Название публикации дублирует наименование одного из полотен Александра Кары – заслуженного художника Украины, доцента кафедры изобразительного искусства Измаильского государственного гуманитарного университета, председателя Измаильской городской организации Национального союза художников Украины, член-корреспондента Международной академии современных искусств, лауреата премии НСХУ имени Татьяны Яблонской. Под этими высокими титулами, перечисленными с энциклопедической сухостью, стоит история становления яркой, неординарной личности, цель жизни которой – нести людям свет Красоты и Добра, жить в резонансе с волнами своей души.
Детство Александра Кары (род. 1956) прошло в с. Новые Трояны Болградского района Одесской области, население которого представлено этническими болгарами. Из расположенного на трех холмах поселения открывается великолепная панорама бессарабской степи, обработанных виноградников и реки Катлабух, что сформировала романтическое восприятие природы и реалий сельской жизни. Страсть к рисованию обусловила стремление получить профессиональное образование на художественно-графическом факультете Одесского педагогического университета им. К. Д. Ушинского. «Учиться на художника? – удивлялись практичные односельчане. – Иди на ветеринара, всегда будешь иметь дома кусок мяса!». Образ куска мяса, на который можно обменять мечту, глубоко врезался в творческое воображение художника как антиобраз. Несмотря на то, что всю жизнь он принимает решения, далекие от материальных устремлений, именно верность своей мечте позволила ему достичь вершин творческого признания.
Главными темами раннего творчества Александра Кары стали детские воспоминания о быте и традициях жителей Буджака («Сельский праздник», «Сельская песня», «Воспоминания о детстве», «День памяти», «Семейная трапеза», «Георгиев день» и др.). В его художественном наследии преобладают женские образы. Легкие, тонкие, пластичные, одетые в яркую национальную одежду, они лишены веса и вдохновляют своей очаровательной непосредственностью («Муза», «Виноградная лоза», «Бессарабские девушки» и др.). Женщины среднего и старшего возраста обычно прописаны за работой: выпечкой хлеба («Дух печи», Воспоминания о хлебе»), обработкой земли, уборки урожая, ткачеством («Сельский мотив», «Осень под старой яблоней», «Сеятели», «Нити из прошлого» и др.). Они запомнились ему как скромные, трудолюбивые, одетые в закрытый черный повседневный наряд. Мать художника, Иванка Кара, осталась для него идеалом женской преданности, хранительницы семейного уюта. Ее образ представлен в «Портрете матери» (1990) и является центральным в триптихе «Троянка» (1996). Буджак как малая родина А. Кары, воспевается автором как благодатный край, тихий приют носителей патриархальных ценностей. На полотне «На новой земле, под новым небом» изображена семья переселенцев – скромных сельских тружеников. Их подчеркнуто вытянутые фигуры, характерные для иконических изображений святых, придают ощущение стройности и возвышенности, автор таким образом сакрализирует их быт, построенный на честных и справедливых отношениях внутри общины. Картина «Сельский праздник», на которой изображено коллективное приготовление традиционных блюд из теста, дополняет идею единства общины: мягкие пастельные тона создают ощущение гармонии, подкрепленной символикой хлеба как символа жизни.
В начале 2000-х годов А. Кара овладел техникой энкаустики, в которой написано большинство его полотен. В ее основе лежит принцип смешивания красок с воском, растительным маслом, смолой (канифоль, даммара) и их нагрева в процессе создания образов. Визитной карточкой творчества художника считается картина «Первая борозда». Ее замысел возник под влиянием трогательных строк народной рождественской песни, где о тяжелом труде переселенцев, которым святые угодники помогают окультуривать дикую буджакскую степь. Фон картины репродуцирует аутентичный вариант ковра как продукта болгарского народного ткачества; рама также является аутентичным элементом ткацкого станка (ватали). Таким образом, художественная концепция картины «Первая борозда» воспроизводит определенный синтез авторского замысла, фольклора и декоративно-прикладного искусства.
Христианские ценности являются неизменным атрибутом духовной жизни восточных славян. Творческая композиция «Причастие» отражает один из главных церковных таинств – символическое вкушения тела и крови Христовой. На первый взгляд, видим на полотне образы женщин, принимающих причастие: они возвышенные и хрупкие, наделены элементами святости, трогательно изогнутые фигуры свидетельствуют состояние экстатического просветления при совершении таинства. В символической трактовке художественной концепции этого полотна содержатся глубокие символы, если интерпретировать образы трех женщин как олицетворение христианского понимания божественного триединства: Дух принимает причастие, Душа молится, а Тело смиренно склонилось.
Сюжетом творческой композиции «Хоро» стал традиционный болгарский танец, популярный также у гагаузов, молдаван, румын. В изобразительной иллюзии картины танец исполняют люди, распластанные на плоскости, образуя определенный круг, центрообразующим стержнем которого стал один из артефактов протоболгарской культуры, – розетка в форме семиугольного диска. Семь танцующих персонажей повторяют семиугольную форму розетки, образуя двойной круг в квадрате. Мифопоэтическая символика двойного круга, помещенного в квадрат, имеет универсальное значение: суточное и годовое движение солнца, циклическую концепцию времени (повторение времен года, дня и ночи, жизни и смерти), воплощает идею единства и бесконечности.
А. Кара – живописец по призванию, посвятивший себя изобразительному искусству. По его словам, он болеет, когда нет возможности писать, окунуться в творческий процесс, «поймать» идею будущего произведения и воспроизвести ее материальными средствами. «Боже, я отдыхаю, когда я работаю!» – таково жизненное кредо художника.
Творческая мастерская Александра Кары расположена во внутреннем дворе Дома художника г. Измаил, является местом встречи творческой интеллигенции Украины и Болгарии, коллекционеров и ценителей искусства, экскурсионной программы для студентов изобразительного отделения вузов Одесской области. Основные произведения мастера вошли в авторский альбом «На новой земле, под новым небом» (2008) и более, чем сто каталогов всеукраинских и международных выставок. Персональные выставки художника проводились в Народном Собрании Республики Болгария (2005), Национальной художественной галерее (София, 2005), Ливадийском дворце-музее (Ялта, 2009) и других галереях Болгарии и Украины.
Представленная на полотнах А. Кары панорама традиционных ценностей в контексте художественного осмысления архетипов сельской жизни, вызывает у поклонников его творчества чувство благодарности родителям, Родине, миру за возможность гармоничного существования в согласии с природой и нравственными императивами бытия.