Ольга Веретина. «АРХИКОНА» и «ЭЛИТАРХ» Николая Седнина

Мы уже писали о Председателе Профессионального союза художников России Николае Седнине, о его многочисленных произведениях в сфере живописи, графики, скульптуры, архитектуры,  фотографии. Сегодня он поворачивается к нам еще одной гранью своего таланта.

Большинство людей воспринимают архитектуру как символ промышленного, финансового и политического благосостояния, показатель уровня жизни, перспектив развития и положения страны в мире. Все это выражается в виде уникальных сооружений, привлекающих внимание публики и создающих общественный резонанс.

Но люди, чья жизнь посвящена творчеству и созиданию, видят в архитектурных объектах особую философию и возможность открывать через нее новые уровни пространственного самовыражения общества и цивилизации. Для них архитектура – это единство духовного и материального, где духовное начало является ведущим по отношению к материальному, т.е. возведенному объекту. Этот вид искусства в большей мере, нежели другие, отражает мировоззрение современного человека в визуальной форме. Оценив выразительные качества архитектурной формы (геометрические, физические, логистические и т.д.), можно определить уровень взаимоотношений человека и пространства.

Для разносторонней личности, владеющей художественной пластикой и манерой самовыражения, архитектурное направление со свойственными ему образно-выразительными средствами вызывает особый интерес. Поэтому не удивительно, что Николая Седнина – художника, дизайнера, фотохудожника — искусство архитектуры интересует на протяжении всего творческого пути.

В своих экспериментах Николай Седнин берет за основу геометрию, используемую для создания культовых объектов – «сакральную», поскольку именно она способна передать гармонию окружающего мира. Сакральная геометрия  связывает архитектурные объекты с геометрическими законами Вселенной. Благодаря ее особой традиции числовых соотношений и пропорций культовые строения отличаются гармоничностью и идеальностью форм. Под сакральной геометрией, как правило, понимают пифагорейскую и неоплатоновскую геометрию правильных многогранников и геометрию вогнутых пространств, она является частью мифологического и религиозного мировоззрения. Базовые фигуры сакральной геометрии — платоновы тела: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник и их комбинации, а математической закономерностью совершенства считается «Золотое сечение» («божественная пропорция»).

    Культура древних цивилизаций, архитектура священных мест и красота природных объектов в 1992-93гг. 20 века вдохновляют Николая Седнина на создание графического модуля, названного им «Архикона», Цикл произведений, созданный на основе этого модуля с 90-х годов, и по сей день продолжает пополняться авторскими работами. 

    «Архиконе» присуща свойственная автору художественность и образность. Линейные и сферические построения, описывают, ограничивают и моделируют пространство, формируя его внешнюю и внутреннюю среду, ярко выраженную в произведении «Паук». Матрица форм «Архиконы», образованная правильными многогранниками, сохраняет строгость пропорций, что придает композициям выразительность качеств: геометрических, математических, логических. Уравновешенная и символичная «Чаша жизни» обладает сильным оптическим и эмоциональным эффектом.

    В разные годы цикл пополнялся графическими композициями, скульптографическими коллажами, шрифтовыми проектами.

      Для «Архиконы» становятся все больше характерно формообразование по архитектурным принципам построения сооружения. Композициям 1993 года «Белая Королева» и «Железный Человек» достаточно в буквальном смысле одного движения, чтобы оторваться от фона и стать пространственными самостоятельными объектами. Цикл становится все более совершенным и уникальным, а Николай Седнин продолжает экспериментировать в работах с формой, геометрическими соотношениями объемов и пространств и цветовым решением.

      Более двадцати лет спустя, Николай Седнин, уже c помощью компьютерных технологий, создает объемные 3d-модели по эскизам прошлых лет и помещает их в определенные локации. Это позволило ряду работ предстать перед зрителями в объемных архитектурных образах среди городского ландшафта. Материализованные архитектурные формы «Колесо Фортуны» и «Око» обращают на себя внимание и уравновешивают пространство, в котором существуют. Они органично встраиваются в городскую среду и составляют единое целое с городским экстерьером. В объемных моделях их ритмика форм и масштабность, символика и художественная значимость становятся более очевидными.

        На данный момент одним из ведущих направлений архитектурного развития стало углубление в традиции культуры и поиски фундаментальных форм, поскольку исторический путь архитектуры неразрывно связан с историей общества. Каноны конструктивные, организационные, художественные образуют связь времени  и предметно-пространственной реальности. Задачей архитектуры является создание таких объектов, которые были бы гармоничной частью окружающего пространства. Архитектурное сооружение должно быть таким же целостным, как и весь мир. При его возведении должны учитываться все аспекты: форма, место, время, символика, пропорции. Важность культурных традиций в современности не подвергается сомнениям.

        В своих изысканиях Николай Седнин придерживается устоявшихся композиционных принципов классической архитектуры, но вносит современный взгляд и ярко выраженный авторский концепт. Кроме традиционных основ художественного формообразования в его сооружениях прослеживается архитектурная стилистика постмодерна, современный минимализм, технологические новации хайтека. Стремление к чистоте формы обосновывает строгий геометризм структур, соразмерность пропорций, баланс формы и содержания. Внимание зрителя концентрируется на объекте, при этом понятный архитектурный язык самого объекта позволяет выстроить с ним диалог.

          Главная характеристика современного архитектурного пространства – это его усложнение и внесение элементов движения. Эти факторы считываются по внешней оболочке всех архитектурных композиций цикла «Архикона». Произведения «Колесо Фортуны», «Око» и «Башня Икара» подвижны, что очевидно: одна форма перетекает в другую, взгляд зрителя устремляется в центр сооружения за счет расположения его элементов по спирали, как еще одной сакральной структуры, лежащей в основе всех живых существ и Космоса. В «Башне Паука» элемент движения вносится с помощью помещения формы живого существа – паука – в пространство, сложенное из объемных геометрических структур, таким образом, что при взгляде с разных ракурсов создается визуальный эффект перемещения существа внутри ограниченного контура.  

          Архитектура уникальных сооружений является еще одной из тенденций настоящего времени. Уникальные выдающиеся сооружения, достопримечательности, продукты современных достижений как ничто другое привлекают публику и инвесторов. Знаковые объекты являются предметом повышенного интереса. Высокая степень значительности и монументальности, так называемая, масштабность сооружений «Архиконы» в сочетании с уникальным авторским видением выделяет их на фоне современных архитектурных проектов. Любую архитектурную форму человек в первую очередь воспринимает, соотнося ее размеры с размерами своего тела, и более глубоко – в контексте окружающей среды и других сооружений. Несмотря на конструктивные формообразующие особенности, объекты «Архиконы» не лишены гуманности, т.е. связи с человеком. Ощущение масштабности, сочетание открытий современной и традиций исторической архитектуры дают им возможность претендовать на высокий архитектурный статус. Функция «Архиконы» ясна: просвещать людей и быть культурным символом.

            Формы «Архиконы» обращают внимание на познание себя и связей в мире. Цикл демонстрирует архитектурные возможности и зодчество будущего, дополняет современный архитектурно-художественный облик города и отвечает на вопрос включения новых сооружений в общее пространство, что соответствует трендам современного общества и психологии современного человека.

            Структурные особенности произведений цикла включают в себя механизмы эстетического воздействия на человека. Используя понятный для всех людей архитектурный язык, «Архикона» создает концептуальное предложение, отражение нового понимания и видения архитектуры.

            Образные картины, созданные Николаем Седниным в цикле «Архикона», формируют чувство единения с природой, Землей, Вселенной, возвышенное мироощущение, духовное стремление, воспитание внутренней красоты и гармонии доступные пониманию каждого жителя мегаполиса. Без преувеличения можно сказать, что архитектурные объекты такого художественного уровня способствуют эмоциональному и ментальному развитию общества. С помощью великих сооружений человечество осознает свои возможности и перспективы развития в будущем. Структуры «Архиконы» Николая Седнина олицетворяют новое видение космической модели мироустройства.

            Любое архитектурное произведение – отражение идей автора и его цели. Для Николая Седнина архитектурные объекты – это средство, инструмент моделирования пространства, с помощью которого проецируются новые образы.

            Архикона – это некое отражение уровня Пространственного Сознания, фигуральное самовыражение. С одной стороны – архитектурное сооружение, с другой – объект современного искусства. Сквозь архитектурное творчество автором предлагается альтернативное видение развития цивилизации.

              Следует отметить, что наряду с авторскими архитектурными композициями искреннее восхищение и любовь к архитектуре позволили Николаю Седнину, как общественному деятелю, создать по-настоящему важный проект в этой профессиональной среде. В 2010 году произошло знаковое событие для архитектурного сообщества: Международная Энциклопедия Архитектуры и Строительства «ЭЛИТАРХ» («Элита Архитектуры и Строительства») включила в себя профессиональную премию в области архитектуры и строительства, книжное издание и ряд информационных ресурсов. Будучи одним из основателей и организатором проекта и понимая всю его значимость, Николай Седнин привлек мэтров своего дела, выдающихся архитекторов современности для создания экспертного совета Премии и независимой профессиональной оценки номинантов. Премия «ЭЛИТАРХ» в 2011 году нашла поддержку Союза Архитекторов России, ряда крупных общественных организаций, известнейших зодчих современности и стала высшей профессиональной наградой в области архитектуры и строительства, объединяющих представителей архитектурно-строительного комплекса России, стран СНГ и многих стран Европы.

                Добавить комментарий

                Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

                Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.