Код Диденко

Перед вами интересный, но спорный материал. Впрочем, интересные материалы всегда дискуссионны. Поэтому уже двое: писатель и ученый согласились дать к нему комментарий. Тем, кто сразу станет отвергать написанное, скажу: предложите что-нибудь сами.

Игорь Гревцев, писатель

На мой взгляд, на взгляд человека с 30-летним опытом церковной жизни, закончившего Свято-Тихноновский богословский институт по специальности «Эксперт в вопросах теологии», открытки «Код Диденко» не имеют какой-то реальной духовной ценности. Не могу представить, на какую аудиторию они рассчитаны. Но… никакая работа, совершаемая во славу Божию и с мыслью о Нём, не может быть отвергнута и, тем более, запрещена. Даже, если из тысячи человек всего один обратит на них внимание и в его душа затеплится живой огонёк, значит, эти открытки выполнили свою главную функцию – заставили эту душу начать поворачиваться к Богу. И за одну только эту душу Господь благословит автора «Кода Диденко». Поэтому, высказав своё личное мнение, я ни в коем случае не буду настаивать на том, чтобы автор прекращал своё Божье дело.  

А теперь, что касается чистой догматики. На открытке под заповедью «Не убивай» проскальзывает явная богословская ошибка. Текст так озвучивает эту заповедь: «Данное условное обозначение шестой заповеди символизирует отрицание убийства живых существ». Но живыми существами являются все формы органической жизни: от микробов до высокоорганизованных представителей фауны, от домашних животных до человека. Если эту формулировку заповеди составлял вегетарианец, тогда всё понятно. Но заповедь «не убий!» относится к человеку, и может быть рассматриваема только в отношении человека к человеку. В Книге Бытия Ветхого Завета Бог Сам благословляет первого человека на употребление в пищу зверей, птиц и рыб. Не следует к Божьим Заповедям примешивать идеи «гринписовцев». Это – кощунство. Каждый сам для себя решает, есть ему мясо животных (т.е. быть вольным или невольным их убийцей), или нет. А главное кощунство заключается в следующем: если человечество откажется от потребления мяса, то сколько же миллиардов домашних животных не появятся на свет Божий, не увидят солнца хоть и на краткое время, и не восславят Господа? Более жестоких убийц животных, чем те, кто призывает к отказу от потребления мяса, я ещё не встречал. Но надеюсь, что составитель «Кода Диденко» к таковым не относится и просто допустил случайную ошибку. 

Наталья Мостицкая, ученый

Несомненно, заслуживает благодарности само обращение к теме религиозных заповедей. В названии проекта автор  указывает на авторское прочтение заповедей, представленное в общепопулярных и узнаваемых  символах.

Но здесь очень важно учитывать аудиторию, к которой обращено данное послание. Для людей религиозно грамотных или для аудитории, знакомой с графикой советского плаката  послание выглядит несколько наивно, поскольку некоторые знаки отсылают к культурному коду советской эпохи. В то же время сама идея формирования культурного кода для визуально-ориентированной аудитории современного интернет- пространства весьма интересна, но в этом случае  по некоторым позициям нужна доработка символов, с учетом символически-языковой коммуникации социального взаимодействия в интернет пространстве.

Так заповеди 3 и 9 включают повтор знака, что сбивает восприятие,

заповедь 6 с символом голубя понятна только после объяснения,

заповедь 7 не читается как запрет, поскольку образ сердца воспринимается как любовь вообще, а не интимные отношения,

заповедь 10 не воспринимается как запрет, поскольку знак денежного мешка воспринимается как образ искомого богатства, помещается на поздравительных открытках и др.

В целом проект интересный, но требует еще корректировки, с учетом семиотического пространства современной цифровой коммуникации.  

Просмотреть презентацию можно по ссылке: Иконический набор-крест условных обозначений десяти заповедей от Диденко Вячеслава Леонидовича