Сергей Соколов: “Если, видя икону, человеку хочется помолиться перед ней, для иконописца это является большой радостью“.
Соколов Сергей Николаевич. Живописец, график. Иконописец. Председатель отделения конфессионального искусства и Вице-президент Международной академии современных искусств. Заслуженный художник России. Почетный деятель искусств России. Руководитель иконописной мастерской им. Гурия Никитина. Многократный лауреат международного конкурса “Искусство. Совершенство. Признание“ в номинациях “Живопись“, “Графика“, “Конфессиональное искусство“.
Интервью провела Ольга Веретина.
В старину иконописец не был художником в привычном понимании этого слова. У него было другое мировоззрение, образ жизни. А современный иконописец — кто он? Должен ли сейчас иконописец жить по заветам православной церкви?
Иконописец – кто он? Прежде всего человек. А человек есть стоящее выше ангелов творение, созданное по образу и подобию Божию, которое обладает даром творчества; с тем различием, что Господь творит из ничего, а человеку необходима материя. И особая миссия иконописца состоит в том, чтобы прославлять Бога Творца через данный дар.
И потому, безусловно, иконописец должен быть не просто крещеным в православной вере, но и являться воцерковленным православным христианином: жить по заповедям Божьим, регулярно участвовать в таинствах Церкви, соблюдать положенные уставом посты.
У Вас великолепное художественное образование: Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Вы закончили с отличием. Ваша живопись и графика не оставляет равнодушным ни зрителя, ни искусствоведа. Иконопись для Вас — новый уровень мастерства? В какой момент Вы поняли, что готовы заниматься иконописью?
Иконописью я стал заниматься уже вполне сложившимся художником. Пришел я к этому через ряд «искушений», пытаясь найти Бога «тернистыми» путями. Через разного рода «искушения» я пришел к православной вере, стал воцерковленным человеком. Однажды настоятель церкви, в которой я был прихожанином, попросил меня написать храмовый образ. Я неоднократно отказывался, считая себя недостойным писать иконы и не владеющим данным видом искусства «светским» художником. Однако, после долгих уговоров отца-настоятеля, я приступил к написанию иконы, относясь к этому со всей ответственностью. Затем в последствии различные люди стали также просить написать и для них иконы. Со временем я втянулся в процесс написания, почувствовал важность и нужность иконы в жизни верующего человека и увидел в этом некий Божий промысел. В дальнейшем я повышал свой профессиональный уровень иконописания, изучал технику иконописи, познавал богословское содержание иконы. Я стал совмещать светское и церковное искусство. Вообще, когда становишься православным человеком мировоззрение меняется на 180 градусов и поэтому икона стала занимать все больше и больше места в моей жизни.
Иконописная мастерская им. Гурия Никитина, руководителем которой Вы являетесь, известна далеко за пределами Ярославля. Как Вы получили благословение на ее создание?
В жизни не бывает случайностей. Все люди, которых мы встречаем в жизни- они посылаются нам Богом. По Божьему промыслу я познакомился с владыкой Александром (Могилёвым), управляющим тогда Костромской епархией. Перед этим я выполнил несколько икон для Костромской епархии.
Владыке очень понравились эти иконы. И он благословил меня создать иконописную мастерскую в честь костромского изографа XVII в. Гурия Никитина. К слову, как оказалось, Гурий Никитин был уроженцем г. Кинешмы, как и я.
Вы работаете в русских традициях иконописи XV-XVII веков, а также академической манере письма. В чем разница между современной иконой и иконой ушедших веков?
В первую очередь, древняя икона отличается особой одухотворенностью, я бы даже сказал бо́льшей гармоничностью в цветовом решении. То понимание рисунка, цвета и колорита, присущее преподобному Андрею Рублёву, не очень характерно, в целом, современным иконописцам. Из поколения в поколение иконописное мастерство развивалось в рамках единого канона. Ранее были прекрасные иконописные школы. И благодаря этому, иконописное мастерство на Руси было высоко развито. К сожалению, благодаря периоду забвения в советские годы, были утеряны иконописные традиции, мастерство и технологии. Теперь же, всё это приходится восстанавливать.
И, если в древности лишь преподобные могли писать иконы, то сейчас многие художники занимаются иконописью. Многие из них не являются воцерковленными людьми и, зачастую, не имеют профессионального художественного образования и знаний православной культуры. Потому, нередко современная икона бывает сухой, малохудожественной. При наличии богато расписанных деталей, она смотрится как дорогая брошь, не имея одухотворенности и грамотного цветового решения. На такую икону тяжело молиться, а икона создается, именно, для молитвенного обращения, а не просто для украшения интерьера храма.
Как отличаются между собой разные традиции иконописи?
Каковы особенности Ярославской, Костромской, Московской иконописи? Какая ближе
Вам?
С древних времен, иконописные традиции, как правило, обусловлены разделением на иконописные школы: Московская, Новгородская, Ярославская и др. В течение веков, иконописные школы изменялись и развивались. Соответственно, с течением времени иконописные традиции также претерпевали изменения.
На мой взгляд, развитие иконописи, а также изобразительного искусства, в целом, зависит от господствующего мировоззрения в обществе. И если в XIII-XV вв. общество было более воцерковленным, то и иконы более духовны, аскетичны, а уже с XVII в. храмы строились богатыми купцами и украшались более пышно: золотятся купола, иконы облекаются в позолоченные оклады. Таким образом, в понимании людей того времени, перед зодчими и иконописцами была поставлена следующая задача: при помощи богато украшенного интерьера храма передать красоту Царства Небесного, его видимое благолепие. Т.е. храм – олицетворение Царства Божия на земле.
С развитием науки, в обществе появляется такое направление, как «материализм». Много научных открытий было совершено в XIX веке, и икона также претерпела изменения, стала более материальной, живоподобной появилась икона «академического» письма. В Европе в католических храмах вместо икон были картины религиозного содержания. В основном, с XVIII в. западное искусство оказало существенное влияние и на наше церковное искусство (парсуна, барокко, реализм).
Что касается школ, Московская школа иконописи – это в основном икона XV- XVI вв. Это школа рассвета иконописного искусства — времён Андрея Рублёва и Дионисия — великих иконописцев Древней Руси. Как известно, иконопись к нам пришла из Византии. И в отличие от Византийской школы (более строгой и аскетичной), иконописцы Московской школы смогли преобразовать Византийскую икону в «русскую» со своей пластикой, обладающую своеобразным национальным колоритом. Данная иконопись более «мягкая», музыкальная, с богатым цветовым решением, декоративная и во всех отношениях очень гармоничная. Произведения иконописи того времени являются образцами наивысших достижений в мировой художественной культуре.
Если говорить о Ярославской и Костромской иконописи, это уже XVII в., время, когда процветала Ярославская икона, благодаря таким мастерам как Гурий Никитин, Сила Савин, а также, приехавший из Холмогор Семен Спиридонов. Иконы Ярославской школы XVII в. отличаются, прежде всего, «красочным» фоном, утонченной проработкой деталей, филигранным чернением по золоту, а объем вместо пробелов, характерных для Московской школы XV-XVI вв. трактовался уже, большей частью, творённым золотом. Икона стала более нарядной, праздничной.
Отличие между Ярославской и Костромской иконой несущественно, поскольку, данные города находятся рядом, зачастую, одни и те же иконописцы (тот же Гурий Никитин) расписывали храмы и писали иконы, как для Ярославля, так для Костромы. Стилистика была схожей и, единственным различием была некая утонченность, изящность Ярославских икон; Костромская икона была в целом чуть более упрощенной.
Что касается меня, мне ближе Ярославская иконопись, а также мастера Оружейной палаты XVII в.
В 2019
году Вы стали вице-президентом Международной академии современных искусств
(МАСИ-IACA) и вошли в президиум как председатель отделения конфессионального
искусства. Что для Вас значит это назначение? Может ли светская жизнь помешать
духовной?
Назначение председателем отделения конфессионального искусства МАСИ я воспринимаю, как признание моих заслуг и достижений в области иконописного искусства. Для меня это было почетно и приятно.
Что касается влияния «светской» жизни на «духовную», зависит напрямую от человека. Например: некоторые удаляются в «пустыню» для молитвы и общения с Богом, другие же, находясь в миру, могут сосредоточиться на общении с Богом. Конечно, духовная жизнь должна быть в приоритете. Если человек слишком активно углубляется в «светскую» жизнь, у него остается мало времени для развития в «духовном плане». Лично меня участие в светских мероприятиях отвлекает и расслабляет, но опять же, повторюсь, здесь необходимо найти ту самую «золотую середину» и не забывать о важности общения с Богом, поддержания «духовной жизни».
Есть ли
свобода творчества в иконописи? Насколько жесткой рамкой является сейчас канон
для иконописца? Как часто Вы экспериментировали и насколько далеко заходили в
своих творческих поисках?
Искусство иконописи или так называемое церковное искусство отличается от светского. Если в светском искусстве интересен лишь тот художник, который имеет свой собственный взгляд на искусство, чьи работы не похожи на остальные, то в иконописи всё иначе. Здесь самовыражение и эксперименты необязательны, а зачастую и вредны. Икона пишется для спасения верующих людей, а не только для украшения храма, и должна быть понятна человеку, способствовать спасению тех людей, которые с верою и молитвой обращаются к иконе.
В своих творческих светских работах я развивал индивидуальный язык, который бы соответствовал моим замыслам, экспериментировал, старался увидеть в окружающем мире то, что обычно не замечают многие люди. Иконопись, несомненно, также относится к творческой деятельности, ведь творчество – всё то, что мы создаём своими руками, плод наших мыслей и фантазий. Однако, творчество иконописца и «мирского» художника имеют разные цели. Для иконописца именно канон является той нормой, которую не следует нарушать при написании иконы. И если, видя икону, человеку хочется помолиться перед ней, для иконописца это является большой радостью.
Все больше молодых людей выбирает иконопись и конфессиональное искусство как направление для творческого развития. Что бы Вы посоветовали начинающим иконописцам? На что им следует обратить внимание?
Зачастую молодые художники, выбирая профессию иконописца, не всегда понимают, какая ответственность ложится на них. Они должны быть верующими, воцерковленными людьми. Чтобы понимать глубину иконы, ответственность выбранной профессии, необходимо принимать непосредственное участие в жизни церкви, пребывать в молитве. У современного иконописца, несомненно, должно быть профессиональное художественное образование, что позволит ему быстрее постичь и преуспеть в иконописном искусстве. Помимо изучения литературы и различных технологий, необходимо изучать иконы в музеях и практиковаться в копировании высоких образцов иконописи. И, в обязательном порядке, человек должен стремиться к духовному развитию, потому как любое искусство – это «зеркало души» художника.