Братья по ордену,
Из бездны времён
Распятый на Норде
Вернется с Копьём.
Плоть от плоти предвечной,
Кованный орденом,
Приведёт наконечник
Героя на родину.
Сплетённые звенья
Свободны от пут.
Восстань из забвенья —
И вспомнишь свой путь.
Без вести пропавший,
Ты — сам себе цель.
Смерть смертью поправший,
Замкни нашу цепь.
Пусть вечно цветёт
Средь полярного льда
Золото Розы
На древке Копья.
Густав Майринк. Ангел Западного окна.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
В последних главах Евангелия от Иоанна говорится о том, как «один из воинов» пронзил копьём ребра Иисуса Христа, распятого на Голгофском кресте. Согласно древней христианской легенде, этим воином был римский центурион (сотник) по имени Гай Кассий Лонгин, присутствовавший при распятии в качестве официального представителя римского прокуратора (императорского наместника) Иудеи – эквита (всадника) Понтия Пилата.
На протяжении двух лет римский центурион следил за деятельностью странствующего галилейского проповедника Иисуса из Назарета, о котором ходили слухи, что он и есть ожидаемый иудеями Спаситель-Мессия, предназначенный свыше для восстановления земного Царства Израильского в прежнем блеске – хотя Кассий и не видел никакой угрозы, которая бы исходила от Галилеянина для римского владычества над Палестиной.
После ареста Иисуса слугами первосвященника Иерусалимского и передачи облыжно обвинённого в посягательстве на царский венец проповедника на казнь, Гай Кассий Лонгин стал свидетелем мужества и величия, проявленного Галилеянином, распятым на кресте между двумя разбойниками.
В ветхозаветной книге «Исход» (12, 46) о пасхальной жертве – прообразе Мессии-Христа, как Агнца Божия – принесённого в жертву на Пасху за грехи всего рода человеческого – было сказано «…и костей её не сокрушайте». Поэтому Анна, тесть первосвященника иудейского Каиафы и советник Синедриона (Верховного судилища Иерусалимского Храма), и сам Каиафа твёрдо вознамерились «сокрушить кости» Христа, дабы убедить таким образом народные массы, что Иисус из Назарета – не Мессия, а вероотступник и смутьян, рвущийся к царской власти во что бы то ни стало.
Время шло, а распятые всё не умирали. Это дало Анне и Каиафе необходимый им повод вмешаться в ход событий. Анна, как высший авторитет в вопросах Закона Моисеева, не дозволявшего казнить человека смертью в субботу, при посредничестве царя Иудейского Ирода Антипы обратился к римскому прокуратору Иудеи — Понтию Пилату — с ходатайством позволить храмовым служителям перебить распятым кости, с целью ускорить приход смерти осуждённых, чтобы они умерли в пятницу, до появления на небе первой вечерней звезды и наступления темноты, знаменовавших собой приход шабаша (субботы).
Прокуратор Понтий Пилат удовлетворил просьбу Анны. Первосвященник Иерусалимский Каиафа направил отряд храмовой стражи на Голгофу (это слово переводится с арамейского как «Череп» или «Лысая гора» — по легенде, именно в пещере Голгофы испокон веков покоились череп и кости праотца Адама). Возглавлявший отряд военный предводитель нёс в руке копье царя Ирода Антипы, (в действительности же — не царя, а тетрарха, или «четверовластника», не обладавшего в Иерусалиме реальной царской властью и владевшего всего лишь четвертью территории Иудейского царства времен Ирода Великого, расположенной в Заиорданье).
Это священное копьё служило символом полученных предводителем полномочий на совершение дозволенного римским прокуратором акта «сокрушения костей». Не имей он в руке этого зримого символа царской власти, как бы делегированной ему по данному случаю формально тетрархом Иродом Антипой, фактически же – Иерусалимским судилищем, римские воины, охранявшие место казни, не позволили бы ему и его людям и пальцем притронуться к осуждённым.
К описываемому времени старинное копье, вручённое тетрархом Иродом начальнику храмовой стражи в знак переданных ему полномочий, было уже овеяно множеством древних легенд. Считалось, что это копьё было выковано по воле ветхозаветного пророка Финееса, как символ магических сил, содержавшихся в крови богоизбранного народа (хотя существовала и версия, согласно которой этим копьём на заре времён владел еще Адам — прародитель всего человеческого рода). Когда израильтянин Зимри, сын Салу, начальник поколения Симеонова, после победы возглавляемого пророком Моисеем Израиля над язычниками-мадианитянами (одно из крайне тёмных и непонятных мест Священного Писания Ветхого Завета — ведь Пророк и Боговидец Моисей в молодости, после своего бегства из Египта, укрылся не где-нибудь, а именно у мадианитян, в земле Мадиамской, женившись на Сепфоре, дочери Иофора, первосвященника мадианитян, поклонявшегося отнюдь не языческим идолам, а Всевышнему Богу и фактически научившего единобожию своего зятя Моисея!) и уклонения победоносных израильтян в ересь идолослужения Ваал-Фегору (Ваал-Пеору, Бельфегору), божеству побеждённых ими язычников, привёл в свой шатер мадианитянку Хазву, дочь Цура, начальника Оммофа, племени Мадиамского,
«…Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, увидев это, встал из среды общества, и взял в свою руку копьё, и вошёл вслед за израильтянином в спальню и пронзил обоих их, израильтянина и женщину в чрево её…» (Числа, 25, 6-8).
В данном случае священник Финеес исполнял прямое указание Святого пророка-Боговидца Моисея:
«И сказал Моисей судьям Израильским: убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору».
Вот каким образом чудесное копье оказалось впервые омытым в крови супостатов Единого Бога. После этого оно не раз оправдало себя в качестве талисмана военной удачи и власти.
Так, ветхозаветный пророк и воитель Иисус Навин, по преданию, держал в руке именно это копье, подавая своим воинам сигнал испустить оглушительный крик, приведший к падению стен неприступного Иерихона, а также при взятии другого ханаанского города – Гая.
«Тогда Господь сказал Иисусу: простри копье, которое в руке твоей, к Гаю, ибо Я предам его в руки твои…Иисус простер… копье, которое было в его руке, к городу. Сидевшие в засаде тотчас встали с места своего и побежали, как скоро он простер руку свою, вошли в город и взяли его и тотчас зажгли город огнем».
Это же самое копье царь Израильский Саул в приступе гнева метнул в молодого Давида, игравшего перед ним «на струнах»: «…в руке у Саула было копье. И бросил Саул копье, подумав: пригвожду Давида к стене; но Давид два раза уклонился от него».
По старинной легенде, царь иудейский Ирод, сын эллинизированного идумея Антипатра, прозванный Великим, также держал в руках это древнее копье, как символ власти над жизнью и смертью, когда отдал свой жестокий приказ перебить всех невинных младенцев «от двух лет и ниже», родившихся в Вифлееме Иудейском «и окрест него», стремясь погубить среди них и младенца Иисуса, которому было предсказано стать «Царем Иудейским». А теперь то же самое копье было принесено на Голгофу по приказу другого Ирода, сына предыдущего, как символ права на «сокрушение костей» Христа Спасителя.
Когда храмовые стражники поднялись на Голгофу, римские воины, охранявшие кресты с распятыми, по свидетельству позднейшего византийского хрониста Симеона Метафраста, с отвращением отвернулись. Лишь сотник Гай Кассий Лонгин, которому это было положено по должности, не отвел взора, когда слуги первосвященника раздробили палицами черепа и кости двух разбойников, распятых по обе стороны от Иисуса.
Римский центурион, не в силах преодолеть омерзения при виде того, как жестоко были перебиты кости разбойников, решил защитить тело Иисуса Христа от поругания.
Выхватив копье Финееса из рук начальника храмовой стражи, центурион направил своего коня к среднему кресту и пронзил грудь распятого Иисуса справа между четвертным и пятым ребром (в память об этом при прободении просфоры святым копием по уставу Православной Церкви священник и поныне произносит слова Евангелия от Иоанна 9, 34: «И един от воин копием ребра Ему прободоша»). Именно так было принято у римских воинов проверять по окончании сражения, не остался ли кто в живых из их противников, чьи тела устилали поле битвы. Дело в том, что из застывшего трупа кровь не могла бы вытечь. Но в данном случае из пронзенного ребра Распятого «истекла кровь и вода» — и в тот момент, когда таким «неестественным» образом пролилась спасительная кровь Христа, Гай Кассий Лонгин оказался чудесным образом исцелен от мучившей его глазной болезни (катаракты).
Согласно одному из преданий, римский сотник, проведя ладонью по окровавленному острию копья, прикоснулся к глазам и тут же стал полностью зрячим. Уверовав в Христа, Лонгин громко воскликнул:
«Истинно, то был Сын Божий»!
Согласно «Четьям-Минеям» святого Дмитрия Ростовского, в которых описаны житие и страдания святого мученика Лонгина-сотника, история его чудесного исцеления имела продолжение. Сотник Лонгин, приставленный вместе с воинами охранять тело Иисуса, погребенное в пещере, удостоился лицезреть воскрешение Спасителя. И тогда он окончательно уверовал в Христа, обратился, стал вести жизнь праведную, проповедовать христианскую веру, обращая множество людей на путь спасения, и в период гонений принял мученическую смерть за Христа чрез усекновение главы.
Когда слепой римский наместник приговорил Лонгина к смерти, тот объявил, что в день его казни наместник вновь обретет способность видеть. Как только Лонгину отсекли голову, слепой наместник действительно прозрел (в том числе и духовно) и принял веру Христову.
По другой легенде, сотник Лонгин сохранил бесценные капли крови Христовой в дарохранительнице-пиксиде, переданной им в христианский храм в городе Мантуе (в кафедральном соборе которого она хранится по сей день).
Впрочем, не будем перечислять все чудеса и легенды, связанные с именем сотника Лонгина. Более важным представляется нечто другое.
В случае центуриона Лонгина «копье Финееса» сыграло роль своеобразного «катализатора Откровения». Оно послужило живым свидетельством Воскрешения плоти, ибо нанесенная его острием телесная рана таинственным образом сохранилась и на теле воскресшего Христа, явившегося своим ученикам в Еммаусе. Лишь один из апостолов – Фома Неверующий, склонный верить только в то, что был способен узреть своими телесными очами, не узнал воскресшего Богочеловека, вошедшего к ученикам через затворенную дверь, чтобы открыться им.
И тогда Иисус сказал Фоме: «…подай перст твой сюда и посмотри руки Мои (с ранами от гвоздей – В.А.); подай руку твою и вложи в ребра Мои (пронзенные копьем – В.А.); и не будь неверующим, но верующим».
Поскольку раны от гвоздей и от копья были видны на теле воскресшего Христа, первые христиане верили, что, если бы сотнику Лонгину не удалось предотвратить сокрушение костей Иисуса на кресте, величайшее чудо Воскресения было бы невозможным.
Именно так они понимали древнее пророчество: «Кость Его да не сокрушится».
Римский сотник Гай Кассий Лонгин, поразивший Спасителя «копьем Финееса и Иисуса Навина» в ребро, чтобы предохранить Его тело от «сокрушения костей», вошел в христианские легенды как «копейщик Лонгин» или «копьеносец Лонгин». В качестве одного из первых христианских святых, он особенно почитался иерусалимской христианской общиной, как живой свидетель пролития Крови Нового Завета, символом которого стало древнее копье.
И в самом деле – на краткий миг в руках у Лонгина оказалась судьба всего рода человеческого, предназначенного либо к тому, чтобы по-прежнему нести бремя первородного греха, либо к спасению путем подражания Христу. Копье, которым были пронзены ребра Спасителя, и в наконечник которого был позднее вделан один из голгофских гвоздей, стало одной из величайших общехристианских святынь, овеянной множеством легенд. Число этих легенд росло с течением столетий. Считалось, что тот, кто владеет «копьем Финееса и Лонгина» и способен познать те силы, которым оно служит, держит в руках судьбы всего рода человеческого.
Римский военачальник Маврикий, легат Фиванского легиона, согласно христианской легенде, держал в руке «копье Лонгина» (или копье, наконечник которого был снят с «копья Лонгина»), когда отказался принести жертву языческим идолам по приказу римского тирана Максимиана.
По повелению верховного императора августа Диоклетиана, жестокого гонителя христиан, его соправитель — август Максимиан — заманил Фиванский легион – один из лучших в римской армии – в 285 (а по другим источникам — в 287) г. п. Р.Х. заманил из Египта в Галлию, якобы для подавления восстания галльских крестьян-«багаудов» («борцов»). Когда Маврикий во главе своего легиона прибыл из Египта в Галлию, сопротивления «багаудов» было уже подавлено. Но Маврикий сделал трагическое для себя, как христианина, открытия — перебитые римскими войсками галльские повстанцы были не язычниками, а христианами, не желавшими отречься от веры в Спасителя.
Легатом Маврикием овладело чувство вины, хотя ему и не пришлось участвовать в уничтожении единоверцев. Вскоре его пригласили на смотр римских войск, в ходе которого планировалось проведение массового языческого празднества с целью оживить и укрепить веру легионеров в древних языческих римских богов. Добравшись до главного лагеря римлян, Маврикий узнал, что туда, по повелению верховного императора Диоклетиана, прибыл его соправитель август Максимиан.
Укрепление пошатнувшейся веры в богов древнего Рима Диоклетиан, сам объявивший себя «Иовием» («сыном Юпитера»), а своего соправителя августа Максимиана – «Геркулием» («сыном Геркулеса»), считал единственным средством остановить распад Римской империи. Язычник «от ума», а не «от сердца», сам уже не веривший в древних языческих богов, но желавший, во что бы то ни стало, угодить своему господину, Максимиан приказал всем легионам поклониться ему, как живому богу.
В ответ легат Маврикий произнес священную клятву, что он будет верно служить императору, но ни сам он, ни воины его легиона не будут убивать христиан и поклоняться ложному богу. Гневу тирана не было границ. Легат Маврикий (принадлежавший, кстати, по некоторым данным, не к правоверной, а к еретической, манихейской ветви христианства), в знак протеста против высказанной Максимианом угрозы подвергнуть его легион децимации (казни каждого десятого воина-христианина), предложил себя в качестве добровольной жертвы за своих людей, преклонил колена и, подобно сотнику Лонгину, «принял мечное сечение», иняче говоря — был обезглавлен. Христианские агиографы донесли до нас его последние слова: «In Christo morimur» («Умрем во Христе»).
Ветераны Фиванского легиона, воодушевленные примером ненасильственного, но оттого не менее решительного сопротивления богоборческой власти, проявленного их доблестным легатом, предпочли умереть, как он, но не принести жертву римским богам, в которых они больше не верили.
Даже произведенная над легионом децимация – казнь каждого десятого – не оказала на уцелевших легионариев, охваченных жаждой мученического подвига, никакого воздействия. Все воины Фиванского легиона – пожалуй, самого дисциплинированного подразделения в истории римской армии – блестящей грудой сложили оружие к ногам тирана и бестрепетно подставили свои шеи мечам палачей. Тогда разъяренный август Максимиан отдал жестокий приказ вырезать поголовно весь легион, как жертву своим языческим богам. Так, по крайней мере, говорится в житии Святого мученика Маврикия.
Жертвенная гибель Маврикия и его Фиванского легиона во имя Христианской веры потрясла весь языческий мир и подготовила приход к власти Святого Равноапостольного Царя Константина I Великого из рода Флавиев, превратившего Римскую империю в Христианскую державу.
Во время битвы у Мульвийского (Мильвийского) моста через Тибр у врат Рима, в которой языческий император Максенций был разбит Константином Великим, последний держал в руке «копье Лонгина», которое, со времен коллективного мученичества фиванских легионеров, стали именовать также «копьем Святого Маврикия». Исход битвы определил, кто отныне будет править Римом, и привел к объявлению Христианства официальной религией Римской империи.
Хотя сам Константин Великий, почитавший бога Солнца и считавший источником своих побед «Высшее Божество» (Summa Divinitas) — что, впрочем, вовсе не мешало ему вмешиваться в церковные споры между христианскими иерархами о Троичности Божества! — крестился лишь на смертном одре и воспользовался тайной силой Святого копья для того, чтобы подчинить новую религию и ее адептов своим собственным честолюбивым планам, направленным на то, чтобы сохранить воинственный дух сынов Ромула даже под личиной обновленного Христианством преображенного Рима.
Облаченный в порфиру, под которой был скрыт наконечник Святого копья, император Константин, провозглашенный придворными льстецами «тринадцатым апостолом», в качестве «внешнего епископа» провозгласил перед отцами христианской Церкви, собравшимися на Никейском соборе, догмат о Троичности Божества. При основании Нового Рима – Константинополя – император Константин Великий, по древнеримскому обычаю, обходя границы будущей столицы, которой присвоил древнее название Рима на Тибре — «урбс региа», то есть «город царей», «град царев», «царский град» (отсюда славянское название — «Царьград»), держал перед собой Святое копьё и утверждал при этом, что «шествует по стопам Того, Кого видит идущим перед собой».
По преданию, августейшая мать Константина Великого, царица Елена, обретшая в Иерусалиме Святой Истинный Крест, на котором был распят Спаситель, повелела вделать в наконечник «копья Лонгина-Маврикия» один из святых гвоздей, которыми Христос был пригвожден к Голгофскому Кресту, дабы сделать владельца Святого копья непобедимым и неуязвимым.
Несмотря на то, что позднейшие восточно-римские православные императоры считали Святого Равноапостольного Царя Константина принадлежащим исключительно собственной, «византийской», истории, его авторитет во всем христианском мире, в том числе и на Западе, был столь велик, что западные крестоносцы-«латиняне», захватившие Константинополь в ходе злополучного для Восточной Римской (Греческой или Византийской) империи IV Крестового похода, в числе прочих христианских святынь (в частности, двух обломков Святого Истинного Креста, Голгофских гвоздей, ризы и тернового венца Спасителя, Честной главы Святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и др.) вывезли оттуда и порфировую гробницу первого христианского императора Константина Великого, хранящуюся с тех пор в Ватикане.
Позднее «копьё Лонгина-Маврикия» на протяжении столетий постепенного упадка Римской империи играло немаловажную роль в отражении набегов северных и восточных варваров-язычников на римские владения, а также в их обращении в христианство и союзников римского дела.
Этим копьем владел Феодосий I Великий – последний император единой Римской державы, в 385 г. усмиривший с его помощью опустошавшие имперские земли германские племена остроготов (остготов, или восточных готов) и визиготов (вестготов, или западных готов). Вестготский царь Аларих, принявший христианство и взявший Рим в 410 г., в качестве контрибуции потребовал передать ему, между прочим, и Святое копьё. От Алариха «копье Лонгина-Маврикия» перешло к вестготскому царю Теодориху, объединившему, с помощью «копья Лонгина-Маврикия», под своими знамёнами германцев и галло-римлян, остановивших нашествие языческих орд гуннского предводителя Аттилы в битве на Каталаунских полях в 451 г., а после гибели Теодориха (выпустившего копьё в сражении из рук) – к его союзнику, «последнему римлянину» патрицию Аэцию – полководцу римского императора Запада Валентиниана III.
Обладал Святым копьём и православный василевс Юстиниан I Великий – величайший император Восточной Римской империи, отвоевавший у варваров значительные территории бывшей Западной Римской империи (Северную Африку с Карфагеном – у вандалов, Италию с Римом – у остготов, часть Испании — у вестготов), прославившийся также строительством Собора Святой Софии в Константинополе и кодифицированным в его правление сводом римского права (Codex juris civilis).
Держа в руке «копьё Лонгина-Маврикия», василевс Юстиниан I повелел закрыть Афинскую академию и навсегда изгнать за пределы Христианской империи всех учителей языческой философии. Согласно византийской традиции, Святое копьё с тех пор пребывало в ризнице константинопольской церкви – по крайней мере, до взятия «Второго Рима» крестоносцами-латинянами в 1204 г.
Во всяком случае, один из участников штурма «франками» Константинополя, Робер де Клари, свидетельствовал, что «…там нашли… железный наконечник от копья, которым прободен был наш Господь в бок…- кстати, по его же свидетельству, «франки» нашли там же «…в одном хрустальном сосуде… большую часть пролитой Им крови» (Робер де Клари. «Завоевание Константинополя» LXXXII).
Возможно, это был Святой Грааль, хотя еще ранее, в XII в., рыцари Храма — тамплиеры — хранили в своей крепости Газа «чашу из зеленого хрусталя или изумруда на золотых ножках», выдававшуюся ими за подлинный Святой Грааль, якобы обретенный тамплиерами в Кесарии (а также, кстати, и другое Святое копьё, при помощи которого участники I Крестового похода овладели сирийским городом Антиохией)! Но вернемся к «копью Финееса».
В VIII и IX вв. п. Р.Х. «копьё Финееса-Лонгина-Маврикия» по-прежнему оставалось своеобразной «осью» исторического развития человечества. Утверждали, что этот таинственный талисман был снова использован в качестве реального древкового оружия франкским полководцем Карлом Мартеллом, одержавшим в 782 г. при Пуатье эпохальную победу над войском сарацин (арабов-мусульман). Победа арабских мусульман (именовавшихся также маврами) над франкскими христианами при Пуатье означала бы установление власти Ислама надо всей Европой (во всяком случае, Западной). Однако, если это правда, то что за Святое копьё хранилось тогда в Константинополе – «Втором (или же Новом) Риме»?
Внук Карла Мартелла, франкский царь Карл Великий, коронованный папой римским в 800 г. императором Запада (а фактически — первым императором Священной Римской империи), был в немалой степени обязан своими военно-политическими успехами (в частности, покорением Испании до самой реки Ибера, или Эбро) обладанию Святым копьём.
Не сомневаясь в его победоносной силе, Карл Великий совершил за годы своего правления 47 успешных военных походов, в частности, покорив и обратив в христианство германское племя язычников-саксов. Кроме того, считалось, что обладание Святым копьём сделало Карла ясновидящим и способным предугадывать все планы и действия своих врагов, а также определить место захоронения апостола Иакова Зеведеева в испанской провинции Галисии, со временем превратившееся в одно из древнейших мест паломничества – Сантьяго де Компостела, где позднее, с целью охраны паломников к гробнице апостола, был основан знаменитый духовно-рыцарский Орден Святого Иакова и Меча.
Обладание «копьём Лонгина» окружало его венценосного владельца ореолом святости и мудрости в глазах всех его подданных. Говорят, что император Карл Великий всю свою жизнь пребывал в непосредственной близости от «копья Финееса-Лонгина-Маврикия», не расставаясь с ним ни днем, ни ночью. Когда же он, возвращаясь из своего последнего военного похода, случайно выронил «копьё Маврикия» из рук, все расценили это как предвестие скорой смерти легендарного императора Запада (которая не замедлила и в самом деле наступить).
По другой, легендарной, версии, отраженной, в частности, в средневековой «Песни о Роланде», император Шарлемань (Каролус Магнус — Карл Великий) повелел вделать острие Святого копья в рукоятку своего меча Жуайёза («Радостного»), отчего, якобы, произошел боевой клич древних франков и их потомков-французов «Монжуа» (Моя радость)!
Со дня увенчания Карла Великого императорской короной в Риме в 800 г. и до ликвидации Священной Римской империи императором французов Наполеоном I Бонапартом после битвы под Аустерлицем в 1805 г. «копьем Финееса и Лонгина» на протяжении 1000 лет обладали 45 западных «римских» (на деле же – франкских, а затем – германских) императоров.
Справедливости ради, следует заметить, что во все времена существовало (и по-прежнему существуют) немало реликвий, претендующих на право именоваться «подлинным копьём Лонгина».
Одно такое копьё (точнее, наконечник копья, украшенный в центре прорезью в форме лапчатого креста – так называемый «Святой Гегард») с давних пор (якобы с момента крещения древней Армении в IV в.) хранится в ризнице кафедрального собора монофизитской армянской церкви города Эчмиадзина (древнего Вагаршапата), вместе с другими христианскими святынями, привезенными крестителем Армении Григорием Просветителем (Грикором Лусаворичем) из Кесарии Палестинской. «Святой Гегард» (о котором также рассказывают, что именно им был насмерть поражен в битве с персами нечестивый римский император Юлиан Отступник, отрекшийся от христианства и пытавшийся вновь ввергнуть империю потомков Ромула во мрак язычества) помог войскам армянских христиан одолеть их противников-огнепоклонников (маздеистов). Автору настоящей военно-исторической миниатюры довелось, будучи в Армении, посетить ризницу Эчмиадзинского собора и лицезреть там Святое Копьё.
Другое Святое копьё с незапамятных времен висело в Большом зале Ватикана (а до этого – в Латеранском дворце римских пап).
Третье «копьё Лонгина» обреталось в древней столице Польши – Кракове; считалось, что римско-германский император Оттон III при посещении города Гнезно в 1000 г. подарил его своему вассалу — польскому королю Болеславу Храброму, собравшемуся совершить паломничество в Святую Землю. По одной из легенд именно этим Святым Копьём польский рыцарь Добко (Добеслав) сразил в битве при Танненберге (Грюнвальде) в 1410 г. Верховного магистра (Гохмейстера) Тевтонского (Немецкого) ордена Ульриха фон Юнгингена (который был неуязвим для любого другого оружия, ибо носил поверх лат золотой ковчежец с частицей Истинного Животворящего Креста и мощами нескольких святых)!
Четвертое Святое копьё было, как уже упоминалось выше, найдено участниками I Крестового похода при осаде Антиохии в 1098 г., что помогло им овладеть этой сильнейшей крепостью Востока.
Пятое «копьё Финееса», таинственным образом связанное с именем знаменитого православного проповедника и Отца Церкви Иоанна Златоуста, как мы уже знаем, несколько столетий хранилось в столице Восточной Римской империи — Константинополе. В XIII в. это копьё было перевезено французским королем Людовиком IX Святым, возвращавшимся из Крестового похода, из Византии в Париж. Им очень интересовался знаменитый схоластик-доминиканец Фома Аквинский, прозванный «ангелическим доктором». Но если это так, то что за Святое копьё, упомянутое Робером де Клари, обрели западные крестоносцы при взятии Царьграда в 1204 году?
Еще одно, уже шестое, «копьё Лонгина» впервые вошло в историю в Х в., в правление германского короля из Саксонской династии – Генриха I Птицелова (919-936 гг.), разгромившего во главе тяжеловооружённой саксонской кавалерии конные орды опустошавших Германию (и доходивших даже до Италии и Франции) язычников-венгров (мадьяр). Это Святое копьё было подарено Генриху I в 930 году бургундским королем Рудольфом в подтверждение отказа последнего от притязаний на имперскую Италию (север Апеннинского полуострова). О том, как Святое копьё попало к Рудольфу Бургундскому, история умалчивает. Однако традиция утверждает, что в битве с мадьярами на реке Унструте, ознаменовавшей окончательное поражение венгерских язычников, король Генрих I Птицелов держал в руке «копьё Лонгина».
После победы над язычниками-венграми таинственное копьё не упоминалось в летописях до самого дня смерти Генриха Птицелова в Кведлинбурге и коронации его не менее знаменитого сына – римско-германского императора Оттона I Великого (936-973 гг.), засвидетельствованного льстивыми придворными хронистами в качестве первого «законного» владельца Святого копья. Правда, по одной из версий, Генрих Птицелов перед тем, как завещать Святое копьё своему сыну и наследнику, передал его на некоторое время своему отдалённому родственнику (по происхождению от древнегерманского племени саксов, ещё до переселения части этого саксонского племени, вместе с англами и ютами, в Британию!) англо-саксонскому королю Ательстану, также сражавшемуся не на жизнь, а на смерть с язычниками (только не с венграми, а с датскими викингами, наводнившими в то время Англию).
С помощью «копья Лонгина» король Ательстан одержал решающую победу над датчанами в битве при Мальмсбери. Когда же сестра Ательстана – Эдгита – вышла замуж за Оттона I Великого, английский король подарил ему Святое копьё как часть приданого своей дочери. С этим даром было, якобы, связано поставленное Оттону I его тестем Ательстаном условие превратить города-гарнизоны материковой Европы в торговые центры, и потому император Оттон I вошел в историю не только как победитель варваров, но и как градостроитель, придавший первые контуры европейской экономике.
Оттон I, в свою очередь, разгромил венгров в битве на реке Лех под Аугсбургом в 955 г. – и, разумеется, при помощи Святого копья, которое возили за ним в сражении рядом с военным стягом, украшенным образом Михаила Архангела (побеждённые им венгры вскоре обратились в христианство). Согласно сообщениям других хронистов, Оттон Великий, прибыв с войском в Рим, еще в качестве германского короля, преклонил колена перед папой Иоанном XII, который коснулся «копьём Лонгина» его плеча и тем самым символически провозгласил его владыкой Священной Римской империи. При этом, правда, остаётся не совсем ясным вопрос, какое именно Святое копьё использовалось при коронации – унаследованное королем Оттоном – через Ательстана — от отца, или же хранившееся «с незапамятных времен» у римских пап.
Во всяком случае, не подлежит сомнению, что священным «копьём Финееса-Лонгина-Маврикия» владели последовательно пять римско-германских императоров Саксонской династии, а затем — семь кайзеров (кесарей, цезарей, императоров) Швабской династии Гогенштауфенов, в том числе легендарные Фридрих I Барбаросса («Рыжебородый») и его не менее знаменитый внук Фридрих II, прозванный «чудом мира» (stupor mundi).
Фридрих I Барбаросса (1152-1190 г.г.), в чьих жилах текла кровь враждовавших дотоле древних аристократических родов Штауфенов и Вельфов, поистине обладал всеми качествами идеального средневекового правителя и рыцаря. Мечтавший о восстановлении древней Римской империи в прежнем блеске, рыжебородый император, хотя и не имел под своим началом победоносных древнеримских легионов, покорил всю Италию, взял Милан (откуда вывез реликварий с мощами трёх евангельских «царей-волхвов», доныне хранящийся в кафедральном соборе немецкого города Кёльна) и доказал свое превосходство над папой римским. Он взял Рим и – с «копьём Лонгина» в руке! — лично возглавил штурм Латеранского дворца, вынудив папу римского искать спасение в бегстве.
Впоследствии, встретившись с римским пе6рвосвященником в Венеции, Фридрих I Барбаросса – опять-таки со Святым копьём в руке! – преклонил колена перед папой, которого только что победил на поле боя, и поцеловал ему ноги. Но это было ничем иным, как военной хитростью, необходимой для того, чтобы выиграть время и восстановить свою власть над мятежной Италией. Фридрих Барбаросса погиб во время III Крестового похода, утонув при переправе через реку Салефу в Сирии. В момент переправы через реку Святое копьё выскользнуло у него из рук – и конь императора в тот же миг оступился! Из реки его извлекли уже мёртвым. Впрочем, смерть во время Крестового похода (как и во время всякого паломничества к святым местам вообще) считалась достойнейшим концом для рыцаря и вообще всякого христианина и верным пропуском в рай…
Однако же внук Барбароссы, по мнению многих современников и историков последующих поколений, превзошёл своего знаменитого деда. Фридрих II Гогенштауфен (1212 -1250 гг.), необычайно талантливый и высокообразованный для своего времени властитель, обладавший поистине энциклопедическими знаниями (в том числе и в области оккультных наук), свободно владевший шестью языками и правивший на Сицилии, являвшейся при нем центром Священной Римской империи, более всех своих сокровищ ценил «копьё Финееса и Лонгина», унаследованное им от своего легендарного деда. Фридрих II полагался на силу Святого копья как во время совершенного им несанкционированного папой римским Крестового похода в Святую Землю (в ходе которого ему удалось, почти без пролития крови, заставить мусульман вернуть христианам Иерусалим и самому короноваться королем Иерусалимским – хотя и против воли папы, отлучившего его от церкви!), так и в непрестанных боях с мятежными итальянскими городами и папскими войсками.
Когда власть над Священной Римской империей перешла к Люксембургской династии, представители последней как бы унаследовали и функцию хранителей Святого копья. Один из самых знаменитых представителей этой династии, римско-германский император и чешский (богемский) король Карл (Карел) IV Люксембург, повелел изготовить для Святого копья новую, золотую манжетку, скреплявшую переломившийся со временем наконечник, поверх предыдущей, серебряной манжетки, с надписью, свидетельствующей о принадлежности копья Святому Маврикию, и повелел хранить Святое копье в замке Карлштейн (Карлув Тын) близ Праги. В период гуситских войн еретики-табориты неоднократно осаждали замок Карлштейн, пытаясь овладеть Святым копьём, в чем, однако, не преуспели, невзирая на многократные штурмы и ожесточенный артиллерийский обстрел (так, в ходе шестимесячной осады Карлштейна в 1422 г. гуситы выпустили по осажденному замку в общей сложности до 10 000 каменных ядер из метательных машин и артиллерийских орудий).
Со временем Святое копьё перешло к римско-германским императорам из австрийской династии Габсбургов, и с тех пор хранилось в сокровищнице их венского дворца Гофбург вместе с коронационными регалиями Священной Римской империи. После битвы при Аустерлице упомянутый нами выше император французов Наполеон I Бонапарт (фактически ставший императором Запада) потребовал передачи ему «копья Лонгина», которое было перевезено в старинный имперский город Нюрнберг. Впрочем, по другой версии все обстояло наоборот – до Аустерлица Святое копьё находилось в Нюрнберге, а после Аустерлица – в Вене. Вторая версия представляется нам более правдоподобной.
После присоединения Австрии в гитлеровскому Третьему рейху* в 1938 г. Святое копьё было вновь перевезено в Нюрнберг, а оттуда – в восстановленный рейхсфюрером (имперским руководителем) СС Генрихом Гиммлером, в качестве штаб-квартиры «чёрного ордена», древний вестфальский замок Вевельсбург, которому — по не доведённому до конца проекту – предполагалось придать очертания «копья Лонгина». По данным различных источников, Святое копьё хранилось в центре крипты замка Вевельсбург, под изображенным с внутренней стороны свода купола крипты «крюковидным крестом» (свастикой-гакенкрейцем), сохранившейся в крипте Вевельсбурга по сей день. После 1945 г. Святое копьё было, по одной версии, вместе с прахом Адольфа Гитлера и Святым Граалем, доставлено секретной субмариной на тайную нацистскую базу Новая Швабия (Шангрила) в Антарктиде, в то время как в венский Гофбург была возвращена всего лишь копия Святого копья. По другой, общепризнанной, версии – в Гофбург было возвращено подлинное «копьё Финееса и Лонгина».
Святое копьё пребывает в столице Австри городе Вене по сей день. В его продолговатый, почерневший от времени железный наконечник, покоящийся на выцветшей красной бархатной подушечке, в кожаном футляре, вделан кованый железный гвоздь, считающийся одним из Голгофских гвоздей. Гвоздь этот вделан в прорезь посредине наконечника, украшенного в нижней части нанесенными по обе стороны от втулки двумя золотыми Андреевскими крестиками, и дополнительно закреплён при помощи манжетки, обмотанной металлической (золотой, серебряной и медной) проволокой. В ходе бурной истории Святого копья его наконечник оказался переломленным пополам и с тех пор его острие соединено с нижней частью наконечника другой, серебряной, манжеткой, которой довольно-таки неуклюжие руки древнего мастера попытались придать очертания сложенных голубиных крыльев.
Здесь конец и Богу нашему слава!
ПРИМЕЧАНИЕ
*Немецкое слово «рейх», или «райх» (нем. Das Reich) может переводиться на русский и как «государство», и как «империя», но ближе всего оно к понятию «держава». В немецком языке оно также употребляется мистически в значении «царство»: Dein Reich komme — «Да приидет Царствие Твое». Первоначально этим термином немцы обозначали Священную Римскую Империю (основанную в 800 году п. Р.Х. царём франков Карлом Великим, в состав которой входила и территория позднейшей Германии), затем — «Священную Римскую Империю германской нации» (962 — 1806), откуда пошло употребление термина в смысле общегерманского государства, объединяющего немецкие земли (по этой причине «Рейхом» официально именовалась и Веймарская Республика). Понятие «Третий рейх», которое изначально носило мистический характер («Третье царство») и употреблялось в хилиастических ересях и радикальных протестантских доктринах конца Средневековья — начала Нового Времени, в политическом смысле ввёл придерживавшийся националистических взглядов немецкий писатель и переводчик Артур Мёллер ван ден Брук, который назвал так свою книгу, выпущенную в 1923 году. Согласно Мёллеру ван ден Бруку, «Первым рейхом» была Священная Римская империя германской нации (962—1806), «Вторым рейхом» — Германская империя под скипетром прусских королей из династии Гогенцоллернов, провозглашённая в 1871 году и рухнувшая в 1918 году в результате поражения Германии в I Мировой войне и Ноябрбской революции. «Третьим рейхом» Мёллер ван ден Брук считал грядущее идеальное пангерманское (включающее все населенные немцами земли) государство, которое должно прийти на смену слабой послевоенной либерально-демократической (и потому чуждой немецкому духу и немецким традициям) Веймарской республике. Гитлер перенял идею Третьего рейха от Мёллера ван ден Брука (покончившего с собой в 1925 году).
На иллюстрации к настоящей миниатюре, помещённой в ее заголовке, запечатлены (слева направо): 1) «Венское Святое копьё»; 2) «Ватиканское Святое копьё»; 3)«Эчмиадзинское Святое копьё (Святой Гегард)».
WR