Недавно ушедший от нас Сергей Заграевский словно соединил в себе мощь двух великих народов: русского — по матери и немца — по отцу. Он и художник (один из ярчайших современных представителей “наивного искусства”), и писатель, и ученый (доктор архитектуры, профессор, академик Российской академии художеств), и талантливый администратор — основатель и Председатель Профессиональных художников России.
Мы представляем нашим читателям его материал написанный еще в 2011 году. Однако несложно понять, что и поныне он не потерял свой актуальности.
Можно, я буду говорить с тобой на «ты»? Мы ведь с тобой коллеги если не по профессии, то по духу. И сколько бы тебе ни было лет, – вступая в таинственный мир искусства, ты идешь со мной по одному пути. Поэтому мой долг – обменяться с тобой опытом.
Ты художник – живописец, график, скульптор? Или писатель – прозаик, поэт, драматург? Или фотохудожник? Или архитектор? Или композитор? Или создаешь произведения искусства в какой-нибудь другой области? Или только собираешься заняться творчеством? Ты ждешь известности, популярности, славы и всех жизненных благ, связанных с этими словами? А может, для тебя важнее благодарная память потомства? А может, ты хочешь просто заниматься своим любимым делом – искусством, даже если это тебе не принесет ничего, кроме морального удовлетворения?
Если ты можешь ответить положительно хотя бы на один из этих вопросов, то позволь дать тебе несколько советов.
1. Помни прописную истину: всем творцам было сложно во все времена.
2. Сделай из этой прописной истины логичный вывод: если ты решил серьезно и профессионально заняться творчеством, ты должен быть готов к сложностям и не удивляться, встречаясь с ними. Легкая жизнь тебя не ждет.
3. Давай честно скажем и друг другу, и самим себе: хотя творчество и не является предпринимательством, но все же мы создаем некий «продукт» – произведения искусства, и хотим, чтобы этот «продукт» нашел отклик и спрос в мире. Может быть, нас за это желание будут упрекать пушкинскими словами:
Блажен, кто про себя таил
Души высокие созданья
И от людей, как от могил,
Не ждал за чувство воздаянья!
Блажен, кто молча был поэт
И, терном славы не увитый,
Презренной чернию забытый,
Без имени покинул свет!..
Но мы на это вспомним пушкинский же ответ на эти слова:
Лорд Байрон был того же мненья;
Жуковский то же говорил;
Но свет узнал и раскупил
Их сладкозвучные творенья.
Так что будем откровенны: наша с тобой главная задача – чтобы мир «узнал и раскупил» наши произведения, пусть даже после нашей смерти. А откровенно и открыто поставленную задачу куда легче выполнять, чем завуалированную.
ЗЕМЛЯ В ИЛЛЮМИНАТОРЕ. 120х100 х., м. 2008
4. Ты хочешь творить, но не чувствуешь вдохновения? Извини, но как-то нелогично получается. Может, не так уж и хочешь творить? Хотел бы по-настоящему – было бы вдохновение. Так что не переживай на эту тему и помни, что не ты первый, не ты последний сталкиваешься с такими проблемами. Пушкин ведь и о такой ситуации писал:
Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен…
Послушай классика и погрузись пока в повседневные заботы. Их у тебя наверняка хватает. Только не забывай все время прислушиваться к себе: не требует ли тебя Аполлон?..
5. Ты вообще не уверен, есть ли у тебя талант? Тогда прежде всего постарайся непредвзято посмотреть на свои произведения (а если их еще нет, то на проекты и замыслы) и задай себе вопрос: оригинальны ли они? Делал ли кто-то это до тебя или нет? Если в наше время, когда уже очень трудно создать что-нибудь новое, тебе это удалось, – значит, все в порядке.
ГОРНАЯ РЕКА. 120х100 х., м. 2008
6. Талант – лишь хорошие стартовые позиции, оригинальность – лишь необходимый минимум. Еще нужен профессионализм. Лично мне больше всего нравится такое его определение: умение использовать необходимые средства для достижения поставленной творческой цели. Кто-то тебе скажет, что для этого нужно специальное образование, и будет по-своему прав. Кто-то скажет, что есть талантливые самоучки, и тоже будет по-своему прав. Кто-то скажет, что творческие умения наиболее эффективно передаются при персональном обучении у какого-нибудь знаменитого мастера, и тоже будет по-своему прав. Кто-то скажет, что профессионализм приходит с опытом, и тоже будет по-своему прав. Тут вариантов множество, выбирай любой.
7. Твои произведения искусства талантливы, оригинальны и профессиональны, но пока что об этом знаешь только ты и несколько друзей? Тогда пора начать расширять круг знакомств среди коллег. Слушай все, что они тебе говорят (не только хорошее, но и плохое), но с оглядкой: не зависть ли ими руководит? Не идеологическое ли неприятие твоих работ? Ведь, например, во все времена «академисты» и «модернисты» (и не только они) очень жестко критиковали друг друга, вплоть до полного неприятия. Но, к счастью, в наше время искусство бесконечно разнообразно, и в конце концов все многочисленные «измы» находят своих ценителей. Так что просто получай от окружающих информацию, а выводы делай собственные.
ШУХОВСКАЯ БАШНЯ НА ШАБОЛОВКЕ. 90х60 х., м. 2008
8. Помни, что один из самых трудных этапов, которые приходится преодолевать при выборе творческой профессии, – это когда окружающие хором говорят тебе нечто вроде: «Зачем это тебе?», «Ты не справишься», «Это не твое». Если ты сможешь этот этап преодолеть – дальше уже будет легче хотя бы морально.
9. Если тебя хвалят – лучше относиться к этому равнодушно, но если тебя похвала радует, ничего страшного в этом нет, это лишь простительная маленькая слабость. Если тебя ругают – вспоминай слова Дейла Карнеги: никто не бьет мертвую собаку. Главное – всегда обращай внимание на то, за что именно тебя хвалят или ругают, и делай выводы не из эмоций, а из сути. Пусть и похвала, и ругань помогают тебе формировать мнение о своем творчестве.
10. Помни, что в конечном счете главное мерило твоего творчества – твое собственное мнение о нем. Вновь сошлюсь на авторитет классика:
Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд…
Но помни и то, что излишняя самоуверенность тоже вредит, тем более если она переходит в беззастенчивость и наглость. Можно, я опять вспомню слова классика – на сей раз не Пушкина, а Рылеева?
Ах! лучше скрыть себя в безвестности простой,
Чем, с низкими страстьми и подлою душой,
Себя, для строгого своих сограждан взора,
На суд их выставлять, как будто для позора!
Словом, во всем нужна золотая середина, и твоя самооценка – не исключение.
МОСКВА, БОЛЬШОЙ КАМЕННЫЙ МОСТ. 30x21 акв. 2008
11. Итак, лично ты уверен, что твой «продукт» оригинален, профессионален, талантлив, – в общем, хорош. Тогда тебе настало время задаться вопросом: как убедить этом других людей – огромный и бесконечный мир? Можешь ставить вопрос прямо: как этот мир завоевать? Не стесняйся этого вопроса и задавай его себе постоянно, на каждом шагу.
12. Если ты считаешь, что мир к тебе враждебен, – ты себе льстишь. Миру на тебя просто наплевать. Люди так заняты собой и своими делами, что у них нет ни времени, ни желания внимательно оценивать дела других. И даже когда тебе кажется, что тебя окружают враги, – на самом деле тебя окружают прежде всего равнодушные. Но это дает тебе шанс, потому что переубедить людей, имеющих свое сложившееся мнение, практически невозможно, а вот убедить тех, у кого это мнение еще не сложилось, – вполне возможно.
13. Не равняйся на тех, у кого нет другого «продукта», кроме собственной внешности и умения ее использовать. Расцвет внешности обычно очень недолог, и это определяет специфику шоу-бизнеса: он дает возможность достичь (или полностью потерять надежду достичь) популярности очень быстро. Наш же «продукт» – произведения искусства. Как правило, они приносят меньше сиюминутной выгоды, но зато могут «работать» много столетий, если не вечно. Помни об этом и не завидуй ярким «бабочкам-однодневкам».
ВЕСНА В СЕРГИЕВОМ ПОСАДЕ. 30x21 акв. 2016
14. Если тебе удалось найти единомышленников – хорошо, но помни, что если ты замкнешься в их кругу, то рано или поздно у тебя с ними возникнет ситуация из басни Крылова: «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку». Иными словами, потеряется «обратная связь», и ты перестанешь развиваться как личность. А для налаживания этой «обратной связи» нужны не только друзья. Нужны и враги, с которыми надо бороться, и равнодушные, которых надо убеждать.
15. Если ты чувствуешь в себе силы завоевывать мир в одиночку, без соратников и единомышленников, – делай это, но помни, что все твои проблемы и сложности с тобой будет некому разделить, и жить тебе будет очень тяжело. Но зато и успех не надо будет ни с кем делить. Так что выбирать тебе.
МОСКВА. КРЫМСКИЙ МОСТ. 100х80 х., м. 1998
16. Мы не знаем, в шутку или всерьез Борис Пастернак говорил Виктору Ардову: «Вы могли бы навязать себя эпохе в гораздо большей степени». Но задуматься тут есть над чем. Видимо, эпохе действительно себя надо «навязывать». Говоря по-современному, необходимо «пиариться».
17. «Навязывая себя эпохе», помни, что твой «творческий продукт» призван прожить сотни лет, а может быть, и вечность. Поэтому пусть твоим девизом будут слова одного известного поэта: «Лебезить не надо, трусить, торопиться».
18. В нашей творческой области влиятельные родители, богатый супруг, тесть или даже спонсор мало чем могут помочь. Они не прибавят ни таланта, ни вдохновения. Максимум, что они могут сделать, – это создать тебе благоприятные стартовые условия. Но для нас старт не особо важен: мы, образно говоря, не спринтеры (как в шоу-бизнесе), а марафонцы. А в марафоне, даже если тебя пару первых километров дистанции провезут на машине, то оставшиеся сорок все равно придется бежать самому.
19. Не тешь себя надеждой, что если тебя как творца никто не знает при жизни, то люди наткнутся на твои работы после смерти и прославят тебя как «гения всех времен и народов». В теории такой шанс, конечно, есть, но на практике он ничтожен. И если тебе приведут хрестоматийный пример посмертно признанного Ван Гога, то внимательно перечитай его биографию: он вращался в парижском кругу импрессионистов и был «широко известен в узких кругах». Так что помни, что непризнанность и неизвестность – не одно и то же. Значит, твоя задача – успеть при жизни о себе заявить. Пусть тебя не восхваляют как гения, пусть даже ругают как «бездарь», – главное, чтобы знали.
20. Наша информационная эпоха дает множество возможностей заявить о себе. Это и средства массовой информации, и Интернет, и общественная деятельность, и выставки, и концерты, и реклама, и «салонные тусовки»… Словом, весь набор «пиар-инструментов». И главное тут – не лениться и не стесняться. С годами сам начнешь чувствовать, какой из этих «инструментов» больше подходит тебе и твоему творчеству, какой – меньше, а какой и вовсе непригоден. Но в начале пути хватайся за все, что подвернется. Если и ошибешься, то не сильно.
УКРАИНСКАЯ НОЧЬ. 100х80 х., м. 1999
21. В наше время личность творца и для искусствоведов, и для журналистов, и для публики не менее важна, чем само творчество. Поэтому непрерывно работай над тем, что пиарщики называют «легендой» и «имиджем». Твой «имидж» может и не быть позитивным, главное – чтобы он был цельным. Тогда он будет поддерживать и продвигать твое творчество.
22. Если у тебя есть организационные способности – «навязывай себя эпохе» сам, если нет – сделай все возможное, чтобы найти арт-менеджера.
23. Даже если тебя хвалят и коллеги, и критики, и журналисты, и публика, – пусть от «головокружения от успехов» предостерегают строки Николая Доризо, которые я в свое время впервые услышал от Булата Окуджавы:
Популярность шумна и изменчива,
По натуре она такова.
Только слава – надежная женщина,
Но она не жена, а вдова.
Впрочем, даже популярность в нашей творческой области приобрести очень сложно. Не жди, что после какого-нибудь большого и громкого пиар-мероприятия на следующий день у твоего подъезда будет стоять толпа поклонников и просить автограф. Чтобы «навязать себя эпохе» хотя бы на уровне популярности, нужны многие годы, а то и десятилетия напряженного труда.
24. Если не получается жить творчеством – подрабатывай. Какие у тебя окажутся способности в этой подработке – вопрос индивидуальный. Кто-то подрабатывает оператором котельной, кто-то – директором фирмы, кто-то – домохозяйкой… Только помни, что творчество для тебя первично, а все остальное вторично, и на вопрос, кто ты по профессии, старайся называть свою главную профессию – творческую, а не «подработку».
ПАНОРАМА КРЕМЛЯ И КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ. 21×58 акв. 2013
25. Заработок денег «на стороне» не оставляет тебе времени для творчества? А ты сделай простой подсчет: любая работа – в среднем 8 часов в день. Еще час – два на дорогу, 8 для сна, еще 4–5 на все остальные дела, спорт, отдых и т.п. У тебя остается не менее двух часов ежедневно. Плюс выходные. При определенной самодисциплине этого вполне достаточно.
26. Имеет ли смысл эмигрировать? Вряд ли. Пусть даже твой «творческий продукт» не связан непосредственно с русским языком, все равно ты потеряешь много лет, пока не выучишь в совершенстве язык своей новой страны, не освоишься там и не начнешь вновь чувствовать себя полноценным человеком. И чем старше ты в момент эмиграции, тем короче окажется твоя новая жизнь «там». Успеешь ли ты «там» достичь того, чего мог бы достичь «здесь»? Окажется ли «там» судьба более благосклонной к твоим произведениям? Не уверен.
27. Есть знаменитая фраза, приписываемая Корнею Чуковскому: «В России надо жить долго». Если ты выбрал такой длинный и тернистый путь, как творчество, то к тебе эта фраза относится в первую очередь. Так что веди здоровый образ жизни, не пей, не кури, будь хорошим семьянином, побольше бывай на свежем воздухе, занимайся спортом…
28. Делай все, чтобы сохранить свои произведения искусства для потомков. Публикуйся при любой возможности, размещайся на всех возможных сайтах в Интернете, рассылай свои книги по библиотекам, пиши свои картины в долговечной технике… Обидно будет исчезнуть из памяти человечества «по техническим причинам».
29. Ты отчаялся пробиться к публике и хочешь бросить творчество? Что же, это дело твое, но помни, что для настоящего художника переменить профессию столь же трудно, как переменить душу, и отказ от реализации своих способностей может привести тебя к личностному саморазрушению.
ГАЛАКТИКИ. 120х100 х., м. 2009
30. Постарайся относиться к своему занятию творчеством как к долгу перед Богом, человечеством, страной или потомством. Это хорошо тем, что если уж все равно приходится страдать и терпеть невзгоды, так хоть с чувством исполнения долга.
31. Если ты веришь в вечную ценность искусства – не стесняйся этой веры. И пусть тебя будут называть идеалистом и мечтателем, – помни, что на самом деле такая вера вполне прагматична: если человек считает, что его жизнь каким-то образом связана с высшими целями, ему легче переносить любые невзгоды.
32. Не нервничай от неудач, не превращайся в издерганного психопата, не бойся старости и смерти. Как бы ни сложилась твоя судьба при жизни, ты оставишь потомкам свои произведения искусства. А значит, у тебя впереди – вечность.