Юрий А. Домбровский. Увидеть Париж и… не умереть (окончание)

На улице Сент-Мартин, полной антикварных лавок и салонов живописи, посмотрели работы уличных художников, прошлись по улице Риволи и вышли  на площадь Отель де Виль, которая на протяжении пяти веков служила местом публичной казни. Теперь здесь расположен муниципалитет — величественный комплекс зданий, увенчанный куполами в форме усечённых пирамид и множеством статуй по фронтону и фризам. Оригинальная и внушительная архитектура, чем-то напоминающая Зимний дворец в Петербурге. Обойдя Отель де Виль с другой стороны, зашли в церковь Сент-Жервейс. В принципе, соборы все схожи друг с другом, но в каждом из них есть что-то, свойственной только ему. По улице Темпель дошли до улицы Рамбетью, где посетили Национальный архивный музей. Осмотрели церковь Святой Марии и собор Святого Николя. Прошли мимо технологического лицея к зданию Национальной консерватории и у площади Женнес снова вышли на улицу Сент-Мартин — улицу, довольно-таки длинную, известную своими увеселительными заведениями. Прошли под Триумфальной аркой Святого Мартина, затем пересекли Севастопольский бульвар и пошли по улице Сент-Дени. Так подробно описывая свой маршрут и названия улиц Парижа, держа перед собой карту города, испещрённую жёлтым фломастером, как бы, заново прохожу пройденный путь, получая истинное удовольствие от музыки названий.

    Триумфальная арка

      Улица Сент-Дени

                  На Сент-Дени купили в лавке вина и, устроившись на скамейке в скверике госпиталя Святого Лазаря, выкушали  его, закусывая сыром. Ноги и спина уже плохо слушались, но пытливый мозг требовал новых ощущений. Отдохнув слегка, пошли дальше, в сторону своего отеля. На улице Шарболь повернули к церкви Святых Винсента и Поля, осмотрели её изнутри и снаружи и, уже на исходе последних сил, вернулись в «Жирандо». Душ, ужин с вином, небольшой отдых и вечерняя прогулка по Пляц-Пегаль. Снимал на видео секс-шопы, салоны эротики, “Мулен Руж” с вращающимися крыльями ветряной мельницы — всё то, что именуется ночной жизнью Парижа. Если где-то снимать не разрешали — не очень и настаивал. Хотя, конечно, хотелось показать Париж во всех его красках и проявлениях.

                  Перекусили в египетском кафе мясным арабским блюдом с зеленью, острой приправой и оливковым маслом. Пить вино здесь запрещено, поэтому бутылку, припасённую Сергеем, выпили на бульваре, на, ставшей уже привычной, скамейке. Небольшая группа русских, проходя мимо нас, восхищённо заметили: «Смотрите, эти французы — прямо как русские. Сидят и квасят на улице», — чем вызвали наш здоровый смех. А, вообще-то, понятия «Париж и вино» — неразделимы. В этом мы уже успели убедиться…

                                                                                                                                                                           ***

                  Наш автобус до сих пор не налажен. По программе нас должны везти на автобусе в Версаль. Но, увы… Вика, наша гид, сказала, что она может сопроводить нас в Версаль своим ходом на перекладных, а вернёмся обратно мы уже сами. Часть группы так и поступила, нас же это не совсем устраивало. Поэтому мы решили и этот день отдать Парижу. Тем более что это был последний день нашего здесь пребывания, а мы не видели ещё так много. Триумфальная арка, Елисейские поля, дворец Инвалидов, Марсово поле, Эйфелева башня, дворец Шайо… — всё это мы видели лишь из окна автобуса в первый день знакомства с Парижем.

                  На этот раз, решили воспользоваться метро. С нами уже четвёртый день подряд неразлучной парой следует чета педагогов Сергей и Надежда, которых, по всей видимости, наше общество устраивает. Ну, что ж, вместе веселее. Сели в метро на станции Анверс, что в двух шагах от отеля, и отправились до станции Триумфальная Арка. Парижская подземка отличается от московского метро яркостью красок вагонов, не глубоким заложением от поверхности земли и скромностью отделки станций.

                  Там, где Елисейские поля поднимаются вверх, на вершине холма Шайо находится огромная площадь Звезды или, как её ещё называют, — площадь Шарля де Голля. Отсюда лучами расходятся 12 крупных артерий города. В центре площади царит мощная и величественная Триумфальная арка, выстроенная по воле Наполеона в честь побед его великой армии. Чем-то она напоминает Триумфальную арку в Москве на Кутузовском проспекте, хотя по своим грандиозным размерам значительно превосходит её. Высота арки составляет 50 метров, а ширина — 45. Пилоны её украшены огромными барельефами, представляющими основные победы Наполеона, а на скульптурных щитах атаки выгравированы названия великих сражений.

        Площадь Звезды Шарля де Голя

                    Наметив маршрут на карте от Триумфальной арки и площади Звезды Шарля де Голя по Елисейским Полям, с его роскошными магазинами, салонами и ресторанами, пошли  в сторону Гранд Палац (Большой Дворец) и Петит Палац (Малый Дворец) — грандиозными сооружениям с колоннадами и скульптурными  композициями, построенными к всемирной выставке 1900 года. Елисейские Поля — это зеркало Парижа, место встреч влиятельных и известных лиц города, его богемы. Дорогие, модные универмаги, кинотеатры, кафе, бары и рестораны, офисы крупных компаний — это и есть «Елисейские Поля», где можно поглазеть на витрины, но, чтобы  что-то купить,  нужно располагать пухлым бумажником.

                    Первоначально этот обширный район, простирающийся до западных границ площади Согласия, был заболоченным местом. После его осушения Ленотр в 1667 году создал широкий проспект, получивший название «Гран Кур». С 1709 года проспект уже носит название — Елисейские поля, которые от дворца Тюильри поднимаются к площади Шарля де Голя. В начале проспекта находится известная скульптурная группа «Кони Марли». С этого места и до «Рон Пуан», что означает «Круглая площадь» по обе стороны Елисейских полей простирается прогулочный парк.

          Мост АлександраI II,

              Пройдя между Большим и Малым дворцами, вышли к мосту Александра III, соединяющим Елисейские Поля с эспланадой Инвалидов. Мост назван так в честь русского царя и олицетворяет собой символ союза России и Франции. Гирлянды цветов, нарядные фонари, окружённые амурами, аллегории кораблестроения образуют богатую декорировку моста. На двух пилонах правого берега представлена Франция средневековая и Франция современная, на таких же пилонах левого берега — Франция Ренессанса и Франция эпохи Людовика XIV. Фотографируемся и направляемся в сторону Дома Инвалидов. 

            Дом Инвалидов

                На эспланаде — оцепление и полиция. У Дома Инвалидов — вертолёты, собирающиеся взлететь. Три вертолёта, один за другим поднимаются в небо, и оцепление снимают. Подходим к входу дворца и видим, знакомые до боли розовощёкие лица, затянутые под подбородок галстуками. Рядом стоят наши «Чайка», «ЗИЛ -117». Подхожу, спрашиваю:

                        — Русские?

                        — Да, — говорят, — А, что — заметно?

                        — Заметно немного, — отвечаю, — А кто прилетал?

                        — Ваш президент.                                                      

             В кассе купили билеты во дворец. Здесь расположен музей боевой славы Наполеона, по чьей, собственно, указке был и построен этот дворец в честь доблестных воинов его легендарной армии, ставшими инвалидами во славу Франции и во славу Наполеона. Главная реликвия музея, если можно так выразиться, — это гробница  Наполеона, святыня, сродни, наверное, мавзолею Ленина у стен московского Кремля. Здесь также находятся захоронения императорской семьи и других известных людей Франции. В частности, гробницы братьев Наполеона — Жозефа и Жерома, маршалов Вобана и Фоша. Здесь также можно обнаружить прах сына Наполеона- II — короля Рима…       

            Из дворца Инвалидов вышли на авеню Тюильри, прошли к южной стороне Марсова поля, к зданию Военной школы, известной тем, что здесь учился Наполеон Бонапарт и тем, что построено оно было по инициативе самой маркизы Помпадур. Вот такая история с географией. Главный фасад Военной школы обращён к знаменитой Эйфелевой башне, на фоне которой мы не избежали искушения  попозировать перед фотоаппаратом.

            Про Эйфелеву башню уже столько сказано, что ничего нового не добавишь. То, что она давно уже стала символом Парижа, как Кремль в Москве или в Риме — Колизей, знают все. Известно также, что она была построена инженером Эйфелем к Всемирной выставке 1889 года и что высота её — 320 метров. Башня состоит из трёх уровней, на первый из которых, с отметкой в 57 метров, нам удалось забраться пешком, без помощи лифта. Так уж получилось, что купили мы билеты в кассе, где не было большой очереди по 12 франков и думали, что за эти деньги нас повезёт лифт. Однако сильно ошиблись. Чтобы ехать на лифте, нужно было отстоять очередь подлиннее и заплатить по 50 франков за человека. А так — пешком всего-навсего на двадцать второй этаж, если перевести в этажи 57 метров. Но подняться всё-таки стоило, чтобы увидеть незабываемую панораму Парижа, вздохнуть в лёгкие воздух незабываемого города или… проследить за траекторией своего плевка с верхотуры. На смотровой площадке выпили по чашечке кофе с пирожным и спустились вниз уже на лифте.

            Внизу перешли по мосту на другой берег Сены и вышли к дворцу Шайо, построенному уже к другому международному форуму — выставке 1937 года. Здесь центральная терраса с бронзовыми статуями красивых телом и духом фигур соединяет два больших павильона с расходящимися в разные стороны дугами. Особенно это впечатляет со смотровой площадки Эйфелевой башни. Целый комплекс террас, лестниц, газонов спускается ступенями к Сене и завершается каскадом фонтанов с изумрудного цвета зелёной травой, где играют дети и, не сколько не комплексуя, отдыхают влюблённые парочки, слившись в бесконечном поцелуе…

             Всё хорошее когда-нибудь кончается…

            Подходил к концу и наш последний день в Париже. В девять часов вечера мы, наконец, увидели свой автобус, который не видели три дня. Прогуливаясь после ужина, в ставшем уже родным районе Пляц-Пегаль, узнали в освобождаемом от автомобилей, припаркованных  со всех сторон к автобусу, наш «Неоплан». Я подошёл и спросил, не нужна ли помощь? Водители автобуса ответили, что ничего не нужно, что через час автобус будет стоять у входа в отель, хотя сломанное зажигание удастся поменять только в Германии.

             Последний вечер в Париже. Наш полупансион или, если можно так выразиться, третьпансион, предполагает только завтрак в отеле, а обед и ужин — где придётся и как придётся. Особенно не утруждая и не напрягая себя, а также в целях экономии времени, купили у знакомых египтян гамбургеры c шашлыками и традиционно поужинали на скамейке бульвара, выпили красного вина и пошли гулять. Времени оставалось немного, поэтому далеко отходить от отеля не стали, не спеша прогулялись у подножия холма Монмартр, рассматривая витрины магазинов, вывески кафе и ресторанов. Случайно наткнулись на русский ресторанчик, ещё с улицы услышав знакомую мелодию «Калинки». Зашли. Ресторанчик готовился к закрытию. Обслуживались две дамы, седовласые старушки, видимо, ещё первой волны эмиграции. Посетителей кроме них — никого. Старушки сидели за столиком с водочкой, чёрной икоркой и расстегаями, смахивая ностальгическую слезу и умилённо улыбаясь. Перед ними выплясывали с песнями девушки в русских сарафанах, бойко выстукивая каблучками, одновременно помахивая вышитыми платочками. Хозяин заведения, кавказского типа, вежливо сказал нам, что всегда рад русским туристам, но, к сожалению, они скоро закрываются. Хотя он мог этого и не говорить. Через полчаса мы должны уже быть у отеля. Да и франки подходили к концу… Автобус, с постоянно включенным двигателем (так и не удалось починить зажигание), принял нас в своё двухэтажное чрево, сделал несколько кругов по центральной части города, что должно было называться экскурсией по ночному Парижу, и двинулся в сторону Германии.

            Прощай, Париж! Нет, не прощай, а до свидания. До будущей встречи!..

            (В материале наряду с фотографиями Парижа использованы рисунки автора)

            Добавить комментарий

            Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

            Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.