В контексте просветительского цикла «Пространство Чуда» представляем интервью с художником Георгием Петровым, руководителем творческой студии «Арт-сарай» при Романовской Казанско-Преображенской церкви и художественной студии «Эдесса» при храме Божией матери «Всех скорбящих радость» на Калитниковском кладбище, экспозитором и экспонентом Медиа-музея духовной истории г. Романова-Борисоглебска.
Подобно тому, как в дереве и камне отражаются свершения и события; в бликах речной воды, в падающей тени, в узорах, запечатленных на стене лучами заходящего солнца, отражаются наши желания, верования и стремления. Древнерусские зодчие считали, что через рисунок светотени, через изгибы пространства в дыму ладана и пламени свечи проявляются не физические свойства реальности — четвертое измерение.
В картинах Георгия Петрова линейная архитектоника традиционно соседствует с мистическим пространством Чуда. Прозрачную кисею многократных экспозиций его картин задевает крылом ангел, находящийся от нас «ближе расстояния вытянутой руки». Все сюжетные линии сходятся воедино и ложатся на душу. Пространство, сотканное из множества слоев, не расслаивается, а раскрываясь навстречу смотрящему, устремляется в бесконечность.
Эстетика Петрова основывается не на высказывании, а на дыхании. Он, в буквальном смысле, живет в пространстве своих картин, погружая реальный момент (фото-экспозицию) в вечное – живописную и неявную атмосферу ценностей и смыслов. О вехах своей творческой биографии он пишет:
«Недавно как раз стал вспоминать и понял, что все серии взаимосвязаны и вытекают друг из друга, что вполне естественно… Одна из первых серий, над которой я всю сознательную жизнь работаю — «Вознесение душ», изначально называлась «Переселение душ». Первая работа — эскиз ручкой на тетрадном листе датирован 1994 годом.
В 1995 — 1997 годах появилось несколько офортов, пастелей и масляных работ цикла, которые тогда входили в общую серию «Печальная радость».
Первая экспозиция состоялась в 1995 году, в галерее на Спартаковской у Ксении Босенко. 15 мая мы открыли выставку «ВИКИНГИ», и с тех пор мы с Ксю не расставались.
В 1996 году были написаны 4 холста «Переселение душ», впоследствии переименованные в «Вознесение душ». Сохранилась лишь одна работа, которая и легла в основу серии «A N A S T A S I S».
В 2005 году при поддержке моего ныне покойного друга, Яна Кумара Дас-Гупта в государственном музее Востока открылась выставка серии пастелей «Сказки Смерти» под названием «Вечность». Эти работы впоследствии стали первыми для экспериментов с мультиэкспозицией.
В 2008 в галерее ХХI века открыли выставку «ВОЛГА — ВОЛГА», которую я посвятил памяти двух моих погибших в 2006 году друзей: Паши Рузаева и Леши Харченко. На открытии экспонировался мой одноименный фильм, построенный на двойных экспозициях под сопровождение музыки группы «ВОЛГА». В прошлом году «ВОЛГА» осиротела, сначала ушел из жизни художник и музыкант, создатель инструмента «звукосук» — Юра Балашов, а затем и душа группы — певица Анжела Манукян.
В период с 2007 по 2012 годы я много занимался видео. Смонтировал ряд клипов для музыкантов разных: «Волга», «Рада и терновник», «Очелье Сороки», «КУГЭ». Я крутил видео на концерте Рада и терновник в ЦДХ. Видеоряд был смонтирован из плавно перетекающих друг в друга моих картин и фотографий, в основном из серий «Сказки Смерти» и «ВОЛГА — ВОЛГА». Тогда я впервые обратил внимание на возникающее третье изображение между фотографией и картиной. На тот момент у меня уже были достаточно четкие предпочтения по технике изображения: пастельная живопись и фотография. Таким образом, родилась идея двойной — тройной фотоэкспозиции с последующей доработкой пастелью».
Название для свой авторской техники Георгий так и не придумал – не в нем дело.
- Сложно сформулировать — это достаточно необычно на уровне ощущений. Есть «мультиэкспозиция», «синтетическая техника», «ретушированная фотография» – технологически все это близко, но по сути – далеко. Первые мои выставки – это пастель, потом фотография – ручная печать. Тогда я познакомился с людьми (печатниками), которые под фотоувеличителем руками «танцевали», делая фрагмент изображения темным или светлым, а потом брали кисточку и, подбирая, оттенки акварели, ретушировали фотографию. Исторически сначала это делалось, когда царапина появлялась на изображении или волос попадал, а потом это стали применять в художественных целях. Я встречал сложную технику совмещения фото-технологии с офортом, где на цинковую доску отпечатывается негатив. Происходит совмещение гравюры и фотографии. Потом у меня появилась идея совмещения фото и пастели.
— Твои работы пастелью по фотографии живописны, но технологически это ближе графике, да?
- Соединение фото с пастельной живописью или пастельной графикой. Формально моя авторская техника относится к синтетическим и состоит из двух- трёх экспозиционной фотографии, доработанной пастельной суперграфикой (супер — так, как формат работ по большей стороне шире метра). По сути же, мои работы являются живописными. Попробую объяснить. Несмотря на распространенное в современной живописи представление о пластике и цветовых пятнах, как о главенствующих и определяющих факторах полотна, мне видится, что важнейшими являются композиция и оттенки. Именно композиция и оттеночная палитра определяют смысловую составляющую живописного полотна.
- Технически пастель позволяет создать изображение, не отличимое от изображения, созданного в технике станкового масла. Скажем, классическое полотно «Шоколадница» 1744 г. Жана — Этьена Лиотара — это пастельная живопись. Большинство зрителей, не знакомых с тонкостями профессионального мастерства при рассмотрении полотна остаются уверены, что это – масло.
- Мои работы, наверное, ближе к живописи, хотя эта живопись достаточно графична. Честно говоря, вопрос названия техники меня не сильно волнует. Я вообще против формализации и высказывания в искусстве. Мне кажется, в какой-то момент даже серьезные ученые приходят к тому, что знания имеют границы. Идет, идет, идет процесс изучения и упирается — дальше уже Бог.
- Для меня процесс работы сродни музыке, когда ты погружаешься в богато насыщенное эмоциями пространство, сначала готовишься долго, потом начинаешь рисовать и проваливаешься, выпадаешь из обычной действительности. Для меня это – переживание самой жизни.
— Тогда должны быть значимые воспоминания и особенно дорогие сердцу события – работы…
- Самая дорогая – та, над которой ты работаешь. Периодически, когда я навожу порядок в комнате, фотографии перебираю и нахожу те, которые давно не видел. Отношение меняется. Одни и те же фотографии в какой-то момент могут показаться ненужными, а иногда их хочется видеть все время.
- У меня самые важные выставки – поминальные. В 2014 году в ЦСИ «МАРС» я представил большую, на три зала выставку «НЕБЕСА ИАКОВА», которую посвятил памяти дорогого друга Яна Кумара Дас-Гупта, ушедшего в 2010 году. В первом зале экспонировалась подготовленная специально к этой выставке серия работ в свежей тогда, авторской технике «ВОЗНЕСЕНИЕ ДУШ». В 2014 году, продолжая работать в авторской технике, я создал серию работ «Земля Иакова», плавно вытекающую из предыдущего цикла «НЕБЕСА ИАКОВА». Серия в полной мере не была закончена и не экспонировалась. Но именно тогда появилась работа «Книга Чудес», ставшая отправной точкой для «A N A S T A S I S». В том же году по приглашению Леши Комова я поехал в Евпаторию с небольшой экспозицией эскизов «Земля Иакова». Из фотоматериала, отснятого в Евпатории, появились две первые работы серии.
- В «A N A S T A S I S» я использовал материалы из различных поездок с 1998 г. по нынешние годы, это Псков, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Астраханская область, КРЫМ — Евпатория, Новый Афон, деревня Ящерово, Соловки, Абхазия – Сухум и Москва, конечно.
Поездка в Абхазию вдохновила Георгия, дала ему творческий импульс, сместила его образ мира от синего к зеленому, от смерти к Воскресенью. Сейчас Георгий готовится к новой выставке «A N A S T A S I S» в «Галерее ХХI века».
- Летом мы впервые в Абхазию съездили и там… чудо! Я не думал, что найдется еще пространство, способное так сильно меня удивить, обрадовать, вдохновить! Как будто это место к которому я стремился все годы работы над «A N A S T A S I S” — Для меня сейчас эта выставка, это и есть все.
- Галерея не очень большая, но пространство идеальное. Все мои главные выставки поминальные, и эта тоже, но еще она – возрожденческая. У меня были периоды синие-синие, а здесь – совсем другое — сказочное желто-зеленое пространство. В старой русской иконописи синий практически отсутствует. Голубой у Феофана – зеленоватый. В Ферапонтово его пигменты представлены — голубые там отсутствуют. У нас на Руси до определенного момента таких почти не было. Их стали привозить из Византии, еще позднее из Европы. А у нас – охра. И лаки придают синему зеленоватый оттенок. Абхазия такая. Звенящее, загадочно — праздничное пространство. Поэтому очень теплые работы, где синий сменился на зеленый. Вот вход в пещеру Симона Кананита, куда он сверху проникал через лаз в скале. Лестницу потом прорубили. Длинная лестница, пока туда доберешься по ней — устаешь. А если представить, что он туда ползал по камням – каждый раз подвиг. На сегодняшний день завершающие цикл работы созданы на основе фотоматериала, отснятого в Абхазии прошлым летом, в том числе на Новом Афоне, у грота апостола Симона Кананита.
- A N A S T A S I S — Воскресение, возрождение. ХРИСТОС ANESTI! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
- В Абхазских храмах пишут и восклицают на трех языках:
- «Christos Anesti!» — на греческом,
«Қьырса Дыбзахеит!» — на абхазском
«Христос Воскресе!» — на русском.
Беседовала кандидат искусствоведения Виктория Фомина
Материал из цикла «Пространство Чуда», который осуществляется при поддержке Президентского Фонда Культурных Инициатив.
#пространствочуда
#фондкультурныхинициатив