, найти выходы из сегодняшних тупиков, наметить долгосрочные ориентиры нашего развития. Лично моя задача — «привить вкус» к углубленному изучению «Бумажного рубля» и иных работ С.Ф. Шарапова. Это поможет формированию нашего, русского взгляда на экономику.

    А.Владимиров: Можно ли сказать о С.Ф.Шарапове: главный славянофил среди экономистов, главный экономист среди славянофилов?

    В.Катасонов: С.Ф. Шарапов – один из наиболее ярких представителей позднего славянофильства. На фоне других славянофилов его особенно отличает широкий диапазон затрагиваемых вопросов. И не просто затрагиваемых, а детально осмысливаемых. По каждому из таких вопросов имеются конкретные предложения, порой содержащие скрупулезную проработку. Большинство славянофилов занимались фундаментальным, метафизическим осмыслением проблем бытия, русской цивилизации, духовно-религиозной жизни, культуры и др. С.Ф.Шарапов был в первую очередь практиком, занимался прикладными вопросами, но при этом прекрасно понимал фундаментальные вопросы русской цивилизации и опирался на своих предшественников. Вот краткий перечень вопросов, которые он поднимал в своих работах («Бумажный рубль», «Диктатор», «Марксизм и русская экономическая мысль», «Финансовое возрождение России» и др.):

    1. О денежной системе России. Борьба против золотого рубля и денежной реформы С.Ю.Витте.

    2. Проект перехода к бумажному рублю. Теория «абсолютных» денег. Модель русской денежной системы.

    3. Об иностранном капитале и иностранных кредитах. Об утрате российским государством контроля над экономической и политической жизнью страны, о «внешнем управлении» страной со стороны западных банкиров и биржевиков.

    4. Теория «мнимых капиталов» и практические предложения по использованию «мнимых капиталов» государством для строительства железных дорог и других объектов инфраструктуры.

    5. О налогах, страховании, государственном имуществе, резервных фондах (запасные капиталы), системе экономических ведомств государства.

    6. О деградации деревни, сельского хозяйства. Критика реформы Столыпина. Об организации кредита деревне.

    7. Об организации управления страной. Критика бюрократических методов управления. О ликвидации губерний и создании областей. Земское самоуправление. Модель народной монархии.

    8. О состоянии нашей церкви. О необходимости восстановления патриаршества и преодоления последствий церковного раскола.

    9. О приходе как «первичной ячейке» российского общества.

    10. Еврейский вопрос в России.

    11. Об экономической науке.

    12. О семье и браке.

    13. О внешней политике России и угрозе мировой войны.

    14. Критика капитализма и социализма.

    Как видно из перечня вопросов, целый ряд из них имеет прямое отношение к экономической жизни России. Пожалуй, никто из славянофилов не уделял вопросам экономики столько внимания, как С.Ф.Шарапов. Поэтому его совершенно справедливо называют славянофилом-экономистом. Среди экономистов в России не было человека с более ярко выраженным славянофильским мировоззрением, чем С.Ф.Шарапов. Среди славянофилов не было человека с более ясным и профессиональным пониманием хозяйственных и финансовых вопросов, чем С.Ф.Шарапов.

    А.Владимиров: Известно, что С.Ф.Шарапов имел особы взгляд на реформы в России.

    В.Катасонов: Да. Но экономические идеи С.Ф.Шарапова, к сожалению, не были воплощены в жизнь при его жизни. А вот те преобразования, которые проводились в стране после революции (особенно в сталинскую эпоху), наводят на мысль, что наши хозяйственные и финансовые руководители были знакомы с идеями С.Ф.Шарапова и практически претворяли их в жизнь. Сегодня мы ломаем голову, как нам выбраться из тех экономических тупиков, в которые страна попала еще двадцать лет назад. В таких же тупиках наша страна пребывала в конце 19 – начале 20 вв., и С.Ф.Шарапов разработал очень конкретную программу выхода страны из-под финансово-экономической зависимости от Запада, превращения России в мощную промышленную и сельскохозяйственную державу.

    Я уверен, что идеи С.Ф.Шарапова не утратили своей актуальности и в нынешних условиях. Полагаю, что всем патриотам и государственно мыслящим людям сегодняшней России надо ознакомиться с основными положениями экономического учения С.Ф. Шарапова (по ходу отмечу, что с книгой С.Ф.Шарапова при желании можно ознакомиться на сайте Института русской цивилизации, где она выложена в электронном виде).

    Временной точкой отсчета для своего анализа С.Ф.Шарапов определяет начало 1860-х гг. (он постоянно проводит сравнительный анализ того, что было до этого момента русской истории, и что было после). С.Ф.Шарапов вполне солидарен со многими другими авторами (не только славянофилами), которые связывали радикальные сдвиги в традиционном укладе русской жизни и изменения позиций России в мире с преобразованиями Александра Второго и его кабинета. Но С.Ф.Шарапов в отличие от большинства других авторов, которые говорили об отмене крепостного права и земельной реформе, фокусирует внимание на денежно-кредитной и финансовой реформе, которая происходила параллельно. Опуская детальный анализ указанной реформы, содержащийся в работах С.Ф.Шарапова, сформулируем лишь его окончательное заключение: в результате финансовой реформы государство утратило контроль над денежным обращением в стране, а вследствие этого — и контроль над экономикой.

    А.Владимиров: Расскажите о трех основных направлениях программы С.Ф.Шарапова.

    В.Катасонов: Начну вот с чего. Жизнь и творчество С.Ф. Шарапова пришлись на очень не простое для России время. После прихода к власти Александра Второго в стране начались реформы, которые резко изменили вектор социально-экономического развития страны. Россию активно втягивали на капиталистические рельсы развития, причем ей явно отводилась роль периферии мирового капитализма, т.е. колониального придатка Запада. Я уже говорил, что реформы «молодых финансистов» в конце 1850 – начале 1860 гг. привели к утрате контроля российских властей над денежным обращением в стране. Все более усиливалось влияние на страну со стороны западного капитала – биржевиков и банкиров-ростовщиков во главе с Ротшильдами, Варбургами, Шиффами и др. Сначала это было влияние финансовое, потом общеэкономическое, а затем оно переросло в политическое.

    С.Ф.Шарапов был в эпицентре так называемой «русской» революции 1905-1907 гг. По горячим следам этих событий им был написан в 1907 — 1908 гг. роман «Диктатор», который стал попыткой Шарапова в художественной форме осмыслить причины революции и представить программу ее преодоления и построения сильной и независимой России. Впрочем, осмысление причин социально-экономического кризиса и путей его преодоления сопровождает все творчество выдающегося исследователя. Еще в 1880-1890-е гг. он предсказывал возможные социальные и политические катаклизмы в стране, выявлял их причины и предлагал конкретные меры по предотвращению надвигающейся катастрофы.

    Главный герой романа «Диктатор» — генерал Иванов был поставлен царем на должность своего уполномоченного, который должен был обеспечить в стране режим чрезвычайного положения и вывести ее из хаоса революции 1905 года. Генерал получал широкие полномочия в самых разных сферах государственного управления, фактически становился на время диктатором. Он кратко и предельно точно определяет три основных направления действий, призванных спасти и преобразовать Россию: «Возрождение России представлялось Иванову в трех основных формах. Возрождение духовное требовало очищения и восстановления Церкви во всей ее внутренней силе и правде. Возрождение политическое требовало уничтожения всеразъедающего начала бюрократизма и возрождения земщины, которая должна была стать добрым историческим фундаментом государства. Наконец, возрождение экономическое требовало правильной и стройной денежной системы, которая могла бы достойно обслуживать великую страну, дать широкое развитие народному кредиту, освободить Россию от ее печального рабства у иностранной биржи, создать национальную независимость, оплодотворить русскую предприимчивость, поднять народный труд».

    Сегодня мы говорим, что России нужна национальная идея. Некоторые на полном серьезе пытаются «разработать», «сочинить», «сформировать» эту самую «идею». А она у русского народа была, причем ее понимал не только образованный представитель дворянства, но и простой мужик. Национальная идея русского народа имела чеканную формулировку «Православие, монархия, народность». В народе она трансформировалась в несколько иной по форме (но не по сути) лозунг «За веру, царя и отечество». Все три элемента формулы между собой органически взаимосвязаны. Это прекрасно показал и объяснил Л.А. Тихомиров в своей известной книге «Монархическая государственность». С.Ф.Шарапов не прибегает к прямому воспроизведению указанной формулы-лозунга, но, по сути, он также как и Тихомиров раскрывает нам смысл русской идеи, постоянно раскрывая органическую связь между православием (религиозно-духовная сфера), монархической государственностью (политическая сфера), народностью (самоуправление народа на принципах земской организации). Таким образом, С.Ф.Шарапов выстраивает свою программу спасения и возрождения страны, предлагая практические меры по реализации лозунга «православие, монархия, народность».

    Следует обратить внимание, что С.Ф.Шарапов не был одинок в своих идеях и предложениях по спасению и возрождению России. В ноябре 1905 года в России для противостояния волне революционного насилия и хаоса была создана массовая общественная организация под названием «Союз русского народа» (СНР)…

    А.Владимиров: Кстати, пора наконец ее полностью «реабилитировать» в общественном сознании и перестать представлять как некое «сборище мракобесов».

    В.Катасонов: Безусловно. В патриотической деятельности Союза принимали участие выдающиеся общественные и государственные деятели, ученые, писатели, люди искусства. Центр СРН находился в Санкт-Петербурге, организация имела свыше 500 отделов в разных городах. Руководители: А.И.Дубровин, В.М.Пуришкевич, Н.Е.Марков. Число членов “Союза” доходило до 400 тыс. человек, но это был только патриотический актив. Общее число русских людей, связанных с деятельностью “ Союза Русского Народа ”, составляло не менее 2 млн. человек.

    Союз имел программу срочных и более перспективных шагов по наведению порядка в стране и укреплению русского государства. Верховной целью Союза было развитие национального русского самосознания и прочное объединение русских людей всех сословий и состояний для общей работы на благо Отечества — России единой и неделимой. В программе Союза провозглашалось, что благо Родины — в незыблемом сохранении Православия, русского неограниченного Самодержавия и Народности. По некоторым данным, С.Ф.Шарапов также состоял в СРН. Более достоверно известно, что С.Ф. Шарапов был одним из организаторов Союза русских людей (СРЛ) — патриотической организации, которая по своим программным установкам была близка к СРН.

    (Продолжение следует)