Виктор Верин. Россия в образе «Братьев Карамазовых» Федора Достоевского

Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы». Роман в четырех частях с эпилогом.

Роман создан в последние годы жизни писателя и повествует о путях духовного развития русского общества 60-х – 70-х годов 19 века. Работал автор над романом около двух лет до ноября 1880 г. Впервые был напечатан частями в журнале Н.М. Каткова «Русский вестник». А уже в декабре 1880 года в Петербурге вышло отдельное издание в двух томах.

    Из переписки писателя известно, что задумывался роман как первая часть «Истории Великого грешника» … Но кто же тот грешник? Человек… Народ…. Кто из четверых братьев более повинен перед отцом, который воплощает верховную власть в семье, подобно как есть и верховный правитель у народа? Дмитрий Карамазов разрываем бурными страстями, который и сам не ведает упадет ли он в следующий миг в пучину грехов или вознесется к вершине благодеяний, подверженный влиянию добра и зла в равной степени, обвиненный судом присяжных в убийстве отца. Вот как характеризует его в своей речи обвинитель, угадывая в нем образ России: «В противоположность „европеизму“ и „народным началам“ братьев своих, он как бы изображает собою Россию непосредственную — о, не всю, не всю, и боже сохрани, если бы всю! И, однако же, тут она, наша Россеюшка, пахнет ею, слышится она, матушка! О, мы непосредственны, мы зло и добро в удивительнейшем смешении, мы любители просвещения и Шиллера и в то же время мы бушуем по трактирам и вырываем у пьянчужек, собутыльников наших, бороденки. О, и мы бываем хороши и прекрасны, но только тогда, когда нам самим хорошо и прекрасно. Напротив, мы даже обуреваемы — именно обуреваемы — благороднейшими идеалами, но только с тем условием, чтоб они достигались сами собою, упадали бы к нам на стол с неба и, главное, чтобы даром, даром, чтобы за них ничего не платить. Платить мы ужасно не любим, зато получать очень любим, и это во всем. О, дайте, дайте нам всевозможные блага жизни (именно всевозможные, дешевле не помиримся) и особенно не препятствуйте нашему нраву ни в чем, и тогда и мы докажем, что можем быть хороши и прекрасны…» А рядом его старший брат Иван, который живет своим умом, отрицая религию, несущую человеку не радости, но сплошные страдания. С другой стороны, младший брат Алеша, который оставляет монастырь в надежде проповедью и смирением обрести спасение братьев для веры христианской. И Смердяков, незаконнорождённый брат их, покончивший с жизнью своей, словно покарав сам себя за убийство Фёдора Павловича Карамазова.

      И нет однозначных ответов в романе, но только новые вопросы, вызываемые самим ходом развития сюжета, образами и речами действующих лиц, побуждающие задуматься о своей причастности к противостоянию добра и зла в мире человеческом…

      В 1968 году вышла экранизаций романа «Братья Карамазовы».  Картина стала последний для режиссера Ивана Пырьева, который умер, не успев ее закончить. Режиссерами заключительной серии выступили исполнители ролей Ивана Карамазова и Дмитрия Карамазова соответственно Кирилл Лавров и Михаил Ульянов. Роль Алексея Карамазова сыграл Андрей Мягков.

        В 2009 году вышел в свет телесериал Юрия Мороза «Братья Карамазовы» в 8 сериях с версией для DVD в 12 сериях. В роли Дмитрия Карамазова Сергей Горобченко, в роли Ивана Карамазова Анатолий Белый, в роли Алексея Карамазова Александр Голубев, а в роли Павла Смердякова — Павел Деревянко. Роль Грушеньки исполнила Елена Лядова. Вроде бы и экранного времени больше, и текст ближе к литературной основе, а нет тех пронзительных актерских образов и того единого кинематографического воплощения авторского замысла, погружающего не столько в сюжетную интригу, а в жизненную философию автора, в его откровенн-точные до мельчайших деталей портреты человеческих характеров, где полутона чувств определяют судьбу мира.