ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР РОМАНОВА-БОРИСОГЛЕБСКА (ныне Тутаева). Святыни. Выпуск 2 

Предлагаем Вашему вниманию литературную версию Просветительского телевизионного цикла «Пространство Чуда». Совместный проект ГТРК «Ярославия» и Медиа-музея духовной истории Романова-Борисоглебска при поддержке гранта Президентского Фонда Культурных инициатив выходит на телеканале «РОССИЯ-24» с августа 2022 года и посвящен возрождению святынь.

    Храм строился с 1652 по 1678 год. Он был возведен на месте обветшавшего деревянного храма Бориса и Глеба, по которому и называлась слобода. В 1652 году была выстроена каменная шатровая с трапезной и двумя приделами церковь Бориса и Глеба, которая оказалась неудачной. В 1670 году, вероятно из-за просадки фундаментов в шатровым верхе церкви образовались трещины. Местные жители обратились к Ростовскому митрополиту Ионе Сысоевичу за разрешением разобрать шатровый верх с намерением сделать храм двухъярусным. Для перестройки были приглашены ярославские мастера. В ходе реконструкции первоначальный замысел был существенно изменен. Помещение было значительно расширено, и вместо храма с трапезной выстроен собор с галереей. После строительства в слободе были разобраны некоторые ветхие церкви, убранство которых было перенесено в Собор. Поэтому здесь имеются предметы более древние, чем само строение.

      Храм расположен на участке, обнесённом кирпичной оградой, и имеет отдельно стоящую колокольню. Шатровая колокольня и ограда со святыми воротами воздвигнуты вместе с храмом. Пятиглавый четырёхстолпный двухъярусный храм обнесен обширной галереей и имеет два богато декорированных крыльца. Он стоит на подклете, в котором расположена зимняя церковь Богородицы Одигитрии. В храме два придела — северный, освященный в честь Петра и Павла и южный, Бориса и Глеба. Церковь окружает обширная галерея. Она покоится на сводчатых арках, в глубине которых окна нижнего храма. В прошлом нижняя аркада была открытой, в настоящее время — остеклена. Центральная часть храма освещается через окна, расположенные над окружающей храм галереей и световые барабаны. Небольшие окна имеются и между центральной частью и галерей. Приделы располагаются на галерее, имеют маленькие главки на глухих барабанах. С южной — обращенной к центру города — и западной стороны храм имеет крыльца, ведущие на галерею. Оба крыльца расположены не по центру, а смещены влево. Стены северного придела укреплены контрфорсами. Алтарная часть имеет два яруса тройных полукруглых абсид».

        В Соборе сохранилось множество древних икон и образцов деревянной скульптуры. Позолоченный иконостас собора выполнен в XVIII веке, но отличается от иконостасов этой эпохи отсутствием излишней пышности, свойственной стилю барокко. На южной стене храма находится выдающаяся икона «Оранта». Деревянное скульптурное распятие выполнено в условной, отчасти геометрической манере. Одна из наиболее почитаемых икон Собора — огромный трехметровый поясной образ Спаса Всемилостивого, созданный, по преданию Дионисием Глушицким в начале XV века.

        В 1749 году в Борисоглебск прибыл митрополит Ростовский и Ярославский Арсений Маеевич, целью инспекции которого было закрытие существовавших здесь старообрядческих часовен. Он приказал увезти икону в Ростов Великий, посчитав, что она может стать поводом для укрепления раскола. В 1793 году уже при архиепископе Арсении Верещагине, икона была возвращена в Романов-Борисоглебск. Ее несли на руках от Ростова Великого до Борисоглебска. На небольшой реке Ковать в трёх вёрстах от Воскресенского собора процессия остановилась, чтобы протереть икону от дорожной пыли и умыться. По преданию, на месте, где была поставлена святыня, стал бить родник. Образ почитается, как чудотворный. Есть традиция проползать на коленях под иконой в специально устроенной нише под ней. С переносом богослужений из летнего храма в зимний икону также переносят. Перенесение в летний храм происходит в воскресенье перед днём празднования перенесения мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари (22 мая). Дата перенесения в зимний храм — воскресенье перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября). Каждое лето совершается два крестных хода с иконой «Спас Борисоглебский» — один по Борисоглебской, а другой — по Романовской стороне города. Первый крестный ход был установлен после возвращения иконы из Ростова. Он проходит в десятое воскресенье после Пасхи (престольный праздник Воскресенского собора). Второй крестный ход впервые был совершён в 1888 году в честь 900-летия Крещения Руси. Он проходит в воскресенье перед днём Илии Пророка. Традиция крестных ходов с образом «Всемилостивого Спаса» прервалась в советское время и была возобновлена в 1989 году.

          Храм был расписан в 1680 годах артелью ярославских художников. Росписи отличаются большим числом повествовательных сюжетов. Особенность храма — богатые росписи наружных стен. Стены центральной части заканчиваются ложными закомарами, поверхность которых была заполнена фресками, кроме того на стенах имеется ещё несколько росписей, иконописного типа. Наружные фрески храма неоднократно переписывались масляной живописью. Галерея расписана в основном на темы Ветхого завета. На южной стене галереи представлена спокойная и идиллическая картина райской жизни Адама и Евы в окружении смирных зверей. На западной стене экспрессивно изображена история Ноя и всемирного потопа. В главном храме представлены евангельские сюжеты и картина страшного суда, расположенная на западной стене.

            В ХХ веке Собор не закрывался. Его настоятель протоиерей Николай Розов был прославлен в сомне святых новомучеников Русской Православной Церкви. Изучением его истории занялся староста Собора, Георгий Седов, прославленный в лике святых исповедников, рака с его мощами находится слева от алтаря. Знаменитый старец и чудотворец архимандрит Павел Груздев, в последние годы по состоянию здоровья переехавший в Тутаев, жил в сторожке при соборе, поскольку не имел собственного жилья.

            Перед алтарем находятся иконы священнослужителей, связавших свою жизнь с Собором, во время гонений на церковь в начале XX века приняли мученическую кончину, или стали исповедниками. Епископ Вениамин (Воскресенский), пресвитер Николай Розов, пресвитер Михаил Белороссов, исповедник Георгий Седов…

            Материал подготовили: Максим Орехов, к. и. Виктория Фомина

            Ссылка на сюжет «Воскресенский Собор Романова-Борисоглебска»:

            Ссылка на программу «Пространство Чуда». Выпуск 2:

            https://vesti-yaroslavl.ru/prostranstvo-chuda/item/66593-prostranstvo-chuda-vypusk-2