Вышли к Нотр-Даму или, как его ещё называют — Собор Парижской Богоматери. Собор, вернее, его правое крыло, в лесах — идёт реставрация. Служба, тем не менее, в соборе не прекращается. Послушали службу под аккомпанемент ударов молотков рабочих-реставраторов, не уставая поражаться мастерству строителей X-XI веков, величественности и грандиозности внутреннего убранства. Известный всему миру собор, был построен на месте христианской базилики, сменившей в свою очередь древнеримский храм. Строительство его началось в 1163 году и началось оно с хоров. Потребовались долгие годы, чтобы возвести нефы, и, наконец, в 1200 году был закончен фасад, хотя строительство башен продолжалось вплоть до 1245 года. Можно сказать, что полностью строительство собора было завершено к 1345 году. Разрушения, вызванные временем, людьми, трагедиями бесконечных войн, в течение многих веков искажали первоначальный облик церкви, особенно во времена Французской революции, когда она была под угрозой сноса. Спасло её тогда лишь посвящение богини Разума, культ которой ввёл Робеспьер.
Мощный и величественный, в идеальной гармонии стиля и формы, фасад собора разделён на три части, а по горизонтали — галереями на три яруса, из которых нижний имеет три глубоких портала. Над ними идёт аркада, называемая Галереей Королей, с двадцатью восемью статуями, представляющих королей Израиля и Иудеи. Народ, который видел в них образы ненавистных французских королей, низвергнул их в 1793 году, но впоследствии во время реставрационных работ, они снова заняли свои прежние ниши.
Как много всё-таки дала нам на уроках по истории искусств и архитектуры незабвенная Марина Аполлоновна… Как много вложила она в наши души теорий прекрасного, чтобы потом, спустя много лет, мы смогли на практике проверить свои знания. Я смотрю на ажурное окно-розетку в центральном ярусе, диаметр которого составляет десять метров и в глазах мелькают кадры диапозитивов, которые мы просматривали группой на натянутом белом экране. Вглядываюсь в величественный фасад Собора Парижской Богоматери, в галерею узких, переплетающихся вверху аркатур, в две боковые башни, которые так и не были завершены. Но даже без шпилей они завораживают своими стрельчатыми парными окнами. Здесь, на самом верху создан ирреальный мир химер — демонов, смотрящих иронично и задумчиво на раскинувшийся внизу город; гротескных фигур злобных монстров, выглядывающих из самых неожиданных точек. Спрятавшись за шпилем или повиснув над выступом стены, эти каменные изваяния, кажется, существуют здесь целые века — неподвижные, погружённые в раздумья о судьбах человечества, о нас, людях XX века, копошащихся там, внизу…
На площади перед Нотр-Дамом, уставшие от бесконечной ходьбы по парижским улицам и площадям, мы, наконец, располагаемся на скамейке и вытягиваем уставшие ноги. Перекусываем бутербродами с сыром, сдабриваем их розовым недорогим вином, предусмотрительно прихваченным с собой в лавке у отеля и, собравшись с силами, двигаем дальше.
Как много ещё хочется увидеть в этом городе…
В Латинском квартале, у бульвара Сен-Жермен зашли в мексиканский ресторанчик. Заказали мексиканскую кухню: всего понемногу и мексиканского вина. Мексиканского не оказалось, поэтому довольствовались испанским. За большим овальным столом познакомились с девушками из Венесуэлы и Колумбии — больше никого здесь не было. Хозяин, узнав, что мы из Москвы, принёс сомбреро и белые широкополые войлочные шляпы, чтобы мы могли в них сфотографировать друг друга на добрую память. Что мы и сделали. Девушки-латиноамериканки быстро ретировались, видимо их смущали наши жёны. Повеселившись от души, перекусив и выпив вина, а также по чашечке крепкого настоящего чёрного кофе, пошли дальше. Подошли к университету Сорбонна, Пантеону и собору Сент-Этьена, расположившиеся кучкой по соседству друг с другом. У Сорбонны — довольно интересная публика. Милые француженки-студентки, щебечущие за чашечкой кофе и сигаретой, бородачи-художники, рисующие цветными мелками прямо на асфальте, музыканты с гитарами и скрипками, исполняющие незамысловатые французские песенки. Праздная публика за столиками уличного кафе с бокалами вина, пирожными и чашками чёрного кофе.
Снимаю на камеру церковь Сорбонны — одно из самых старых зданий Университета. Барочный фасад увенчан изящным куполом. Верхний ярус ордера органично связан с нижним — типично итальянский мотив. Заходим вовнутрь. Неожиданно для себя в трансепте церкви обнаруживаем гробницу кардинала Ришелье из белого мрамора… Как много, оказывается, таят в себе тайн неприметные на первый взгляд церквушки.
Площадь Сорбонны…
Неподалёку от церкви Сорбонны стоит величественный Пантеон. Фасад его выполнен в классическом стиле — возврат к античности, что выразилось, прежде всего, в его грандиозных пропорциях: 110 метров в длину и 83 метра в высоту, что видно из бронзовой таблички на стене за колоннадой. Лестница перед входом в храм ведёт в портик с 22 колоннами, поддерживающими фронтон. Пантеон — это храм Славы, предназначенный для погребения великих людей. Покупаем билеты и входим вовнутрь. Стены Пантеона украшены фресками из жизни Святой Женевьевы. Спускаемся в Крипту, находящуюся под храмом и обнаруживаем захоронения многих знаменитых людей Франции: здесь гробница Виктора Гюго, чуть дальше покоится прах Эмиля Золя, Вольтера, самого архитектора Пантеона — Суфло, Карно, Мирабо… Отсюда хочется побыстрее выйти. Сергей с Надеждой с нами не пошли — они расположились за столиками летнего кафе, где и поджидали нас за чашечкой кофе. Присоединяемся к ним, пьём чёрный кофе, даём возможность ногам хоть немного расслабиться и отдохнуть.
(продолжение следует)
На заставке к материалу картина Юрия А. Домбровского «Триумфальная арка»