Модель искусства легко себе представить в виде креста, и горизонталь креста — это дольный мир, это мир земли — плотное. А вертикаль — это дух. И тема креста обозначена в любом храме, как модель мира. В искусстве иногда доминирует только горизонталь — мы забываем о вертикали духа. Подобно качелям, состояние нашего духа то погружается в материю и достигает полного уплотнения, как было, допустим, в искусстве XIX века или в искусстве соцреализма. Или дух воспаряет в небеса так, как в иконе, и требует воплощения. В искусстве нужен именно тот план, который уже материализован: материальность обязательна, а дух материален в искусстве.
Творчество Николая Седнина — это тот пример, когда видно воплощение духа, очень убедительное из-за огромной работы художника и его энергии, которая возрастает, если отдавать себя другим. Если человек сконцентрирован на своем «Я», то нет гармонии между этим человеком и окружающим миром. И, в конце концов, все сходится в точке своей. Это крайнее противопоставление «Я» — эго — и единого, то есть божественного, начала. И такие трагические ситуации возможны в искусстве — пример Врубеля, когда художник сошел с ума в противопоставлении своего мятущегося духа божественному единому.
Темы творчества Николая Седнина проходят несколько этапов. В 14 лет он почувствовал себя художником. Очень важно, когда человек находит свой «сродный труд», выражаясь словами философа Григория Сковороды. То есть, мы восходим к единому божественному или вечному только благодаря тому труду, который сами избираем. Он является нашей дорогой в жизни.
Художники редко, несмотря на препятствия, оставляют свой путь Потому, что этот путь хоть и тернист, но дает откровения, экстатические состояния, соприкосновение с вечным. Подобное соприкосновение дает необыкновенную энергию — это мотив стяжания Святого духа, то есть, соединение энергии человека с божественной. Происходит то, что называется «святостью». Это состояние вы видите в картине, которая является своего рода автопортретом художника; она называется «Свеча-распятие». Это преображение плоти и другая плоть, другое плотное состояние тела, преображенное духом. И свет, который виден в этой картине — это свет внутренний. Это состояние экстаза. Тема огня — тема высшей энергии. Но к «огню» художник приходит не сразу. Вначале надо было пережить другие состояния.
Тема воды есть в более ранних работах художника. Вода — это серединный план, место, где человек теряет ощущение собственного веса. Мотив воды не
случаен в творчестве Николая Седнина, и мы видим перевернутые фигуры, которые могут существовать, не имея точки опоры, тем самым преобразуя пространство. Все произведения художника — это сложная работа с пространством, которое находится в постоянной трансформации.
Искусство
переходных эпох, к которым относится и наш век — это время, когда меняется
предназначение художника. Например, в искусстве Древней Греции боги спускались
па землю, соединялись с земными женщинами, и рождались герои. Образы этих
героев воплощались в греческой скульптуре. Бог — это дух. А женщина — это
материя. Поэтому соединение духа и материи рождало бессмертные произведения,
воплощения духа. А миф — это не что иное, как сюжетная мотивировка абстрактному
состоянию соединения духа и материи, их гармонии.
В искусстве эпохи Возрождения соединение материи и духа происходит в
гармоничном состоянии. В кризисные эпохи, такие как XVII век, и такие, как
эпоха XX и начала XXI века — происходит следующее: информация поступает не от
внешнего источника идеальной божественной природы, не оформленной как идеальные
образы, а идет изнутри. Не извне в человека, а наоборот. Чем мощнее художник по
своему восприятию мира, тем интереснее модель он рождает. Если художник выходит
на истинные образы, то есть те, которые Юнг называл архетипами, Флоренский —
первообразами, а Платон — идеями, то каждый способен воспринять то, что
заложено в произведениях художника.
Древо Жизни, изображенное на картине Николая Седнина, — вечно. И наш мозг — это тоже древо «Центральной нервной системы» Николая Седнина. Мы способны воспринять и такое ценное, на мой взгляд, его произведение — «Солнце как пицца». Здесь показаны персонажи в солярном знаке. Вспомните праздник Масленицы и поедание блинов. Это переход к единому через ритуал съедания блина — символа солнца, которое приносится в жертву. В христианстве — это бескровная жертва Христа в виде хлеба и вина. На этой картине изображены автопортрет художника и его учеников — людей, которых он поднимал из тьмы душевной, из состояния погруженности во тьму безумия. Потому, что ад внутри человека, также как и рай. Художник совершил большой подвиг, который в иконах обозначался, как схождение в ад. Именно схождение в ад — для того, чтобы развиться духом.
Я
верю в то, что судьба человека предопределена изначально. В Николае находится
источник художественной энергии, которая ведет его вперед. В 14 лет он
оставляет 9-й класс школы, уезжает в Ленинград и учится в художественной школе.
Он штудирует форму, изучает плотный план, от
которого потом откажется. Позже учится в Одесском художественном училище.
И, действительно, у Николая Седнина потрясающие работы по обнаженному телу. Но
этот этап пройден. Что дальше? Нельзя же останавливаться в своем развитии.
Художник начинает работать с пространством. Период черно-белых композиций,
когда Николай Седнин видит лицо в небе за полгода до рождения своего сына (и
живое небо, антропоморфное, божественное). Черное и белое — это тема смерти и
рождения. Эти цвета равнозначны. Если нет черного, значит, нет воплощения
потому, что если нет тени, мы не смоделированы в пространстве. Движение жизни —
это цвет. Один период творчества уступает место другому — цветному, который
называется «ДИ-АРТ».
«ДИ-АРТ» — это соединение ментального плана, то есть нашего разума и пашей интуиции. Художник не должен поддаваться только интуитивному, импульсивному творчеству. Выдающиеся художники XX века, такие, как Малевич, Кандинский и многие другие, оставили концептуальные роботы, написанные ими, как осмысление искусства. У Николая Седнина тоже есть такой труд.
Уверяю вас, что если не давать себе отчета в том, что мы делаем, наше развитие останавливается. Мы представляемся медиумами для воплощения чужих идей.
В
чем состоит жертва Христа? Наверное, в том все-таки, что он жертвует личным
ради общего блага. Личное — это твое лицо, то, что отличает одного от других.
Ради чего? Чтобы человек развил себя, полюбил других и соединился с единым,
божественным началом.
Эта тема и показана во многих произведениях Николая Седнина и, в частности, в
произведении «Солнце как пицца», когда художник изображает себя с людьми из
дома скорби. Может быть, после того, как побываешь в такой ситуации, многие
былые страхи уходят: ты знаешь, что обладаешь силой. Что можешь помогать.
Только помогая другим, можно ощутить эту силу. В произведениях Николая Седнина
видна огромная энергия.
Еще один творческий этап художника — композиция «Священный сад» (Гефсиманский сад). Многие художники обращались к этой теме. В Третьяковской галерее есть работа Перова — распростертый Христос лежит на земле в совершенно мрачном Гефсиманском саду. Есть изображение Христа, сидящего ночью и размышляющего о том, чтобы чаша сия миновала его, чаша испытаний. Христос не только вечный дух, но и человек. Человек, преодолевая препятствие, попадает в божественный сад, где открывает другие краски, другую цветовую палитру, которая светится цветами без тени — теми, которыми пишутся иконы. И рождаются такие образы, как «Пророк» Николая Седнина.
Тема пророческого начала являлась основной в искусстве конца XIX века, когда художник ощущал себя проводником между миром плотным и миром идеальным. Он осознавал свою миссию, чувствовал, что может соединить
мир временный с миром вечным. Большие художники выходят на осознание себя, как моста между жизнью и смертью. Эти темы — первообразы выражены, в частности, в знаках, которые присутствуют во многих работах
Николая Седнина. Это, например, спираль, символизирующая сошествие духа в материю, это рождение. Тогда как рождение содержите в себе противоположную спираль и обратное движение — смерть. Но смерть рождение духа. Этот процесс бесконечен.
Подобные образы существуют в любом искусстве, но когда художник привносит их искусственно — они мертвы. Во всех произведениях Николая Седнина есть убедительность. Я считаю, что стиль Николая Седнина — не просто формат творчества. Это новое пространство!
Очень
интересны авторские работы из цикла «Азбука», созданные на основе первообраза
трезубца. Художник составляет азбуку из этого символа, там
нет ни одной другой детали. И трезубец также использован как орнамент —
бесконечное переплетение. Это тоже тема смерти, рождения и возрождения — тема
любого искусства, потому, что искусство всегда есть примирение жизни со
смертью, и в этом его цель. Вы видите человеческие фигуры, которые тоже дают
информацию о вечной жизни, передаваемую через начальные изображения мужчины и
женщины, их двуединства. Это тема продолжения рода, продолжения жизни на
физическом плане.
Я приехала на открытие ретроспективной выставки Николая Седнина, неслучайно проделав путь в тысячу километров и потому, что творчество этого художника меня очень трогает. Я считаю его значительным явлением в современном искусстве. Для своего возраста он очень многое успел. Может быть, это приоритет нового поколения, которое живет в другом ритме? Во всяком случае, произведения Николая Седнина достойны изучения и пристального внимания.