Татьяна Панич. Мистерии Николая Седнина

Творчество этого художника  удивительно разнообразно, при этом всегда сохраняются особенности уникального почерка  и узнаваемость авторского стиля во всех его работах и экспериментах. Во вступительной статье к выставке Николая Седнина в Государственной Третьяковской галерее в 1996 году эта особенность была подчеркнута известным российским искусствоведом Станиславом Иваницким.

“Николай Седнин действительно многолик. Тугим узлом связывает он, казалось бы, непримиримые начала — импульсивный артистизм и рациональную выверенность, элементы экспрессивной абстракции с предметно проявленными изображениями”.

С 1984 по 2019 годы художником создано более 1000 произведений живописи, графики, скульптуры и фотографии многие из которых вошли в российские и зарубежные музейные и галерейные коллекции. Особое место в творчестве Николая Седнина занимает ранний цикл графических композиций, известный под названием “Мистические образы“,  (1986-1992).

Специалистам часто бывает сложно поверить в тот факт, что многие композиции этого цикла были выполнены рукой семнадцатилетнего художника. Спустя более 30 лет, в недавно вышедшей книге воспоминаний “Рисунки из событий“, Николай Седнин посвятил одну из глав описанию техники создания произведений этого цикла, рассказал об истории появления некоторых работ и поделился связанными с ними историческими подробностями.

    Николай Седнин. “Натюрморт с бокалом“, 1989 г. (бумага, тушь, 17х22)

    “Транслюцентный стиль или эксперимент для художника с крепкими нервами”. В 1989 году, в возрасте 20 лет я впервые применил оригинальную технику для графического цикла работ “Мистические образы“. На поверхности чернового листа бумаги рисовалось подробное контурное изображение композиции. Оборотная сторона чернового листа штриховалась графитом и переводилась по контуру на основную рабочую поверхность ватманской бумаги, натянутой на планшет. Cухая тушь, в брикетах, растворялась в небольшом количестве воды и далее, поверх контурного рисунка, лессировалась легкими мазками тонкой кисти. Между мазками каждого слоя оставлялся небольшой промежуток, который заполняли мазки следующего слоя. Таким образом, даже в темных участках каждой работы и после нескольких десятков последовательных лессировок тон всегда выглядел воздушным. Особенность техники состоит в большой внимательности при моделировке форм на светах, поскольку один-два мазка неверного тона могут безвозвратно испортить практически готовую работу, а попытка внести исправления при помощи ластика безнадежно испортит текстуру бумаги. Труд достаточно кропотливый, и на каждую небольшую композицию уходило до нескольких месяцев ежедневной многочасовой работы. Мне нравилось работать с ночи и до утра, чтобы оставался минимум внешних раздражителей и максимум концентрации внимания. Уверен, что подобные эксперименты можно позволить себе лишь в юном возрасте, поэтому всякий раз, когда очередной заказчик широко распахивает от удивления глаза, слыша цены за композиции из этого цикла, я с удовольствием предлагаю сделать авторское повторение в более простой технике.

    Николай Седнин. Из книги “Рисунки из событий”. Москва. 2020 г.

      Николай Седнин. “Молния перед грозой“, 1986г.  (картон, графитный карандаш, 60х30)

      “До и после грозы”. Вчера вечером мой друг Юрий Фуштей нашел в подвале дома странный испачканный грязью и еще Бог знает чем, свиток. В нем оказалась моя композиция, выполненная более 30 лет назад. Я посетовал, что работа испорчена, но друг ответил: “Седнин! Она лучше стала!“.

      Николай Седнин. Из книги “Рисунки из событий”. Москва. 2020 г.

        Николай Седнин. “Влюблённый“,  1990 г. (картон, тушь, кисть 50х20)

        “Вдохновлённый чужим романом”. В Советские времена телефонные разговоры на улице всегда происходили в многочисленных телефонных кабинах. Однажды Николай Седнин прогуливался по осенней улице и случайно услышал из такой кабины пылкое и громкое объяснение в любви некоего молодого человека своей возлюбленной. Эта сцена признаний послужила мотивом для композиции.

        Николай Седнин. Из книги “Рисунки из событий”. Москва. 2020 г.

          Николай Седнин. “Человек-собор“, 1986-1992 гг. (картон, тушь, кисть, 60х20)

          “Назад в СССР“. В 90-е годы уже прошлого века Одесский городской планетарий был расположен в здании храма, с которого были сняты кресты и молодой Седнин не мог пройти мимо подобного и весьма странного зрелища. Так родился сюжет для композиции. Спасибо моему другу Олегу Белевичу, который стал выдающейся моделью для этого сюжета. Композиция впоследствии много раз цитировалась в СМИ и авторские повторения находятся в нескольких музейных коллекциях.

          Николай Седнин. Из книги “Рисунки из событий”. Москва. 2020 г.

            Николай Седнин. “Человек с чашкой“, 1986-1992 гг. (бумага, соус, 60х40)

            “Дополнение к портрету”. Автопортрет в возрасте 22 лет изначально задумывался как плакат к короткометражному авторскому фильму. Рабочий сценарий фильма был в шутку назван “БеС“ — от начальных букв фамилий двух авторов сценария: Белевич и Седнин.

            Николай Седнин. Из книги “Рисунки из событий”. Москва. 2020 г.

              Николай Седнин. «Похороны героя», 1986 г. (картон, графит, 70х30)

              “Воскрешение”. В учебных заведениях Советского Союза иллюстрирование произведений советских литературных классиков было основой академической программы для художников. Изначально обязательной темой композиции была повесть лауреата Сталинской премии Александра Серафимовича “Железный поток“. Весной 1987 года на академическом просмотре эскизов и рисунка к композиции случился большой скандал грозивший исключением из учебного заведения. В результате по совету друзей в апреле 1987 года автор берёт академический отпуск для службы в рядах Советской Армии. Многострадальная композиция спустя 30 лет оказалась сохраненной и находится в коллекции Юлии Блохи, за что ей отдельная благодарность!

              Николай Седнин. Из книги “Рисунки из событий”. Москва. 2020 г.

                Николай Седнин. “Поэт“, 1989 г. (бумага, тушь, 41х41)

                “Распятый”. Давно уже мысленно расстался с этой композицией 30- летней давности. И вдруг нашлась. Мятая, согнутая пополам, но живая. Главный момент этой работы – вырезанные лезвием отверстия для рук, ног и головы. Ведь если ты назвался поэтом и пламенным трибуном, следовательно, должен быть готовым, в том числе и к распятию публикой. Предполагалось, что на выставках рисунок будет установлен на зеркало и таким образом каждый зритель, стоя напротив композиции, сможет прочувствовать себя в роли балансирующего между добром и злом в квадрате земного мира.

                Николай Седнин. Из книги “Рисунки из событий”. Москва. 2020 г.

                  Николай Седнин. «Зачарованная», 1989 г. (бумага, тушь, 28х28)

                  “Каракули на картинах”. Одним из важнейших культурных событий Москвы 1994 года стала первая выставка на постсоветском пространстве живописи и графики Сальвадора Дали. Выставка готовилась к проведению в залах Центрального дома художников летом, но уже с начала года в столице был развернут рекламный ажиотаж. Той же весной было официально объявлено о проведении большой выставки выдающихся российских художников мистического направления в залах ЦДХ, вплотную прилегающих к экспозиции знаменитого испанца. Российский проект назывался «Мистическая реальность» и к числу произведений вышеозначенных авторов были выбраны пять моих больших графических композиций. Удивлению не было предела, когда придя на открытие, я обнаружил, что все мои картины расположены на стене зала напротив входа на выставку Дали, и возле них собралась большая группа зрителей. Подойдя поближе, я обратил внимание, что организаторы забыли к открытию выставки прикрепить к моим работам этикетаж с фамилией и названиями, но зрителей, похоже, это совсем не расстраивало. Какое-то время я прислушивался к диалогам у своих картин. 
                  – Обратите внимание на эту божественную технику рисунка! 
                  – Это Гений, которого мы, оказывается, даже не знали… 
                  – Великий художник, и равного ему в России никогда не будет! 
                  Отойдя в сторону, я достал из папки несколько листов бумаги и, решив исправить ошибку организаторов, написал на каждом листе свою фамилию и названия работ. Пробравшись сквозь толпу посетителей экспозиции, начал аккуратно эти листы прикреплять в углах каждой рамы, но на меня тут же обрушился гнев зрителей. 
                  – Юноша, прекратите хулиганить, иначе мы сейчас вызовем милицию! 
                  – Перестаньте наклеивать ваши каракули на картины великого мастера! 
                  – Как вам не стыдно, вандал! 
                  На следующий день я с большим удовольствием отметил, что под каждой моей картиной красовался свеженапечатанный этикетаж, а посетители, останавливаясь у картин, удивленно всматривались и часто повторяли: – Николай Седнин? А вот ведь, и наши тоже умеют!

                  Николай Седнин. Из книги “Рисунки из событий”. Москва. 2020 г.

                    Николай Седнин. «Портрет юноши», 1990 г. (бумага, тушь, 33х25)

                    С 2019 года часть произведений из цикла “Мистические образы“ экспонируется в Доме-музее Николая Седнина. Все основные произведения цикла  в настоящее время представлены одним из крупнейших в мире порталов по искусству – французской онлайн галереей Artmajeur.

                    (Фотозаставка к статье сделана в фотоавтомате на Финляндском вокзале. Н.Седнин, Ленинград, 1989 г.)