
Выставка «Пером & кистью» посвящена фундаментальным понятиям мира искусства: плоскости и линии.
Что есть линия для человека? Линия жизни, линия судьбы, линия движения… Луч света – это тоже линия. Когда луч света озарил тьму – зародилась сама жизнь.
Также, когда линия прочерчивает плоскость холста – рождается искусство.
Под определенным углом зрения линия превращается в точку. Точка видится зрителю, как итог, конец пути, достижение цели.
Пересечения линий дают нам многомерность пространства и выход за рамки плоскости.

Теперь, когда озвучены основные тезисы, необходимо познакомиться с персоной автора, поскольку в слиянии искусства и философии творца рождается новый мир.

Большинство посетителей выставки знают Николая Седнина как общественного деятеля, руководителя, организатора, человека, принимающего участие в судьбах художников всего мира. Однако гораздо реже о нем говорят, как о художнике, а ведь творчество – его первая и главная ипостась.
Итак, Николай Николаевич Седнин – российский художник, фотохудожник, писатель, доктор искусствоведения, основатель направлений Ди-арт и Гелиографика, почетный деятель искусств России, имя художника включено в международный проект Единого художественного рейтинга «Величайшие художники мира XVIII—XXI столетий», автор первого ростового портрета президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.

Экспозиция выставки соединяет в себе два дополняющих друг друга цикла. Цикл «Рисунки одной линией» это тело, мастерство, материя. Цикл «Рисунки для медитаций» это душа, сознание, вдохновение.
Рисунок – это основа всех видов пластических искусств. В основе цикла «Рисунки одной линией» художником в 1989 году была положена идея максимально точной передачи изображения при помощи линии. Все рисунки выполнялись с натуры тушью или чернилами на бумаге. Характерная особенность многих рисунков этого цикла заключается в линейной передаче форм и светотени. Идея цикла — при помощи одной линии максимально достоверно и с фотографической точностью фиксировать с натуры не только изображение человека, но и светотеневые переходы на одежде и теле моделей.

Замысел требовал предельной концентрации внимания, поскольку рисунки выполнялись тушью на бумаге без предварительных карандашных подготовок, и поэтому малейшая неточность была непростительна.
Моделями для художника были друзья, с которыми Николай Седнин встречался и общался в период своей работы в Одессе. Позднее цикл был продолжен в Риге, Санкт-Петербурге и Москве.

Основой цикла “Рисунки для медитаций“ в 1993 году стал творческий эксперимент, в котором художником была поставлена задача проверить идею, обозначенную им как «эффект отпущенной руки». Произведения создавались с завязанными глазами кистью на бумаге, и каждое изображение выполнялось в течение нескольких секунд.

В результате эксперимента Николай Седнин в 1994 году пришел к идее о возможном целенаправленном изменении сознания в процессе творчества. Работа над циклом легла в основу авторского направления Ди-арт.
В экспозиции выставки фигурирует ряд сюжетов, иллюстрирующих философию автора. Я хочу выделить три основных мотива, проиллюстрировав их цитатами из автобиографической книги Николая Седнина “Рисунки из событий “.

- Фигуры людей, портреты. “Главная тайна – человек. Главная задача – постичь себя. Главное средство – душевный труд. Искусство – одна из точек приложения наших усилий и отражение внутреннего роста. Искусство — один из способов самопознания. Мужчина и женщина — две половины единого целого, и потому только через женское тело и душу мужчине может быть открыто понимание всей полноты гармонии”.

- Обнаженное женское тело. “Все искусство художника было и должно быть посвящено Женщине как красивейшему и уникальному созданию на Земле. В 1990-м году в возрасте 20 лет я поставил задачу отразить в одном из своих графических циклов красоту женского тела как универсального символа окончания ХХ столетия и завершения большой эпохи искусства уходящего века”.

- Изображение предметов. “Я хочу создать композиции, в которых, по видимости, всё будет просто, и стилистически они должны выглядеть на уровне детского рисунка. Вся сложность построения графической ритмики, символика цветовых и тональных отношений должна остаться для понимания немногих избранных и за антуражем внешней декоративной доступности”.

Экспозиция выставки составлена из работ, выполненных в технике жикле с оригинальных рисунков мастера 1989-1994 годов. Музей Николая Седнина выпустил по 10 экземпляров каждой работы из экспозиции. На каждом экземпляре жикле стоит гербовая печать музея и оригинальная подпись автора. К каждой работе прилагается сертификат подлинности, выданный музеем в 2023 году.

Николай Седнин. “Портрет в профиль №2“. Бумага, тушь, кисть, 1990
И в завершение я хочу процитировать слова Николая Седнина, которые помогут зрителю попробовать вместе с автором пройти по пути творчества.
“Чтобы воспринимать пение птиц нужно слышать птицу внутри себя — чтобы ее слышать необходимо ее воспитать в себе — чтобы начать воспитание необходимо ее внутри себя разглядеть”.

12.06.2023.
Ольга Веретина, искусствовед,
член-корреспондент Международной академии современных искусств, ответственный секретарь Профессионального союза художников России, PR-директор международного конкурса «Art. Excellence. Awards».