Необходимость постоянного улучшения и переосмысления образования, в самом широком смысле этого понятия, волнует любое человеческое сообщество. Система Е, Г,, пришедшая на смену традиционному советскому стандарту образования, основанному еще на дореволюционных традициях, вызывает постоянные споры и требует постоянной коррекции.
Пресловутый спор Физиков и Лириков, популярный в 70ые годы двадцатого века, кажется затих сам собой и навсегда разрешился в пользу первых, имея ввиду рациональный подход к жизни и повсеместное торжество техники и информатики над не приносящими никакой материальной выгоды эстетскими изысками и метаниями лириков.
Робкие попытки гуманитаризации образования, обычно ограничиваются введением курса лекций по истории мировой культуры, или модным термином «Проект» на одну из предложенных тем по искусству, для осуществления которого учащийся заходит в интернет и скачивает из него разные сведения об искомом предмете. Спору нет, это само по себе неплохо, но результатом такого подхода, являются всё те же пассивные знания, информация о предмете, а не развитие творческих способностей каждого обучаемого.
Исходя из вышесказанного, хочется более подробно остановиться на вопросе гуманитаризации образования и способе развития творческих способностей самого широкого круга учащихся, не ограничивая их ни возрастом, ни сферой деятельности, предложив для этого авторскую программу «Архитектура личности» — результат моей многолетней педагогической и творческой деятельности, утверждённую Учёным советом МАРХИ и опробированную в разных образовательных учреждениях — 600ой Московской школе, ВГИКе, МГУ, МИИТе и СШД. Основана эта программа частично на традиционном архитектурном образовании, частично на моих собственных творческих наработках- результате многолетней работы с огромным кругом учащихся разных возрастов и разного уровня художественной подготовки и одарённости. Прежде всего мне хочется подчеркнуть, что понятие — Гуманитаризация- прежде всего включает в себя именно развитие личных способностей каждого индивида. Именно этим занималось старое гимназическое образование, подарившее миру так много великих имён в разных областях человеческой деятельности. При этом обязательные предметы в виде курса классического рисунка и игры на музыкальных инструментах имели целью развития не столько и не только узконаправленных профессионалов, а именно развитие связи между рукой, глазом, мелкой моторикой и эмоцией, которые нужны во всех областях человеческой деятельности.
Не утомляя читателей дальнейшими философскими размышлениями на эту тему, хочу предложить Вам некоторые практические разработки на эту тему.
Учитывая сложность задачи развития равновесного двуполушарного мышления, хочу предложить один из вариантов его развития.
Этот вариант носит название «Архитектурные игры» и имеет широкий просветительский характер.
В самом деле, странно, что такая общераспространенная и необходимая каждому человеку сфера деятельности как Архитектура, не преподаётся ему с детства и не входит в курс школьной программы. Я имею в виду не лекции по истории архитектуры, а именно процесс создания архитектурного произведения, будь то здание, интерьер, малая форма или ландшафтный дизайн. А между тем почти каждый человек рвётся воплотить в жизнь свою архитектурную мечту в одном из этих разделов. Результаты этой деятельности не устают поражать нас на просторах нашей необъятной родины и очень часто оставляют желать лучшего.
Именно поэтому мне захотелось создать такую программу, к
оторая могла бы в достаточно просто0й форме, помочь восполнить эти пробелы во всеобщем образовании.
Архитектурные игры включают в себя несколько разделов, каждый из которых может выступать как самостоятельное звено, а может синтезироваться
с другими разделами игр или художественных дисциплин. Цель любого задания системы «Игр» — индивидуальный творческий опыт, развитие ассоциативного и композиционного мышления, накопление «банка данных» по истории культуры и архитектуры, развитие пространственного, равновесно-двуполушарного мышления, и даже психологическая релаксация.
Архитектурная среда по сути своей геометрична и прочно связана с законами геометрической композиции — плоскостной, пространственной и объёмной. Понимание геометрии как единого модуля бытия и архитектуры подтверждают работы современных учёных-математиков. Ими выведена формула, подтверждающая, что все хаотичные системы стремятся к симметрии. Таким образом изучение законов гармонии на геометрических композициях является самым простым и самым доступным способом развития абстрактного, творческого мышления.
Программа «Архитектурные игры» делится на разные разделы:
1 — Геометрические плоскостные.
2 — Геометрические объёмно — пространственные.
3 — Архитектурно-исторические.
4 — Архитектурно-проектные.
5 — Сценография.
6 — Абстрактно-ассоциативные.
7 — Релаксационно — терапевтические.
Техника исполнения заданий предполагает широкий спектр художественно- изобразительных средств: рисунок, живопись, макет, коллаж, аппликация. В завершение столь небольшого обзора большой темы хочется отметить, что главной задачей всех заданий этой обширной программы является не только и не столько внедрение архитектурных знаний в широкие массы, сколько удобное и увлекательное развитие абстрактного мышления и процесса творчества. Перевод спонтанного, интуитивного восприятия в осмысленное творческое действие, в конечном итоге расширяет возможности личности не только в познании мира , но и в самопознании. Архитектура, всегда прочно связанная с принципом реальности известной формулой — «Польза, прочность, красота» — является при этом координирующим и синтезирующим началом.
Об авторе: Т. Петрова-Латышева, Председатель МАСИ, доктор Изобразительных искусств, Почётный деятель искусств РФ
В первом номере журнала:
Откровение в творчестве Юлии Долгоруковой
Процесс создания художественного произведения это одновременно и мастерство, и таинство и, как результат пережитого опыта – озарение. Без одного из этих компонентов может быть создана либо мастерская поделка, либо бессмысленное выражение «творческого эго» дилетанта. Мастерство Юлии Долгоруковой было подтверждено самым строгим педагогом Московского государственного университета печати, действительным членом и вице-президентом Академии художеств СССР Дмитрием Спиридоновичем Бисти. За натюрморт, написанный на экзамене по живописи Юлией за полчаса, он поставил 5+ и показал остальным студентам как эталон профессионализма.
Далее её квалификацию подтвердили и другие мэтры живописи. В 17 лет Юлия пришла поступать в молодёжную секцию при МСХ без надежд на вступление, написав ряд творческих работ. Особым знаком явилось то, что поднять огромные работы на 2 этаж ей помог случайно оказавшийся рядом знаменитый актёр Александр Кайдановский. Вместе с ней поступали известные художники с высшим образованием, такие, как Леонид Пурыгин и Ольга Давыдова. А оценили талант Юлии руководитель секции Вера Александровна Дрезнина и Член-корреспондент Академии Художеств СССР, профессор ВГИКа Сергей Александрович Алимов. На следующем этапе Заслуженный художник России, член Международной Академии творчества Леонид Петрович Тихомиров рекомендовал художницу на строжайшем отборе при поступлении в члены Московского союза художников.
Элемент творческого озарения во многом зависит от психологического состояния художника. Безусловно, на берегу Средиземного моря, в романтическом краю мифов Древней Греции, овеянном ароматами цветов, горных сосновых лесов и белоснежной морской пены, из которой по легенде родилась богиня любви Афродита – из-под кисти Юлии расцветают редкие по своей воздушности и переливам оттенков букеты и картины на мифологические сюжеты. Состояние для подобных искр вдохновения навевает сквозящая аура древних цивилизаций эллинов, римлян, византийцев и многих других обитателей этой прекрасной земли.
«Букет роз»
«Лилии в синей вазе»
«Жёлтые розы»
«Танец огня»
Картина «Похищение Европы» – это известный мифологический сюжет, интерпретированный многими знаменитыми художниками разных эпох. В работе Юлии проявился совершенно новый взгляд на природу сюжета как квинтэссенцию эротических грёз главной героини. Как в мифе, здесь происходит осуществление мечты о взаимной счастливой любви. Здесь всё дышит одновременно умиротворением и негой: и спокойные туманные горы вдалеке, и блики тёплого прозрачного моря, и расслабленная поза обнажённой Европы, и спокойная уверенность сильного мужчины в образе быка. Свежий взгляд, новая уникальная техника живописи, неординарное сочетание женской импульсивности и совершенно мужской силы работы кисти позволяет соотнести эту картину с рядом творений великих мастеров прошлых веков как продолжение традиции обращения к мифологическим источникам.
Абсолютно другой характер чувствуется в работе «Бал у Воланда». Созданный в 1990 году, в переломную эпоху истории нашей страны, этот эскиз костюмов и декораций к опере Виталия Гевиксмана по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», выполненный в смешанной технике, пророчески предвосхитил трагические годы распада, психологического надлома целых народов. Тёмные, приглушённые тона раскраски деревянной основы, скупые фрагменты аппликации и глубокие проходы режущим инструментом, выявляющие фактуру дерева, проявляющие изломанные в диких танцах фигуры, поразительно точно отображают внутреннюю полифонию переживаний как героев романа и оперы, так и зрителей фантастического действа. Эта работа Юлии Долгоруковой была отмечена высшей наградой Международного конкурса АЕА-2019 – золотой медалью. Впоследствии Юлии было присвоено звание член-корреспондента Международной Академии современных искусств, а эта работа открывает серию эскизов костюмов и декораций к опере «Мастер и Маргарита».
В подобном стиле были выполнены эскизы к опере «О, Моцарт, Моцарт…» для театра «Новая опера», впоследствии по распоряжению художественного руководителя и главного дирижёра Евгения Владимировича Колобова закупленные театром и на многие года определившие стилевое направление оформления оперных спектаклей этого коллектива.
Совершенно иная грань творчества Юлии Долгоруковой раскрылась в одной из недавних её картин, которую она назвала «ВСЕВИДЯЩЕЕ ОКО». Созданная в смешанной технике, в синтетическом соединении новейших технологий и традиционной живописи, эта работа символизирует качественный тектонический сдвиг в изобразительном искусстве. Данную картину можно увидеть, понять и оценить лишь только полностью отрешившись от окружающей действительности. Объёмное трёхмерное изображение глаза возникает в центре композиции в момент, когда глаза зрителя полностью расслаблены и направлены вдаль, сквозь картину. А окружающая ВСЕВИДЯЩЕЕ ОКО вселенная начинает медленно двигаться, окутываясь дымкой и затягивая в космические дали для слияния с Абсолютом. Окружает ОКО гексаграмма, древнейший религиозный символ, присутствовавший в разных религиях: самое древнее значение – Анахата-чакра в индуизме, далее – печать Соломона в исламе и также являлся довольно частым элементом орнамента в православных храмах. Гексаграмма в форме Маген Давид в иудаизме стал официальным символом лишь в XIX веке. Картина «ВСЕВИДЯЩЕЕ ОКО» может создать состояние медитации и полного погружения во внутренний мир. Эта картина с одной стороны – отражение Божественного творения неохватной вселенной, с другой – это творение художника, раскрытие психологических граней его внутреннего мира, отдающего Божественный свет, преломлённый в фантастическую радугу призмой особого состояния сознания в стадии вдохновлённого озарения.
Символизм тайных знаков и значений присущ многим работам Юлии Долгоруковой, и любую из них можно рассматривать и размышлять над символами часами. Это свойство было неоднократно подмечено искусствоведами и арт-критиками. Её работы экспонировались за весь период творчества более чем на 60 выставках, групповых и персональных, во многих странах мира. Многие работы были приобретены музеями, известными галереями и частными коллекционерами разных стран. Кроме пейзажей, натюрмортов и сложносочинённых композиций, у Юлии Долгоруковой есть ряд работ, посвящённых танцам, балету и театральным постановкам. В этих произведениях сказалось детское и юношеское увлечение балетом, фигурным катанием и акробатическим рок-н-роллом. Одна из работ этой серии – картина «Танец огня», экспонировавшаяся на фестивале в Париже и Каннах. В то же время, будучи уже в юности известной московской художницей, она сама выступала как модель для известных мастеров живописи и фотохудожников. И, как продолжение насыщенной биографии – участие в съёмках художественных фильмов как актриса и телепередач как ведущая и участница творческих встреч о стиле, моде и направлениях искусств.