Татьяна Петрова-Латышева. ЗДЕСЬ ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ И ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ

Об  авторе. Петрова-Латышева Татьяна Гаврииловна, Президент международной академии современных искусств, Почетный деятель искусств России, доктор архитектуры, профессор.

      В огромном мире театральной Москвы есть маленький театр. Расположен он далеко от центра, в бывшем зелёном Московском пригороде, а ныне Москве, рядом со станцией Лосиноостровская. Это Московский Государственный Историко-Этнографический театр. Создателем, художественным руководителем и главным режиссёром его является Михаил Мизюков.

         Несмотря на удалённость от центра города, театр этот живёт весьма насыщенной творческой жизнью и радует своего постоянного зрителя новыми постановками. Недавно он показал новую интересную работу, спектакль «Воевода» по пьесе А.Н. Островского, редко идущую на наших сценах.

         Сюжет пьесы возвращает нас в русскую старину  XVII века, которая с любовью подчёркнута реализмом костюмов (осуществлённых художником Марией Утробиной), точностью актёрской интонации и музыкальным сопровождением, а темы, поднимаемые  Островским,  актуальны и сегодня.

             Любовь юной девушки Марьи (Екатерина Фураева) и удалого молодца Степана (Николай Антропов) наталкивается на, казалось бы, непреодолимую преграду — позднюю страсть всевластного Воеводы (Михаил Клюшкин). Неожиданным образом, через раскаяние властного правителя и приход его к Вере и к Богу, любовь молодых людей побеждает, как и положено в пьесах Островского. Счастливая развязка, казалось бы, неразрешимой ситуации, оставляет у зрителей самое радостное впечатление.

               Народ и Власть, Добро и Зло, Вера и Неверие, закон и вольница — вот темы, которые волновали  Островского прежде, которые волнуют и сегодня создателей этого  спектакля, отзываясь в сердцах зрителей.

               В спектакле прекрасные актёрские работы, весь актёрский состав радует зрителя точностью передачи замысла Островского и задач, поставленных перед исполнителями режиссёром. Вызывает огромное уважение синтетичность мастерства всей труппы театра во главе с самим  режиссёром Михаилом Мизюковым. Все исполнители прекрасно поют, танцуют, играют на различных музыкальных инструментах, часто давно уже забытых и вышедших из употребления.

                  При всём при этом театр чужд односторонности, националистической узости. Он всегда стремится воспевать общечеловеческие ценности, при истинно русском отсутствии национального эгоизма. Пример этому — предыдущий спектакль театра «Музыкальное путешествие»,  с танцами и песнями народов мира, где вся труппа работает на уровне профессиональных танцевальных коллективов.

                  Хочется отметить, что репертуар этого небольшого по размеру, но значительного по масштабу идей и количеству прекрасных актёрских работ театра, поражает многообразием   и важностью тем, поднимаемым режиссёром.

                   Решённые в лучших традициях русского классического театра и продолжающие реалистическую линию, завещанную Станиславским, театр, тем не менее, ищет новые формы и радует своих многочисленных почитателей неожиданными решениями и новыми темами постановок.

                   К счастью, мода на «формальное искусство», приветствующее отсутствие смысловых нагрузок  и слишком часто стремящееся вызвать отнюдь  не  возвышенные чувства, миновала спектакли этого театра.

                     Всегда поднимая важные и вечные темы — любви, долга, чести и уважения к  вечным ценностям — Михаил Мизюков и весь его коллектив  профессионально и талантливо вовлекает зрителя в орбиту светлых мыслей и очищающего сопереживания, а это  явление довольно редкое  в сегодняшней жизни. Необходимо обладать мужеством и уверенностью в собственных силах, чтобы  выстраивать и отстаивать такие идеалы в потоке «новаторских» решений, стремящихся выдать за таковое разрушение всех базовых человеческих ценностей, присущих традиционной Русской Культуре и столь ненавидимых разными новомодными пророками под лозунгом «современного искусства». Современность же — это и есть  традиции и новаторство, тактично продолжающие всё лучшее, что досталось нам от предыдущих поколений, не стремившихся разрушить всё “до основанья, а затем”…

                   Историко-Этнографический театр, во главе с его бессменным художественным руководителем Михаилом Мизюковым  любовно и профессионально продолжает всё то, что было создано до нас Великой Русской культурой. Хочется пожелать этому прекрасному, дружному и мужественному коллективу новых  творческих сил, находок и свершений на ниве сохранения исторической памяти, традиции Добра и Света, издавна выстраивающей линию Культуры, как социальную генетику, несущую в себе лучшие достижения предшествующих поколений.