КАЗАНСКАЯ ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ. Выпуск 8

Предлагаем вашему вниманию литературную версию просветительского телевизионного цикла «Пространство Чуда». Совместный проект Медиа-музея духовной истории Романова-Борисоглебска при поддержке гранта Президентского Фонда Культурных инициатив выходит на телеканале «РОССИЯ-24» с (августа 2022) и на Первом Российском Национальном канале (с июня 2023) и посвящен возрождению святынь.

История Храма

Казанско-Преображенская  церковь располагается на береговом склоне, почти у самой Волги. На этом месте согласно летописи в ХVII веке  находился женский монастырь. Но в деле Ярославской Духовной Консистории за 1756 год сказано, что здесь находились две деревянных церкви: «Летняя — Преображенская, да теплая — Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Казанской иконы». К тому времени монастыря уже не было, и неизвестно,  когда он был открыт и как прекратил свое существование.

Каменная церковь построена в 1758 году тщанием прихожан. Существует предание, что все судовладельцы, привозившие на баржах груз в Романов, обязаны были привезти камни для фундамента храма.

Церковь в плане квадратная, 2-этажная, пятиглавая. В верхний — летний храм имеется два входа:  на галерею 2-го этажа и с северной стороны. К парадному входу в зимний храм имеется каменное крылечко, над которым был укреплен металлический козырек. Над ним, в нише за стеклом, находилась Казанская икона Божией Матери.

В храме пять престолов. В верхнем холодном три: Преображения Господня, Казанской иконы Божией Матери, святителя Николая. В нижнем зимнем два: Рождества Пресвятой Богородицы и Преподобного Макария, Унженского чудотворца. Отдельно от храма на горе стоит шатровая колокольня.

Блаженный Онуфрий

Существует предание, что под колокольней похоронен блаженный Онуфрий Романовский  — юродивый, весьма чтимый местными жителями. О дате его рождения, как и о родине его история не сохранила для нас сведений. Некоторые исследователи полагают, что родился Онуфрий в конце XVI века и принял подвиг юродства незадолго до оккупации города отрядом польско-литовских захватчиков,  наблюдая, как горожане, в ужасе разбегаясь, бросали свои дома, оставляли храмы и главную святыню Романова – чудотворную икону Казанской Божией Матери.

История Казанской иконы

Казанская икона Божией Матери, принесенная в Романов из Казани в 1588 году посадским человеком Герасимом, находилась еще в деревянной церкви. Во время пребывание Герасима в Казани Пречистая Дева явилась ему во сне и  сказала: «Будет она благословением Сына Моего и Бога, источником многих чудес. Когда возвратишься с нею в град Романов, Именем моим прикажи построить храм во имя принесенной тобой иконы моей, называемой Казанскою».

До 1608 гг. записано более 60 чудес от Казанско-Ярославской иконы, первым из которых было исцеление руки самого Герасима. «Большинство исцелений явлено в даровании прозрения, – написано в сказании. – Это служило для романовцев таинственным напоминанием, что должны они прозреть духовно и озаботиться сооружением особого храма во славу Благосердной Исцелительницы; но обыватели города были холодны сердцем».

Зимою 1609 года войска литовцев и поляков разгромили беззащитный Романов. Церкви были разграблены, многие жители убиты, здания выжжены. В это время поручик неприятельского полка, литовец православного вероисповедания Яков Любский вошел в пустую Никольскую церковь. «Любский не польстился на добычу в захваченном городе, а взял себе сокровище негибнущее, оставленную всеми икону Богоматери, – повествует сказание,  – Как ранее жители города не озаботились устроить храма в честь Небесной Заступницы, так и в годину испытания обыватели оставили святую икону Богоматери без укрытия. И святыня по промыслу Божию взята была во град иной».

Прибыв с войсками в Ярославль, Яков Любский передал Образ праведному купцу Василию Лыткину, денежного выкупа не потребовал, но усердно просил о церковном поминовении своего имени.

Осада Ярославля продолжалась 24 дня. Захватчики грабили склады, надругались над женщинами, били монахов, жгли церкви и дома. Тем временем благоговейный дьякон Елизар молился перед Казанской иконой Богоматери и услышал повелевающий голос, чтобы посадские люди воздвигли храм во имя той ее святой иконы. Глаголившая старцу обещала городу свое заступничество. Граждане взмолились Божией Матери.

Захватчики бежали. Город воздал благодарение Богу, и тогда общим советом решили: в память избавления города от осады устроить храм во имя Защитницы и в нем поставить чудотворную икону Богородицы Казанскую.

Церковные работы были начаты в 1609 г. С согласия властей города храм был окружен деревянными кельями инокинь, которых собралось до семидесяти двух, чудотворную икону Божией Матери перенесли в новоустроенную церковь. Так в 1610 г. восприял свое бытие Ярославский Казанский женский монастырь.

Жители города Романова, лишившиеся  святой иконы Богоматери, начали скорбеть о понесенной ими потере. Дело о возвращении святой иконы признано было всеградским, челобитную  отправили в Москву.

Святейший Патриарх Гермоген приговорил оставить икону в Ярославле. Он велел сделать копию с Чудотворного Образа для Романова. 2 марта 1611 года список при всенародном собрании честно был препровожден  в Романов.  В память этого приношения происходит ежегодный Крестный ход с образом Богоматери из Казанского монастыря города Ярославля в Романовскую Казанско-Преображенскую церковь.

Последний настоятель и революционные годы

Последним настоятелем перед закрытием церкви был протоиерей Евгений Соколов. После его смерти постоянного священника в храме не было. В 1930 году община верующих от пользования церковью отказалась, желающих принять церковь в пользование не нашлось.

25 марта 1931 года на  заседания Президиума облисполкома  постановили ликвидировать церковь как молитвенное здание. 31 мая Казанская Церковь была закрыта по постановлению РИК и отдана для размещения в ней курсов по подготовке кадров.

В начале 30-х годов началось разрушение внутреннего убранства храма, иконостасы и  все, что могло гореть, сжигали.

Вскоре здесь был открыт маслозавод, потом  – пивоваренный. Когда монтировали оборудование, по городу прошел слух, что в церкви обнаружили много человеческих костей. Но этому не придали значения. В 1942 г. во время строительства оборонительных укреплений по склону между церковью и колокольней прошел противотанковый ров и вскрылось множество захоронений.

В средине 60-х годов летний храм подвергался перепланировке, здесь разместили спасательную станцию, затем теле-радиомастерскую, затем был открыт краеведческий музей, который существовал недолго.

Захоронение в стене храма

В 1993 году при реставрационных работах в зимнем храме за алтарем было обнаружено тайное захоронение, устроенное при строительстве церкви. От пола шел слой земли толщиной около 10 см., далее – слой костей толщиной до 0,5 метра. Попадались черепа и кости рук и ног, тазобедренные, но ни одного полного скелета. Комиссия сделала вывод, что на месте настоящего каменного храма не одно столетие находился женский монастырь, а при нем кладбище. После завершения работ останки были похоронены под крестом.

12 ноября 1997 года церковь была передана Ярославской Епархии. На Пасхальной Неделе 1998 года в верхнем храме состоялась первая литургия. Казанско — Преображенская церковь начала благоустраиваться тщанием старост Галины Александровны Халушкиной и Николая Леонидовича Румянцева.

Ссылка на программу «Пространство Чуда. Сюжеты» (Вышла в эфир на Первом Российском Национальном канале):  https://youtu.be/8HJrCYk4eK4

Ссылка на программу «Пространство Чуда». Выпуск 8:

https://vesti-yaroslavl.ru/prostranstvo-chuda/item/69794-prostranstvo-chuda-vypusk-8

                Материал подготовили: Максим Орехов, к.и. Виктория Фомина