Ольга Веретина. Метафизический реализм Алексея Глумова.

Алексей Вячеславович Глумов – Почетный деятель искусств России и многократный лауреат Международного конкурса искусств Аrt. Excellence. Awards. («Искусство. Совершенство. Признание.») – художник, наиболее полно реализующий себя в условиях современной действительности. Занимающийся творческим самосовершенствованием, понимающий традиции, он отражает современные тенденции развития художественного творчества, применяя метод эксперимента и синтеза. Его творческая и жизненная позиция складывается из позитивного отношения к миру и метаморфозам времени, постоянного созидательного развития и свободы самовыражения.
Художнику удалось создать авторскую стилистику и узнаваемую концепцию в жанрово-тематических композициях. Сложные и простые, полные ирреальности происходящего и одновременно ностальгического очарования картины Алексея Глумова покоряют сердца посетителей его выставок и коллекционеров современной живописи.

Талант художника далеко не сразу обрел свою уникальную огранку. В начале творческого пути он, как и многие вставшие на путь искусства, учился компоновать, писать, рисовать, преодолевая недостаток профессионального образования, чтобы, овладев формой и колоритом, суметь со временем выразить себя в полную силу. Как художник Алексей Глумов прошел путь увлечения постимпрессионизмом, оп-артом, пуантилизмом, экспрессионизмом, конструктивизмом, сюрреализмом и традициями мистического реализма. Поиски универсального художественного языка, точно выражающего авторский замысел, надолго стали целью его экспериментов.

Важными сюжетными линиями творчества для Алексея Глумова стали тема города, тема времени и пространства. Источником вдохновения для автора является Петербург и его жители. Петербург в картинах Алексея Глумова яркий, живой, позитивный. Через внешние черты и обыденные будничные сюжеты художник доносит до зрителя романтику и красоту города, создав произведения большого социального звучания: «Весенний блюз», «Путь музыканта». Нацеленность автора на передачу свежести впечатлений рождает динамические элементы: город на полотнах Алексея Глумова полон движения и света. Он изображен как единство архитектуры, людей, мыслей, желаний, звуков. Метафизика пространства создается автором посредством оптических искажений. В своей «Прогулке по Питеру» автор делает акцент на переплетении культурной памяти и современных реалий, смену эпох и поколений. Пространство современного города в композициях Алексея Глумова очень гармонично и одухотворено.

Многие работы Алексея Глумова объединяет романтическая линия советского прошлого. Лирическая созерцательность и философское ощущение мира стали характерной особенностью творческой манеры автора. Присутствие эпохи Советского Союза передается посредством символических деталей, предметов, элементов интерьера или архитектуры того периода, как, например, в композиции «50-ый новый год». Советская эпоха также прослеживается в стилистике исполнения картин. Она будто незримо присутствует в полотнах Алексея Глумова, является некой неотъемлемой частью, как часть истории русского народа. Бутылка советского шампанского, советские игрушки, мебель, новогодняя елка в работах художника призваны передать зрителю эмоциональный посыл (ощущение радостного предвкушения праздника) и лирический настрой (ностальгия по ушедшему времени), стремятся вызвать ответную реакцию на переживаемые им самим трогательные и трепетные чувства: «Вывернутый мир», «Полнолуние».

Живописи Алексея Глумова присущи тенденции иллюзорности реального мира. В своих работах он часто изменяет пространство и формы предметов, изображает сюжеты картин в необычных ракурсах. Эти приемы призваны воздействовать на восприятие, вызывая яркие, футуристические впечатления и эмоции, подстегивающие воображение зрителя. Субъективная оценка художника, отличающаяся от реальности, переносит привычные детали в непривычную область, разрушает стандартное восприятие аудитории. Можно сказать, что автор подменяет реальность сверхреальностью. Картины построены на ассоциативных принципах восприятия. Задачей автора становится стереть грань между реальностью и вымыслом. Привычная символика приобретает новый смысл и действует на зрителя с новой силой: «Смещение 5-ти конечной звезды», «Взгляд изнутри», «Смещение времени и пространства».

В своих полотнах Алексей Глумов часто обращается к искусству андерграунда и неофициальному искусству советского периода. Свобода творчества в сочетании с экспериментальными техниками, характерные для того времени, позволили автору выработать узнаваемый стиль. Отличительной особенностью творческой манеры художника можно назвать склонность к графичности и обильной детализации пространства: «Магия природы». Обращает на себя внимание яркая колористика картин и композиционно-образная система, которые выражают стремление экспериментировать, создавать оригинальные по своей стилистике произведения, вводить новаторские приемы и технику работы. Цвет становится главным средством выразительности в живописи, создает эмоциональное впечатление, а затем происходит осмысление темы, композиции, техники исполнения: «Взгляд в тонкие миры». Особенностью философского наполнения картин художника является принцип единства. В основе мировосприятия автора лежит внимание ко всему сущему, живому, неживому, микро- и макрокосмосу, как частям единой системы мироздания: «Медитация. Аспект 8-ми миров». Картина мироздания передается художником как раз при помощи динамичной цветовой гаммы, изменения пространства и форм в подвижных элементах.

Образы, созданные Алексеем Глумовым на высоком профессиональном уровне, являются не только отражением современной автору действительности, но и своеобразным отпечатком эпохи. Авторская эстетика художника выражена вполне убедительно и может быть охарактеризована как метафизический реализм. Стилистическими особенностями исполнения работ выступают, несомненно, узнаваемый авторский колорит, динамические искажения пространства и форм, лирико-романтическая линия сюжетов.
В своих картинах Алексей Глумов передает вкус к жизни, создает эмоциональный подъем. Он находит интересные мгновения в обыденности и пропускает их через призму своего художественного видения.

В феврале 2024 года, в Москве, при поддержке Международной академии современных искусств и Профессионального союза художников России в доме-музее Н.Н.Седнина состоялась персональная выставка Алексея Вячеславовича Глумова. На мероприятии присутствовали руководители крупных профессиональных и общественных организаций, коллекционеры и искусствоведы.

Николай Николаевич Седнин – доктор искусствоведения, Почетный Президент Международной академии современных искусств, Председатель профессионального союза художников России – открыл выставку художника и представил творчество Алексея Глумова столичной публике. В результате выставка нашла широкий отклик в среде профессионалов и ценителей современного искусства и стала культурным событием столицы.

Алексей Вячеславович Глумов – самобытный в своем творчестве автор, опирающийся на опыт великих предшественников и культурные традиции своей великой страны. Постоянно совершенствуясь в традициях реалистического искусства, он, тем не менее, не погружается в академические каноны, а предоставляет право эксперименту и собственной художественной интуиции на свободное самовыражение. Следуя современным тенденциям в искусстве, художник возводит на первое место выражение чувств и эмоций, которым подчиняется изображение. Этот метод делает Алексея Глумова художником актуальным для своего времени, востребованным и успешным.
Ольга Веретина, искусствовед,
Член-корреспондент Международной академии современных искусств, PR-директор международного конкурса «Art. Excellence. Awards», Генеральный директор онлайн-галереи “Artex Awards Gallery”.