Ольга Веретина. Искусство быть Женщиной: творческий путь Президента Международной академии современных искусств Татьяны Петровой-Латышевой

1. На обложке: Татьяна Гаврииловна Петрова-Латышева. Москва, 2021 г. Фото автора.

История искусств знает множество великих мужских имен и нечасто упоминает о женских. Долгое время женщина была Музой, а не Творцом. Ей отводилась роль источника вдохновения, верной спутницы и помощника. Бесспорно, образ женщины – древнейшая тема, которой посвящали жизнь поэты, художники, скульпторы и музыканты. Воспевая красоту, ее увековечивали.

Шло время, эпоха сменяла эпоху, и женщина из объекта восхищения переродилась в созидателя и идеолога. И вот XX век подарил искусству таких поэтесс как Марина Цветаева и Анна Ахматова, чьи стихи тронули сердца современников. Художественному миру стало известно имя Фриды Кало, которая воплощала на холстах свои душевные переживания. Одной из первых русских женщин, вошедших в историю живописи, стала Зинаида Серебрякова, мировую известность и признание получила скульптор-монументалист Вера Мухина.

Биографии этих великих женщин – это путь мастеров и творцов. Но самосовершенствование, творческие поиски и рождение новых стилей и направлений были только частью этого пути. Получив признание профессионального сообщества, каждая из этих женщин понимала важность деятельности на благо и развитие общества, передачи собственного опыта будущим поколениям, стремление к эстетике и созиданию культурных ценностей. Посвящая свою жизнь искусству, женщины находили себя и влияли на судьбы других, становились идейными лидерами.

Особого внимания заслуживают деятели культуры современности, чьи цели выходят за рамки развития какого-то одного направления или вида искусства и приобретают масштаб глобального мирового явления, направленного на развитие искусства в мировой культуры в целом. Среди современных авторов, достигших признания и посвятивших свою жизнь служению великой идеи, нельзя не отметить деятельность Президента Международной академии современных искусств Татьяны Петровой-Латышевой.

Татьяна Гаврииловна Петрова-Латышева выдающийся мастер, наделенный идеальным чувством гармонии, отточенным мастерством и сложившимся взглядом на искусство. Ее талант воистину многолик, ей подчинились практически все жанры искусства, она всегда искала и находила разные формы самовыражения: живопись, графику, поэзию, сценографию, дизайн, архитектуру… Кроме этого Татьяна Гаврииловна великолепный педагог, заботливо передающий свой опыт новым поколениям. Творческий успех и исключительные достижения этой выдающейся женщины во многом определены ее стремлениями к истине, любви и красоте, которым она верна как в жизни, так и в своих произведениях.

Татьяна Гаврииловна Петрова-Латышева бережно и с любовью хранит память о своих родителях. Ее мать была дворянкой, отец – государственный служащим высокого ранга.

Это был союз двух людей высоких нравственных идеалов. От матери она унаследовала аристократическую внешность, тонкое ощущение прекрасного, изящные манеры. От отца – стойкость характера, чувство собственного достоинства, непреклонность перед трудностями. Будучи обладательницей таких личностных качеств в сочетании с природной одаренностью, Татьяна рано почувствовала свою принадлежность к миру искусства. Она получила музыкальное образование, а позже закончила Московский архитектурный институт.

В жизни Татьяна Гаврииловна всегда слушала свое женское сердце, ведущее ее к истине. Именно поэтому ее личная судьба сложилась полно и счастливо: это настоящая любовь, преодолевающая все трудности и невзгоды, радость творчества и материнства, ответственный и самозабвенный труд педагога и учителя.

Творчество Татьяны Гаврииловны искренне, это постоянный поиск красоты и стремление к идеалу. Великолепное образование и мастерское владение различными техниками – маслом, акварелью, пастелью, карандашом – позволяют ей воплощать самые сложные идеи с простотой и легкостью. Изящной женскою рукою она пишет мир любви, сотканный из первозданного эфира, наполненного чистотой и светом.

2. Из серии «Гималаи». «Гималайское свечение», 50х70, пастель, бумага, 1999г.

    Пейзажный цикл «Гималаи» – это величие света, выступающего не только ключевым сюжетом произведений Татьяны Гаврииловны, но и символом духовного преображения и очищения. Глядя на ее Гималайские пастели, невольно охватывает восторженное переживание божественной красоты момента земной природы.

    3. Из серии «Гималаи». «Утес», 70х50, пастель, бумага, 1999г.

      Ощущение глубины пространства, поразительный колорит явления, тональные переходы и яркие световые лучи, несомненно, выдают мастера, способного передать неповторимое торжественное мгновение, которое растворится через доли секунд. В работах «Гималайское свечение», «Утес» царит гармония между плавными цветовыми переходами мягкого рассеянного света, падающего на ландшафт местности, и четкими, прямолинейными лучами солнца, величественно сияющими сквозь серебристую вуаль воздушного облака.

      Для достижения таких разноплановых эффектов с помощью пастели Петрова-Латышева соприкасает цветовые слои, на одних участках создавая акцент на прозрачности, а на других – на плотности, что придает контрастность и звучность пейзажу.

      4. Из серии «Гималаи». «Вид сверху», 50х70, пастель, бумага, 1999г.

      Создание мягких цветовых переходов для достижения задуманной цветовой гаммы подчас трудоемкая задача. «Вид сверху» — тонкое колористическое сочетание, выстроенное на полутонах, а иногда и на десятой доле оттенка. Так складывается ощущение    присутствия, собственного взгляда на вершины гор с высоты птичьего полета.

      Совершенно иное впечатление производит серия работ акварелью «Русский Север», воспевающая суровую красоту северной природы. В отличие от монументальности пастели, акварель динамична и легка, что придает мрачным и хмурым пейзажам Севера особое очарование. Они словно пронизаны тихой, таинственной, незримой жизнью: игрой бликов солнечного света в тяжелых облаках, жизнью храма у озера и его прихожан, озерным течением, уносящим плывущие острова…

      5. Из серии «Русский Север». «Тревога», 60х80, бумага, акварель, 1990г.

        6. Из серии «Русский Север». «Храм у озера», 60х80, бумага, акварель, 1990г.

          7. Из серии «Русский Север». «Плывущие острова», 60х80, бумага, акварель, 1990г.

            Для создания определенного настроения и духа пейзажа Татьяна Гаврииловна сохраняет главное – спокойствие, медитативность, вечный баланс, царящий в краю холодов. Равновесие между движением и покоем достигается с помощью цвета, которым художник владеет виртуозно. Цветовые переливы задерживают взгляд, погружая зрителя в атмосферу каждого произведения: темнеющее небо и тяжелая вода в «Тревоге» наводит мысли о грядущей грозе, «Храм у озера» в своей первозданной красоте, смотрящийся в озеро, как в зеркало, плывущие острова, как чудо природы в дымке озерного тумана…

            Жемчужиной творчества Петровой-Латышевой без сомнений можно назвать цикл «Города России». Путешествуя по российской провинции, Татьяна Гаврииловна, как чуткий художник и искусный архитектор, сумела перенести на бумагу очарование тех прелестных мест, лежащих вдали от современной цивилизации и городской суеты. Коломна, Суздаль, Торжок, Романов — Борисоглебск, Зарайск, Кириллов, Ферапонтово и другие города и самобытные уголки уездной России обретают в композициях Петровой-Латышевой свой истинный аутентичный облик.

            Цикл «Города России» был неоднократно удостоен внимания арт-критиков, искусствоведов и публики. Для того чтобы запечатлеть образ города в первозданном виде, Татьяна Гаврииловна совмещает различные техники в одной работе и создает особенный стиль городского пейзажа, передающий духовную составляющую места. Ее сочетание живописного натурного неба и волшебного графичного архитектурного ансамбля глубоко раскрывает исконную душу старинных русских городов. Цветущая Коломна, торжественный Суздаль, Торжок с Ильинской площадью, залитой солнечными лучами, скромные храмы Романова — Борисоглебска в ее исполнении покоряют сердце каждого зрителя.

            8. «Города России». «Коломна-Цветник», 50х70, бумага, смешанная техника, 2006г.

              9. «Города России». «Суздаль. Покровский монастырь», 50х70, бумага, смешанная техника, 2013г.

                10. «Города России». «Торжок – вид с горы», 50х70, бумага, смешанная техника, 2008г.

                  11. «Города России». «Торжок – Ильинская площадь», 50х70, бумага, смешанная техника, 2008г.

                    12. «Города России». «Борисо-Глебский монастырь», 48х63, бумага, смешанная техника, 2008г.

                      13. «Города России». «Тутаев. Храм Казанской Божьей Матери», 50х70, бум., см. т., 2015г.

                        В пейзажном цикле «Города России» Татьяна Гаврииловна преподносит, казалось бы, знакомые всем и каждому городские достопримечательности в совершенно новом свете и новом ракурсе. Помимо использования контрастности, как одного из любимых приемов для усиления чувственного восприятия, в своих работах она строит композиции с различных точек обзора и с учетом необычных ландшафтных особенностей («Торжок – вид с горы», «Борисо-Глебский монастырь»). Создавая акценты на важных деталях, Петрова-Латышева обращается к подлинной сущности каждого города, созданного в единстве с природой и вобравшего в себя энергию поколений. Так, зритель погружается в уединение и тишину храмов Тутаева («Тутаев. Храм Казанской Божьей Матери»), прогуливается по площади уездного дореволюционного Торжка («Торжок – Ильинская площадь»), посещает Коломну, сохранившую флер городка из XIX века («Коломна-Цветник»), переносится в Суздаль, словно застывший в средневековье («Суздаль. Покровский монастырь»)…

                        Творчество Петровой-Латышевой сохраняет изящество и эскизность произведений Серебряного века – романтической эпохи, связавшей красоту прошлого с нынешним временем. Отблесками этой эпохи пронизана жизнь самой Татьяны Гаврииловны, они находят отражение в ее поэтичных картинах разных лет.

                        14. Из цикла «Прага с Дон Жуаном». «Летающий город», 60х80, бум., см. т., 1996г.

                          Художественная сюита «Прага с Дон Жуаном», выполненная в различных техниках, но объединенная одним лейтмотивом – путешествием по таинственной Праге в обществе Дон Жуана, открывает самые сокровенные и желанные уголки города. Это приглашение отправиться в сказочный «Летающий город», полный грез и волшебства.

                          15. Из цикла «Силы небесные». «Начало начал», 80х60, бумага, акварель, 1991г.

                            В цикле произведений «Силы небесные» божественный сюжет повествуется не сквозь строгие канонические законы иконописи, а рассказывается с помощью законов художественных, словно легенда. Цветовая и тональная составляющие делают эти картины живыми, проникнутыми благостью и целомудрием. В «Начале начал» Татьяна Гаврииловна создает образ Святой Девы тонким, невинным, кротким и смиренным перед судьбой. Циклу присуща мягкая пластика, филигранность и одухотворенность, возвышающая над суетой.

                            16. «Тайное свидание», 80х60, бумага, смешанная техника, 1983г.

                              Секрет картин Татьяны Гаврииловны – в многообразии техник, тем и в искусстве их сочетать. Серия «Тутаевские травы», помимо смешения различных графических и живописных приемов, выполнена на тонированной бумаге, придающей ей особую выразительность. Так, главная героиня «Тайного свидания» в предвкушении встречи с любимым стремится в полночь, и свидетелями любви будут лишь милые сердцу луговые травы.

                              Татьяна Гаврииловна талантливый сценограф, под ее руководством оформлены десятки спектаклей в разных театрах Москвы. Более 20 лет она занимала должность главного художника театра «Глас».

                              Художественное оформление спектаклей для Татьяны Гаврииловны – особенный вид самовыражения. Каждый спектакль с ее участием обретает уникальное эмоциональное звучание. К выстраиванию театрального пространства она подходит тщательно и скрупулезно, учитывая множество нюансов: от характера действующих лиц до внешних технических условий. Ее стилизация и символический подбор реквизита создают иллюзию драматургического универсума, гармонично сочетающего происходящее на сцене, вовлекающего зрительный зал, эффектно доносящего идею произведения.

                              Одним из самых известных и знаковых спектаклей, театральным художником которого выступила Татьяна Петрова-Латышева – «Великая княгиня Е.Ф. Романова. Возвращение» режиссера Н. Астахова. Ее акценты в декорациях – неотделимая часть сценического действия, усиливающая эмоциональное переживание спектакля.

                              17. Эскиз к спектаклю «Великая княгиня Е.Ф. Романова. Возвращение», реж. Н. Астахов, 2008г.

                                18. Выставка «От эскиза до спектакля» в Центральном Доме Актера им. Яблочкиной.

                                  19. Сцена из спектакля «Великая княгиня Е.Ф. Романова», Театр ГЛАС, реж. Н.Астахов, в роли молодой княгини — К. Власова.

                                    Знаковые элементы, изображающие смену эпох и революционные события – букеты белых цветов, трон, золото портьер сменяется разрушительной пустотой на сцене, увешанной лозунгами, лишенными истинной веры. Образ великой княгини Елизаветы Федоровны, личности высоких духовных идеалов, символа гармонии внешней и внутренней красоты, передан через изысканное подвенечное платье и скромное одеяние монахини. На протяжении всего спектакля Елизавета Федоровна предстает в белом цвете – символе духовной чистоты, святости и силы.

                                    20. Иконы в технике мозаики из лепестков роз для ландшафтной композиции «Свет мира» в ЦДА им. Яблочкиной.

                                      21. Копия иконы «Троица» из лепестков роз. Подарена Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.

                                        Дизайнерские решения Татьяны Гаврииловны несут собственную эстетическую миссию. Выбор материалов, исполнение, художественный посыл здесь ярко выражают сознание автора, стремящегося привносить в жизнь общества духовные ценности.

                                        22. У ландшафтной композиции «Свет мира» на ВДНХ. 2009 г. (Серебряная медаль ВДНХ).

                                          Татьяна Гаврииловна ценитель хрупких, эфемерных материалов, тонкость и сложность работы ее совершенно не смущают. Творческая интуиция безошибочно ведет ее к переосмыслению композиций великих мастеров. Иконы, выполненные в мозаичной технике из лепестков роз, рождают неземные эфирные лики, а цветочные лепестки передают божественную природу святого образа. В 2009 г. Татьяна Гаврииловна награждена серебряной медалью ВДНХ за авторский ландшафтный проект «Свет мира», соединивший архитектурные, дизайнерские и художественные элементы и работу с природными материалами.

                                            23. Разворот поэтического сборника «Мир любви». 2019г.

                                            В 2019 г. вышел поэтический сборник Татьяны Гаврииловны Петровой-Латышевой «Мир любви», в который вошли стихотворения разных лет с авторскими иллюстрациями.

                                            Поэзия для Татьяны Гаврииловны такая же неотъемлемая часть самосознания и откровения, как и живопись. Одной из главных творческих задач, которую ставит перед собой автор, это возвращение связи с традициями русской поэзии. Ее стихотворное наследие связано с поэзией Серебряного века, но имеет свой характерный почерк.

                                            В своих стихах Татьяна Гаврииловна изображает встречу внутреннего мира поэта с реальностью, души с миром божественным, придает символичный смысл любому явлению природы, признается в любви своей родине и верит в истинную любовь между людьми. Своим изысканным обликом и слогом она продолжает классическую традицию современной русской поэзии.

                                              24. Рисунок на развороте поэтического сборника «Мир любви». 2019г.

                                                25. Иллюстрация на развороте поэтического сборника «Мир любви». 2019г.

                                                  26. Иллюстрация на развороте поэтического сборника «Мир любви». 2019г.

                                                    27. Иллюстрация на развороте поэтического сборника «Мир любви». 2019г.

                                                    Татьяна Гаврииловна всегда совмещала творческую жизнь с преподавательской деятельностью. Более 30 лет она проработала на кафедре рисунка и скульптуры в архитектурном институте, преподавала во ВГИКе и Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, несколько лет возглавляла детский центр «Архитектура и дети» при МАСА, преподает архитектурно — дизайнерское проектирование в ЦДО ДТО МИИТа. Также, Татьяна Гаврииловна является автором уникальной программы «Архитектура личности».

                                                    Как архитектор и дизайнер Татьяна Гаврииловна проектирует частные дома и интерьеры. В ее творческой биографии более 20 персональных выставок, в рамках которых она выступает с литературно-музыкальными программами. Художественные работы Татьяны Гаврииловны находятся в галереях и частных коллекциях Англии, Америки, Германии, Канады, Италии, Индии, Голландии, Франции, Чехии и др.

                                                    28. С Председателем ПСХР Н.Н.Седниным на открытии персональной выставки «Мир любви», 2018 г. Москва.

                                                      Татьяна Гаврииловна живет и работает в Москве, и в поисках творческого вдохновения много путешествует по родной стране, Европе и миру. Но ее сердце принадлежит небольшому провинциальному городку Тутаеву (Романов-Борисоглебск), где она занимается искусством, обучает детей и любит участвовать в жизни города: выставках, праздниках, ярмарках.

                                                      29. На ежегодной выставке детского художественного творчества студии «Арт-Сарай» Георгия и Ксении Петровых (учеников Т. Петровой) в Тутаеве.

                                                        Татьяна Гаврииловна член многих организаций культуры и искусств: Общества Изящных Искусств Флоренции (Италия), Профессионального союза художников России, Российского Союза писателей, Российского Межрегионального Союза писателей, Академии русской словесности и изящных искусств имени Г.Р.Державина (Санкт-Петербург), кроме этого она является Профессором изобразительного искусства и Доктором изящных искусств. Как признанный автор, Татьяна Петрова-Латышева удостоена многих заслуженных наград и званий: «Почётный деятель искусств России», «Honored Artist of Europe», Орден « Екатерина Великая», Медаль «Пушкин», Медаль «М. Булгаков», Орден «Наследие», Орден «Звезда Виртуоза» и многих других наград.

                                                        В 2019 г. единогласным решением Президиума Татьяна Гаврииловна Петрова-Латышева была избрана на пост Президента Международной академии современных искусств.

                                                        Международная академия современных искусств (МАСИ) ведет свою просветительскую деятельность в России и объединила уже более 40 стран мира. Эта организация, созданная более 10 лет назад, идеей и целью которой всегда были единство и развитие различных видов искусств в стране и мире. На данный момент в состав МАСИ входит ряд значимых международных проектов в области культуры и искусства. Проектом Академии является крупнейший в Европе конкурс «Искусство. Совершенство. Признание.» («Art. Excellence. Awards.», АЕА) с онлайн-галереей, позволяющей лауреатам популяризировать и продавать свои произведения по всему миру. Также, Международная академия современных искусств является одним из учредителей Международной премии в области архитектуры, проектирования и строительства “Элитарх“. Партнерами Академии стали крупные государственные, общественные и творческие организации и союзы, в числе которых Профессиональный союз художников России и справочное издание “Единый художественный Рейтинг“.

                                                        30. В Российской академии художеств, с Президентом академии Зурабом Церетели и Председателем ПСХР Н.Н. Седниным. 2020 г. Москва.

                                                          Общественная деятельность для Татьяны Гаврииловны — это и долг, и призвание, и смысл жизни. Ее самоотдача и верность слову и делу вдохновляет членов организации, а умение дипломатично и мудро решать сложные задачи вызывает уважение и восхищение среди коллег.

                                                          Волшебство и загадка творческого и жизненного пути Татьяны Петровой-Латышевой кроется в истинной любви, служении своей стране, культуре и вере. Она и Муза, и Мать, и Созидательница. Это Женщина высокой культуры личности, чьи духовные идеалы восходят к единству триады Истины (Природы), Добра (Нравственности) и Красоты. Это Женщина, которая посвятила свою жизнь великой любви – любви к искусству.

                                                          Автор: Ольга Веретина.

                                                          Генеральный директор онлайн-галереи международного конкурса“Art Excellence Awards“.Член-корреспондент Международной академии современных искусств.

                                                          Автор: Ольга Веретина.

                                                          Генеральный директор онлайн-галереи международного конкурса“Art Excellence Awards“.Член-корреспондент Международной академии современных искусств.