Ольга Макаренко. В.Леонтьев, встречная система блокчейна и перспективы

Василий Леонтьев создал матрицу «Затраты — выпуск».
Эта матрица построена на основе идеи примата производства над потреблением
Но те, кто исходит из примата потребления, все равно рассматривают его исключительно с точки зрения спроса. И этого явно недостаточно для понимания законов экономики.
Широко распространенная в 20м веке марксистская теория последовательной смены способов производства так и не добралась до полномасштабной концепции воспроизводственных циклов. Только в рукописях Маркса, объединенных уже сильно после его смерти в 4й том Капитала, можно почитать исследования взаимодействия понятий производство и потребление с точки зрения их фактического взаимного поглощения. То есть процесс потребления рассматривается в качестве процесса производства рабочей силы трудящихся. Эта идея наталкивает на мысль о необходимости задуматься над вопросом о способах потребления наряду со способами производства.
Если рассмотреть потребление с точки зрения пирамиды Маслоу, способы потребления движутся вверх по ступенькам этой пирамиды, захватывая каждую следующую ступеньку в добавление к предыдущей. По большому счету во все известные нам времена существовали в социуме все категории потребления​ согласно ступенькам этой пирамиды, просто распределение этих вариантов удовлетворения нужд среди различных слоев населения варьировалось.
А разные эпохи в разные периоды использовали разные технологии удовлетворения этих потребностей. Например, потребность передвигаться постепенно заменялась от простой ходьбы ногами, на движение верхом на лошади, а позже на автомобиле (это, разумеется, укороченная последовательность). А уж если говорить о потребности в жилище, то первобытная пещера отличалась от той же избы как облако от бани для помывки, а уж и то, и другое от сегодняшнего небоскреба с душевой и ванной джакузи.
Очень важный момент отличия способа производства и способа потребления друг от друга, это временнОй момент. В сфере производства человек находится только часть своей жизни, а в сфере потребления с момента появления на свет и даже раньше.

Способ потребления как категория реальности появился раньше, чем способ производства.
Есть животные способы потребления. В стаде или стае можно проследить практически все ступени пирамиды Маслоу. Кроме высшей, но по правде говоря, мы совершенно не представляем себе есть ли у волков и баранов их волчьи и бараньи боги.
В качестве их волчьей или бараньей потребности в духовности.
Но это шутка, разумеется.
Человек вступает в мир потребления с момента рождения, ещё не став полноценным членом социума, и нижние этажи той самой пирамиды Маслоу осваивает сразу. И способ потребления получает от социума тут же. Сегодня в родильном доме (причем, разного качества), а каких-то 150 лет назад в жилище матери, а ещё в более ранние времена — «в поле».
Это важно учитывать, так как способ производства — это категория, касающаяся трудоспособной части социума, а это хоть и очень важная часть жизни, но отнюдь не определяющая с точки зрения формирования комплекса потребностей в конкретных формах вещей и услуг. К 21 году, и даже к 18, то есть к своему совершеннолетию человек имеет уже достаточно сформированный набор желаемого комплекта для потребления. И совершенно четко можно увидеть три группы потребностей с точки зрения временнЫх характеристик: каждодневные потребности, годовые и потребности жизненного цикла. При этом ведущая роль потребностей жизненного цикла (в жилье, в первую очередь) достаточно очевидна.

Если посмотреть фазы развития потребности в жилье с соответствующим комплексом навыков человека, то мы довольно быстро заметим кардинальные различия эпох, гораздо более кардинальные, чем в способах производства.
Для каждого способа потребления можно построить матрицу, похожую на матрицу «затраты — выпуск» Василия Леонтьева.

Особенно адекватной будет встречная система блокчейн (если я не перепутала содержание этого понятия).
С одной стороны набор потребительских привычек, с другой — система предложений от социума для их удовлетворения.
В каждый момент времени они не соответствуют друг другу в бОльшей или в меньшей степени. И движителем этой системы всё-таки выступает потребление.
В периоды кризисов, т.е. когда эта система сильно разбалансируется, потребление может опускаться на предыдущий уровень, но далеко не для всех представителей социума это безопасно. Навыки людей, которые являются частью способа потребления, — это сформировавшиеся в мозгу связи, анатомически сформировавшиеся нейроособенности людей, и необходимость резкого изменения необходимых (простите за тавтологию)​ для жизни навыков для многих просто губительно физически.
Жилищный фонд каждой страны, аналог основных фондов производства, очень часто является носителем основных характеристик способа потребления.

    Сегодня жилищный фонд горожанина — это не только многоквартирные электрофицированные и обеспеченные связью жилые дома с центральным  отоплением, водоснабжением, канализацией, но и в шаговой доступности поликлиники, детские сады и школы, а также система магазинов, обеспечивающих население продуктами каждодневья. И порой мы не всегда о них вспоминаем, опорные пункты полиции и другие госучреждения, включая помещения местной администрации. И совсем не хотелось бы о них вспоминать, но вопросы ритуальных территорий тоже должны быть в доступе, но чаще всего эта потребность удовлетворяется за счёт дорожной сети и доступного транспорта.

    Если наложить на эту картинку пирамиду потребностей Маслоу, значительная часть того, о чем мы сейчас говорили попадает в первые нижние две ступеньки.

      Причем в периоды кризисов, т.е. разбалансировки во встречных потоках потребностей и их обеспечения, особенно сильно страдает второй уровень. Обеспечение безопасности страдает существенно за счёт увеличения количества угроз, а это в свою очередь усиливает разбалансировку системы.

      Фрагмент сбалансированной встречной системы блокчейн – сегодня это и есть реальная денежная единица. При разбалансировке в матрице резко сокращается количество полноценных «денежных» единиц. Традиционные составляющие денежной массы (наличные деньги, записи на счетах и ценные бумаги), только если они обслуживают реальный процесс движения ценностей в этой самой встречной системе блокчейн (или ее предшественника – комплекса товарооборота).

      Часть социума фактически выпадает из этой системы, и формирует блок практически обречённых на погибель людей, медленную, но неизбежную.

      Наблюдение за гибелью части социума серьезно повышает ожидание опасности в остальной ее части, что ещё больше искажает изначально довольно гармоничную ситуацию, и если представители ответственной разумной части общества не осознают необходимость любой ценой поддержать материально категорию ставших «лишними», они сами непроизвольно могут оказаться в этой самой категории, даже если обладают значительным числом символов «денег» — перечисленных ранее титулов из состава денежной массы.

      Особую роль в наши дни играет производственное потребление.

      Производство, кстати, возникает в социуме как элемент потребности в безопасности в широком смысле слова. И вообще, первичным является по отношению к индивиду социум. Само появление индивида обусловлено наличием социума. Ячейкой социума изначально была родовая община, чуть позже, когда стала внутри общины выделяться нуклеарная семья (семейная пара мужчины и женщины и их малолетние дети), родовую общину стала постепенно заменять соседская. В этот период производство, как одна из важнейших потребностей социума, начинает играть существенную роль, как основной «поставщик» предметов потребления. Уже отнюдь не только природа с ее дарами, а производство становится условием выживания всего социума и каждого индивида в его составе. В производстве тоже появилось свое потребление — производственное. И об этом написано очень много учёными, посвятившими себя экономике. На этапе развития производства, когда двигатель внутреннего сгорания стал основой большинства технологий, топливо становится универсальным товаром, нужным всем, как ранее соль и специи, теплые шкуры и живой скот с запасами зерна.

       И это самое топливо, в настоящее время большей частью углеводороды, становится наиболее удобной формой счета ценностей, ценностей для потребления, производственного, ну и оценки распределения, которое приобретает глобальный характер. С 70х годов ХХго века нефтедоллары, то есть доллары, обеспеченные нефтяными контрактами стали главными мировыми деньгами. Но с тех пор производство существенно изменилось, включив в себя все информационные и коммуникационные технологии. И когда весь банковский и более широко, весь финансовый сектор, стал продуктом информационных и коммуникационных технологий, видоизменяющийся в сотые доли секунд, долгосрочные нефтяные контракты и их квотирование существенно потеснилось в пространстве обеспечения денежной массы.

      Ещё один важный факт. Крупные корпорации на сегодня стали полномасштабным блоками воспроизводственного цикла, так как берут на себя заботу об обеспечении себя рабочей силой и обслуживании своего персонала за пределами рабочего места. Включенность в жизнь корпорации от профподготовки для работы до пенсионного обеспечения и зачастую даже оказания ритуальных услуг семье бывшего работника делает эти самые корпорации государствами в государствах.

      Фактически сфера производства вновь начинает объединяться со сферой потребления как во времена родовых общин.

      Корпорация сегодня якобы больше заинтересована в атомизации рабочей силы, но «трудовой коллектив» приходит на смену нуклеарной семье ХХго века и родовым сообществам предшествующих эпох. Эта своеобразная «соседская община», классический «трудовой коллектив» советской эпохи, японские системы работы всю жизнь на одну корпорацию – существенный знак сегодняшнего времени.

      Все перечисленные перемены фактически уничтожили рыночное хозяйство. Во всех странах мира. Но непризнание факта засилия распределительной системы везде в мире и стихийного формирования социумов по новому , что создаёт серьезный конфликт между разными, ранее свойственными конкретным территориям способами потребления.

      Стихийность или пресловутый «управляемый хаос», придуманный для попыток влезать в стихийные процессы ради довольно мелочных (несмотря на оценки комплексов объектов а триллионах долларов) интересов чересчур узких групп, называющих себя элитами – это возврат к способу потребления первобытного стада, к сожалению. Он первоначальный, но…. Налившиеся кровью глаза быка, роющего копытом землю с рогами наготове или  рычание льва для устрашения конкурентов и потенциальной добычи – негодный итог многовекового развития человечества.

      То, о чем написано в этой статье, абсолютно не претендует на полноту научного исследования. Это перечень фактов, которые наука должна учесть, и уже ставшие очевидными направления исследований и разработок, необходимых сегодняшней практике.

      Например, составление таблиц социумов – носителей конкретных способов потребления, сосуществующих сегодня на планете и в разных странах, некие перодические «таблицы Менделеева», которые позволят прогнозировать развитие. Определение роли корпораций в сохранении населения территорий, а не только небольших групп родственников и друзей  ( что гибельно для них же). Построение на новых принципах новой эффективной и независимой от узких интересов финансовой «элиты» денежной, точнее финансовой системы, вобравшей в себя достижения прожитого и способной обеспечить гармоничное поступательное развитие стран и всего глобального сообщества.

      2 Comments on “Ольга Макаренко. В.Леонтьев, встречная система блокчейна и перспективы”

      1. Диагноз верный. Хотелось , чтобы человечество сделало выводы из теории » До основанья, а затем….» и приложило усилия к построению не чисто Идеалогической ( коммунизм), или чисто Экономической (капитализм) , а единственно возможной Гуманистической модели развития чнловеческого общества, основанного на взаимодействии в решении сложный путей выживания при внешних и внутренних угрозах Жизни на такой маленькой планете Земля….

        1. Уважаемая Татьяна, капитализм, который Вы упомянули, никак нельзя назвать чисто экономической моделью, точно так же как коммунизм идеологической. Такой подход сильно упрощён и поэтому не позволит участвовать в создании гуманистической модели. 😟🌷

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

      Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.