Многомерное пространство Интерактивного медиа-макета «Романов — Борисоглебск. Духовная история», расположенного в центре зала Новомучеников Музея духовной истории, отражается в окнах, в картинах, в зеркальной глади Волги, в исторических медиа-инсталляциях, в памяти зрителей.
«Память, восстановленная художниками, архитекторами историками, режиссерами, иконописцами — десятками людей из разных городов России. Рядом с 10 действующими храмами двух берегов на макете восстают и храмы погибшие. А над храмами светятся лица мучеников за веру – местных священников и жителей, чьи жизни раздавил молох богоборчества», — Вера Куликова назвала инсталляцию «Макетом памяти и надежды». Ряд искусствоведов также сходятся во мнении, что Интерактивный медиа-макет «Романов-Борисоглебск. Духовная история», — не служебная конструкция и не аттракцион, а целостный художественный образ — произведение искусства. Идея четырехмерного медиа-макета, была поддержана Президентским грантом в 2020 году. Далее, в течении полутора лет над созданием макета работали 36 человек, среди которых, скульпторы, режиссеры, художники, иконописцы, плотники, инженеры-светологи… Сложно было представить себе как множество разноплановых артефактов, созданных в этот период, можно расположить на макете. Непростая задача создания единого пространства города была решена главным архитектором Макета – Деей Кузьминой.
— Творчеством занималась с детства, были способности в графике, живописи и скульптуре, позже в архитектуре. Архитектура явилась для меня увлечением, позже профессией, объединяющей искусство и инженерию, множество творческих занятий. И конечно, возможность создавать комфортную среду для жизни людей, — рассказывает Дея Олеговна о своем опыте макетирования, — В Архитектурном институте мы много макетировали, мне всегда это нравилось. Помню, как зашла к проректору по поводу допуска к копированию картин в Третьяковке, и он мне дал журнал, посвященный творчеству Сантьяго Калатравы. И следующая моя макетная клаузура состояла из вантовых конструкций и поверхностей двоякой кривизны. Радовали мои внутренние открытия. Оказалось, интересные пространства можно создавать без участия стен! В студенческие годы мы много катались на коньках и горных лыжах. На четвертом курсе я спроектировала горнолыжный клуб. Помню, перед сдачей макета клуба сломала руку на катке. Благо идея, рельеф и заготовки уже были, друзья помогли доделать, получилась хорошая динамичная композиция на рельефе. Еще помню переводную клаузуру после второго курса. Моему папе накануне приснилось, что мне поставили две десятки. «10» был высший балл, его почти никогда не ставили, девятка – уже было отлично. Я ответила папе, что этого не может быть. Оказывается, может… Первую комиссия поставила за идею, вторую за исполнение.
— Медиа-макет духовной истории Романова-Борисоглебска объединяет керамическую и деревянную скульптуру, разные масштабы и временные периоды. Что было самым сложным в работе над макетом?
— Романов Борисоглебск для меня необычный город. Он живой, с интересной историей и множеством творческих людей, это вдохновляло при работе с макетом. Сложно было на первом этапе поиска общей композиции, встала проблема интеграции масштабов из сотки в тысячник. Архитекторы любят точность и педантичность с размерами, а здесь нужно было найти архитектурно-художественный образ. Месяца два напряженных раздумий, изучения истории и старинных карт города, сомнений и поисков… Спасибо мужу, он меня очень поддерживал, говорил, что все получится, когда возникали моменты моей неуверенности. И вот однажды мне приснилось, как все будет. Общими молитвами родился яркий, точный, живой образ. И тут уже пошла работа. Диагональное динамичное расположение Волги, как хорды, храмов и пятен застройки, все начало выстраиваться в гармоничную композицию. Вдохновлял сам процесс рождения керамических скульптурных храмов, позже подсвеченных и оживших в среди высоких берегов… Решение сделать с максимальным использованием природных материалов пришло сразу. Рельеф решила покрыть волжским песочком по ПВА, сверху навести живописность акрилом. Получилась прочная армированная поверхность, выдерживающая нелегкие храмы, и при этом обладающая природной шероховатостью… Мхи и лишайники для озеленения мы собирали всей семьей и друзья привозили с севера…
— Что было самым интересным?
— Процесс создания Волги на макете стал для меня незабываемым впечатлением. Ночной прекрасный заснеженный город, я иду в лунном свете, встречаю навстречу лису, но она принюхалась, от меня пахло акрилом и ПВА, и она свернула в сторону, прыгнула через сугроб и скрылась, проигнорировав мой призыв прогуляться вместе… Дело в том, что технология создания воды — очень многослойный процесс, и я раз в несколько часов, по мере высыхания, шла в музей, и ночью тоже. И так в течение недели. Однажды ночью пошел сильный снегопад, и утром я не смогла попасть в музей, дверь завалило сугробом. Спасибо друзьям – приехали, откопали, процесс не остановился, и технология не была нарушена!
— Каково значение этой работы?
— Хотя мы с коллегами пересекались редко, в итоге получилась крепкая работа слаженной команды. Очень хорошие, душевные, творческие специалисты были объединены этим проектом. Архитекторы, искусствоведы, краеведы, художники, скульпторы керамисты, инженеры светологи и видеорежиссеры. Благодарна им всем за успешный совместный труд! Очень благодарна создателям замечательного Медиа-музея духовной истории г. Романова-Борисоглебска за приглашение участвовать в этом проекте. Для меня было очень дорого и важно прикосновение к созданию чего-то ценного для этого города. И еще очень радует одобрение и поздравления в конце работы от коллег и интерес в глазах посетителей! Макет получился очень интересный, необычный, не чисто информативный, а такой живописно- скульптурный, духовный, живой, меняющийся при разном освещении. Очень яркое впечатление, когда скульптуры храмов загораются, как свечи! Такой прекрасный синтез архитектуры, скульптуры, живописи и медиа-искусства!