Ольга Веретина. Искусство. Совершенство. Признание

Принцип состязательности свойственен цивилизации испокон веков, а соперничество – одна из движущих сил эволюции и развития всего живого. Соревнование играет роль внешнего стимула, здоровая конкуренция повышает эффективность деятельности. Конкурсная история человечества не прерывается со времен Дельфийских и Олимпийских игр до современных «Оскара» и «Грэмми». Стоит отметить, что на древнегреческих празднествах помимо спортивных проводились также музыкальные и поэтические состязания, а с начала до середины ХХ века на Олимпийских играх существовал конкурс искусств. Конкурсы художников проводились с античных времен и всегда пользовались большим успехом у публики.  

Конкурсы, смотры, фестивали, биеннале и всевозможные другие виды состязательных событий стали в истории искусства традиционным механизмом организации творческой деятельности. Соревнование позволяет выявить сильных и достойных, становясь параллельно пространством для разрешения культурных, социальных, коммерческих проблем и вопросов этики. Арт-конкурсы привлекают общественное внимание к искусству, как со стороны зрителей, так и со стороны властей, меценатов, покупателей и коллекционеров.

Профессиональный статус деятеля искусств и конкурсы напрямую взаимосвязаны, конкурсы стали частью жизни художников, архитекторов, музыкантов. Победы и поражения в конкурсах обозначают этапы художественной карьеры. В истории российского изобразительного искусства к XIX веку уверенно закрепилась тенденция участия художников в конкурсах на академические медали, которые определяли перспективу развития их дальнейшего творческого пути и выделяли их среди остальных учащихся Академии.

Постоянное и успешное участие в конкурсных мероприятиях говорит о стабильном положении деятеля искусств в творческом сообществе. Необходима независимая оценка деятельности мастеров для объективного понимания процессов, происходящих в мире искусства. Такие  решения может принимать только независимое профессиональное жюри в среде честно соревнующихся участников проекта, лишенного коммерческой подоплеки и политики. Нередки случаи, когда неприятие автора и его идей в предвзятых рамках культурного сообщества, отсутствие альтернативного пути развития и возможности достижения успеха и признания в деле всей жизни, приводили к трагическим последствиям: талант становился изгоем, и судьба его обладателя, как правило, была печальна. 

Именно это положение вещей в 2015 году подтолкнуло организаторов Международной премии в области архитектуры и строительства «ЭЛИТАРХ», руководство Профессионального союза художников России (ПСХР) и состав учредителей Международной академии современных искусств (МАСИ) на создание конкурсного события особого формата и уровня. Их инициатива была благосклонно встречена Министерством культуры РФ  и профессиональным сообществом в лицах руководителей крупнейших творческих союзов, а спустя время и Российской академией художеств. Результатом работы профессионалов, объединенных одной целью, стало появление великолепно выстроенного арт-мероприятия международного масштаба, с привлекательной конкурсной средой и прозрачной системой оценки и награждения участников.

    На сегодняшний день Международный конкурс “ИСКУССТВО. СОВЕРШЕНСТВО. ПРИЗНАНИЕ” (англ. «Art. Excellence. Awards.», АЕА) — это глобальный некоммерческий проект в области искусства, включающий в себя непосредственно конкурсный модуль с 17-ю номинациями, охватывающими практически все виды творчества. Конкурс объединяет более 40 стран-участников, представительства в регионах России и за рубежом, международную онлайн-галерею с возможностью продаж работ лауреатов и дипломантов и ведет совместную деятельность с такими крупнейшими государственными и общественными организациями как  Департамент культуры города Москвы, Московская организация союза писателей России, Союз композиторов России, дом-музей Николая Седнина, и многие другие. Президентом конкурса АЕА избрана Татьяна Евгеньевна Панич – Вице-президент Международной академии современных искусств (МАСИ), президент Фонда поддержки социальных, образовательных, культурных программ и галереи «Ардена», основатель интерфорума и международной премии «Человек будущего». Председателем жюри стал Николай Николаевич Седнин – художник, фотохудожник, искусствовед, писатель, академик МАСИ, председатель редакционного совета премии «ЭЛИТАРХ», имя художника включено в издание “Величайшие художники мира ХVIII-ХХI столетий“ справочника “Единый художественный Рейтинг“. В жюри вошли профессионалы с богатым творческим опытом, значимые эксперты современного искусства, способные по достоинству оценить каждого из участников, ведь большое количество номинаций говорит о множестве призовых мест.  

    Как отмечалось выше, конкурсный проект АЕА имеет серьезные отличия от мероприятий, существовавших до него. В первую очередь, отсутствуют темы, которые необходимо было бы осветить участникам, нет брендирования, каждый номинант может представить свои сильнейшие работы в свободной технике и своей особенной манере в борьбе за медали и последующие профессиональные звания. Таким образом, достигается равенство в условиях и возможности участия для мастеров, имеющих собственный подход к владению тем или иным видом искусства. Конкурс приветствует участников со всего мира вне зависимости от  степени профессионализма: юниоров и заслуженных мастеров.

    Одной из важнейших проектных задач, которые ставит перед собой АЕА, является продвижение, рост и развитие его лауреатов и дипломантов в мире искусства, а также коммерческий успех их деятельности. Дипломы и награды международного образца, присуждаемые лауреатам и дипломантам конкурса, высоко котируются как в России, так и во многих странах мира, позволяя их обладателям формировать ценообразование своих работ исходя из достижений в конкурентной конкурсной среде международного масштаба. Конкурс имеет собственную онлайн-галерею, где размещаются работы лауреатов и дипломантов с последующей возможностью продаж авторских произведений. Для каждого конкурсанта в галерее создается отдельный аккаунт, где представлен автор и его конкурсные работы. По состоянию на февраль 2021 года в онлайн-галерее Artex Awards размещены произведения более 200 авторов. За прошедшие полгода галерея набрала около 100 000 просмотров, часть из которых завершилась покупкой работ. Конкурс проводит выставки, мастер-классы, творческие вечера, а также размещает искусствоведческие статьи о своих лауреатах на порталах и площадках партнеров, а также в своих официальных клубах.

    Членство в крупных профессиональных организациях дает возможность лауреатам конкурса АЕА участвовать во всех их мероприятиях и получать поддержку для своих проектов и идей. Всем лауреатам и дипломантам, в зависимости от уровня полученных конкурсных наград, присуждаются звания в Международной академии современных искусств с размещением информации на сайте академии и возможностью последующей  выдачи соответствующих документов. Участие в конкурсе дает возможность внеочередного рассмотрения вопроса о  вступлении лауреата в Профессиональный союз художников России. Также лауреаты, получившие три и более золотые медали конкурса, по усмотрению жюри, могут быть представлены к высоким профессиональным наградам и званиям: «Почетный деятель искусств России», «Почетный деятель искусств Европы», «Народный писатель России», и к высшей награде МАСИ — званию кавалера ордена «Звезда Виртуоза».

    Еще одной отличительной особенностью конкурса АЕА стал список номинаций, который от сезона к сезону только растет. Во многом это связано с постоянно возрастающим количеством желающих участвовать в проекте и узких специализациях творчества номинантов. Каждая номинация обладает своими особенностями участия, и лучшими иллюстрациями этого явления служат работы лауреатов конкурса.

      Одной из самых сложных в плане конкурентной среды на конкурсе всегда была и остается номинация «Живопись». Как правило, именно здесь в каждом конкурсном сезоне разворачивается нешуточная борьба за высокие награды, ведущие к профессиональным званиям. Хладнокровию и рассудительности членов жюри можно только позавидовать: награждая именитых мастеров, судейский состав не забывает поддержать и талантливых начинающих авторов.

      Живопись, как древнейший вид изобразительного искусства, включает в себя множество техник и жанров. При всем их многообразии, номинация «Живопись», присуждая не одно, а несколько призовых мест, учитывает все нюансы создания произведения.

      К участию в конкурсе принимаются станковая и монументальная живопись, созданная лично автором, в соавторстве или студией. Произведение может быть выполнено масляной краской, темперой, акварелью или акрилом на любом материале или поверхности: бумага, холст, дерево,  картон, оргалит, и т.д. В номинации участвуют все жанры живописи: натюрморт, пейзаж, портрет, реализм, абстракция, обнаженная натура и другие.

        Не меньшая конкуренция ждет тех номинантов, кто подает работы в номинацию «Графика». Большинство авторов подают заявки на участие в разных номинациях, чтобы повысить свои шансы на успех.

        Номинация «Графика» включила в себя иллюстрацию, рисунок и эстамп. Также к участию принимаются работы, выполненные в графических видах искусства, не относящиеся к вышеуказанной классификации техник, эскизы и рисунки, выполненные вручную и без использования компьютерных программ. В иллюстрациях максимально точно должен быть передан образ героев, объектов, окружающей среды в выбранной сцене. Рисунок должен быть выполнен в технике, наиболее подходящей для реализации сюжета, и представлять собой законченное целостное произведение. В категорию «Эстамп» принимаются все графические произведения, изготовленные путем выбирания материала для копирования изображений или как отдельное произведение. Так же к участию могут быть представлены уже готовые оттиски – гравюра, шелкография, литография, ксилография и другие. Принты принимаются в виде эскизов или фотографий готовых изображений, напечатанных на ткани.

        В номинации «Скульптура» представлены работы от монументальных до малоформатных элементов интерьера: монументальная скульптура, монументально-декоративная скульптура, станковая скульптура, скульптура малых форм. На конкурс принимаются реализованные проекты, эскизы, макеты, 3D-модели, фотографии скульптуры, выполненной лично скульптором или студией. Скульптура может быть выполнена из любого материала: мрамор, гранит,  бронза, дерево, фарфор, стекло и т.д. Работа может быть выполнена из любого материала, в любом стиле и содержать сюжетную композицию, задуманную скульптором.

          Архитектурная номинация предлагает авторам представить фотографии готовых объектов, а также  эскизы и 3D-визуализации. Принимаются единичные объекты и архитектурные комплексы. Проект может быть выполнен как лично автором, так и архитектурным бюро или мастерской.

            Номинация «Фотография» включает все виды фотоискусства в любых техниках. Портреты, ню, коллажи, свадебная съемка допускаются с использованием графических редакторов и специальных эффектов для максимальной выразительности в реализации идеи автора. Направления фото-журнализм, макросъемка, природа и архитектура допускаются с минимальным использованием графических редакторов, без изменения сути и содержания фотографии.

              Номинация «Дизайн» предлагает представить миру новую эстетику привычных вещей. К участию в конкурсе принимаются эскизы и 3D-модели выполненные лично автором или группой авторов (студией). Это и полиграфия, и дизайн мебели, дизайн интерьера, ландшафтный дизайн, архитектурный дизайн, концепт-дизайн. Проект может быть как уже реализованным, или подготовленным к реализации, так и быть полетом фантазии автора.

                От сезона к сезону все более уникальными и необычными становятся работы, подаваемые в номинацию «Мода». Участники могут представить как эскизы, так и готовые изделия. Все работы должны быть выполненным вручную, либо в графическом редакторе лично автором, либо группой авторов. Работы должны быть оригинальными, авторскими. К участию принимаются как изделия повседневного стиля, так и эксклюзивные модели и аксессуары.

                  «Сценография» — относительно «молодая» номинация для конкурса АЕА, но желающих в ней участвовать уже немало. Театрально-декорационное искусство – это искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций, костюмов, освещения, постановочной техники. На конкурс сценографии представляются фотографии эскизов и готовых костюмов, декораций, фотографии макетов и инсталляций, а также видео и фотоматериалы со сценами спектакля, в котором присутствуют элементы сценографии, выполненные лично художником или студией.

                    Ювелирное искусство выделено в отдельную номинацию как самостоятельный вид пластического искусства и с первого сезона конкурса радует зрителей своими художественными украшениями. Среди них изделия из драгоценных металлов, сплавов или других материалов с возможными вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных камней, жемчуга, и т.д. Также номинация принимает к участию эксклюзивные элементы декора и аксессуары. Все изделия должны быть выполнены автором, по эскизу автора либо группы авторов.

                      «Куклы» — особая номинация, появившаяся на конкурсе АЕА в V сезоне. Авторская кукла – отдельный и очень востребованный вид современного искусства, который представлен несколькими направлениями: кукла статуарная, кукла будуарная и кукла шарнирная. К участию допускаются работы, выполненные лично автором, в соавторстве, творческими коллективами и студиями с использованием любых материалов и технологий, имеющие оригинальный образ и сюжет.

                        «Конфессиональное (религиозное) искусство» — отдельная номинация, темой которой стали религиозные сюжеты и мотивы. Как правило, это произведения, выполненные в канонах живописи того или иного вероисповедания, что делает это направление особенным. На конкурс представляются произведения станковой и монументальной живописи, скульптуры, графики, фотографии, ювелирного и декоративно-прикладного искусства, созданные лично автором, в соавторстве или студией.

                          В X сезоне конкурса АЕА открылась номинация «Музыка». В нее вошли конкурс исполнителей и конкурс композиторов. К участию в конкурсе композиторов принимаются авторские произведения в различных жанрах (симфоническая музыка, камерная, эстрадная) и представляются ссылки на нотные, аудио и видеоматериалы, размещённые в свободном доступе на специализированных интернет-площадках.

                            Номинация «Литература» присутствует на конкурсе АЕА с 2019 года, и уже привлекла внимание мастеров слова со всего мира. На конкурс представляются ссылки на текстовые материалы, аудио и видеоматериалы, размещенные в свободном доступе на специализированных интернет-площадках. Произведения должны быть созданы лично автором или группой авторов. Среди подноминаций «Литературы» поэзия, проза, драматическая литература, научная и фольклорная литература. К участию в конкурсе принимаются произведения в различных жанрах и темах: поэзия любовная, гражданская, философская проза — новелла, очерк, повесть, рассказ, роман. В подноминации научной литературы принимаются энциклопедии, справочники, пособия, научные статьи; в драматической литературе — пьеса, сценарий; фольклорная литература — сказки, пословицы, поговорки.

                              «Детские конкурсы» включают в себя номинации живописи, графики, скульптуры, фотографии, дизайна, моды. Для участия в конкурсе приглашаются дети и подростки в возрасте от 7 до 15 лет. Работы могут быть поданы  самим автором или его официальным представителем. Все участники конкурса награждаются почетными дипломами, лауреаты – дипломами и наградами по усмотрению партнеров конкурса. Номинация призвана раскрывать творческий потенциал детей и подростков и поддержать таланты на старте профессионального пути.

                                В XI сезоне конкурса участникам представлены еще несколько номинаций: «Декоративно-прикладное искусство», «Медиаискусство» и номинация «Арт-проект». Подробная информация  опубликована на официальном сайте конкурса www.artexawards.com.

                                Культурная география конкурса очень широка: к завершению X сезона конкурс насчитывал более 30 стран-участников, и, по предварительным данным XI сезона, в конкурсе принимают участие представители уже более 40 стран мира. Стремление к единству, сплоченности, всегда было одной из задач арт-проектов, и конкурс искусств AЕА великолепно с ней справляется, постоянно открывая новые представительства в зарубежных странах.

                                Образ творческого поединка мастеров присутствует с античных времен и занимает особое место в истории искусства. Он окутан волшебством и тайной, и неизменно привлекает публику на протяжении веков. Конкурс выступает как проверка мастерства, самопрезентация, возможность самореализации через соревновательное начало в искусстве. Конкурсная деятельность современной культуры говорит о ее стремлении к развитию.

                                Обществу необходимо искусство «высшего качества», и это достигается сравнительным поиском лучшего из имеющегося, поэтому, если мастер-творец хочет быть законодателем тенденций, он обязан показать миру свои таланты. 

                                One Comment on “Ольга Веретина. Искусство. Совершенство. Признание”

                                1. СпасиБог Коллайдер.) Приятно было почитать и посмотреть на это красочное Великолепие, Живое Искусство!! Благо Дарю.)

                                Добавить комментарий

                                Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

                                Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.