Татьяна Шевчук. Авторские миры художников Бессарабии

Международная академия современных искусств (МАСИ) – общественная организация, объединяющая на добровольных началах деятелей культуры и искусства более 30ти стран мира. Деятельность членов Академии охватывает различные области литературы, музыки, изобразительных искусств, теорию фундаментальных и прикладных художественных наук. Это независимое общественное объединение, основанное на добровольном членстве, функционирует с 2010 г. За десять лет своего существования реализованы крупнейшие международные проекты в области архитектуры, искусства и экспертной оценки произведений, конкурсных программ, музейной практики и галерейной работы (Official site IACA).

Одним из ярких проектов академии является проведение престижного международного конкурса искусств “ART. EXCELLENCE. AWARDS” в номинациях литература, музыка, живопись, графика, скульптура, архитектура, фотография, дизайн, мода, сценография, ювелирное искусство, художественная кукла, конфессиональное искусство (Official site AEA). Одним из важных достижений текущего года стало заключение договора между крупнейшей в Европе платформой по искусству Artmajeur и Международной академией современных искусств о партнерстве в создании онлайн-галереи произведений победителей, лауреатов и дипломантов всех сезонов международного конкурса искусств “ART. EXCELLENCE. AWARDS” во всех номинациях.

В данной публикации предлагаетсяанализ художественной ценности работ лауреатов конкурса АЕА из Бессарабии (исторической области в юго-восточной Европе на территории юга Одесской области и Молдовы), которые получили признание международного жюри конкурса и призовые места.

Победителями конкурса “ART. EXCELLENCE. AWARDS” of International Academy of Contemporary Arts стали:

  • в номинации живопись – член Союза художников Измаила Сергей Сухинин (золотая медаль);
  • в номинации графика – Иван Коцофляк, преподаватель Измаильской детской художественной школы (серебряная медаль);
  • в номинации дизайн – Екатерина Пунгина, член Союза дизайнеров Республики Молдова, основатель и главный дизайнер  творческой студии домашнего декора «Bludesign» в г. Кишиневсо специализацией на художественном оформлении интерьера в области изготовления художественных витражей, декоративного стекла, мозаики (золотая медаль);
  • в номинации литература – измаильский журналист и краевед Игорь Огнев с книгой очерков «Измаил. Дела давно минувших дней» (золотая медаль);
  • в номинации фотография – председатель Союза фотохудожников Измаила Наталия Гашинская (золотая медаль) и член Fédération Internationale de l’Art Photographique в звании AFIAP, измаильчанин Игорь Коц (серебряная медаль).
    Сергей Сухинин 

    Одним из явлений культуры современного общества стала популярность жанра фэнтези, ориентированного на мифопоэтические проекты прошлого с особым сюжетом, композицией, картиной мира и типом героя. Ярким представителем фэнтезийного осмысления славяно-арийской неомифологии в живописи стал измаильский художник Сергей Сухинин. Сотни сюжетов его работ представлены картинами расцвета и падения легендарных протоцивилизаций (Атландида, Гиперборея, Лемурия), системой образов богов (Перун, Сварог, Карна, Ний, триада Морока и др.) и фантастических существ (рептилоиды и пр.). Художественные приемы Сергея Сухинина направлены на попытку преодоления одномоментности времени, изображение мира в движении, динамичного художественного конфликта средствами интенсификации цвета и света, а также внимания к деталям.

    Художник работает и в традиционном жанре пейзажа, однако часто добавляет в свои композиции мотивы сказочности и волшебства. Такими, например,  являются сюжеты картин цикла «Вилково» – старообрядческого центра южной Бессарабии. Время замирает на некоторых полотнах, им свойственна статичность классической композиции («Рождественская ночь» (2016); «Зима 1986 г.»). В работе «Круголет» (2016) время и вовсе исчезает: собираемые в течение года плоды щедрой вилковской земли представлены в одном изобразительном срезе, что дает ассоциацию с мифологемой утерянного рая.

    Сергей Сухинин убежден в реальности создаваемых им фентезийных миров и осознает свой творческий опыт как определенную миссию, направленную на просвещение и предупреждение человечества. Увлеченное погружение художника в вечные вопросы происхождения Вселенной и человека, устройства духовного и материального миров, превращают знакомство с его работами, выполненными с несомненным авторским мастерством, в увлекательное путешествие в пространство сознания, ведь миф как средство пробуждения ассоциативного мышления, неизменно вдохновляет, заставляя открывать новые смыслы  и подтексты.

    Высшее художественное образование Сергей Сухинин получил при кафедре изобразительного искусства Измаильского государственного гуманитарного университета (2008). Его работы находятся в частных коллекциях Украины, России, Румынии, Сербии, Чехии, Израиля, Америки, Греции, Китая, Японии, Кореи, Франции, Швеции, Германии.

      Иван Коцофляк 

      В живописи и графике яркого представителя изобразительного искусства юга Одесской области Ивана Коцофляка представлена галерея примечательных образов, полных романтики, величия, сдержанного духовного поиска. Сюжеты его работ, выполненные в технике масляной и акварельной живописи, преимущественно связаны с природой украинского придунайского края: непритязательным морским побережьем северного Причерноморья, прекрасного своей самобытной простотой; дунайскими рукавами с укромными рыбацкими местами; степными просторами Буджака. Характерной особенностью художественного почерка автора стало медитативное восприятие южной природы и философский подтекст композиций.

      Графика в творчестве Ивана Коцофляка заняла скромное, но особое, вполне самостоятельное место. Работы, выполненные в оригинальной авторской технике, которая в какой-то степени напоминает цветной офорт, но не является печатной, тиражной, – существуют только в одном экземпляре. Им свойственны ясные способы выражения, придающие выразительность форме, за сдержанностью которой стоит большой опыт. Большинство графических работ Ивана Коцофляка отличает тонкое чувство юмора, создающее атмосферу интеллектуальной игры. Их сюжеты, выполненные соусом, сангиной, –  взяты из легенд, народных обрядовых праздников, бытовых сценок. Ироничность и философский подтекст обогащают и расширяют прочтение и тематический круг его произведений, при этом ирония и гротеск в них никогда не доходят до сарказма, смягчаясь лиризмом и добродушием внутреннего мира автора. 

      Иван Коцофляк окончил Одесское государственное художественное училище им. М. Грекова (1968) и Украинский полиграфический институт им. И. Федорова (1977). Член Национального союза художников Украины (2005) и Союза художников Измаила (1991). Большую часть своей жизни Иван Иванович преподает в детской художественной школе Измаила, посвящая свой талант эстетическому воспитанию и обучению молодого поколения. Работы Ивана Коцофляка находятся в картинных галереях Измаила, Смоляна и  Габрово (Болгария), в частных коллекциях Германии, Австрии, США, Словакии, Венгрии, Израиля, Швеции, Таиланда. Основные произведения автора размещены в альбоме «Иван Коцофляк. Живопись. Графика» (2019).

        Екатерина Пунгина 

        Художник-дизайнер Екатерина Пунгина  является специалистом в области дизайна и изготовления художественных витражей и мозаики, предметного дизайна и декорирования интерьера. Основатель и главный дизайнер арт-студии «Bludesign» (Official site Bludesign).

        Творческие работы Е. Пунгиной отличает тонкий художественный вкус и эстетическое чувство, умение деликатно и утонченно передать концепцию работы изысканной линией, гармоничной цветовой композицией. Среди ее работ – витражное оформление епархиальной курии в Представительстве Римско-католической церкви в Р.М.; в посольстве Венгрии в Республике Молдова; витраж «Фемида» Верховном суде Р.М., VIP зал Кишиневского международного аэропорта а также ряде офисов, дегустационных залов Крикова, ресторанных комплексов и частных заказов.

        Екатерина Пунгина получила профильное образование в Одесском государственном художественном училище им. М.Б. Грекова (1990-1995) и Кировоградском государственном педагогическом университете им. В. Винниченко (2003-2009, графический дизайн, магистр). С 2011 г. является членом правления Союза Дизайнеров Республики Молдова (председатель Молодежной секции). Лауреат Национальной  премии DAS в области архитектуры и дизайна интерьеров, в номинации Декор или художественное оформление интерьера (2013), Почетный член Международной академии современных искусств, Официальный представитель Академии в Республике Молдова и Румынии (2016).

        Среди наиболее значительных проектов Е. Пунгиной в области дизайна – серия витражей для Епархиальной курии Представительства Римско-католической церкви в Р.М. (1996-1997); посольства Венгрии в Республике Молдова (1998); церкви социального центра при Римско-католической церкви Р. М. (2002); дегустационных залов CRICOVA S.A. (2007); ресторанного комплекса «Бочка» («Butoias», 2012); VIP зала Кишиневского международного аэропорта (2012), в частности витраж «Фемида» в Верховном суде Р.М. (2005) и Высшей судебной палаты Р.М. (2010); витраж «Успение Богородицы» в Римско-католической церкови Р.М.; мозаики на офисном здании фонда И.М. Стурзы (2010); витражный купол «Христос Пантократор» в подземной галерее  Cricova S. A. (2019).

        Ряд работ Екатерины Пунгиной находится в частных коллекциях Молдовы, Румынии, Украины, Греции, Германии, Америки.

          Игорь Огнев 

          Измаильский журналист, писатель, краевед Игорь Огнев – знаковая фигура культурной жизни города и юга Одесской области. Автор сборника биографических очерков «Измаил. Имена на все времена» (2017), научно-популярного исторического издания «Измаил. Дела давно минувших дней» (2019), соавтор энциклопедического словаря «Они изменили историю (125 выходцев из южной Бессарабии)» (2019), а также многочисленных популярных статей, посвящённых истории Измаила и региона. Предметом исторических предпочтений автора является период истории Измаила 1812-1917 гг. В рамках данного временного диапазона Игорь Огнев первым из местных краеведов разработал и опубликовал исследования о зодчих, которые сформировали современный архитектурный облик Измаила; зарождении и развитии органов местного самоуправления в городе; истории возникновения и развития Измаильского адмиралтейства; эволюции городской прессы. Персональные исторические фотовыставки И. Огнева экспонировались в музее А. В. Суворова и Измаильской картинной галерее (2016-2020). За значительный вклад в развитие местного медиа-пространства он награждён почётной грамотой Верховной Рады Украины. В 2019 г. за активное освещение истории Второй мировой войны и деятельности городской ветеранской организации журналисту была вручена памятная медаль «75 лет освобождения Измаила».

          Игорь Огнев имеет двадцатилетний стаж службы в органах местного самоуправления и около двадцати – в измаильских электронных и печатных масс-медиа. В 1991-1994 гг. возглавлял редакцию Измаильского коммунального телерадиовещания. Член Национального союза краеведов Украины. Около десяти лет редактирует страницу «История» в газете «Курьер недели», а также ведёт рубрику «Взгляд в прошлое» в журнале «Бессарабский вернисаж».

            Натали Гашинская 

            Фотоработы Наталии Гашинской – председателя Союза фотохудожников Измаила, не относятся к категории концептуально организованных. В их основе всегда лежит непосредственная фиксация неинсценированной окружающей действительности с тенденцией подчеркнуть элементы неожиданного и эстетически выразительного в привычном городском ландшафте и картинах природы. Значительная часть фотоколлекции Натали Гашинской – серия фоторабот с видами города в определенном временном срезе: во время восхода солнца, пустого и наполненного своей особенной энергетикой в отсутствии людей и картинами города на исходе дня.

            Это не просто документальное изображение фрагментов реальности. Работы несут отпечаток индивидуального мастерства автора и эстетического ощущения реальности. По оценке одного из ведущих  специалистов в области художественной фотографии Николая Седнина, у автора есть удивительная особенность интуитивно находить композиционные ракурсы и работать со светом. Ее работы очень просты, но в них всё на своих местах – в запечатленном мгновении есть гармоничное сочетание основных критериев фотомастерства: цвет — тон — свет — композиция, то есть найдено авторское равновесие формы и содержания.

              Игорь Коц 

              Измаильский мастер фотографии Игорь Коц – член Творческого союза «Фотоискусство» г. Москва, удостоенный в 2012 г. почётного звания Artist Photoart (A-PHOTOART); член Fédération Internationale de l’Art Photographique в звании AFIAP (с 2017), активно сотрудничающий с Национальным союзом фотохудожников Украины. В активе опыта прошлых лет – работа фотокорреспондентом газеты «Дунаец», видеооператором студий «ИзмаилТВ» и «БессарабияТВ». В настоящее время он – «свободный фотограф», участвующий в ряде городских проектов и деятельности рекламных коммерческих фирм. Персональные выставки проведены в Южном (2016) и Измаиле (2006, 2011, 2013, 2015).

              Игорь Коц – талантливый автор, ищущий свой творческий стиль в красоте природных явлений и скрытой от посторонних глаз реальности. Любовь к путешествиям вылилась в освоение диких крымских мест и длительные поездки по долинам Иссык-Кульской области Киргизии, в Якутию, на Курильские острова. Общим в этой  нестандартной географии странствий является постижение мест, далеких от рекламы и философии развлечений, толп праздных туристов и коммерческой суеты. Походы в потаенные места человечества резонируют с духовными поисками фотохудожника, своеобразной жизненной философией и своего пути самопознания; стремлением читать знаки и запечатлевать их на пленке.

              Коц И. Лунный (2017) Коц И. Курилы (2017)

              Реалистичные образы фоторабот автора зачастую становятся средством многозначного иносказания, почти символами иного проекта бытия, а запечатленная в объективе тайнопись дикой природы напоминает человеку, кто настоящий хозяин планеты. Величие дальневосточных гор на высоте облаков; таинственный, почти лунный пейзаж в кратере; панорамные виды природы без признаков цивилизационного присутствия с вершин Курильской гряды; дикие водопады; последствия урагана на пустынном пляже; след медведя на мокром песке; девственная природа островов Парамушир и Онекотан; мистические отражения Зеркального озера; загадочная энергетика оставленных человеком населенных пунктов; кладбище судов – таковы сюжеты курильского цикла фоторабот Игоря Коца, часть которых представлена на рассмотрение IX сезона международного конкурса “ИСКУССТВО. СОВЕРШЕНСТВО. ПРИЗНАНИЕ” (2020) Международной академии современных искусств.

              .