Творчество Елены Григорьевой — добрая сказка, рассказанная картинами и словами. «Вороны» над Романовским Казанско-Преображенским храмом и котенок с щенком на «Птичьем рынке» входят в постоянную экспозицию Медиа-музея духовной истории г. Романова-Борисоглебска (ныне Тутаева). Но этой осенью зоосад Елены Григорьевой — многоликой толпой улыбающихся животных наполнил галерею Музея. Надо заметить, животные на картинах часто и широко улыбаются, как и сама их жизнеуверждающая создательница — член Союза писателей, Союза художников, почетный член Международной Академии Современных Искусств, а по совместительству кандидат геофизики и «человек Леонардо» — Елена Григорьева – один из любимый экспонентов Медиа-музея духовной истории г. Романово-Борисоглебска. В экспозиции «Добрая живопись» Лена, помятуя о тематике Медиа-музея, выбрала животных, так или иначе связанных с образами святых. Правда, не все они добрались в заснеженный Романов-Борисоглебск. Медведь, которого кормит с руки преподобный Сергий Радонежский, остался сторожить дом, а белка — насельница Валаамского монастыря — радует жителей Иваново. Зато в Музей приехали поющая корова, две козы, морские котики и целая свора собак — среди них «Московский дракон» и две дворняги-философы, дежурящие у магазина на площади, написанные с Тутаевских прототипов, а также, серый сторожевой пес, написанный специально для Романова-Борисоглебска.
— Обладая столькими навыками и талантами в разных видах искусств, когда и почему ты решила стать художником?
— Вопрос не такой уж простой. Я все детство постоянно рисовала. Первая моя публикация, как художника, прошла в книге моего папы – профессора физико-математических наук Владимира Ивановича Григорьева и его соавтора Геннадия Яковлевича Мякишева «Силы в природе». Там я нарисовала сову. Потом, став подростком, я, по наводке родителей, поступила в физмат школу N52 и там сильно увлеклась физикой и математикой. Учиться было трудно, но очень интересно. И рисовать я перестала. Совсем. Но начала шить и вязать — это была необходимость. Ничего путного в магазинах тогда купить было нельзя, а пряжа нескольких цветов и ткани были. Даже очень дешевые. Вот я и шила на старенькой машинке «Зингер». Себе, сыну и маме. Опять стала рисовать в 2012. Случайно попала на тренинг по правополушарному рисованию. Там пошёл крик, мол, бабуля — самородок…. С тех пор так и рисую.
— Кто любимые герои твоих картин?
— Герои картин…. Тут нужно немного истории. Дело в том, что физиком я проработала до 1993 года. Потом науку перестали финансировать и меня сократили. Практически сразу после защиты кандидатской. Ну, я и пошла работать журналистом. Тогда была реальная свобода слова, а навыки логического мышления очень помогли мне при написании аналитических статей. Я проработала журналистом почти 20 лет и ушла с поста заместителя главного журнала «Работница» с журналистской наградой профессионального сообщества «За честь, достоинство и профессионализм». Работа журналистом научила меня не просто писать, что в голову взбредёт, а заранее готовить материал и думать, какой смысл я вкладываю в статью. То же и в картинах. Мои герои — и люди, и животные (их я люблю рисовать больше, чем людей), не только образы, но и судьбы, миры, истории. Главное, как учила меня моя любимая редактор Зоя Петровна Крылова — создать эмоциональный образ. А читатель (зритель) додумает сам и сам сделает выводы. Так же и в моих работах — все мои герои очень хорошие! Они достойны и уважения, и любви, и восхищения! И слоники, и мыши, и кенгуру, и русалочки с домовыми… — все! Мой родной человек болел. Депрессия. Оказалось, это реальная, и опасная болячка! Смотрю, мои работы его поддерживают, он оживает, начинает выздоравливать. Потом я стала и нарочно делать такие позитивные работы, чтобы помочь. Ну и все, Слава Богу! Даже боюсь сглазить. Очень помогает опыт создания фоторепортажей. Я вижу кадр, умею найти выразительный ракурс. Это очень важно для художника.
— Булат Окуджава пел: «Каждый пишет, как он дышит…, не стараясь угодить». Но как выяснилось, лишь некоторые художники пишут для себя, для многих важнее, например, быть понятными народу или соответствовать требованиям профессионального сообщества. Кто твой идеальный зритель?
— Мой идеальный зритель, думаю, — человек спокойный. Неспешный. Человек, который может постоять, посмотреть на работу, подумать. И ещё, я очень люблю, когда на выставку приходят дети. Они замечательно рисуют свои варианты моих работ и придумывают сказки. Взрослые, уверена, тоже что-то придумывают и у них, конечно, возникают свои истории. Так что мне, реально, не так важен возраст зрителя. Просто одно условие — не нестись сломя голову мимо картин, а хотя бы остановиться и посмотреть чуть дольше. Возле моих работ, кстати, стоят люди. Дай им Бог здоровья.
— Лена, о чем и ради чего твой любимый сюжет?
— Любимый сюжет картины — хороший, добрый, умный, темпераментный, очень искренний зверёк, или человек, или даже пейзаж, но тоже со своим нервом и смыслом. Я ощущаю все, как живое. И дома, и Землю, и деревья, и дома, особенно Храмы. А уж животные, они вообще прям личности-личности. Я их так люблю, так восхищаюсь, так жалею за их беззащитность, так хочу им счастья! И люди, например, идущие Крестным ходом на Пасху, они такие дивные, такие надеющиеся на Бога, что нельзя их обижать! Даже думать плохо и замечать плохое. И так во всем. Это словами не выразить! Можно только нарисовать.
— Что объединяет твои научные интересы, литературу, журналистику, фото и живопись?
— Думаю, то, что все это — один человек. И все, что я делаю, мне интересно. Прямо очень!!! Я не понимаю, как можно заниматься нелюбимым делом от звонка до звонка. Я бы, наверное, где бы ни работала, нашла бы повод для радости. Я сама и разу не устраивалась на работу с улицы. Всегда долго, долго сотрудничала — писала диплом по физике там, где хотела потом работать, внештатно была корреспондентом именно там, где мне хотелось, потом быть в штате. Потом стала рисовать, и тоже сама и с радостью. И ещё, я всегда стараюсь исследовать и открывать для себя что- то новое, такое, что не делал до меня ни один человек. Удаётся ли мне это? Не мне судить! Но я очень стараюсь!
(фотографии к материалу А. Брукса, А. Каракосова)