Открытие выставки Т.Костенко и А.Осина в доме-музее Н.Н.Седнина.
В марте 2024 года в доме-музее Н.Н.Седнина при поддержке Международной академии современных искусств и Профессионального союза художников России состоялась выставка почетных деятелей искусств России Татьяны Георгиевны Костенко и Александра Семеновича Осина.
Многократные лауреаты международного конкурса искусств «Аrt. Excellence. Awards. («Искусство. Совершенство. Признание.») представили гостям ретроспективу своего творчества.
Творческий союз Татьяны Костенко и Александра Осина завоевал высокие награды в номинации мода. Помимо создания шедевров авторского костюма художники занимаются живописью, графикой, создают оригинальные по колориту образно-художественные композиции.
В экспозиции выставки представлены произведения графики и живописи Александра Осина, живописи Татьяны Костенко и работы, в которых сюжетные линии объединяют художников.
Творчество Александра Семеновича Осина многогранно и насыщенно смыслом. Как талантливому рисовальщику, ему подвластны практически все графическое техники. Особым вдохновением для него служат работы старых мастеров, обращаясь к которым он создает свою серию условно-реалистичных натюрмортов с абстрактными символическими формами. Обращение к сюрреалистической традиции позволяет ему создавать сложные композиционные работы с уникальными смыслами и узнаваемыми фантазийными образами.
Сюжетные идеи Александра Осина вращаются вокруг человеческого существа и его сути. Природа человеческих пороков особенно хорошо отражена в цикле-трилогии «Что есть человек», в который вошли такие работы как «Булимия», «Анорексия» и «Гурманы». Размышления художника о материальной плотской любви раскрываются через духовные, метафизические понятия, а роли женщины в жизни мужчины и общества изображаются символическим образным художественным языком. Таким образом, характерной особенностью его творчества является изображение нематериальных духовных понятий с помощью реалистических художественных приемов, а материальный мир автор изображает, прибегая к образно-символическим метафизическим понятиям.
Подтверждением этому подходу служит композиция «Троянский конь», где известный мифологический образ максимально реалистичен и детализирован до жилок под кожей.
В графике Александра Осина главенствуют Ирония и Сатира. Внимание уделяется воспитанию в зрителе высоких чувств и идеалов, а известные пословицы и поговорки иллюстрируются под новым, нестандартным углом зрения.
Для творчества Татьяны Георгиевны Костенко характерны конструктивистские черты, графичность и яркость цветовых решений. При этом тонкой сюжетной линией прослеживается отображение общественно-социального устройства общества. При внешнем декоративизме, работы полны драматизма, смешанных чувств и эмоций, раскрывают двусмысленные отношения персонажей. В своих произведениях она поднимает вопросы нравственных норм и общественных устоев, поэтому в образах миловидных кошечек чуткий зритель может прочитать всю сложность человеческих взаимоотношений в обществе.
Обращаясь к импрессионистической традиции, Татьяна Костенко легко переключает настроение зрителя на легкое и непринужденное фланирование по улицам европейских городов, добавляя нотку спонтанности и кокетства. Ее цикл «Путешествия» сохраняет искренние впечатления от красоты городов, которые ей посчастливилось увидеть.
Среди стилистических особенностей ее работ преобладают отступление от реалистических изобразительных норм, игра со зрителем, понятные, безусловно считываемые образы, яркие эмоции, выраженные цветовыми приемами, и будуарно-интерьерные решения. Также Татьяна Костенко часто делает рамы частью замысла своих произведений. Когда изображение переходит на раму, создается эффект будто мир художественного произведения выходит в общее пространство зала.
Зрители на открытии выставки Т.Костенко и А.Осина «Сквозь пелену реальности».
Единство творческого тандема художников отражается во всех работах и на всех этапах творческого процесса: от обсуждения сюжета до реализации задуманного во всех материалах и техниках. При этом сохраняется индивидуальный почерк каждого автора и свобода художественного самовыражения.
Частью выставки стали портреты знаменитостей и известных персон. Каждый портрет выполнен в особенном образно-стилистическом видении авторов и обладает не фотографической точностью, а впечатлением от личности в целом. Центральной работой экспозиции стала портретная композиция «Ялтинская конференция» (1945), где авторы вновь прибегают к своему оригинальному стилистическому принципу изображать нематериальное материальным: образы глав государств СССР, США и Великобритании выполнены в виде монет тех лет.
Обращение к наследию русской и мировой культуры является неотъемлемой частью и главной объединяющей линией вдохновения для творческого союза Александра Осина и Татьяны Костенко. Благодаря своему мастерству и вкладу в развитие современной культуры и искусства художники были тепло встречены профессиональным сообществом.
Ольга Веретина.
Искусствовед. Почетный деятель искусств России, Член-корреспондент Международной академии современных искусств.